Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 29 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Фотій Константанопольскiй († 886 г.)
Бесѣда на Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы
[1].

Коль возлюбленна селенія твоя, Господи силъ (Псал. 83, 1), воскликну я въ настоящее время вмѣстѣ съ пророкомъ Давидомъ, видя дворы церкви переполненными сонмомъ разумныхъ овецъ, собравшихся въ многоцвѣтномъ украшеніи и разнообразіи. По истинѣ, коль добри доми твои Іакове, и кущи твои Израилю, яко дубравы осѣняющыя, и яко садіе при рѣкахъ, и яко кущи яже водрузи Господь, и яко кедри при водахъ (Числ. 24, 5-6). Хорошо и справедливо изобразилъ и это пророкъ, хотя пророчествовалъ о нашемъ положеніи, находясь внѣ нашего двора. И я, съ радостью видя, что боговдохновенные глаголы, сказанные въ древности, вполнѣ осуществляются нынѣ на дѣлѣ, самъ громкимъ голосомъ и съ радостью возглашаю ихъ теперь въ началѣ своего слова, ибо дѣйствительно кущи новаго Іакова, удостоеннаго видѣть Бога во плоти, пріятны для созерцанія и вполнѣ достаточны для того, чтобы вознести на высоту божественной любви душу тѣхъ, вниманіе которыхъ, возбуждаемое прекрасными для тѣлеснаго взора зрѣлищами, можетъ направляться къ духовной и божественной красотѣ. Но почему вы, народъ Божій и христолюбивѣйшій изъ царей [2], съ такимъ усердіемъ и такъ торжественно собрались вокругъ меня и украсили сей священный и божественный храмъ? Какая причина настоящаго вашего стеченія, и что это за радость у васъ, и что за торжественное собраніе? Конечно, вы пришли сюда прославить Благовѣщеніе Дщери человѣческаго рода и сорадоваться радости Матери Слова, — вы, какъ показываетъ прекрасное и величественное украшеніе ваше, соревнуете другъ другу въ празднованіи начала и божественнаго основанія общаго нашего спасенія. Ибо по-истинѣ Благовѣщеніе Приснодѣвы есть основа нашего спасенія, которая поддерживаетъ не крышу какого-либо одного зданія, уходящую въ высоту, и служитъ твердой почвой не для селенія или какого-либо города, находящихся на землѣ, но исправляетъ, обновляетъ и укрѣпляетъ все человѣческое естество наше, пораженное великимъ грѣхомъ. И какъ послѣ заложенія хорошаго и прочнаго основанія для дома радость и веселіе наполняютъ души всѣхъ тѣхъ людей, которые имѣютъ надежду поселиться въ этомъ домѣ, и избавляютъ ихъ отъ прежнихъ тревогъ, такъ и послѣ того, какъ Творецъ-Слово мудро и богоприлично положилъ основаніе нашего спасенія и создалъ для насъ начало радости и торжества, человѣческое естество обновляется и, избавившись отъ наказанія за преслушаніе, т. е. отъ болѣзни, приводившей къ смерти, пріобрѣтаетъ безсмертіе, какъ новый образъ свой. Итакъ, справедливо человѣческое естество наслѣдуетъ радость, поелику въ немъ водворяется благодать богоподобія и оно, избавившись отъ грѣховнаго влеченія къ нечестію, какъ отъ жала демонскаго, приводится къ Единому Жениху своему, Творцу и Создателю. Справедливо человѣческое естество торжествуетъ, ибо получаетъ благовѣстіе, что одна изъ дщерей его назначена избранною невѣстою для Творца. Справедливо человѣческое естество возвеличивается, ибо получило вѣсть о примиреніи съ Господомъ и сбрасываетъ съ себя ненавистное иго рабства.

Итакъ, настоящее торжество есть начало всѣхъ торжествъ, поелику служитъ для насъ залогомъ небеснаго обогащенія и все снабжаетъ нетлѣннымъ богатствомъ явленія среди насъ Господа, содѣлываетъ очищеніе нашего естества и даруетъ намъ наслажденіе благами вѣчными. Въ этомъ торжествѣ съ радостью участвуетъ сонмъ пророковъ, укрѣпляемый даромъ боговидѣнія и осѣняемый крыломъ невещественнаго житія, которое они, хотя проводили эту бренную жизнь, уразумѣли лучше, чѣмъ жизнь по человѣческому естеству, и, громко возвѣщая истину пророчествъ, уготовляютъ брачный чертогъ Господа. Сюда стекается и соборъ апостоловъ, которые, прошедши концы вселенной и огласивъ ихъ проповѣдью о спасающемъ Словѣ, чистыми руками показываютъ богатство Невѣсты-Дѣвы. На это торжество собираются и хоры мучениковъ и своею кровію, пролитою во время подвиговъ и страданій, украшаютъ порфиру царскаго чертога. Здѣсь присутствуютъ и чины безплотныхъ силъ и, воспѣвая вмѣстѣ съ архангеломъ Гавріиломъ пребываніе Господа среди людей, дориносятъ его снисхожденіе, и — земная жизнь обращается въ небесный міръ. Нынѣ Дѣва отъ лица всего человѣческаго рода становится невѣстою общаго Господа, и — человѣческое естество, отвергнувъ союзъ любострастія и рабскаго грѣха, опять, послѣ продолжительнаго времени, обращается къ супружеской и дружеской добродѣтели и благоразумно, а вмѣстѣ и съ радостью пріобрѣтаетъ любовь къ такому сожитію. Нынѣ Дѣва приносится отъ людей Господу какъ начатокъ, и — чудеснымъ образомъ совершается великая и отъ вѣка тайна человѣческаго возсозданія. Нынѣ дщерь Адама, спасшись отъ паденія праматери Евы и оставшись чистою отъ происходящей изъ сего скверны, является предъ Создателемъ прекрасною и цвѣтущею и устрояетъ человѣческому роду спасеніе. Нынѣ архистратигъ безплотныхъ силъ, слетѣвши съ небесныхъ круговъ, является къ Маріи и, возвѣщая Дѣвѣ благую вѣсть о пришествіи Господа, начинаетъ ее величественнымъ словомъ: радуйся, благодатная, Господь съ тобою (Лук. 1, 28), и — вся тварь чрезъ нее наполняется радостью. Архангелъ является къ Маріи, благоухающей и безгрѣшной отрасли изъ рода Давидова, къ преславному, великому и богосозданному украшенію человѣческаго естества. Ибо сія Дѣва, такъ сказать, отъ первыхъ дней своей жизни обратилась къ добродѣтели и, преуспѣвая въ ней, проводила на землѣ жизнь неземную и, открывши врата пути къ добродѣтели, сдѣлала не невозможнымъ этотъ путь для подражанія тѣмъ, у кого существуетъ неугасающая любовь достигнуть небеснаго чертога. Кто же бываетъ еще съ дѣтства такъ воздержанъ въ отношеніи къ удовольствіямъ? Конечно, не тѣ жены, которыя, презрѣвши брачныя узы, стремятся лишь къ собственнымъ удовольствіямъ, или же, сохраняя писанные законы, увлекаются однако житейскими теченіями и всѣ помыслы свои направляютъ къ развлеченіямъ. Но блаженная Дѣва не позволяла склоняться своимъ мыслямъ ни къ одному изъ сихъ дѣлъ, а была всецѣло предана божественной любви и этимъ, равно и всѣми прочими дѣлами своими показывала и возвѣщала, что она поистинѣ была обречена въ невѣсты Творцу всего даже прежде рожденія своего. И самое сердце свое связавши, какъ нѣкотораго страшнаго звѣря, безстрастіемъ ума, какъ бы неразрывными узами, она крѣпостью своихъ помысловъ всю душу свою содѣлала священнымъ храмомъ кротости и никогда не обнаруживала проявленія отваги, никогда не возгордилась и даже не произнесла ни одного слова порицанія и негодованія во время страданія Господа, при которомъ она присутствовала, тогда какъ матери, при подобныхъ страданіяхъ своихъ дѣтей, обыкновенно выражаютъ свою скорбь. Такая сила есть достаточное свидѣтельство разума и отъ начала присущаго Дѣвѣ терпѣнія и добраго направленія мыслей. И крѣпость ея души создала прекрасный плодъ: дѣлами и словами правильнаго уразумѣнія и чистой мысли она получила такой даръ, посредствомь котораго легко и многоразлично противостояла всѣмъ возмущеніямъ и испытаніямъ жизни, которыя воздвигала сила злыхъ духовъ, и даже на короткое время не позволяла приражаться къ ней дѣйствію зла. Такимъ образомъ, когда Дѣва, при содѣйствіи указанныхъ средствъ, оказалась достойною небесныхъ чертоговъ и своею красотою облистала нашу безобразную природу, которую осквернилъ грѣхъ прародителей, тогда предсталъ предъ нею Гавріилъ, провозвѣстникъ тайны явленія Царя, и свободно и громкимъ голосомъ воскликнулъ: радуйся, благодатная, съ тобою Господь (Лук. 1, 28), избавляющій чрезъ тебя весь родъ человѣческій отъ древней печали и гибели. Посему и праотецъ Давидъ, взявши духовныя гусли, радуется духомъ благовѣстію Дщери своей и, ударяя пророческими перстами по звонкимъ струнамъ, начинаетъ играть радостную пѣснь, достойную дѣвственнаго чертога и спасительную для всего міра. Слыши дщи и виждь и приклони ухо твое и забуди люди твоя и домъ отца твоего, и возжелаетъ царь доброты твоя, зане Той есть Господь твой (Псал. 44, 11-12) и всѣхъ насъ, и мы и вся тварь благоговѣйно покланяемся Ему, какъ общему Господу и Творцу всего. Слыши дщи и склони ухо твое къ словамъ Гавріила, ибо посредствомъ пречистаго его благовѣстія Тебѣ мы избавились отъ грѣха преслушанія, который совѣтъ змія, достигшій слуха Евы, излилъ, какъ ядъ, на весь родъ человѣческій, и теперь мы можемъ слушать и повиноваться только повелѣніямъ Создавшаго насъ. Слыши дщи и покорно прими благовѣстіе зачатія, ибо постоянное и совѣчное Слово Отца, не лишаясь собственнаго существа и не измѣняясь въ самую плоть (ибо это было бы крайнимъ оскорбленіемъ Божественнаго существа и неудобоносимо для человѣческаго естества), но неслитно и нераздѣльно сохраняя то и другое естество, пришедшее въ единеніе, богоприлично избралъ пребываніе въ Тебѣ для моего возсозданія и человѣколюбиво отверзъ намъ небесныя обители для жительства.

Что же можетъ быть пріятнѣе этой радости? Что торжественнѣе настоящаго празднества? Что выше нынѣшняго торжества? Мы удаляемся отъ земли и возносимся на небо, избавляемся отъ тлѣнія и облекаемся въ нетлѣніе, избѣгаемъ трудовъ и терній проклятія и обогащаемся благими плодами благословенія. Но, обогатившись благами божественной благодати, принесемъ плоды и нашей собственной жизни; пусть наша душа украшается брачнымъ украшеніемъ и сіяетъ великолѣпіемъ, не увлекаясь никакимъ дѣломъ прелюбодѣянія и тьмы и не омрачая блеска тѣла собственною нечистотою. Часто городá раздѣляютъ свою славу съ другими сосѣдними городами, а равно отдѣльныя семьи заключаютъ другъ съ другомъ брачные союзы и призываютъ къ себѣ всѣхъ находящихся съ ними въ родствѣ, и всѣ съ радостью стекаются на брачное торжество, хотя имъ и нѣтъ никакой пользы отъ этого брака, ибо какая польза можетъ имъ быть отъ того, что другіе вступаютъ въ бракъ для того, чтобы имѣть дѣтей, которыхъ пока еще нѣтъ? Однако каждый съ большою готовностью приноситъ невѣстѣ брачные дары, одинъ золото, другой серебро, иной ожерелье изъ жемчуга, а другіе то, что имѣютъ у себя пригоднаго для украшенія и обогащенія. Но чему мнѣ уподобить то, что ни съ чѣмъ несравнимо? Какъ изобразить то, чему отъ вѣка не было примѣра? Или мнѣ не слѣдуетъ ничего бояться и совсѣмъ не дóлжно изумляться, хотя у меня и нѣтъ подобнаго примѣра? Ибо Богъ, благоволившій жить среди людей, Самъ человѣколюбиво даровалъ мнѣ возможность приводить это въ примѣръ. Итакъ, когда гражданка выдается замужъ, сограждане приносятъ ей дары, а кромѣ того возжигаютъ свѣтильники, поютъ иногда брачную пѣснь, рукоплещутъ, сопровождаютъ брачущихся и дѣлаютъ все то, что пріятно и угодно пригласившимъ ихъ на бракъ. Мы же, вся совокупность человѣческаго рода, — поелику непорочная невѣста, Приснодѣва Марія, чистая дщерь нашего рода только одна избирается невѣстой Всецаря и Господа всего и при томъ не отъ одного города и не отъ одного народа, но изъ всѣхъ дѣвъ всей вселенной, — что мы можемъ совершить достойнаго сего брачнаго союза? Какой можемъ принести даръ, приличествующій настоящему торжеству? — Вы желаете знать, и — я скажу вамъ, но пусть никто не оправдывается трудностью: людямъ нерадивымъ можетъ быть тягостенъ всякій совѣтъ, но не повелѣніе исполнить, насколько возможно для человѣка то, что свыше возвѣщено и заповѣдано; посему предстоящая рѣчь не моя, но основывается на ученіи Духа Святаго. Итакъ, тѣ, которые не вступили въ бракъ, пусть принесутъ Дѣвѣ въ даръ свое дѣвство, ибо Приснодѣвѣ ничто не можетъ быть такъ угодно и пріятно, какъ дѣвство. Находящіеся въ бракѣ пусть принесутъ опытъ жизни, который должны передавать своимъ дѣтямъ, цѣломудріе, содѣйствующее спасенію (1 Тим. 2, 15), и снисхожденіе къ вступившимъ во второй бракъ; ибо цѣломудріе, хотя и далеко отстоитъ отъ дѣвства, но родственно съ нимъ какъ потому, что исполняетъ благословеніе Божіе касательно рожденія дѣтей, такъ и потому, что предохраняетъ человѣка отъ необузданности. Допустившіе паденіе въ одномъ изъ сихъ (въ дѣвствѣ и цѣломудріи) пусть принесутъ покаяніе въ содѣянномъ, слезы, прощеніе должникамъ и милосердіе къ бѣднымъ, ибо все это есть прекрасный даръ Господу. Другіе пусть принесутъ справедливость и пощаду враговъ, ибо зачѣмъ стараться дѣлать ближнимъ то, отъ чего ты самъ плачешь и стенаешь, когда тебя тѣснитъ и мучитъ другой? Иные пусть несутъ терпѣніе и мужество въ несчастіяхъ, ибо и такой подвигъ не оставляется безъ награды. Другіе пусть приносятъ въ даръ кротость и страннопріимство, ибо и это служитъ причиною божественнаго къ намъ снисхожденія. Вообще каждый изъ всѣхъ, собравшихся въ этотъ небесный и царскій брачный чертогъ, пусть принесетъ даръ, пріятный Дѣвѣ и достойный столь великой невѣсты; ибо сколько бы даровъ ни принесено было Ей, Женихъ и Богъ нашъ будетъ радоваться имъ. А кто ничего не принесъ въ честь Невѣсты, тотъ, какъ оскорбившій Жениха, будетъ строго изгнанъ изъ брачнаго чертога.

Если же обратить вниманіе на архистратига Гавріила, служителя тайны Дѣвы, благовѣстника и изъяснителя спасенія, и если уразумѣть, что онъ наблюдаетъ за всякимъ даромъ, посылаемымъ Господомъ каждому, то всѣмъ вамъ станетъ понятно, что немалая предстоитъ намъ борьба и немалый подвигъ предлежитъ каждому въ попеченіи о душѣ. Онъ исчисляетъ и изслѣдуетъ всѣхъ собравшихся на торжество и тѣхъ, кои приносятъ дары, онъ признаетъ достойными брачнаго чертога и священной тайны, а ничего не принесшихъ онъ удаляетъ и изгоняетъ. Итакъ, я весьма боюсь и трепещу, что онъ, оказавшись и нынѣ среди насъ (ибо невозможно служителю божественнаго брачнаго союза не присутствовать на этомъ торжествѣ) и явившись для наблюденія и испытанія всѣхъ насъ, однихъ признáетъ достойными брачнаго чертога, а другихъ далеко отгонитъ отъ дверей его. Боясь за васъ и за себя, я, какъ и прежде часто внушалъ вамъ быть готовыми, такъ и теперь не уклоняюсь отъ свойственныхъ и доступныхъ мнѣ увѣщаній. А такъ какъ у меня самого не приготовлено никакого достойнаго дара, то я рѣшилъ прибѣгнуть къ брачному гимну въ честь Приснодѣвы, коего учителемь и вдохновителемъ я почитаю участника настоящаго великаго праздника и свидѣтеля торжества. Можетъ быть, въ то время какъ онъ поетъ въ честь Дѣвы и вниманіе всѣхъ обращено на него, онъ пощадитъ меня и не удалитъ, не заключитъ меня въ узы, какъ оскорбителя царскаго торжества, и не подвергнетъ карѣ виновныхъ, но причислитъ меня къ сонму приносящихъ дары. Для человѣколюбиваго Судіи вполнѣ возможно, чтобы у не имѣющихъ дара для приношенія замѣняло его искреннее желаніе, хотя бы они и не совершили ничего достойнаго ихъ намѣренія. Посему я, съ великимъ страхомъ и любовью, взываю умомъ и устами: радуйся, Дѣво, убѣжище моей слабости и скудости. Радуйся, благодатная, Коею болѣзнь исцѣляется, разрушеніе упраздняется, виновникъ гибели умерщвляется и діаволъ низвергается и попирается. Радуйся, благодатная, ибо жестокое осужденіе человѣческаго рода уничтожается сладостію Твоихъ благовѣстій, и мы, освободившись отъ злыхъ послѣдствій преступленія, увѣнчиваемъ себя украшеніями, созданными происшедшимъ изъ Тебя богоявленіемъ. Радуйся, благодатная, разумное и богосозданное зерцало сокровеннаго вѣдѣнія боговдохновенныхъ пророковъ, въ коемъ они таинственно созерцали снисхожденіе къ намъ Слова и, какъ трубы, вдохновлямыя Духомъ Святымъ, во всѣ концы земли возвѣстили о твоемъ зачатіи и рожденіи. Радуйся, благодатная, прибѣжище радости всего міра, въ коемъ низвергнуто осужденіе перваго наказанія и создана черезъ Тебя великая радость. Радуйся, благодатная, добрóты Коей, сохранившей и душу и тѣло и помыслы въ чистотѣ, возжелалъ Царь всѣхъ для обновленія и возсозданія образа, обветшавшаго вслѣдствіе коварства и многоразличныхъ нападеній лукаваго. Посему лицу Твоему помолятся богатіи людстіи (Псал. 44, 12), обогатившіеся чрезъ Тебя благочестіемъ и избавившіеся отъ безобразныхъ пороковъ прежняго образа. Радуйся, даровавшая Творцу плоть, освободившая насъ отъ скудости, не лишившаяся ключей дѣвства и истребившая рукописаніе грѣха (Кол. 2, 14). Радуйся, одушевленный ковчегъ Божій, въ которомъ поселился второй Ной и спасъ человѣческое естество наше, почти все затопленное волнами грѣха, и даровалъ намъ образы и примѣры иной божественной жизни. Радуйся, изготовленная Богомъ пещь, въ коей Творецъ, очистивъ наше естество самымъ чистымъ дѣвственнымъ смѣшеніемъ, избавилъ отъ оной гибельной тягостной ветхости, возсоздавъ человѣка въ новую тварь.

Но зачѣмъ стремиться высказать подробно въ словѣ то, чего не могутъ изъяснить и ангелы, предъ чѣмъ слабѣетъ сила рѣчи, всякій порядокъ похвалъ оказывается недостаточнымъ, всякій умъ смущается въ самомъ началѣ размышленія, отказывается его продолжать и сознаетъ свое безсиліе? Посему лучше почтить нынѣшнее таинство благоговѣйнымъ молчаніемъ, чѣмъ дерзновеннымъ словомъ. Уже и Женихъ, уготовавъ время всеобщаго пира и призвавъ на таинственную и подающую безсмертіе трапезу и тѣхъ, кои, по своимъ дѣламъ, не вполнѣ достойны ея, по своему человѣколюбію даетъ возможность и нашему смиренію нести священное служеніе Богу, призывая къ совершенію таинства, коего безъ суда да удостоимся всѣ, по ходатайству Приснодѣвы и Богородицы, молитвами Коей Христосъ истинный Богъ нашъ, родившійся отъ Нея непостижимымъ для нашего ума образомъ, явившій благочестиваго и вѣрнаго царя нашего страшнымъ для враговъ, да покажетъ Его любезнымъ народу и да удостоитъ вмѣстѣ съ нами небеснаго чертога, ибо Его есть царство и Ему славу возсылаемъ съ Отцемъ и Святымъ Духомъ нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Патріарху Фотію принадлежатъ двѣ бесѣды на Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы. Одна изъ нихъ уже извѣстна нашимъ читателямъ (см. «Церковныя Вѣдомости» за 1899 г., № 12, стр. 483-489). Вторая, нынѣ предлагаемая ихъ вниманію, бесѣда произнесена знаменитымъ витіею греко-восточной церкви 25 марта 879 года въ Константинопольскомъ храмѣ Святой Софіи, въ присутствіи византійскаго императора Василія Македонянина. Греческій ея текстъ опубликованъ великимъ логоѳетомъ Константинопольской патріархіи г. С. Аристархисомъ въ журналѣ «Ἐϰϰλησιαστιϰὴ Ἀλήϑεια» за 1883 г. (№ 21, стр. 308-312). Съ этого текста и сдѣлано настоящее переложеніе бесѣды на русскій языкъ.
[2] Разумѣется византійскій императоръ Василій Македонянинъ (867-886 г.), о которомъ проповѣдникъ упоминаетъ и въ концѣ бесѣды, называя его страшнымъ для враговъ.

Печатается по изданію: Бесѣда на Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы, святѣйшаго Фотія, патріарха Константинопольскаго. // «Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ, издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ». – 11 Марта 1900 года, № 11. – С. 419-426.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0