Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Никифоръ Константинопольскій († 828 г.)
Защитительное слово ко вселенской Церкви относительно новаго раздора по поводу честныхъ иконъ.

1. Такъ какъ святая Церковь Божія зиждется твердо и непоколебимо на основаніи апостоловъ и пророковъ, съ краеугольнымъ камнемъ Христомъ, истиннымъ Богомъ нашимъ, и украшается всѣми священными и божественными догматами и въ ней не существуетъ никакой защиты или опроверженія касательно нашей православной и непорочной вѣры и религіи: то посему касательно пустыхъ рѣчей со стороны нѣкоторыхъ, числящихся въ священномъ чинѣ, но отдѣлившихъ себя отъ общаго тѣла Церкви, для требующихъ предлагается нижеслѣдующая апологія.

2. Что существованіе и почитаніе честныхъ иконъ дошло до настоящихъ дней отъ временъ изначальныхъ и исконныхъ, то есть отъ преданія апостольскаго и отеческаго, объ этомъ возвѣщаютъ и свидѣтельствуютъ и древніе храмы и священные сосуды, сооруженные благочестивыми царями и другими христолюбцами и полагавшіеся въ мѣстахъ священныхъ для почитанія вмѣстѣ съ другими священными предметами. Но еще болѣе ясное и непреложное свидѣтельство въ пользу этого (представляютъ) изображенія, находящіяся вмѣстѣ съ честными крестами на солеяхъ святаго алтаря; ибо не для чего иного они помѣщаются здѣсь, какъ для поклоненія. Существуютъ по той же причинѣ изображенія на святыхъ вратахъ и священныхъ дверяхъ. Есть и правила относительно почитанія ихъ въ числѣ опредѣленій 6-го вселенскаго собора, называющія ихъ достопоклоняемымъ писаніемъ [1]. Существуютъ о нихъ и другія свидѣтельства въ писаніяхъ святыхъ отцевъ.

3. Царствовавшій нѣкогда Левъ, отецъ Константина, безумствовавшій противъ домостроительства Спасителя Бога нашего, нашедши почитаніе иконъ въ предшествовавшее ему время, рѣшился ихъ низвергуть, для чего устранилъ отъ священной должности блаженной памяти Германа, архіерея сего царствующаго града, такъ какъ онъ противодѣйствовалъ его злочестивымъ замысламъ. И если кто пожелаетъ познакомиться съ этимъ точнѣе, пусть обратится къ сочиненіямъ этого блаженнѣйшаго архіерея [2]. Попирая такимъ образомъ волнуемую Церковь, нечестивый Константинъ, упорнѣе вооружаясь противъ православныхъ нашихъ догматовъ, безъ архіерея царствующаго града (ибо Анастасій, занимавшій каѳедру послѣ преподобнаго Германа, въ то время уже скончался) и не пригласивъ архіерея ни стараго Рима, ни другого какого престола, согласно церковному канону, слѣдуя своему нечестивому желанію или вѣрнѣе пользуясь наглостію тиранна, презрѣвъ божественные законы, чрезъ безстыдно cозванныхъ имъ нечестивыхъ епископовъ, сколько зависѣло отъ него, постарался устроить ихъ (иконъ) низверженіе, осмѣлившись — безбожникъ — называть христіанъ идолопоклонниками и постановивъ въ опредѣленіи этого нечестиваго скопища не поклоняться впредь священнымъ иконамъ, и не изготовлять ихъ. И такъ какъ это зло не остановилось въ самомъ началѣ на себѣ самомъ, то послѣдовали и другія нечеcтивыя опредѣленія. Такъ онъ устранилъ изъ Церкви призываніе святыхъ, сожигалъ святыя мощи и многія священныя книги, а не принимавшихъ этого безбожнаго опредѣленія подвергалъ преслѣдованіямъ, побоямъ и разнымъ пыткамъ.

4. Если же кому нужно удостовѣриться въ этомъ чрезъ свидѣтельства противной стороны, то для сего могутъ служить такъ называемыя доказательста Епифанія. Епифаній, какъ говорится тамъ, видя, что христіане поклоняются иконамъ, старался подвергнуть ихъ уничтоженію. Однако благочестивые цари того времени, къ которымъ сочиненіе его, кажется, было послано, не признали основанія для уничтоженія ихъ, какъ показываютъ храмы, ими воздвигнутые, и существующія священныя изображенія. Кромѣ того и самыя церкви Кипрскія громогласно свидѣтельствуютъ, что тамъ никогда не слыхами подобныхъ рѣчей. Наконецъ, и уроженцы острова Кипра, къ числу которыхъ принадлежатъ святый Павелъ [3], бывшій здѣшнимъ архіереемъ, и Константинъ, бывшій архіепископъ того же острова, мужи мудрые и ученые, хорошо знавшіе мнѣнія святаго Епифанія, бывшаго предстоятелемъ острова, не признавали, чтобы этому отцу принадлежали тѣ слова, которыя приписывали ему собравшіеся на лжесоборѣ. Между тѣмъ, поелику все это было не угодно Богу, Онъ благоволилъ собраться второму Никейскому, седьмому вселенскому святому cобору, составленіе котораго было устроено разсудительно и согласно церковному обычаю тогдашними архіереями. Павелъ, выше названный архіерей Византіи, видя, что архіереи стараго Рима и прочихъ преcтоловъ не признаютъ его архіерейства, подвергаютъ его анаѳемѣ и низложенію, отказался отъ священнаго сана и явившись къ царямъ, какъ объ этомъ свидѣтельствуютъ многіе и доселѣ существующіе очевидцы, смѣло сказалъ: «вотъ до нынѣ я жилъ съ неправою совѣстью, а теперь всѣмъ вамъ я объявляю, что, въ виду господства ереси и анаѳематствованія между прочими престолами, я не могу быть вашимъ епископомъ». Сказавъ это, онъ немного спустя объятъ былъ болѣзнію и подвергся смерти.

5. Послѣ него возведенный на святительскій тронъ блаженной памяти Тарасій, выступилъ предъ тогдашними царями, синклитомъ и всѣмъ народомъ столицы съ такимъ заявленіемъ: «если я не получу удостовѣренія въ томъ, что состоится вселенскій соборъ изъ епископовъ какъ находящихся въ городѣ, такъ и прочихъ престоловъ, для исправленія новаго заблужденія въ Церкви, то я не приму патріаршества». Получивъ такое удостовѣреніе отъ всѣхъ, онъ былъ рукоположенъ во архіерея. И съ Божіею помощію онъ достигъ своей цѣли: соборъ былъ составленъ законно и по канонамъ изъ епископовъ и мѣстоблюстителей, причемъ были доставлены соборныя посланія отъ архіереевъ прочихъ престоловъ. Опредѣленіе, составленное соборомъ, было принято во всей вселенной, — съ нимъ были согласны и императоры. И это опредѣленіе не должно быть переизслѣдуемо. Какъ прочіе шесть святыхъ вселенскихъ соборовъ изложили свои опредѣленія и никто имъ не противорѣчилъ, а тогдашніе цари, слѣдуя рѣшеніямъ епископовъ, принимали и утверждали ихъ, причемъ никто изъ правомыслящихъ послѣ провозглашенія ихъ не возбуждалъ сомнѣнія, но всѣ христіане принимали провозглашенное, какъ запечатлѣнное Духомъ Святымъ: такъ было и съ названнымъ седьмымъ соборомъ, и по божественной благодати провозглашенное имъ опредѣленіе было принято во всѣхъ предѣлахъ, — притомъ оно возобновляло и подтверждало древнее, прежде существовавшее въ Церкви, преданіе и не вводило ничего своего и новаго. Посему по справедливости это соборное опредѣленіе должно всячески храниться христіанами и внѣ всякаго сомнѣнія.

6. Когда свято и благочестиво закончился этотъ священный соборъ, то рукоположенные потомъ въ священный санъ съ готовностію собственноручно, по преданному издревле Церкви обычаю, начертавъ кресты, подписались къ составленному имъ опредѣленію. Изъ нихъ нѣкоторые теперь, удалившись и отторгшись отъ тѣла Церкви, подвергли себя возглашеннымъ на этомъ самомъ соборѣ проклятіямъ. Въ опредѣленіи же говорится: «вѣруя во единаго Бога, въ Троицѣ воспѣваемаго, принимаемъ святыя иконы; поступающіе иначе да будутъ анаѳема; и мыслящіе иначе да будутъ изгнаны изъ Церкви; мы слѣдуемъ древнимъ законоположеніямъ; мы хранимъ установленія отцевъ, а преступающихъ ихъ и упраздняющихъ мы отлучаемъ отъ каѳолической Церкви, поступающихъ иначе мы подвергаемъ анаѳемѣ; изреченія священнаго Писанія, направляемыя противъ идоловъ, прилагающимъ къ честнымъ иконамъ — анаѳема; называющимъ священныя иконы идолами — анаѳема». Все это исповѣдали собственноручными подписями тѣ, кои теперь отторгли себя отъ Церкви. И если они отказываются отъ своего исповѣданія, то попираютъ собственноручные свои кресты, подвергаютъ себя выше упомянутому анаѳематствованію и ни въ какомъ случаѣ не пребываютъ въ Церкви. Такъ какъ они отрицаются того ученія вѣры, въ которомъ были рукоположены, то они должны отречься и отъ рукоположенія и быть низложены, какъ иначе учащіе. Вслѣдствіе этого ихъ не слѣдуетъ допускать до разсужденій и преній съ человѣкомъ священнаго сана, ибо въ противномъ случаѣ тотъ, кто съ ними споритъ о церковныхъ догматахъ, подвергаетъ себя тѣмъ же самымъ анаѳематствованіямъ. Вина ихъ возростаетъ и осужденіе ихъ становится еще большимъ потому, что не при изслѣдованіи новыхъ вопросовъ, но зная о рѣшеніи вопроса въ Церкви съ давнихъ временъ и подписавшись, они добровольно предались беззаконію, и это послѣ прохожденія ими должности учителей догматовъ Церкви и послѣ долгаго пребыванія въ этомъ ученіи. И другимъ образомъ оказываются они низложенными по божественнымъ канонамъ, именно какъ составляющіе сходбища и утруждающіе слухъ царскій [4]. Наконецъ, имъ препятствуетъ вступать въ разсужденія съ духовными лицами и удаляетъ ихъ изъ священническаго собранія еще и нѣчто другое, — именно то, о чемъ нарочито говорилось на святомъ шестомъ вселенскомъ соборѣ, какъ это явствуетъ изъ соборнаго посланія Агаѳона, папы стараго Рима. Въ этомъ посланіи говорится: «кто изъ іереевъ пожелаетъ вмѣстѣ съ нами чистосердечно проповѣдывать содержащееся въ семъ исповѣданіи нашего смиренія относительно нашей апостольской вѣры, тѣхъ мы пріемлемъ какъ единомысленниковъ, какъ соіереевъ, какъ сослужителей, какъ единовѣрцевъ и, говоря кратко, какъ духовныхъ-братьевъ и епископовъ нашихъ. А тѣхъ, которые не хотятъ съ нами соисповѣдать этого, мы признаемъ врагами каѳолическаго и апостольскаго исповѣданія, достойными вѣчнаго осужденія, и никогда не примемъ таковыхъ въ сообщество нашего смиренія, если они не исправятся. Пусть никто изъ нихъ не думаетъ, что мы преступимъ то, что приняли отъ нашихъ предшественниковъ».

7. Достойными еще большаго осужденія, заслуживающими гнѣвъ Божій и недостойными покаянія и спасенія выставляетъ и являетъ ихъ то, что уже прежде говорилось вселенскимъ свѣтиломъ, украшавшимъ престолъ царствующаго града, Іоанномъ Златоустомъ въ толкованіи посланія къ Ефесянамъ божественнаго Апостола Павла, гдѣ содержится слѣдующее: «ничто такъ не можетъ раздѣлять Церковь, какъ властолюбіе. Ничто такъ не прогнѣвляетъ Бога, какъ раздоръ въ Церкви. И хотя бы мы творили безчисленныя добрыя дѣла, мы понесемъ наказаніе не меньшее наказанія истязавшихъ тѣло Его, если будемъ разсѣкать тѣло церковное, ибо то (истязаніе) было на благо вселенной, хотя и не по мысли убійцъ, а это (раздѣленіе) не приноситъ никакой пользы, а только великій вредъ. И это говорится мною не только начальствующимъ, но и подчиненнымъ. Одинъ святой мужъ сказалъ нѣчто кажущееся дерзкимъ, однако же онъ произнесъ это. И, говорятъ, даже кровь мученичества не изглаждаетъ этого грѣха; ибо скажи мнѣ, для чего ты претерпѣваешь мученичество? Не для славы ли Христа? Зачѣмъ же ты вредишь Церкви, за которую Христосъ предалъ кровь Свою? Послушай Павла, который говоритъ: нѣсмь достоинъ нарещися апостолъ, зане гонихъ церковь Божію (1 Кор. 15, 9) и разрушахъ ю (Гал. 1, 13). Вредъ этотъ не только не менѣе того, который причиняется врагами, но гораздо болѣе, ибо тотъ дѣлаетъ ее только болѣе блестящею, а этотъ постыжаетъ ее предъ врагами, когда она попирается ея собственными чадами. Вѣдь очевиднымъ знакомъ обмана ихъ служитъ то, что они, рожденные въ ней и воспитанные и наученные ея неизреченнымъ тайнамъ, безразсудно и неожиданно измѣняютъ ей и переходятъ къ ея врагамъ. Это я говорю противъ тѣхъ, которые свободно входятъ въ общеніе съ устрояющими въ Церкви раздоры». Такъ говоритъ учитель.

8. Если они говорятъ о себѣ, что до настоящаго времени служили идоламъ, то и пусть считаются идолопоклонниками, пусть стоятъ въ качествѣ оглашенныхъ и не смѣшиваются съ христіанами. Полезно будетъ имъ и то, если они раскаятся въ томъ, что замышляли и дѣлали неразумно, такъ что хотя дѣянія ихъ и не были благоусмотрительны, но покаяніе ихъ будетъ принято въ Церкви. Если же они пребудутъ въ этой самой ереси и, можетъ быть, окажутся въ силахъ совратить и другихъ какихъ невѣждъ и простецовъ, станутъ возбуждать народъ и собирать толпы, то они суть внѣ священной ограды Церкви. Вѣдь если и совсѣмъ немногіе останутся въ православіи и благочестіи, то и тогда именно эти суть Церковь, и сила и власть церковныхъ постановленій пребудетъ у нихъ, хотя бы имъ предстала необходимость претерпѣть и гоненія за вѣру, кои послужатъ имъ только въ вѣчную славу и спасеніе души. Никакихъ споровъ относительно священныхъ иконъ происходить не должно, ибо ученіе о нихъ появилось не съ недавняго времени, но обсуждалось уже давно и получило утвержденіе отъ собора. Вѣдь всякій догматическій вопросъ, возникающій въ Церкви Божіей, послѣ соборнаго обсужденія и провозглашенія прекращается и уже не допускаетъ никакого сомнѣнія. Такъ было на прочихъ святыхъ и вселенскихъ соборахъ.

9. А относительно нечестивыхъ опредѣленій Константина, кажется, самое лучшее — лицамъ, принадлежащимъ къ клиру не входить въ ихъ изслѣдованіе и разсмотрѣніе, ибо изъ доказательствъ, приводимыхъ въ его безбожныхъ сочиненіяхъ, одни, какъ принадлежащія писателямъ-еретикамъ, должны быть совершенно отвергаемы, а другія, какъ неправильно имъ толкуемыя, оказываются бездоказательными и къ дѣлу не относящимися. Если же между этими свидѣтельствами оказались нѣкоторыя идущія къ дѣлу (соборныя) книги, въ которыхъ говорится объ иконахъ, то Церковь для удостовѣренія благочестивѣйшаго императора нашего приняла ихъ и разъяснила. И какъ однихъ только удостовѣреній со стороны лицъ церковыаго клира недостаточно, то они (эти лица), опираясь на церковный обычай и правила, созвали вселенскій соборъ, чтобы архіереи и іереи прочихъ престоловъ приняли участіе въ обсужденіи и разсмотрѣніи подобныхъ книгъ и подъ водительствомъ божественнаго Духа провозгласили свои мнѣнія о нихъ. Необходимы также, и нынѣ сохраняются и дѣйствуютъ, правила святаго шестого собора, провозглашенныя благодатію божественнаго Духа, — и Церковь, принимая ихъ, по ихъ руководству караетъ вины лицъ священнаго сана. Уже выше ста двадцати лѣтъ имѣютъ въ ней силу эти каноны и упраздненіе ихъ причинило бы Церкви величайшій вредъ, такъ какъ многіе проступки лицъ священнаго сана оставались бы безъ исправленія. Достоинство тѣхъ, которые ихъ изложили, а также ихъ численность и достовѣрностъ лицъ извѣстны всѣмъ христіанамъ. Бывшіе въ то время святѣйшіе патріархи и другіе епископы числомъ до 240 признали эти каноны и скрѣпили ихъ своими подписями. Съ ними былъ согласенъ и имъ содѣйствовалъ тогдашній императоръ Юстиніанъ [5], который своею подписью доказалъ, что онъ чтилъ преславную и пречистую вѣру нашу.

10. Посему развѣ не богохульно и не беззаконно — не принимать такого множества іереевъ и не предпочитать предъ однимъ историкомъ [6]. Повѣствуя о томъ, что было до собора [7], они говорятъ, что честныя иконы существовали и что христіане почитали ихъ. И не себя въ образецъ поставили они, а видя изображенія и зная повѣствованія, высказались о нихъ на благоустроеніе Церкви и распространеніе и прославленіе благодати. Это доказываютъ и первенствующіе престолы и тогдашніе цари и іереи, мыслившіе одинаково съ ними. Если же нѣкоторые пустословы говорятъ, что каноны эти были обнародованы нѣсколько лѣтъ спустя послѣ шестого собора, то ученіе Церкви относительно этого нисколько не страдаетъ и промежутокъ времени не препятствуетъ имъ называться канонами шестого собора, ибо причиной ихъ (правилъ) собранія было то обстоятельство, что ни пятый, ни шестой соборъ правилъ не издавали. Посему полезно и необходимо ихъ собрали и обнародовали для общей пользы Церкви. И (отцы собора) ни по числу, ни по достоинству ни въ чемъ не уступали, напротивъ преимуществовали (предъ отцами шестого собора), ибо на шестомъ соборѣ было около 170 отцевъ, а при составленіи правилъ 240.

11. Относительно почитанія святыхъ иконъ нашему благочестивому императору были предложены многія свидѣтельства святыхъ отцевъ, благодаря которымъ у всѣхъ должна была явиться непоколебимая увѣренность. Этихъ свидѣтельствъ соборъ имѣлъ цѣлыя книги, какъ со всею истинностію свидѣтельствуютъ объ этомъ тѣ изъ присутствовавшихъ на немъ, кои живы еще доселѣ. Что же касается Евсевія Памфила, то во многихъ своихъ сочиненіяхъ онъ является чистымъ аріаниномъ, и особенно въ томъ письмѣ [8], гдѣ онъ высказывается противъ иконъ, оказывается, что онъ Сына Божія ясно называетъ вторымъ Богомъ, твореніемъ и слугою Отца. Кромѣ того онъ думалъ, что и человѣческій образъ, который принялъ Господь Богъ нашъ ради насъ, былъ растворенъ божествомъ Его и всецѣло измѣнился, что совершенно противорѣчитъ ученію Православной Церкви. Извѣстно также, что нѣсколько лѣтъ послѣ его смерти онъ соборнымъ опредѣленіемъ нѣкоторыхъ отцевъ [9] былъ изверженъ изъ Церкви, какъ аріанинъ, вмѣстѣ съ другими подобными еретиками, причемъ было выражено порицаніе и тѣмъ, которые совершали поминовеніе ихъ. Итакъ, пусть разсудитъ каждый изъ православныхъ христіанъ, можетъ-ли быть принятъ въ Церкви тотъ, кто изрыгаетъ такія богохульства на Спасителя нашего Христа Бога и можно ли даже сколько нибудь похвалять его, какъ и Оригена и другихъ многихъ находящихъ внѣ Церкви? При такихъ условіяхъ никто изъ благомыслящихъ не долженъ осуждать Церковь за замѣшательства, ни за вину и грѣхи тѣхъ, которые сами добровольно отдѣляютъ себя отъ Церкви, если только, по попущенію Бога, продлится это возстаніе противъ Его уставовъ и каноновъ. Какъ выше сказано, Церковь обыкновенно созываетъ вселенскій соборъ для устраненія всякихъ споровъ и для водворенія въ ней, по благоволенію и благодати Божіей, мира во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Σεπτην γραϕην — въ 82-мъ правилѣ Трулльскаго собора: σεπται.
[2] Разумѣть надо посланія св. Германа, читавшіяся на 2-мъ Никейскомъ соборѣ, и изданное Майемъ сочиненіе патріарха въ Spicilegium Romanum, t. VII. cap. 40 sg.
[3] Павелъ IV, патріархъ Константинопольскій, съ февраля 780 г. по августъ 784 г.
[4] Правила 11 и 12 Антіохійскаго собора.
[5] Императоръ Юстиніанъ II Ринотметъ 685-695 г.
[6] Евсевіемъ Кесарійскимъ.
[7] Для ясности рѣчи Никифора въ данномъ мѣстѣ необходимо представлять 82-е правило Трулльскаго собора, которое здѣсь имѣется въ виду. Оно читается такъ: «на нѣкоторыхъ изображеніяхъ честныхъ иконъ живописуется агнецъ, указуемый перстомъ Предтечи, который былъ принятъ за образъ благодати, потому что посредствомъ закона предуказалъ намъ истиннаго Агнца Христа Бога вашего. Мы же, уважая древніе образы и тѣни, преданные церкви въ качествѣ символовъ и предначертаніи истины, отдаемъ предпочтеніе благодати и истинѣ, принявши ее, какъ исполненіе закона. Посему, чтобы и въ живописныхъ произведеніяхъ представлялось взорамъ всѣхъ совершенное, опредѣляемъ, чтобы на будущее время и на иконахъ начертывали вмѣсто ветхаго агнца образъ Агнца, поднимающаго грѣхъ міра, Христа Бога нашего въ человѣческомъ обликѣ, усматривая чрезъ этотъ образъ высоту смиренія Бога-Слова и приводя себѣ на память Его житіе во плоти, страданіе, спасительную смерть и происшедшее отсюда искупленіе міра».
[8] Письмо Евсевія къ Констанціи, женѣ Ликинія.
[9] Въ Александріи.

Печатается по изданію: Творенiя святаго отца нашего Никифора, архiеп. Константинопольскаго. Часть первая. Свято-Троицкая Сергiева Лавра: Собственная типографiя, 1904. – с. 126-137. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 65.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0