Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)
Лѣствица или Подвижническія слова, посланныя къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому.

Слово 3. О странничествѣ, то есть, уклоненіи отъ міра.

1. Странничество есть невозвратное оставленіе всего, чтó въ отечествѣ сопротивляется намъ въ стремленіи къ благочестію. Странничество есть недерзновенный нравъ, невѣдомая премудрость, необъявляемое знаніе, утаеваемая жизнь, невидимое намѣреніе, необнаруживаемый помыслъ, хотѣніе уничиженія, желаніе тѣсноты, путь къ Божественному вождѣленію, обиліе любви, отреченіе отъ тщеславія, молчанія глубины.

2. Вначалѣ обыкновенно, какъ бы огнемъ божественнымъ, сильно и продолжительно безпокоитъ любителей Господнихъ помыслъ объ удаленіи отъ своихъ, желаніемъ худости и тѣсноты побуждающій къ оному любителей таковаго добра. Но сколь великъ и достохваленъ сей подвигъ, столь великаго и разсужденія требуетъ; ибо не всякое странничество, предпринимаемое въ крайней степени, есть добро [1].

3. Если всякій пророкъ безъ чести въ своемъ отечествѣ, какъ сказалъ Господь; то должно остерегаться, чтобы уклоненіе отъ міра не было намъ поводомъ къ тщеславію. Ибо странничество есть отлученіе отъ всего, съ тѣмъ намѣреніемъ, чтобы сдѣлать мысль свою неразлучною съ Богомъ. Странникъ есть любитель и дѣлатель непрестаннаго плача. Странникъ есть тотъ, кто избѣгаетъ всякой привязанности, какъ къ роднымъ, такъ и къ чужимъ.

4. Поспѣшая къ жизни уединенной, или странничеству, не дожидайся міролюбивыхъ душъ; ибо тать приходитъ нечаянно. Многіе, покусившись спасать вмѣстѣ съ собою нерадивыхъ и лѣнивыхъ, и сами вмѣстѣ съ ними погибли, когда огонь ревности ихъ угасъ со временемъ. Ощутивши пламень, бѣги; ибо не знаешь, когда онъ угаснетъ, и оставитъ тебя во тьмѣ. О спасеніи другихъ не всѣ подлежимъ отвѣту; ибо божественный Апостолъ говоритъ: тѣмже убо кійждо насъ, братіе, о себѣ слово дастъ Богу. И опять: научая инаго, себе ли не учиши? (Рим. 2, 21). Какъ бы сказалъ: всѣ ли должны мы пещись о другихъ, не знаю; о самихъ же себѣ всячески должны мы заботиться.

5. Странничествуя, остерегайся праздно-скитающагося и сластолюбиваго бѣса; ибо странничество даетъ ему поводъ искушать насъ.

6. Хорошо безпристрастіе, а матерь его есть уклоненіе отъ міра. Устранившійся всего ради Господа не долженъ уже имѣть никакой связи съ міромъ, дабы не оказалось, что онъ скитается для удовлетворенія своимъ страстямъ.

7. Устранившись міра, не прикасайся къ нему болѣе: ибо страсти удобно опять возвращаются.

8. Ева невольно изгоняется изъ рая, монахъ же добровольно выходитъ изъ своего отечества; ибо та снова пожелала бы вкусить отъ древа преслушанія, а сей непремѣнно подвергся бы бѣдѣ, отъ сродниковъ по плоти.

9. Тѣхъ мѣстъ, которыя подаютъ тебѣ случай къ паденію, убѣгай какъ бича; ибо когда мы не видимъ запрещеннаго плода, то не такъ сильно его и желаемъ.

10. Да не скроется отъ тебя и слѣдующая хитрость и лесть невидимыхъ враговъ: они совѣтуютъ намъ не отлучаться отъ мірскихъ, внушая, что мы получимъ великую награду, если, видя женскіи полъ, будемъ себя удерживать. Но не должно имъ въ этомъ покоряться, а дѣлать противное ихъ внушенію.

