Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Фотій Константинопольскій († 886 г.)
ПИСЬМА.

Ѳеодору игумену, недоумѣвавшему о томъ, зачѣмъ смерть, этотъ оброкъ грѣха, прежде сразила праведника — Авеля, а не Адама — перваго между людьми грѣшника.

Неизреченная и глубочайшая причина того, о чемъ ты спрашиваешь, да будетъ сокрыта въ Богѣ; а мы скажемъ лишь то, что дано разумѣть уму человѣческому. Праведный Авель умеръ прежде Адама согрѣшившаго и принявшаго приговоръ смертный, — для того, во-первыхъ, чтобы виновный отецъ, познавши въ своемъ невинномъ сынѣ весь ужасъ и неизбѣжность смерти, сильнѣе возчувствовалъ спасительную скорбь и обнаружилъ большее раскаяніе, и такимъ образомъ самъ отошелъ изъ сей жизни съ меньшимъ долгомъ за преступленіе. Далѣе, — для того, чтобы могущество смерти, восхитивъ первымъ невинно-сраженнаго праведника, стало отъ того само слабѣе. Ибо, какъ въ томъ случаѣ, если бы она взяла себѣ первымъ виновнаго ей чрезъ то подставлено было-бы прочное основаніе; такъ теперь, поспѣшивъ восхитить праведника, она, по невѣдѣнію, содