Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Іоаннъ Дамаскинъ († ок. 780 г.)
Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
[1].

Нынѣ свѣтло празднуетъ тварь, принимая новое небо — Дѣву. Родилась на землѣ Дѣва — одушевленный чертогъ Царя небеснаго. Произошла на свѣтъ Отроковица, сіяющая свѣтлѣе солнечныхъ лучей. Изъ безплодной возсіялъ Младенецъ — священнѣйшій храмъ дѣвства. Кто не поспѣшитъ на праздникъ? Кто не принесетъ праздничныхъ даровъ, пріятныхъ Дѣвѣ? Самый лучшій даръ у тѣхъ, которые ведутъ дѣвственную жизнь, есть непорочность, у супруговъ — воздержаніе, у богатыхъ — щедрость, у бѣдныхъ — благодарность, у начальниковъ — кротость, у царей — правосудіе, у священниковъ — преподобіе, у всѣхъ справедливость во всемъ. А когда принесены такіе дары и съ ними соединено празднованіе; то пріидите — взыграемъ отъ радости, воспоемъ благодарственныя пѣсни, вмѣстѣ съ Давидомъ, возрадуемся Господеви, воскликнемъ Богу Спасителю нашему (Псал. 94, 1). Творцу всего устроенъ храмъ для принятія Его; Создателю-Слову приготовленъ гостепріимный домъ; ддя Солнца правды распростерто свѣтлое облако; одѣвающему небо облаками сдѣлана основа Боготканной одежды; соединяющему съ временами времена и лѣта показанъ брачный чертогъ. Ликуйте, дѣвы, ибо нынѣ день рожденія Дѣвы. Взыграйте, матери, ибо Дѣва есть плодъ матери. Безплодныя жены будьте благодушны, взирая на Ту, которая прежде была безплодною, а потомъ родила божественнаго Младенца. И отроковицы да не оставляютъ ликованія, празднуя рожденіе Той, которая одна есть вѣнецъ и царица отроковицъ. Вострубите трубою на холмѣхъ, возгласите на высокихъ, проповѣдите во Іерусалимѣ, какъ заповѣдуется намъ чрезъ Осію (5, 8). Да возрадуется Давидъ-Богоотецъ; да возвеселится Исаія — главный между пророками; первый, потому что изъ чреслъ его, сообразно съ клятвеннымъ обѣщаніемъ, происходитъ Царица, отъ которой плодъ его Богъ обѣщалъ посадить на престолѣ его (Псал. 131, 11); послѣдній — потому что исполнилось пророчество его: изыдетъ жезлъ изъ корене Іессеова, и цвѣтъ отъ корене его взыдетъ (Ис. 11, 1). Дѣва есть жезлъ, изъ котораго происшелъ вѣчный цвѣтъ — неискусобрачный Христосъ. Но для чего я опредѣляю тому или другому радоваться, а не выражаю радости краткимъ словомъ? Да возрадуется небо свыше, и облацы да кропятъ правду: да прозябнетъ земля, и да прораститъ милость, и правда да прозябнетъ вкупѣ (Ис. 45, 9). Почему же? Потому что скинія явилась Богу Іакова; потому что святое мѣсто показано всесвятому Слову. Да восклицаетъ Іаковъ — славнѣйшій изъ патріарховъ: яко страшно мѣсто сіе: нѣсть сіе, но домъ Божій, и сія врата небесная (Быт. 28, 17). О неизреченныя событія! О чудныя дѣла! Что значитъ эта новая вѣсть? Что значитъ эта удивительная и неизреченная притча? Если небо небесе не довлѣютъ Ти (2 Цар. 8, 27), какъ говоритъ Писаніе: то какое земное жилище будетъ достаточно для Бога? Еда небо и землю не Азъ наполняю, рече Господь (Іер. 23, 24). И гдѣ найдется мѣсто, могущее объять столь великое Существо, превышающее всякое понятіе о вмѣстимости, такъ какъ безконечное не заключается въ количествѣ? Небо престолъ Мой — говоритъ Господь — земля же подножіе ногъ Моихъ (Ис. 66, 1). Какой же домъ можетъ быть построенъ для вопрошающаго (Бога)? Или какое бы мѣсто найдено было для покоя Его? Но оно найдено и явилось. Какъ же, или какимъ образомъ? Въ этомъ и состоитъ вопросъ. Не много пожди, возлюбленный, и получишь желаемое разрѣшеніе.