11. Когда мы, на годъ или на нѣсколько лѣтъ удалившись отъ своихъ родныхъ, пріобрѣтемъ малое нѣкоторое благоговѣніе, или умиленіе, или воздержаніе, тогда суетные помыслы, приступивши, побуждаютъ насъ опять итти въ отечество, для назиданія, говорятъ, и примѣра и пользы многихъ, видѣвшихъ нѣкогда наши беззаконныя дѣла; а если мы еще богаты даромъ слова, и имѣемъ сколько нибудь духовнаго разума, тогда уже какъ спасителямъ душъ и учителямъ, совѣтуютъ они намъ возвратиться въ міръ, съ тѣмъ, чтобы мы благополучно собранное въ пристанищѣ бѣдственно расточили въ пучинѣ. Постараемся подражать Лоту, а не женѣ его; ибо душа, обратившись туда, откуда вышла, уподобится соли, потерявшей силу, и сдѣлается неподвижною. Бѣги изъ Египта невозвратно; ибо сердца, обратившіяся къ нему, не увидѣли Іерусалима, т. е. земли безстрастія. Хотя тѣмъ, которые вначалѣ, ради младенчественности духовной, оставили своихъ и успѣли совершенно очиститься, и можно съ пользою возвратиться къ нимъ, въ томъ намѣреніи, чтобы, какъ сами спаслись, такъ спасти и нѣкоторыхъ изъ ближнихъ; впрочемъ Моисей Боговидѣцъ и Самимъ Богомъ посланный на спасеніе единоплеменнаго рода, претерпѣлъ многія бѣды въ Египтѣ, т. е. помраченія въ мірѣ.

12. Лучше оскорбить родителей, нежели Господа, потому что Сей и создалъ, и спасъ насъ; а тѣ часто погубляли своихъ возлюбленныхъ, и подвергали ихъ вѣчной мукѣ.

13. Странникъ тотъ, кто вездѣ съ разумомъ пребываетъ, иноязычный среди иноязычнаго народа. Мы удаляемся отъ близкихъ нашихъ, или отъ мѣстъ, не по ненависти къ нимъ, (да не будетъ сего), но избѣгая вреда, который можемъ отъ нихъ получить. Какъ во всѣхъ благихъ дѣлахъ, такъ и въ семъ, учителемъ нашимъ есть Самъ Христосъ; ибо видимъ, что и Онъ многократно оставлялъ родителей по плоти, и когда нѣкоторые сказали: мати Твоя и братія Твоя ищутъ Тебе (Марк. 3, 32), благій нашъ Господь и учитель тотчасъ показалъ безстрастную ненависть къ нимъ, сказавши: мати Моя и братія Моя суть творящіе волю Отца Моего, Иже есть на небесѣхъ (Матѳ. 12, 49).

14. Да будетъ отцемъ твоимъ тотъ, кто можетъ и хочетъ потрудиться съ тобою для сверженія бремени твоихъ грѣховъ; а матерію — умиленіе, которое можетъ омыть тебя отъ скверны; братомъ — сотрудникъ и соревнитель въ стремленіи къ горнему; сожительницу неразлучную стяжи память смерти; любезными чадами твоими да будутъ сердечныя воздыханія; рабомъ да будетъ тебѣ тѣло твое, а друзей пріобрѣтай въ небесныхъ силахъ, которыя во время исхода души могутъ быть полезными для тебя, если будутъ твоими друзьями. Сей есть родъ (т. е. сродство) ищущихъ Господа (Псал. 23, 5).

