Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Фотій Великій, патр. Константинопольскій († 886 г.)

Великій богословъ и неустрашимый защитникъ православія, происходилъ изъ знаменитаго семейства и занималъ должность государственнаго секретаря. При своемъ глубокомъ умѣ обладалъ обширными свѣдѣніями по Священному Писанію, богословію, исторіи, философіи, словесности, математикѣ и даже медицинѣ. Какъ ни блистательна была его свѣтская жизнь при дворѣ, но онъ не увлекался ею и еще съ молодыхъ лѣтъ желалъ посвятить себя иночеству. Въ 858 г. былъ посвященъ въ Константинопольскаго патріарха. Фотій сопротивлялся этому назначенію и только воля и настойчивыя просьбы Императора принудили вступить на престолъ, который никто достойнѣе его не могъ занимать. Въ санѣ святителя много трудился въ дѣлѣ исправленія разрушенныхъ и поруганныхъ иконоборцами монастырей, церквей, иконъ и пр., ревностно заботился о насажденіи и распространеніи христіанства среди славянскихъ народовъ, всегда и передъ всѣми горячо отстаивалъ интересы православія и клеймилъ порокъ и преступленія, не страшась сильныхъ міра сего. Всѣмъ этимъ Фотій не разъ навлекалъ на себя злобу враговъ и не мало терпѣлъ отъ нихъ. Римскіе папы самовольно и безвинно даже отлучали его отъ Церкви, имп. Василій Македонянинъ ссылалъ его (въ 867 г.) въ заточеніе; но Фотій все это переносилъ съ христіанскимъ мужествомъ и терпѣніемъ. далѣе>>

Творенія

Свт. Фотій Великій, патр. Константинопольскій († 886 г.)
Письмо къ Захаріи, католикосу Великой Арменіи,
объ одномъ лицѣ Господа нашего Іисуса Христа изъ соединенія двухъ естествъ и о правомысліи Собора Святыхъ Отцевъ въ Халкидонѣ.

Многочестный между пречудными мужами, извѣстный, пламенно блещущій всяческою славою, премногожеланный господинъ нашъ Захарія, достигшій высокой апостольской степени, получившій высочайшее первонамѣстничество Великаго Апостола Ѳаддея и престолъ Преблаженнаго Святаго Григорія, святой хранитель и законоучитель Араратской земли, блюститель сѣвернаго народа и архипастырь Азкеназскаго воинства, достигшій первосвященническаго сана и (настолько) привлекающій къ себѣ въ будущемъ всецѣло доброе воздаяніе, чтобы крыльями воспарить въ сонмъ безтѣлесныхъ, Фотій, архіепископъ Константинополя — Новаго Рима, привѣтствуетъ Твою Святость.

Я воздалъ великое благодареніе Богу, что удостоился прочесть благовѣщательное письмо отъ Твоей Святости, изложенное правильной рѣчью и увидѣлъ, что оно содержитъ въ ясныхъ, какъ небесный свѣтъ, божественныхъ словахъ, въ краткихъ, мудрыхъ, искусныхъ оборотахъ, въ задушевныхъ выраженіяхъ [предложеніе] завязать дружбу. Я очень обрадовался тому, что вы, находясь въ недоумѣніи и сомнѣніи относительно Халкидонскаго Собора и предположивъ на основаніи какихъ-то слуховъ, будто онъ противенъ истинѣ Соборовъ, въ письмѣ утверждаете, что вы не ученики Іакова Занзала, по имени котораго называются Якобиты, ни Юліана Галикарнасскаго, ни Петра Антіохійскаго, ни Евтихія, а Святого Григорія, просвѣтителя, мученика и подвижника всѣхъ сѣверныхъ народовъ. Разъ вы ученики такого чуднаго учителя, не подобаетъ увлекаться своими мнѣніями, а [нужно] слѣдовать Святымъ Боговдохновеннымъ Писаніямъ, не разсматривая ихъ искусственно и превратно (подобно) тѣмъ, которые Священное Писаніе толкуютъ произвольно, по своему разумѣнію, и соблазняютъ сердца невинныхъ, какъ лжепророки въ старину, говорившіе по внушенію своихъ сердецъ, а не по волѣ Бога.

По достовѣрномъ изслѣдованіи и разсмотрѣніи мы нашли, что на пятнадцатомъ году послѣ преставленія Святого Саака изъ этого міра ко Христу, собрался Халкидонскій Соборъ, въ этомъ же году скончался Святой Варданъ со своими войсками въ области Артазъ, когда намѣстникомъ на патріаршемъ престолѣ былъ Іосифъ Гевондіецъ, и армяне, подвергаясь опасности со стороны персидскихъ разбойниковъ, ослабли и упустили случай явиться на Соборъ, вслѣдствіе чего не дошло до армянъ подлинное изложеніе обстоятельствъ этого Собора, хотя никакого препирательства не существовало объ этомъ Соборѣ, и всѣ признавали его [въ Арменіи] до Двинскаго Собора, т. е. всѣ 84 года отъ двухъ (послѣднихъ) лѣтъ (царствованія) императора Маркіана до десятаго года Юстиніана и до шестого года патріаршества Нерсэса Аштаракскаго. Нерсэсъ созвалъ Соборъ въ Двинѣ въ началѣ владычества персовъ въ Арменіи и на четырнадцатомъ году царствованія персидскаго Хосроя при посредствѣ сирійца Абдишо, пришедшаго изъ Сарептскаго монастыря въ Сасонѣ; вмѣстѣ съ нимъ (пришли) и другіе, которые были рукоположены, именно: Діоскоръ, Флавіанъ, епископъ города Набука, и Тимоѳей Александрійскій, прозванный Элуръ; они, извѣстные [у армянъ] подъ названіемъ младшихъ переводчиковъ, перевели на армянскій языкъ Писанія и въ ихъ переводахъ имѣется много клеветъ на Халкидонскій Соборъ, и по преданію отъ нихъ (въ Арменіи) стали учить одному естеству Божества и Человѣчества во Христѣ, прибавили къ Трисвятой пѣсни «распныйся [за ны]» въ противность Халкидонскому Собору и пяти патріархамъ [бывшимъ на немъ], и отстранились отъ общенія съ греками проклятіями. Персидскій царь очень обрадовался отреченію армянъ отъ рукоположенія въ Греціи и, похваливъ Нерсэса, исполнилъ обѣщанныя раньше условія, далъ въ пріемыши своего сына и ввѣрилъ поборы армянской земли ему и единомышленнымъ епископамъ. Въ шестнадцатомъ году армянскаго лѣтосчисленія непокорный Варданъ Мамиконянъ убилъ персидскаго марзпана Сурэна, чтобы не сносить униженія, такъ какъ (Сурэнъ) лишилъ [сословіе] благородныхъ почета и окружилъ имъ епископовъ. Обратившись въ бѣгство со многимъ скарбомъ и со всѣми домашними, Варданъ вступилъ въ Грецію, а на семнадцатомъ году (царствованія) императора Юстиніана, когда онъ строилъ Святую Софію, въ праздникъ Святого Креста Варданъ отстранился отъ пріобщенія, заявивъ, что ваши учителя приказали армянамъ не причащаться съ нами. Тогда царь приказалъ составить соборъ и явиться многимъ епископамъ и учителямъ, коихъ и собралось въ Константинополѣ 130. Этотъ Соборъ называется пятымъ. Армяне были въ числѣ собравшихся и приняли рукописаніемъ Халкидонскій Соборъ. Затѣмъ, когда Мушегъ Мамиконянъ покорилъ Хосрою персидское царство греческими и армянскими войсками, и самъ возвратился съ почетомъ отъ персидскаго царя къ императору Маврикію, рѣчь зашла о вѣрѣ въ присутствіи императора, и императоръ приказалъ собрать соборъ. Тогда сошлись изъ армянъ двадцать одинъ епископъ, а (всего) было на Соборѣ 160 епископовъ. Этотъ Соборъ называется шестымъ. По изслѣдованіи армяне опять приняли Халкидонскій Соборъ рукописаніемъ во дни Моисея, католикоса армянъ. Далѣе, императоръ Ираклій по сокрушеніи персовъ вошелъ въ городъ Каринъ и созвалъ въ одно мѣсто Езра, католикоса армянъ, и множество армянскихъ епископовъ, а также многихъ изъ сирійцевъ; производились изслѣдованія и разысканія въ продолженіе тридцати дней, и армяне опять одобрили Халкидонскій Соборъ по своей волѣ, а не по принужденію и приняли его рукописаніемъ. Но Іоаннъ Майрагомскій, который страдалъ язвою Савеллія и Петра Антіохійскаго, метался изъ стороны въ сторону и въ бѣшенствѣ мутилъ все.