Когда Богъ, по безпредѣльной благости Своей, восхотѣлъ привести человѣка изъ небытія въ бытіе, то прежде небо распростерто, земля утверждена, море заключено въ своихъ предѣлахъ и все, что нужно было для наполненія земли и моря, приведено въ совершенный порядокъ. Потомъ человѣкъ, какъ царь, помѣщается въ раю, для упражненія въ добродѣтели. И еслибы онъ не преступилъ заповѣди, то не былъ бы изгнанъ изъ мѣста удобнаго къ продолженію жизни. Не имѣя нужды въ одеждѣ, онъ, если не воспротивился бы Божіимъ намѣреніямъ, не нисшелъ въ состояніе, подверженное весьма многимъ несовершенствамъ, такъ что вмѣсто единаго Бога онъ почиталъ многихъ боговъ. Итакъ, когда всѣ люди — скажу кратко — подверглись тлѣнію, тогда милосердый Богъ, не желая, чтобы уничтожилось созданіе рукъ Его, творитъ другое новое небо, землю и море, въ которыхъ Невмѣстимый благоволилъ вмѣститься для возсозданія рода человѣческаго. Это — блаженная и преславная Дѣва. О чудо! Она есть небо, потому что изъ неприступныхъ сокровищъ изводитъ солнце правды. Она есть земля, потому что изъ неоскверненныхъ чреслъ нетлѣнія произращаетъ класъ жизни. Она есть море, потому что изъ нѣдръ Своихъ износитъ духовную жемчужину. Итакъ, уже явилось новое твореніе Непостижимаго; приготовленъ царскій чертогъ Всецаря; устроено разумное жилище Невмѣстимаго. Какъ величественъ этотъ міръ! Какъ достойно удивленія твореніе, украшенное произрастеніями добродѣтелей, благоухающее цвѣтами чистоты, сіяющее лучами созерцаній, имѣющее въ изобиліи всѣ другія блага; кратко сказать — достойное того, чтобы Богъ обиталъ между человѣками. Правда, и первый міръ весьма удивителенъ. Егда сотворены быша звѣзды — говоритъ Господь — восхвалиша Мя гласомъ веліимъ вси Ангели Мои (Іов. 38, 7), — и воспѣли. Но ничто столько не Богоприлично, какъ блаженная и пречудная Дѣва. Для удостовѣренія въ истинѣ этого, послушай, что говоритъ многострадальный Іовъ: небо не чисто, и звѣзды не безпорочны предъ Богомъ. Но что чище Дѣвы? Что непорочнѣе Ея? Ее столько возлюбилъ Богъ, высочайшій и чистѣйшій свѣтъ, что чрезъ нашествіе Святаго Духа существенно соединился съ Нею и родился отъ Нея совершеннымъ человѣкомъ, не измѣняя и не смѣшивая свойствъ. О чудо! Человѣколюбивѣйшій не устыдился Свою рабу сдѣлать Своею Матерью. О снисхожденіе! Преблагій не отрекся родиться отъ Своего творенія, возлюбивъ Ту, которая прекраснѣе всякой твари, избравъ Ту, которая достоинствомъ Своимъ превосходитъ небесныя силы. О Ней-то пречудный Захарія говоритъ: красуйся и веселися, дщи Сіоня, зане се Азъ гряду, и вселюся посреде тебе, глаголетъ Господь (Зах. 1, 10). О Ней же — какъ я думаю — и блаженнѣйшій Іоиль восклицаетъ такъ: дерзай, земле, радуйся и веселися, яко возвеличи Господь, еже сотворити тебе (Іоил. 2, 21). Она есть земля, на которой священнѣйшій Моѵсей получилъ повелѣніе скинуть обувь закона (Исх. 3, 5), бывшаго сѣнію замѣнившей его благодати. Она есть земля, на которой Духомъ основанъ по плоти Тотъ, кто основываетъ землю на тверди ея (Псал. 103, 5). Она есть земля, не принявшая сѣмени и питающая своими плодами Того, кто даетъ пищу всѣмъ. Она есть земля, на которой терніе грѣха но взошло; напротивъ чрезъ растеніе, происшедшее отъ нея, совершенно исторгнуто. Она есть земля не та, которая прежде проклята была, и которой плоды наполнены терніемъ и волчцами, но та, на которой благословеніе Господне, и которой плодъ чрева благословенъ, какъ говоритъ Священное Писаніе (Лук. 1, 42).