15. Любовь Божія угашаетъ любовь къ родителямъ; а кто говоритъ, что онъ имѣетъ ту и другую, обманываетъ самъ себя, ибо сказано: никто же можетъ двѣма господинома работати (Матѳ. 6, 24), и проч. Не пріидохъ, говоритъ Господь, миръ воврещи на землю (Матѳ. 10, 34), т. е. миръ между родителями и ихъ сынами и братьями, желающими Мнѣ работать, но брань и мечъ чтобы боголюбивыхъ отлучить отъ міролюбивыхъ, вещественныхъ отъ невещественныхъ, (плотскихъ отъ духовныхъ), славолюбивыхъ отъ смиренномудрыхъ; ибо Господь веселится о раздѣленіи и разлученіи, бывающемъ изъ любви къ Нему.

16. Берегись, берегись, чтобы за пристрастіе къ возлюбленнымъ тобою родственникамъ все у тебя не явилось какъ бы объятымъ водами, и чтобы ты не погибъ въ потопѣ міролюбія. Не склоняйся на слезы родителей и друзей; въ противномъ случаѣ будешь вѣчно плакать. Когда родственники окружатъ тебя, какъ пчелы, или лучше сказать, какъ осы, оплакивая тебя: тогда немедленно обрати душевныя очи твои на смерть и на дѣла (твои [2]), чтобы тебѣ можно было отразить одну скорбь другою. Сіи наши, или лучше не наши, лукаво обѣщаются сдѣлать для насъ все, что мы любимъ; намѣреніе же ихъ то, чтобы воспрепятствовать доброму нашему стремленію, а потомъ уже привлечь насъ къ своей цѣли.

17. Удаляясь отъ міра, мы должны избирать для жительства мѣста, лишенныя случаевъ къ утѣшенію и тщеславію, и смиренныя; если же не такъ, то мы дѣйствуемъ по страсти.

18. Утаевай благородство свое и не величайся своею знатностію, чтобы не оказался ты одинъ на словахъ, а другой на дѣлѣ.

19. Никто въ такой мѣрѣ не предавалъ себя странничеству, какъ тотъ Великій, который услышалъ: изыди отъ земли твоея, и отъ рода твоего, и отъ дому отца твоего (Быт. 12, 1), и притомъ былъ призываемъ въ иноплеменную и варварскую землю.

20. Иногда Господь много прославляетъ того, кто сдѣлался странникомъ по примѣру сего Великаго; но хотя сія слава и отъ Бога дается, однако ее хорошо отвращать щитомъ смиренія.

21. Когда бѣсы, или и люди будутъ хвалить насъ за странничество, какъ за великій подвигъ, тогда помыслимъ о Томъ, Который ради насъ снисшелъ на землю въ видѣ странника; и найдемъ, что мы воздать за сіе во вѣки вѣковъ не можемъ.

22. Пристрастіе къ кому-нибудь изъ родственниковъ, или изъ постороннихъ, весьма вредно: оно можетъ мало-по-малу привлечь насъ къ міру, и совершенно погасить огонь нашего умиленія. Какъ невозможно однимъ глазомъ смотрѣть на небо, а другимъ на землю: такъ невозможно не подвергнуться душевнымъ бѣдствіямъ тому, кто мыслями и тѣломъ не устранился совершенно отъ всѣхъ своихъ родственниковъ и не-родственниковъ.

23. Добрый и благоустроенный нравъ пріобрѣтается многимъ трудомъ и подвигомъ; но можно въ одно мгновеніе потерять то, что было пріобрѣтено и многимъ подвигомъ. Тлятъ бо обычаи благи бесѣды злыя (1 Кор. 15, 33), мірскія и непристойныя. Кто по отреченіи отъ міра обращается съ мірскими людьми, или близъ нихъ пребываетъ; тотъ, безъ сомнѣнія, или впадаетъ въ ихъ дѣла и сѣти, или осквернитъ сердце помышленіемъ о нихъ; или хотя не оскверняясь, но осуждая оскверняющихся, и самъ съ ними осквернится.

О сновидѣніяхъ, бывающихъ новоначальнымъ.