И во дни Константина, сына Ираклія, католикосъ Нерсэсъ, по прозванію Строитель, и старшій въ родѣ Рштуніевъ Ѳеодоръ, княжившій надъ армянами, схватили его и наложили ему на чело изображеніе лисы раскаленнымъ желѣзомъ и, опозоривъ такимъ образомъ, изгнали прочь въ Кавказскія горы; но, по смерти Нерсэса, онъ возвратился въ Арменію и осуществилъ свои замыслы, особенно пріобрѣли значеніе его слова на Мандзертскомъ (Манаскертскомъ) Соборѣ, когда была переведена Саргисомъ на армянскій языкъ книга Юліана Галикарнасскаго и, облетѣвши всю вашу страну, заполонили ее. Съ другой стороны понятно Вашей Мудрости, что если было неправо собраніе столькихъ епископовъ въ Халкидонѣ, то не они только повинны, но и тѣ, которые стали ихъ учениками и послѣдователями, (т. е.) весь міръ до скончанія вѣковъ. Но вы не обманывайтесь (думая), что вы совершенны, ибо обыкновеніе слишкомъ юныхъ, легкомысленныхъ и грубыхъ мужей быть свидѣтелями и послѣдователями лжи, а тѣ, которые мудры, даже вниманія никакого не обращаютъ (на ложь). Далѣе мы видимъ, что благодать Божія съ раннихъ временъ дана нашей греческой землѣ и Святой Духъ, начиная съ первыхъ же Святыхъ учителей, предпочтительно почилъ на грекахъ, а также (видимъ), какъ они стяжали до пришествія Христа, иную внѣшнюю (внѣшнюю) мудрость — чудную философію, именно они открыли восемь частей грамматической рѣчи, десять опредѣленій родовъ съ подраздѣленіемъ и дробленіемъ на различные виды и четырнадцать главъ искусства краснорѣчія, чѣмъ повергаютъ въ [восторгъ и] изумленіе читателей, и теперь еще для глубокаго пониманія боговдохновенныхъ писаній научные матеріалы мы заимствуемъ отъ греческихъ внѣшнихъ мудрецовъ, подобно тому какъ кузнецъ матеріалъ беретъ отъ желѣза и плотникъ отъ дерева, И источникъ этой удивительной мудрости есть только Богъ, Который приказываетъ солнцу свѣтить надъ злыми и добрыми и дождю идти надъ праведными и грѣшными. Вникнемъ и въ слова Павла, который есть тайновѣдъ: «Богъ всѣхъ заключилъ въ непослушаніе, чтобы всѣхъ помиловать», вслѣдствіе этого и кажется, что Всевышній Богъ оставилъ древнихъ грековъ въ заблужденіи служить многобожію, чтобы они [отъ маловѣрія] быстро и охотно перешли къ поклоненію Святой Троицѣ и пріобщались бы нынѣ Великаго Агнца и Даровъ Тѣла и Крови Христа нашего Господа, какъ нѣкогда они радовались чашамъ и трапезѣ бѣсовъ и тучному дыму отъ жертвенныхъ животныхъ; и какъ они поклонялись деревьямъ, камнямъ и мертвенеымъ, бездушнымъ идоламъ, такъ теперь поклоняются Животворящему Святому Кресту и Спасительному Образу Воплотившагося Бога, ибо живо ихъ покорило спасительное Евангеліе, какъ нѣчто привычное, почему Блаженный Павелъ пишетъ въ изумленіи: о, бездна богатства и премудрости Божія, какъ непостижимы судьбы Его (Рим. 11, 33) Самъ Богъ Вседержитель избралъ Израиля быть сначала слугою Своего Бытія, оградилъ его Законами и Пророками, положилъ ему святыню въ Іудеѣ, далъ Царство и Пророчество и заботливо наказывалъ его, но не отвергъ отъ Своего Лица, пока не родился тѣлесно отъ Дѣвы, о которой было пророчество, какъ говоритъ Исаія: если бы Господь Саваоѳъ не оставилъ намъ остатка; то мы были бы то же, что Содомъ, уподобились бы Гоморрѣ (Ис. 1, 9), чтó и стало съ ними.

Когда же Господь нашъ исполнилъ благовѣщанное отцамъ и вознесся къ Отцу, Онъ довѣрилъ пророческое преданіе Святымъ Апостоламъ и приказалъ распространять въ страны грековъ, а затѣмъ при ихъ посредствѣ по всѣмъ язычникамъ, какъ написано: Гора Сіонъ на сѣверной сторонѣ — городъ великаго Царя (Псал. 47, 3), чтó послѣ Іерусалима справедливо было усмотрѣно въ Константинополѣ, который есть второй Іерусалимъ, построенный вторымъ Давидомъ, т. е. Святымъ Константиномъ, и гдѣ исполняется сказанное: Богъ посреди его, онъ не поколеблется (Псал. 45, 6) ибо въ этомъ парственномъ городѣ впослѣдствіи высѣченъ изъ камня тотъ же самый Константинъ съ знакомъ Святаго Креста [въ рукахъ]. Далѣе, Тому же Самому Святому и Необъятному Божеству, Которое покоится на четырехъобразныхъ звѣряхъ, какъ это видѣлъ Іезекіиль, и Которое привело въ бытіе міръ о четырехъ временахъ и раздѣлило въ раю четыре рѣки для напоенія міра, угодно было утвердить четырьмя евангелистами четыре патріаршіе престола, которыми управляется Апостольская Каѳолическая Церковь, чтобы истинно и постоянно возглашать невыразимое домостроительство Господа нашего Іисуса Христа. Престолы эти слѣдующіе: въ Антіохіи — Матѳея, Марка — въ Александріи, Луки — въ Римѣ и Іоанна — въ Константинополѣ, который есть Новый Римъ, но и епископа Іерусалима за святость мѣста называютъ патріархомъ. И затѣмъ эти пять патріаршествъ употребляютъ отъ начала греческое письмо и языкъ. Павелъ, выбравъ Грецію, странствовалъ по ней и написалъ въ греческіе города четырнадцать посланій, обращенныхъ по порядку къ тѣмъ же грекамъ. Лука написалъ Евангеліе и Дѣянія Апостоловъ по-гречески; онъ же въ Дѣяніяхъ Апостоловъ пишетъ о Греціи. Великій Апостолъ Петръ написалъ письма въ страны Понтійцевъ, которые были греками. Равнымъ образомъ Іаковъ, Іоаннъ и Іуда писали грекамъ. Въ Антіохіи, гдѣ утвердили первую церковь, были греки, ибо сказано: Пришедши въ Антіохію, говорили Еллинамъ (Дѣян. 11, 20). Изъ дѣла о вдовицахъ (Дѣян. 6, 1) видно, что они же, т. е. греки, были въ Іерусалимѣ. Тоже самое [можно сказать] и о Іоаннѣ, который долго жилъ здѣсь [въ Греціи], видѣлъ распространеніе Евангелія и затѣмъ упорядочилъ все и наставилъ на вѣрный путь, а главное, и самъ также написалъ Евангеліе и другія свои сочиненія, какъ говоритъ Святой Ефремъ, что Новый Завѣтъ грековъ написанъ имъ. Кромѣ того, такъ какъ въ числѣ увѣровавшихъ были многіе изъ евреевъ — десятки и сотни тысячъ, то Святые Апостолы по внушенію Святаго Духа отдали приказъ оставить еврейское письмо и языкъ и поучать по-гречески, ибо Богъ отвергъ евреевъ и взамѣнъ ихъ призвалъ грековъ, поголовно язычниковъ. И царь Птоломей Филадельфъ во дни первосвященника Елеазара переложилъ въ Александріи Боговдохновенное Писаніе на греческій языкъ при посредствѣ 72 толковниковъ. Далѣе Святые духоносные учителя, послѣдователи Апостоловъ, были изъ греческой земли. Таковы: Василій Кесарійскій, Григорій Чудотворецъ, Григорій Богословъ, Григорій Нисскій, Григорій Просвѣтятель, учившійся въ Кесаріи, Іоаннъ Златоустъ, Епифаній, Юстіанъ, Ириней, Амвросій и Діонисій, которые равны Святымъ Апостоламъ, равно Проклъ, Аѳанасій, Кириллы и всѣ Святые мученики, память о которыхъ празднуетъ міръ, останкамъ же ихъ угодно было поселиться въ Константинополѣ.

Какъ мы сказали выше, евреи были слугами Законовъ, пока появилось наше Евангеліе; затѣмъ Израиль былъ отвергнутъ и греки сдѣлались слугами Евангелія, которое Господь далъ въ руки Апостоламъ распространять между греками, а черезъ послѣднихъ по окраинамъ вселенной. Грекамъ же далъ Господь царство, священство и пророчество, т. е. сонмы святыхъ монаховъ, и священства, т. е. пять патріарховъ и рукополагаемыхъ ими для окраинъ міра епископовъ, которыми управляется Каѳолическая Церковь. И какъ владычество Израиля длилось до пришествія Христа, такъ и отъ насъ грековъ, мы вѣруемъ, не отнимется царство до второго пришествія Господа нашего Іисуса Христа, Который Самъ есть Священникъ, Царь, Пророкъ и Богъ всего; тогда Онъ принесетъ въ даръ Богу возрожденныхъ въ Купели, положитъ конецъ всякой нашей власти и господству и покорно будетъ доложено Богу объ уничтоженіи тѣхъ немощей, которыя теперь находятся въ насъ. Далѣе отъ чуднаго и славнаго воскресенія Господа нашего Іисуса Христа до втораго года царствованія императора Маркіана наберется 462 года; отъ втораго же года царствованія императора Маркіана и отъ Халкидонскаго Собора до насъ 444 года; посему удивительно и странно, какъ вы вѣрите, что съ такою быстротою вполнѣ заблудились тѣ Святые, благородные и избранные народы, которые православно чтили Евангеліе впродолженіе 462 лѣтъ и такъ сказать, напояя міръ изъ обильно-бьющаго источника и богато текущихъ рѣкъ, во всѣ времена отвергали всякихъ еретиковъ и охраняли православіе. А также и то извѣстно всѣмъ, что отъ насъ-то грековъ приняли всѣ истину Евангелія, такъ какъ писанія Святыхъ вышеупомянутыхъ учителей, распространившись отсюда изъ Греціи, достигли окраинъ вселенной и открыто повѣствуютъ о Божествѣ Христа.

Теперь примемся съ начала, отъ Святаго Никейскаго Собора, описывать [дѣятельность Соборовъ], коснемся въ краткихъ словахъ всѣхъ [стекавшихся на нихъ] Святыхъ божественныхъ сонмовъ и, сопоставивъ, сравиимъ съ ними Халкидонскій Соборъ (чтобы узнать), согласенъ ли онъ и слѣдуетъ за ними, или противенъ и перечитъ имъ. Блаженный Епифаній перечисляетъ намъ восемьдесятъ ересей, двадцать до домостроительства Господа и шестьдесятъ по вочеловѣченіи Христа, но ни для одной изъ этихъ не оказывалось надобности во вселенскихъ Соборахъ: святые учители Церкви, каждый въ свое время, съ немногими епископами, изгоняли еретиковъ, побивъ словами истины, какъ каменьями. Между тѣмъ беззаконный князь, который нѣкогда хотѣлъ сдѣлаться Богомъ и говорилъ, что утвердитъ свой престолъ на облакахъ и сравнится съ Всевышнимъ, озлобился изъ зависти, когда увидѣлъ, что четырехгласное Евангеліе, обошедъ всю землю, шествуетъ безпрепятственно, и въ противность ему онъ себѣ также уготовилъ и соорудилъ изъ четырехъ ересей колесницу о четырехъ сторонахъ, два злыя колеса которой содержатъ хулу на Святую Троицу, а два колеса содержатъ клевету на домостроительство Спасителя, согласно писанію: Поднимаютъ къ небесамъ уста свои (Псал. 72, 9), т. е. хулятъ Святую Троицу, и Языкъ ихъ проходитъ землю, т. е. клевещутъ на Слово, низшедшее на землю для спасенія міра и тѣлеснаго домостроительства. Причина ихъ безумія та, что они отожествляютъ естество и лицо, т. е. ипостась; кто же думаетъ такъ, тотъ уклоняется или вправо, или влѣво; Савеллій Ливійскій, признавая [справедливо] одно естество Святой Троицы и лица также смѣшалъ и свалился въ бездну гибели, ввелъ смѣшеніе, путаницу и вторичное еврейство. Арій же Александрійскій, сообразуясь съ тѣмъ, что у Святой Троицы три ипостаси, и одно естество также раздѣлилъ на три разнородныя и чуждыя другъ другу и по внушенію злого преступилъ истину и назвалъ Сына сотвореннымъ и нерожденнымъ отъ Отца. Такимъ образомъ, смѣшеніемъ [понятій] смутили Святую Божію Церковь Савеллій и Арій, и въ 315 году по воскресеніи Господа нашего Іисуса Христа, Великаго Бога, и въ седьмой годъ царствованія Константина собрались въ Никеѣ Святые Отцы, въ числѣ коихъ были и патріархи: Сильвестръ Римскій, Александръ [Александрійскій], Евстаѳій Антіохійскій, Александръ Константинопольскій, Макарій Іерусалимскій и Аристакэсъ Армянскій, [явившійся] по приказанію Григорія; они вмѣстѣ съ 318 епископами предали проклятію и отлучили отъ Церкви Савеллія и Арія и исповѣдали Сына рожденнымъ отъ Отца и Лучемъ его Бытія. Послѣ этого изъ аріанскаго ученія явился духоборецъ Македоній, который Безначальнаго Святаго Духа называлъ сотвореннымъ, а не исходящимъ и истекающимъ отъ Отца, [явился] также Монтанъ и другіе изъ учениковъ Савеллія, которые въ противность [съ истиною] нечестиво совокупили въ одно лицо Троичное Единеніе. Тогда по прошествіи 74 лѣтъ послѣ Никейскаго Собора и на двадцать пятомъ году царствованія Великаго Ѳеодосія въ Константинополѣ собрались Святые Отцы, [въ числѣ нихъ Дамасъ Римскій, Нектарій Константинопольскій], Тимоѳей Александрійскій, Кириллъ Іерусалимскій, Мелетій Антіохійскій и Святой Нерсэсъ вмѣстѣ съ 150 епископами, и они съ проклятіемъ отлучили Македонія и Савелліанцевъ. Такимъ образомъ, эти два Собора сокрушили два колеса въ колесницѣ сатаны, т. е. двѣ злыя ереси, изъ коихъ одна презло раздѣляетъ Святую Троицу, а другая нечестиво смѣшиваетъ. Отъ этихъ Святыхъ Соборовъ мы узнали, что иное нѣчто разумѣется подъ ипостасью и иное подъ естествомъ, ибо у Святой Троицы три личности, три лица, триобраза, три особности и три ипостаси, т. е. Отецъ, Сынъ и Святой Духъ, но — одно естество, одно бытіе, одна сущность, одно господство и безпредѣльность. Она раздѣльна по лицамъ и едина по естеству; одно Божество — у всѣхъ трехъ лицъ, но личность отличается и каждая узнается по ея особому свойству. И вотъ такимъ образомъ мы поняли, что иное нѣчто — естество и иное — личность, ибо личность есть нѣчто отдѣльное, [а естество —] собирательное и объединяющее. Такъ напр., человѣческое естество мы постигаемъ умомъ, а личность — чувствами, ибо естество состоитъ изъ субстанцій [1], т. е. оно живо, разумно и смертно, а личность состоитъ изъ акциденцій, т. е. она бываетъ черна, бѣлокура, руса, плѣшива, съ голубыми глазами. Акциденціи могутъ прибавляться и убывать, а естество ни умножается, ни убываетъ: естество — обще всѣмъ людямъ, а личность есть частное явленіе гдѣ либо. Не поддающееся опредѣленію естество Блаженной Троицы одинаково относится къ Тремъ Личностямъ: къ Отцу, Сыну и Святому Духу, а свойства раздѣляются между Каждымъ изъ Трехъ Лицъ. Естество, общее всѣмъ, таково: Господь, Богъ, Вседержитель, Всепопечитель, Творецъ, Непостижимый, Неописуемый, выше качествъ и количества, внѣ мѣста и времени, Безначальный и Безконечный. Личность Отца, то, что Онъ рождаетъ, — Причина, Везначаленъ, Начало тѣхъ, кои отъ Него, но [Самъ] никѣмъ не начатъ, отъ Него исходитъ, Онъ же ни рожденъ, ни сотворенъ ни Самимъ Собою, ни кѣмъ-либо другимъ; Личность же Сына то, что Онъ Сынъ, Слово, Рожденъ, Свѣтъ, Подобіе Мудрости, Лучъ, Образъ, Отпепатокъ и Изображеніе; наконецъ Личность Святаго Духа есть то, что Онъ истекаетъ, Духъ Истины, Духъ Утѣшитель, Возобновитель, Правый, Добрый. Отъ Отца суть Сынъ и Святой Духъ, но не называются Оба братьями, или сыновьями, подобно тому, какъ отъ Адама Сиѳъ и Ева, однако, не оба они братья, или сыновья, ибо Отецъ рождаетъ и Сынъ рождается, а Святый Духъ исходитъ. И затѣмъ преподается, что Сынъ возсѣдаетъ одесную Отца, а Святый Духъ одесную Сына; и это потому, что въ 109-мъ псалмѣ говоритъ [Давидъ]: Сказалъ Господь Господу Моему: сѣди одесную Меня; и спустя немного въ томъ же псалмѣ Отецъ говоритъ Сыну: Ты священникъ во вѣкъ по чину Мелхиседека. Господь одесную Тебя (Псал. 109, 1. 4. 5). [Тутъ] Отецъ говоритъ Сыну о Святомъ Духѣ. Но ни старшаго, ни младшаго (никогда) не было въ Святой Троицѣ: старшинство и меньшинство, тяжесть и легкость, множество и малочисленность ограничивается часами и временами [вѣсомъ и мѣрою], и такъ какъ Божественнаго естества не касается ни часъ, ни время, ни мѣра, ни вѣсъ, то и нельзя изображать [ни Одно изъ Трехъ Лицъ] младшимъ или старшимъ. Хотѣлъ я назвать Отца старшимъ, какъ Родителя и Причину, но устрашился Того же Самаго Отца, какъ бы я не представилъ Его слабымъ и не разгнѣвалъ [подобнымъ] величаніемъ, ибо не слава для Отца, если младше Его тѣ, которые отъ Него; это уже дѣло немощи не быть въ состояніи родить Сына или произвести Духъ равнымъ Себѣ; напротивъ, честь — Его чудному и славному могуществу, ибо Тотъ, Кто изъ Его естества, познается тѣмъ, что Онъ раздѣляетъ Его славу. И такъ Отецъ не рожденъ и не исходитъ, Сынъ не рождаетъ и не исходитъ, и Святой Духъ не рождаетъ и не рожденъ, а вѣчно имѣетъ исхожденіе. Отецъ радуется славѣ Сына, Сынъ веселится при чести Духа, и Духъ славитъ Отца и Сына, ибо Онъ беретъ отъ Ихъ сущности и вновь создаетъ творенія, Имъ же стало все на небесахъ и на землѣ, видимое и невидимое, чувствуемое и понимаемое, тѣлесное и безтѣлесное.

Вотъ это исповѣданіе приняли армяне отъ Великаго Григорія, Святаго Аристакэса и Блаженнаго Нерсэса, когда послѣдніе принесли его вамъ изъ Никеи и Константинополя отъ двухъ собравшихся (тамъ) Соборовъ, которые сокрушили два колеса діавольской колесницы, т. е. Савеллія и Арія. Но нѣкій Діодоръ Тарсскій, въ началѣ приверженецъ аріанской ереси, затѣмъ призналъ православную вѣру и исповѣдалъ Сына сославнымъ Отцу, носчелъ невозможнымъ нисхожденіе Бога Слова во чрево Святой Дѣвы, клевеща на Христа, что Онъ только человѣкъ, созданный во чревѣ Дѣвы, чтобы быть храмомъ и капищемъ Бога Слова, и что Богъ Слово поселился въ немъ какъ въ капищѣ, и не исповѣдалъ Марію Богородицею, а Человѣкородицею, и исповѣдалъ двухъ сыновей: одного по естеству, а другого по благодати. Его ученикомъ сдѣлался и Ѳеодоръ Маместійскій, а отъ ихъ мерзкаго писанія помрачился нечестивый Несторій и, когда достигъ патріаршаго престола царственнаго города, открылъ язву свою, которую нѣкогда держалъ въ тайнѣ, смутилъ Церковь Бога и безчестилъ православныхъ епископовъ. И спустя 45 лѣтъ послѣ Константинопольскаго Собора, на пятнадцатомъ году царствованія Ѳеодора Младшаго собрались въ Ефесѣ Святые Отцы; между ними главными были патріархи: Римскій — Целестинъ, Александрійскій — Кириллъ, Антіохійскій — Іоаннъ и Іерусалимскій — Ювеналъ, кои вмѣстѣ съ 200 епископами предали проклятію Несторія, отвергли и отлучили отъ Церкви. Кириллъ Александрійскій и Проклъ епископъ Кизикскій написали объ обстоятельствахъ этого Собора въ Арменію къ Святому Сааку, и Святой Саакъ принялъ Соборъ и предалъ проклятію Несторія. Это тотъ Несторій, о которомъ мы упомянули выше при третьемъ колесѣ колесницы діавола.

Послѣ этого появился мерзкій Евтихій, отпрыскъ Савелліанскаго ученія. Онъ говорилъ, что у Божества и Плоти Христа — одно естество, ибо, по его словамъ, соединеніе (произошло) прежде вѣчности, и Тѣло было принесено съ неба, а не взято отъ Дѣвы. Какъ Несторій отвергъ рожденіе Бога-Слова отъ Дѣвы, (такъ) Евтихій отрицалъ, что Онъ принялъ наше естество отъ Матери и смѣшалъ съ Своимъ Божествомъ несказуемымъ, чуднымъ единеніемъ. Узнавъ объ этомъ, патріархъ этого города — Константинополя, Флавіанъ, лишилъ Евтихія священства и отлучилъ отъ Церкви, по приказанію Римскаго патріарха Леона. Тогда Евтихій попросилъ нѣкоего Оскевана [2] главнаго евнуха во дворцѣ, который былъ зараженъ его язвою, написать ему письмо Діоскору Александрійскому; евнухъ исполнилъ его просьбу и написалъ одно письмо. По прочтеніи письма Діоскоръ принялъ Евтихія въ церковь и пріобщился съ нимъ. Но по пробужденіи угрызеній совѣсти Діоскоръ испугался каноновъ и законовъ Церкви, чтобы не отлучили его за то, что онъ принялъ отрѣшеннаго и преданнаго проклятію, и поспѣшно сталъ просить того же евнуха — ибо онъ былъ главный во дворцѣ — созвать соборъ въ Ефессѣ, не по волѣ Бога и не на пользу Церкви, а чтобы утаить преступленіе, въ которомъ онъ погрѣшилъ. И въ томъ, что слѣдовало далѣе, Діоскоръ не поступилъ по Соборнымъ законамъ, а при помощи названнаго евнуха и его воиновъ, изгналъ пожизненно Флавіана, оставилъ безъ вниманія письмо римскаго патріарха Леона, отрѣшилъ также Антіохійскаго патріарха Домна за то, что тотъ не пошелъ на его обманъ, унизилъ первосвященнаго патріарха Іерусалимскаго и оказалъ особую честь Евтихію, возстановивъ его въ число православныхъ. Когда множество епископовъ поняли его лукавство, опечалились и отправились каждый въ свою страну и свое обиталище. И остались съ немногими Діоскоръ и Евтихій, какъ воронъ въ гнѣздѣ, или какъ сова на развалинахъ, или какъ головня въ лѣсу. Отъ Блаженнаго Кирилла и перваго Собора въ Ефессѣ до Діоскоровскаго лжесобора будетъ 28 лѣтъ, а отъ Діоскоровскаго смутнаго собора до Святаго Халкидонскаго Собора — пять лѣтъ. Ѳеодосій Младшій очень былъ обезпокоенъ, когда увидѣлъ, что подобное волненіе Святой Церкви произошло отъ Діоскора и Евтихія, ибо въ церквахъ воцарились смятеніе и раздоръ. Въ это время къ царю прибыло обличительное письмо отъ Римскаго патріарха Леона о происшедшихъ событіяхъ; патріархъ просилъ царя созвать Вселенскій Соборъ и утвердить преданія первыхъ Святыхъ Отцовъ. Царь отдалъ приказъ собраться вмѣстѣ всѣмъ епископамъ, но въ томъ же году скончался, и дѣло, начатое по его приказанію, было пріостановлено. На мѣсто его воцарился Маркіанъ. Въ первомъ году онъ привелъ въ повиновеніе свое царство, а во второмъ году исполнилъ дѣло, начатое раньше.

Какъ выше мы сказали, во весь этотъ [промежутокъ времени въ] 462 [3] года, отъ воскресенія Спасителя до Халкидонскаго Собора, вселенскія церкви управлялись всяческимъ благочестіемъ и правою вѣрою и, какъ кормилица дѣтей, питали вселенную при посредствѣ просвѣщенныхъ учителей изліяніемъ Евангелія, точно молокомъ во Христѣ, и это извѣстно всему міру; какъ же теперь, при Халкидонскомъ Соборѣ, уклонились бы онѣ отъ праваго пути, по которому шли всегда? Или какъ   п я т ь   патріарховъ одобрили бы одну [ложную] вѣру, одну [ложную] мысль.

Затѣмъ, если бы они уклонились отъ истинной вѣры, то они были бы отвергнуты отъ лица Бога и изгнаны изъ Святыхъ мѣстъ, какъ и Богоборецъ Израиль лишился своей славы. Ну, идите, сравнимъ [ученіе] ихъ [съ ученіемъ] лишенныхъ главы Якобитовъ, учениковъ Евтихія и Діоскора. Такъ какъ послѣдніе говорятъ, что Божество и человѣчество Христа есть одно естество, и что лицо и естество одно и тоже, по истинѣ у нихъ и нѣтъ Троицы, ибо разъ естество Троицы одно, какъ и есть въ самомъ дѣлѣ, то и личность одна, и вотъ они оказываются единомышленниками Савеллія, Петра Валяльщика и Іоанна Майрагомскаго. Затѣмъ спрашивается, если одно и то же есть личность и естество, то сообразно съ вашимъ безуміемъ не три ли и естества, какъ три суть лица у Святой Троицы? и вотъ они оказываются единомышленниками Арія, Евномія и Македонія. Затѣмъ, всякія противоположности уничтожаютъ другъ друга; зло уничтожаетъ добро, зрѣніе гибнетъ отъ слѣпоты или мракъ разгоняется свѣтомъ; такъ и въ данномъ случаѣ слѣдуетъ признать, что если Халкидонскій Соборъ не принимаетъ первыхъ трехъ Святыхъ Соборовъ, то онъ противенъ имъ и уничтожаетъ ихъ. Но если Халкидонскій Соборъ принимаетъ всѣ тѣ три, какъ Константинопольскій Соборъ принялъ Никейскій, то ясно, что онъ слѣдуетъ имъ, согласенъ съ ними и ни въ чемъ не противенъ.