Теперь посмотримъ, откуда прямо произошла всегда живая отрасль дѣвства: кто Ея отецъ и кто матерь. Это — Іоакимъ и Анна, славная и всечестная чета Слова, — союзъ, который священнѣе всѣхъ супружествъ; потому что если вѣтвь превосходитъ все, то ужели корень не будетъ весьма подобнымъ ей? Впрочемъ растеніе, имѣющее хорошіе корни, столь величественное и прекрасное, было безплодно. Чистѣйшій источникъ, — но не изливавшій потока: бѣдствіе тяжкое, обстоятельства прискорбныя и горестныя. Что же? Воззваша праведніи, и Господь услыша ихъ, и отъ всѣхъ скорбей ихъ избави ихъ (Псал. 33, 18). Такъ издалека Давидъ по вдохновенію изобразилъ сіе. Воззваша — говоритъ — приведніи. Мнѣ кажется, что эта чета представляла собою лице всего человѣчества. А потому они видѣли человѣчество чуждымъ Богопознанія, видѣли міръ вдовствующимъ по причинѣ невѣрія, такъ какъ — по словалъ Псалмопѣвца — вси уклонишася, вкупѣ неключими быша (Псал. 13, 3). Горестное разстройство, печальное безплодіе! Воззваша праведніи, т. е. въ собственномъ саду. Почему? Потому что изъ сада происшелъ печальный грѣхъ, и тамъ Богъ всѣхъ сказалъ праматери: умножая умножу печали твоя и воздыханія твоя: въ болѣзнехъ родиши чада; и къ мужу твоему обращеніе твое (Быт. 3, 16). О чемъ же они взывали? О плодѣ чрева, т. е. просили о плодоносіи Богопознанія и, вѣроятно, такъ молились: «Адонаи, Господи Боже Саваоѳъ! Ты знаешь поношеніе безчадія, знаешь скорбь безплодія. Если Ты милостиво призришь на смиреніе рабовъ Твоихъ и дашь рабамъ Твоимъ дитя, то мы принесемъ его въ даръ Тебѣ». Господь, скорый на милости и медленный на гнѣвъ, услышалъ ихъ, даровавъ имъ нареченную Маріею, столь славную и великую цѣну для искупленія Евы: Дщерь сдѣлалась врачевствомъ матери. Вотъ новое, бреніе божественнаго возсозданія, всесвятый начатокъ рода нашего, корень возвѣщенной Богомъ отрасли, веселіе прародителя! О благодѣяніе! о щедродательность! Не правда ли, что самое солнце сіяетъ нынѣ лучезарнѣе, какъ-бы чувствуя великую радость? Вся тварь какъ-бы превозносится, въ надеждѣ освобожденія отъ тлѣнія, при рожденіи Той, которая безсѣменно зачнетъ Освободителя міра. Посмотри и на послѣдующее. Внимательно слушай, возлюбленный, и не лѣнись изслѣдовать. Мельзи млеко — говоритъ Писаніе — и будетъ масло (Прит. 30, 33). Благопріятно мѣсто молитвы праведныхъ (Іоакима и Анны). Помолившись въ саду, они родили садъ гораздо блаженнѣйшій перваго. Тамъ змій шептавшій легко обольстилъ Еву; здѣсь Гавріилъ Архангелъ, возвѣстившій Маріи радостное событіе, хотя смутилъ ее, но не обольстилъ. Тамъ послушаніе, оказанное змію, пріобрѣло горестную смерть; здѣсь, напротивъ, слова Ангела принесли людямъ жизнь всегда радостную. Тамъ — горестное опредѣленіе для раждающей послѣ непослушанія; здѣсь — нашествіе Святаго Духа, радостное для Той, которая, по словамъ пророческимъ, избѣжала тяжкихъ болѣзней (рожденія). Какое измѣненіе дѣлъ! Какая новость событій! Древняя мимоидоша и — должно сказать — се быша вся нова (2 Кор. 5, 17). Настоящее свѣтлое торжество, по точнѣйшему изслѣдованію его, служитъ началомъ домостроительства и пришествія Божія къ человѣкамъ.