24. Нельзя скрыть того, что понятіе ума нашего весьма несовершенно и всячески исполнено невѣдѣнія; потому что гортань различаетъ снѣди, слухъ распознаетъ мысли; при взглядѣ на солнце оказывается немощь очей; а неразуміе души обнаруживаютъ слова. Но законъ любви понуждаетъ и на то простираться, что выше силы. И такъ я думаю (впрочемъ не утверждаю), что послѣ слова о странничествѣ и даже въ самомъ этомъ словѣ, должно сказать нѣсколько о сновидѣніяхъ, чтобы намъ знать и о семъ коварствѣ злохитрыхъ нашихъ враговъ.

25. Сновидѣніе есть движеніе ума при недвижности тѣла. Мечтаніе есть обманъ очей въ усыпленіи мысли. Мечтаніе есть изступленіе ума при бодрствованіи тѣла. Мечтаніе есть видѣніе того чего нѣтъ.

26. Причина, по которой мы послѣ предшествовавшаго слова рѣшились говорить о сновидѣніяхъ, очевидна. Когда мы, ради Господа, оставивъ свои домы и родственниковъ, предаемъ себя отшельнической жизни изъ любви къ Богу: тогда бѣсы стараются возмущать насъ сновидѣніями, представляя намъ сродниковъ нашихъ или сѣтующихъ, или за насъ въ заключеніи держимыхъ и другія напасти терпящихъ. Посему кто вѣритъ снамъ, тотъ подобенъ человѣку, который бѣжитъ за своею тѣнью и старается схватить ее.

27. Бѣсы тщеславія — пророки въ снахъ; будучи пронырливы, они заключаютъ о будущемъ изъ обстоятельствъ и возвѣщаютъ намъ оное, чтобы мы, по исполненіи сихъ видѣній, удивились и, какъ будто уже близкіе къ дарованію прозрѣнія, вознеслись мыслію. Кто вѣритъ бѣсу, для тѣхъ онъ часто бываетъ пророкомъ; а кто презираетъ его, предъ тѣми всегда оказывается лжецомъ. Какъ духъ, онъ видитъ случающееся въ воздушномъ пространствѣ и, замѣтивъ напримѣръ, что кто нибудь умираетъ, онъ предсказываетъ это легковѣрнымъ чрезъ сновидѣніе. Бѣсы о будущемъ ничего не знаютъ по предвѣдѣнію; но извѣстно, что и врачи могутъ намъ предсказывать смерть.

28. Бѣсы многократко преобразуются въ ангеловъ свѣта и въ образъ мучениковъ, и представляютъ намъ въ сновидѣніи, будто мы къ нимъ приходимъ; а когда пробуждаемся, то исполняютъ насъ радостію и возношеніемъ. Сіе да будетъ тебѣ знакомъ прелести; ибо ангелы показываютъ намъ муки, страшный судъ и разлученія, а пробудившихся исполняютъ страха и сѣтованія. Если станемъ покоряться бѣсамъ въ сновидѣніяхъ, то и во время бодрствованія они будутъ ругаться надъ нами. Кто вѣритъ снамъ, тотъ вовсе не искусенъ; а кто не имѣетъ къ нимъ ни какой вѣры, тотъ любомудръ. И такъ, вѣрь только тѣмъ сновидѣніямъ, которыя возвѣщаютъ тебѣ муку и судъ; а если приводятъ тебя въ отчаяніе, то и они отъ бѣсовъ.

Сія третья степень, равночисленная Святой Троицѣ. Вступившій на нее да не озирается ни ни десно ни на лѣво (Втор. 5, 32).

Примѣчанія:
[1] Или потому, что предпринимается самонадѣянно и дерзновенно, или выше силъ и возможности.
[2] Въ греч. τὸς πράξεις. У Паисія Вилич. дѣянія. Въ Новгор. пер. Аѳанасія Крит.: на судъ Божій.

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводе, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 13-20.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0