Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Фотій Великій, патр. Константинопольскій († 886 г.)

Великій богословъ и неустрашимый защитникъ православія, происходилъ изъ знаменитаго семейства и занималъ должность государственнаго секретаря. При своемъ глубокомъ умѣ обладалъ обширными свѣдѣніями по Священному Писанію, богословію, исторіи, философіи, словесности, математикѣ и даже медицинѣ. Какъ ни блистательна была его свѣтская жизнь при дворѣ, но онъ не увлекался ею и еще съ молодыхъ лѣтъ желалъ посвятить себя иночеству. Въ 858 г. былъ посвященъ въ Константинопольскаго патріарха. Фотій сопротивлялся этому назначенію и только воля и настойчивыя просьбы Императора принудили вступить на престолъ, который никто достойнѣе его не могъ занимать. Въ санѣ святителя много трудился въ дѣлѣ исправленія разрушенныхъ и поруганныхъ иконоборцами монастырей, церквей, иконъ и пр., ревностно заботился о насажденіи и распространеніи христіанства среди славянскихъ народовъ, всегда и передъ всѣми горячо отстаивалъ интересы православія и клеймилъ порокъ и преступленія, не страшась сильныхъ міра сего. Всѣмъ этимъ Фотій не разъ навлекалъ на себя злобу враговъ и не мало терпѣлъ отъ нихъ. Римскіе папы самовольно и безвинно даже отлучали его отъ Церкви, имп. Василій Македонянинъ ссылалъ его (въ 867 г.) въ заточеніе; но Фотій все это переносилъ съ христіанскимъ мужествомъ и терпѣніемъ. далѣе>>

Творенія

Свт. Фотій Великій, патр. Константинопольскій († 886 г.)
Письмо къ князю князей Великой Арменіи Ашоту.

Препрославленный благочестіемъ, сильнѣйшій могуществомъ, высочайшій между одноплеменниками, князь Великой Арменіи Ашотъ!

Милостію Божіею, глава епископовъ Новаго Рима и вселенскій патріархъ, мы проникнуты заботою поучать васъ истинѣ, особенно зная, что ваша страна охраняема Высшею Благостію и была союзницею вселенской каѳолической Церкви, за исключеніемъ того только, что вы опредѣлили противнымъ Богу и истинѣ четвертый Соборъ, постановившій низвергнуть Несторія и уничтожить мерзкое его исповѣданіе. Но кто въ сущности не пойметъ, что непринимающіе Халкидонскаго Собора — безумцы и сообщники поносителей Господа нашего и Спасителя, надругавшихся надъ Тѣмъ, Который изгонялъ бѣсовъ, ибо нѣтъ разницы между вождями бѣсовъ и между хулителями Того, Который изгонялъ бѣсовъ изъ людей. Или такъ какъ Несторія вмѣстѣ съ его послѣдователями проклялъ и отлучилъ этотъ Святой Халкидонскій Соборъ, можетъ быть кто-либо будетъ отрицать, что Несторій былъ слугою сатаны, возбудившимъ вражду противъ Святого Собора, собравшагося въ Ефесѣ, и увлекшимъ за собою нѣкоторыхъ изъ участниковъ этого Собора! Какъ рѣшаетесь поносить и злословить четвертый Соборъ, когда онъ присоединился къ третьему? Впрочемъ, такъ какъ мы вполнѣ увѣрены, что у васъ имѣется богопознаніе, охраняемое высшими силами, и соплеменники ваши — народъ Божій и выше неподобающихъ мыслей, доводы же [въ объясненіе] сказаннаго нами [по спорному вопросу] получились письменно отъ васъ неуважительные, то всѣ ложныя мысли, присущія вамъ, исчезнутъ послѣ того, какъ вы отречетесь отъ своего мнѣнія [о Халкидонскомъ Соборѣ], и этотъ четвертый Соборъ будетъ вами прославляемъ, признанный наравнѣ съ тремя [предшествовавшими]. Первый Римъ такъ чтитъ четвертый Соборъ, какъ мы три Собора, бывшіе до него. Равнымъ образомъ, съ уваженіемъ принимаетъ его великій престолъ въ Александріи и великій престолъ въ Іерусалимѣ, и не спорятъ объ этомъ Святомъ Соборѣ слѣдовавшіе за вимъ, т. е. четвертымъ, Соборы пятый, шестой и седьмой. Такъ кто же можетъ сопротивляться вѣрѣ, разошедшейся и распространившейся во всѣ концы міра, о которой такъ говоритъ Господь: Врата адовы не одолѣютъ ея (Матѳ. 16, 18). Слѣдовательно, не подобаетъ слушаться пустыхъ словъ тѣхъ, которые именемъ только отличаются отъ Антихриста и, отстраняя отъ ученія Святаго Духа и знаменій, данныхъ (Имъ), напояютъ [слушателей] смертельнымъ ядомъ, растлѣвающимъ души, или какъ еще говорится, почитаютъ Господа нашего Іисуса Христа, Бога и Человѣка, немощью своего ума, т. е. послѣ того, какъ видѣли въ Немъ Божественное и человѣческое естество, говорятъ объ одномъ естествѣ. Кто утверждаетъ такъ, тотъ отрицаетъ всякое естество, ибо, если онъ признаетъ простымъ то естество, которое онъ утверждаетъ, то отрицаетъ другое. Если же онъ признаетъ, что въ Немъ смѣшеніе двухъ простыхъ естествъ, то, значитъ, ни одно естество не осталось при своемъ свойствѣ, и каждое изъ нихъ уничтожилось.