Ты имѣешь, возлюбленный, разрѣшеніе вопроса. Ты получилъ обѣщанный долгъ. Скажи же и ты съ Исаіею слова Исаіи: Господи Боже мой, прославлю Тя, воспою имя Твое, яко сотворилъ еси чудная дѣла, совѣтъ древній истинный (Ис. 25, 1). Скоро ты увидишь Блаженную входящею во Святая святыхъ. такъ какъ Она уже посвящена всесвятѣйшему Богу, — потомъ во чревѣ зачинающею Невмѣстимаго. О чудо! въ маломъ тѣлѣ обитаетъ Содержащій горстію все. Какъ же ты, противникъ Христовъ, называешь Его неизобразимымъ (я уклоняюсь немного отъ предмета)? «Потому что хотя Онъ — говоришь — и подобенъ намъ, но выше насъ». Но что изъ того? Различіе и несходство, не по человѣческому виду, но по Божественной природѣ. Такъ, напримѣръ, по человѣчеству Онъ питался молокомъ матернихъ сосцевъ, но по Божеству доставлялъ жизнь Матери. Подобно намъ, говорилъ членораздѣльнымъ голосомъ, но, будучи выше насъ, божественною властію повелѣвалъ — и творились чудеса. Подобно намъ ходилъ по землѣ, но, будучи выше насъ, шествовалъ и по морю. Распинался плотію на крестѣ, подобно намъ; но, будучи выше насъ, крестомъ изгналъ враждебныя силы. Одно принадлежитъ ограниченной природѣ, такъ какъ она подобна намъ; а другое — неограниченной, которая выше насъ. Ни одна изъ двухъ природъ, при существенномъ соединеніи, не уничтожила естественныхъ свойствъ другой, но каждая изъ нихъ осталась въ своихъ предѣлахъ. А ты, опасаясь описывать или изображать (ибо это одно и тоже), и смѣшиваешь естества съ акефалитами, и отвергаешь домостроительство съ манихеями. Меньше было бы твое безуміе (я скажу истину), еслибы ты держался ученія іудеевъ, нежели когда ты, называясь христіаниномъ, возстаешь противъ Христа: тотъ, не принимая воплощенія Бога, не изображаетъ Его и поступаетъ согласно съ самимъ собою; а когда ты, принимая воплощеніе, не изображаешь, то поступаешь непослѣдовательно съ самимъ собою и дѣлаешься смѣшнымъ для самаго іудея (я не говорю уже о безчестіи). Но довольно говорить къ симъ людямъ; мы собрались не для опредѣленія догматовъ, а для празднованія. Сдѣлавъ краткое привѣтствіе Дѣвѣ, и преимущественно тѣми наименованіями, которыя даны Ей въ Священномъ Писаніи, мы окончимъ смиренное слово.