Далѣе, еще [замѣчу], законы, преданія, вѣроопредѣленія и каноны утверждаются или соборами, или знаменіями и чудесами, какъ напр. знаменія Моисея въ Египтѣ и на Чермномъ морѣ, или чудеса, которыя Господь и Богъ нашъ Христосъ творилъ надъ прокаженными и больными, при воскрешеніи мертвыхъ и т. д. Изъ соборовъ [же намъ извѣстны] Соборы 318 Святыхъ Отцевъ и [потомъ] 150-и, опредѣлившіе одно естество и три личности Святой Троицы и изгнавшіе Савеллія и Арія; — Соборъ въ Ефессѣ, на которомъ Марію провозгласили Богородицею и изгнали Несторія, и четвертый Соборъ, признавшій, что тѣло Словомъ взято отъ Маріи, и отлучившій Евтихія. Между тѣмъ Діоскоръ и Евтихій не соборы, ибо яхъ только два, и знаменій и чудесъ онй не дѣлали, и никто не видѣлъ знаменій о нихъ, какъ объ Ильѣ и Елисеѣ.

Правда, Діоскоръ и Евтихій произнесли проклятіе, но какъ оставить Вселенскій Соборъ съ 600 епископами, изъ коихъ многіе побывали на Святомъ Ефесскомъ Соборѣ, и вѣрить имъ двумъ? Это крайнее умопомѣшательство и безуміе.

Еще клевещутъ на Соборъ (Халкидонскій), будто онъ состоялся по настоянію Пульхеріи, сестры царя Ѳеодосія; мстя за Флавіана, она-де составила Соборъ, но это не такъ: Соборъ состоялся волею Бога и по приказанію Римскаго патріарха Леона[, Константинопольскаго Анатолія], Антіохійскаго Максиміана и Іерусалимскаго Ювенала.

Эти четыре патріарха, вмѣстѣ съ 630  епископами, завѣщали вѣру и исповѣданіе трехъ Святыхъ Соборовъ, провозгласили, что Единородный Богъ Слово, Господь нашъ соединенъ изъ двухъ естествъ, совершененъ Божествомъ и совершененъ человѣчествомъ, равенъ Богу по Божеству и равенъ вамъ по человѣчеству, Онъ же Самъ Единъ Господь Іисусъ Христосъ. Два естества они признали соединенными въ одной ипостаси и въ одномъ лицѣ, чтобы замкнуть уста Несторія, Ѳеодора и Діоскора. Изъ двухъ же естествъ признали Его, чтобы заставить замолкнуть тѣхъ, которые отрицаютъ Божество или человѣчество и признаютъ одно естество; такъ Арій назвалъ Сына твореніемъ и только плотью, взятой отъ Дѣвы и призналъ [въ Немъ] одно естество сотвореннаго и сдѣланнаго. Савеллій утверждалъ, что явленіе Бога кажущееся, и что Онъ не принималъ истиннаго тѣла въ мірѣ, вслѣдствіе чсго и признавалъ одно естество. Петръ думалъ, что Слово преложилось въ плоть, почему и признавалъ одно естество. Фотинъ и Павелъ Самосатскій говорили, что Христосъ принялъ начало отъ Маріи, почему и признавали одно естество. Евтихій и Діоскоръ думали, что Христосъ принялъ подобіе человѣка и прошелъ черезъ Дѣву, какъ вода черезъ трубу, почему и признавали Христа съ однимъ естествомъ. Юліанъ Галикарнасскій говорилъ, что «Тѣло Христа безъ страстей и безъ человѣческаго ума», и призналъ одно естество. Іоаннъ Майрагомскій и Петръ Валяльщикъ говорили, что единеніе тѣла (произошло) прежде вѣковъ, почему признали одно естество. Аполлинарій говорилъ, что Христосъ не принималъ человѣческой души, а вмѣсто души (имѣлъ) Божество, почему и призналъ одно естество. Софроній и Евномій говорили, что Христосъ не имѣлъ человѣческаго ума, и признавали одно естество. Манесъ называетъ тѣло Спасителя кажущимся, почему признавалъ одно естество; ибо нѣкогда Манесъ написалъ скиѳу, что Вѣчный Сынъ показываетъ на горѣ естество Своего свѣта, какъ имѣющій не два естества, а одно[, сложившееся] изъ видимаго и невидимаго.

Примѣчанія:
[1] Въ оригиналѣ собственно стоитъ   и з ъ   о п р е д ѣ л е н і й.
[2] Переводъ греческаго имени «Хризафій».
[3] Вм. 451: ср. Brosset, Analyse Critique de la Всеобщая Исторія de Vardan, S.-Petersbourg 1862, стр. 22-23.

Источникъ: Письмо патріарха Фотія къ Захаріи, католикосу Великой Арменіи, объ одномъ лицѣ Господа нашего Іисуса Христа изъ соединенія двухъ естествъ и о правомысліи Собора Святыхъ Отцевъ въ Халкидонѣ. // «Православный Палестинскій сборникъ». 32-й выпускъ. Томъ XI, выпускъ первый. — Изданіе Императорскаго Православнаго Палестинскаго общества. — СПб.: Типографія В. Киршбаума, 1892. — С. 227-245.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0