И какъ они [понимаютъ]? Будутъ ли утверждать, что это смѣшанное [естество] — различно съ естествомъ Отца и Святаго Духа, или наоборотъ. Если скажутъ, что не различно, богохульство ихъ да падетъ на ихъ голову за то, что [въ такомъ случаѣ] естество Отца признается смѣшаннымъ. Если же скажутъ, что различно, значитъ — Сынъ не имѣетъ естества Отца. Кто же дерзаетъ утверждать это, очевидно, въ какое мѣсто онъ будетъ приглашенъ. И кто способенъ цѣликомъ изложить совокупность обстоятельствъ подобныхъ вопросовъ, разъясненныхъ Святымъ Духомъ при посредствѣ четвертаго Собора, за которымъ послѣдовали вѣрныя знаменія къ утвержденію вѣры, къ сокрушенію противниковъ и къ разсѣянію мрачныхъ ихъ мыслей. Кромѣ того, была бы пожалуй необходимость въ бóльшемъ количествѣ словъ для разъясненія истины, если бы наше письмо было направлено къ кому-нибудь изъ простыхъ людей, для твоего же величества, при твоемъ проницательномъ умѣ, стремленіи къ истинѣ и желаніи завязать дружбу, достаточно сказаннаго мною, тѣмъ болѣе, что нѣсколько разъ писали мы въ пространныхъ словахъ вашему наставнику и первосвященнику о томъ, о чемъ и теперь опять умоляемъ ваше величество, именно утвердиться въ непорочной вѣрѣ при помощи Святыхъ Соборовъ, не уклоняться отъ проѣзжихъ дорогъ, а идти по ихъ правому направленію, ибо кто дерзаетъ признавать во Христѣ одно естество, тотъ навлекаетъ на себя проклятіе, постигшее Евтихія, именно, быть вѣрѣ, которую имѣютъ Сасанцы[, послѣдователи Евтихія,] многоглавою, и не имѣть имъ ни одной главы, онъ же становится также соумышленникомъ Манеса. Затѣмъ, если кто исповѣдуетъ Христа изъ двухъ естествъ и двухъ лицъ, раздѣльныхъ, а не различныхъ, таковой достоинъ наказанія Несторія, такъ какъ Церковь Божія отвергла и того, и другого и отреклась отъ нихъ, изгоняя ихъ злое исповѣданіе изъ-подъ своего Божественнаго крова и исповѣдала одно лицо Господа нашего Іисуса Христа съ признаніемъ двухъ естествъ, различныхъ и неслитныхъ, опредѣляя [такимъ образомъ] противъ тѣхъ, которые приписываютъ страсти и страданія Божеству. Такъ, о высочайшій, поучай неослабно христіанскій твой народъ и веди къ истинному исповѣданію вѣры, ибо ничего нѣтъ пріятнѣе Богу, какъ истинное Его познаніе и прославленіе правымъ исповѣданіемъ, умноженное любовью, твердо и всегда неуклонно, чѣмъ достигнешь бóльшаго и бóльшаго могущества, укрѣпившись, во-первыхъ, охранительною милостію Бога въ оборонѣ отъ встрѣчныхъ враговъ и козней, затѣмъ и (милостію) православныхъ святыхъ царей, наслѣдуя оба царства, нынѣшнее и грядущее, говорю о настоящемъ и будущемъ, заступничествомъ Прославленной Госпожи и Богородицы со всѣми Святыми. Мы посылаемъ твоей благородной и великой особѣ на память частицу отъ охраняемаго у насъ Богопріемнаго Честнаго Креста.

Источникъ: Письмо Великаго Константинопольскаго патріарха Фотія къ князю князей Ашоту. // «Православный Палестинскій сборникъ». 32-й выпускъ. Томъ XI, выпускъ первый. — Изданіе Императорскаго Православнаго Палестинскаго общества. — СПб.: Типографія В. Киршбаума, 1892. — С. 261-264.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0