Радуйся, Марія, или лучше Μυρία (безпредѣльная), по безпредѣльному величію славы. Хотя-бы кто приписалъ Тебѣ безчисленное множество похвалъ, однако не восхвалилъ бы Тебя достойно. Радуйся госпожа, какъ Матерь, получившая господство Господа всего. Кто скажетъ, что все служитъ Тебѣ — не уклонится отъ истины. Радуйся смѵрна морская, въ соляномъ потокѣ жизни носящая плоть, мертвую для грѣха; изъ Тебя происходитъ Тотъ, кто есть сладость и весь желаніе и кто говоритъ въ Пѣсняхъ: объимахъ смѵрну со ароматами Твоими (Пѣсн. 5, 1). Радуйся купина, чудесно объятая огнемъ, неприступная для грѣха (такъ какъ и купина, явившаяся Моѵсею, была неприкосновенна), и божественнымъ рожденіемъ Своимъ сдѣлавшая небо приступнымъ для земнородныхъ. Радуйся ковчегъ, Богоустроенное жилище, управительница новосозданнаго міра, отъ которой происходитъ Христосъ — новый Ной, наполняющій высшій міръ нетлѣніемъ. Радуйся жезлъ, Богонасажденное растеніе, одна изъ всѣхъ дѣвъ чадородная, безсѣменно прозябшая цвѣтъ — Бога всѣхъ и Священноначальника. Радуйся стамна, златый сосудъ, отдѣленный отъ всякаго сосуда; изъ Тебя весь міръ получаетъ манну — хлѣбъ жизни, испеченный огнемъ Божества. Радуйся скинія, небо Божества, превосходящее устройство видимаго неба; чрезъ Тебя Богъ самолично бесѣдовалъ съ человѣками, и пришло въ міръ вѣчное очищеніе. Радуйся кадильница, златый сосудъ; Ты носишь въ себѣ божественный угль и изъ Тебя разлилось благоуханіе Духа, изгоняющее изъ міра зловонное тлѣніе. Радуйся трапеза, Богомъ предложенное смѣшеніе, исполненное всѣми благами добродѣтелей причащеніе для Того, кто говоритъ въ Пѣсняхъ: Ты — чаша источена, не лишаемая мста (Пѣсн. 7, 2). Радуйся храмъ, чисто устроенный домъ Господень, о которомъ Давидъ говоритъ: святъ храмъ Твой, дивенъ въ правдѣ (Псал. 64, 5), изъ котораго Христосъ, устроивъ Себѣ храмъ, т. е. тѣло, содѣлалъ смертныхъ храмами живаго Бога. Радуйся освященіе, Богомъ излитый источникъ, исполненный всякой святости, изъ котораго происшелъ Святый святыхъ, очищающій міръ отъ скверны. Радуйся мѣсто Господне, Богомъ пройденная земля, вмѣстившая въ воплощеніи Того, кто по Божеству не ограничивается никакимъ мѣстомъ; чрезъ Тебя простый сдѣлался сложнымъ, вѣчный — временнымъ, неописанный — описаннымъ. Радуйся домъ Божій, сіяющій божественными красотами, съ неотъемлемымъ порогомъ чистоты; Ты исполнена славы Господней, и духомъ свѣтлѣе огненныхъ Серафимовъ. Радуйся Дѣва — врата, обращенныя къ востоку, изъ которыхъ вышелъ востокъ жизни для людей, уменьшающій западъ смерти: Богомъ пройденная купина, носящая ключи дѣвства. Радуйся небо — жилище, которое славнѣе мѣста, окружающаго міръ; Ты сіяешь свѣтомъ добродѣтелей, какъ звѣздами; изъ Тебя возсіяло Солнце правды, содѣлавшее для людей день спасенія и незнающее запада. Радуйся престолъ, превознесенный славою, одушевленное сѣдалище; Ты въ себѣ самой представляешь сѣдалище Божіе и доставляешь Богу лучшій покой, нежели разумныя силы. Радуйся Херувимъ — огнеобразный умъ; Ты исполнена божественныхъ мыслей, какъ-бы очей, и привлекаешь къ Себѣ великіе дары благодати; чрезъ Тебя переходитъ къ людямъ невечерній свѣтъ. Радуйся безмужняя Матерь, одна между матерями чистая Матерь и вмѣстѣ Дѣва — чудо новѣйшее изъ всѣхъ чудесъ. Радуйся Дѣва, родившая Сына — одна между дѣвами дѣтородная, Дѣва и вмѣстѣ Матерь, — чудо, изумительнѣйшее изъ всѣхъ чудесъ. Радуйся печать царская, воплотившагося изъ Тебя Царя всей твари отпечатлѣвающая въ тѣлѣ, подобномъ Твоему: ибо какова раждающая, таково, конечно, и раждаемое. Радуйся книга запечатанная, чуждая всякой суетной мысли; чрезъ Тебя Господь Богодарованнаго закона, Самъ Собою, дѣвственно познается. Радуйся свитокъ новаго таинства, по нетлѣнію совершенно новый, въ которомъ Слово, не имѣющее вида, изобразилось письмомъ человѣческимъ, т. е. воплотилось, сдѣлавшись подобнымъ намъ во всемъ, кромѣ грѣха. Радуйся источникъ запечатлѣнный, родникъ нетлѣнія, излившій Христа, источника жизни, между тѣмъ какъ печати дѣвства остались неповрежденными; причащеніемъ Его получивъ безсмертіе, мы опять входимъ въ нестарѣющій рай. Радуйся вертоградъ заключенный, непостижимое для дѣвъ плодоносіе; Твое благовоніе подобно благовонію цѣлаго поля, благословеннаго происшедшимъ изъ Тебя Господомъ. Радуйся неувядающая роза, безконечно благоухающая, которую обонявъ Господь почилъ и чрезъ которую процвѣтши Онъ истребилъ запахъ міра. Радуйся яблоко благовонное, плодъ, родившійся отъ безплодной и имѣющій божественную красоту; Ты говоришь въ Пѣсняхъ: положите мя въ яблоцѣхъ, яко уязвлена есмь любовію азъ (Пѣсн. 2, 5). Взявъ плодъ чистоты Твоей, Христосъ приготовилъ благовоніе, неощутительное для міра. Радуйся кринъ, изъ котораго родившійся Іисусъ одѣваетъ крины полевые: благоухающій цвѣтникъ духовный, изъ котораго Христосъ безсѣменно облекся въ непряденную одежду, превосходящую одежду Соломонову. Радуйся цвѣтъ, который по красотѣ всѣхъ добродѣтелей превосходнѣе всякаго разнообразія цвѣтовъ; изъ Тебя происходитъ подобный Тебѣ цвѣтъ, на которомъ почиваютъ семь духовъ, какъ говоритъ Писаніе (Ис. 11, 1). Радуйся нардъ, текущій и орошающій благовонные цвѣты чистоты, коихъ испареніе служитъ пріятнымъ запахомъ для Того, кто говоритъ въ Пѣсняхъ: нардъ Мой даде воню свою (Пѣсн. 1, 11). Радуйся стакта (миртовый бальзамъ), изъ дѣвственнаго бальзама излившая Христу стакту освященія, или млека, и воспѣвающая въ Пѣсняхъ: вязаніе стакти возлюбленный мой мнѣ, посредѣ сосцу мою водворится (Пѣсн. 1, 12). Радуйся киннамонъ (корица), исходящій изъ духовнаго рая, благовонный цвѣтъ чистоты, котораго запахъ пріятенъ Тому, кто говоритъ въ Пѣсняхъ: лѣторасли твоя садъ шипковъ съ плодомь яблоннымъ; трость и киннамонъ со всѣми древами Ливанскими (Пѣсн. 4, 13). Радуйся дщерь, посвященная Богу Отроковица, которой чистота вожделѣнна и красота удивительна для Того, кто сказалъ въ Пѣсняхъ: что украсишася стопы твоя во обутіяхъ твоихъ, дщи Надавля? Чрево твое яко стогъ пшеницы, огражденъ въ кринахъ (Пѣсн. 7, 1-2). Радуйся сестра, соименная прекрасному брату и возлюбленнѣйшая ему, какъ говоритъ Онъ въ Пѣсняхъ: сердце наше привлекла еси сестро моя невѣсто, сердце наше привлекла еси (Пѣсн. 4, 9). Радуйся невѣста, которой поручитель есть Духъ Святый, а женихъ — Христосъ, говорящій въ Пѣсняхъ: вся добра еси ближняя моя, и порока нѣсть въ тебѣ. Гряди отъ Ливана, невѣсто (Пѣсн. 4, 7). Радуйся мѵро, безцѣнный составъ добродѣтелей; Ты благоухаешь всякою чистотою, изъ Тебя происшелъ Господь, подобоименный Тебѣ (ибо оказано: мѵро изліянное имя Твое (Пѣсн. 1, 2): имъ помазано царственное священство. Радуйся кадильница, мѣсто молитвы, возносимой предъ Господомъ о всемъ мірѣ; Ты исполнена благовоніемъ Духа; о Тебѣ нѣкто съ удивленіемъ воскликнулъ: кто сія восходящая отъ пустыни, яко стебло дыма кадящее? (Пѣсн. 3, 6). Радуйся злато чистое, огнемъ Духа испытанное въ горнилѣ Божіемъ и никакой нечистоты зла не имѣющее, изъ котораго сдѣланный свѣтильникъ, и трапеза, и все, что по закону составлено было изъ золота, въ иносказательномъ значеніи прилагается къ Тебѣ, имѣющей златыя и многія наименованія. Радуйся, древо негніющее; Ты не допустила червя тлѣнія грѣховнаго и изъ Тебя устроенъ Богу духовный жертвенникъ, составленный не изъ деревъ негніющихъ, но изъ чистой утробы. Радуйся, царская порфира; Ты изъ дѣвственныхъ кровей Своихъ соткала пурпуровую одежду для Того, кто говоритъ въ Пѣсняхъ: заплетеніе главы Твоея, яко багряница. Что украсилася еси и что усладилася еси (Пѣсн. 7, 56)? Радуйся, виссонъ свитый; Ты сокрыла въ умѣ Своемъ высокія, божественныя мысли и не открыла входа для противныхъ обольщеній. Како будетъ сіе — сказала Ты — идѣже мужа не знаю (Лук. 1, 14)? Чрезъ Тебя приготовлена пурпуровая и золотая одежда для Священноначальника высшихъ силъ. Радуйся гіацинтъ, волна дѣвства, имѣющая огненный видъ; изъ Тебя таинственно сдѣлана Богу одежда плоти. Радуйся легкое облако; земное и тяжелое Ты дѣлаешь легкою, какъ-бы воздушною скиніею и заключаешь хлѣбъ жизни, какъ въ жертвенникѣ; на Тебѣ почиваетъ Господь, какъ предвозвѣстилъ Исаія (19, 1). Радуйся непорочная, неприкосновенное украшеніе дѣвства; Ты родила непорочное Слово и отъ Тебя возсіяло дѣвство. Радуйся чистая; Ты одна можешь похвалиться, что имѣешь чистое сердце; гора, истинно пріятная Богу, отъ которой новый Израиль очищаетея лучше и прочнѣе, нежели древній. Радуйся неискусобрачная, подобно матерямъ изобилующая млекомъ для питанія Младенца, изъ которой извлекаетъ дѣвственное млеко Тотъ, кто питаетъ все. Радуйся нескверная, одна достойная того, чтобы Богъ обиталъ въ Тебѣ и по рожденію Своему имѣющая божественное достоинство; посему кланяются Тебѣ и всѣ небесныя силы. Радуйся руно, сумволъ побѣды Гедеона; изъ Тебя образно проистекла вѣчная роса — Тотъ, кто самъ говоритъ: дерзайте, яко Азъ побѣдихъ міръ (Іоан. 16, 33). Радуйся мѣсто Божіе, — вмѣстившая во чревѣ Невмѣстимаго во всемъ, который горстію содержитъ все и тогда, когда находится на Твоихъ рукахъ. А это если и выражается словами, то непонятно; если же и понимается, то необъяснимо. Радуйся Матерь Божія, одна раба собственнаго Сына, и притомъ по естеству; послѣ Тебя нѣтъ матери-дѣвы, когда блаженное дѣвство достигло прежняго нетлѣнія, бывшаго въ раю. Радуйся, принявшая Бога, свѣтовидная стихія божественной безпредѣльности; Твоимъ малымъ чревомъ объемлется Безпредѣльный, объемлющій Собою всѣ концы. Радуйся Богородица въ собственномъ и истинномъ смыслѣ, приводящее въ трепетъ соединеніе человѣковъ съ Богомъ; чрезъ Тебя небесное соединено съ земнымъ, человѣческое съ Богомъ, божественное съ человѣкомъ. Радуйся чертогъ, украшенный дѣвственными дарами для Того, кто говоритъ въ Пѣсняхъ: внидохъ въ вертоградъ Мой, сестро Моя невѣсто (Пѣсн. 5, 1). О соединеніи Его съ плотію говорится въ слѣдующихъ словахъ: изыдите и видите въ царѣ Соломонѣ, въ вѣнцѣ, имже вѣнча его мати его въ день обрученія его и въ день веселія сердца его (Пѣсн. 3, 11). Радуйся агница, безплодная для брака и родившая отъ Божественнаго зачатія; отъ Тебя происшелъ Агнецъ Божій, вземляй грѣхъ міра (Іоан. 1, 29). Радуйся свѣтлое облако, молитвенно осѣняющее новаго Израиля въ пустынѣ жизни; изъ Тебя услышаны благодатныя установленія; изъ Тебя возсіяло Солнце правды, освѣщающее все лучами нетлѣнія. Радуйся свѣтильникъ, золотый и твердый сосудъ дѣвства; свѣтильнею сего свѣтильника служитъ благодать Духа, а елеемъ — святое тѣло, заимствованное изъ чистой плоти: отсюда происходитъ невечерній свѣтъ — Христосъ; Ты осіяла вѣчною жизнію сидящихъ во тьмѣ и тѣни смертной. Радуйся Благодатная; Ты — и по самому дѣлу и по имени — вожделѣннѣе всякой радости; изъ Тебя пришелъ въ міръ Христосъ — непрестанная радость, врачевство Адамовой печали. Радуйся рай, мѣсто, которое блаженнѣе Едема: въ семъ раю опять зазеленѣло всякое растеніе добродѣтели и явилось древо жизни; причащаясь его, мы возвращаемся въ прежнюю жизнь, между тѣмъ какъ пламенное оружіе плещи даетъ, какъ написано. Радуйся градъ великаго Царя — скажу словами Давидовыми — въ которомъ отверсто Царство небесное и земнородные, написанные, въ числѣ гражданъ, радуются; въ которомъ слышны повѣствованія великія и удивительныя для всѣхъ языковъ и умовъ, во Христѣ Іисусѣ, который чрезъ Тебя помиловалъ меня; за что я бѣдный и неразумный долженъ былъ прославить безчисленныя Твои совершенства. Ему принадлежить всякая слава и честь и поклоненіе — со Отцемъ и Святымъ Духомъ нынѣ, и всегда, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Слово на Рождество Пресвятой Богородицы св. Іоанна Дамаскина, помѣщенное въ Христ. Чт. 1841 г. ч. III, стр. 392-415. Оно второе между Словами св. отца на этотъ праздникъ. Повѣрено и исправлено по греческому тексту. Curs. Compl. Patrologiae, edit. Migne, Paris, tom. XCVI. col. 680-698.

Печатается по изданію: Избранныя слова святыхъ отцевъ въ честь и славу Пресвятой Богородицы. — Изданiе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова Монастыря. — СПб.: Въ Типографiи А. И. Траншеля, 1869. — С. 29-43.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0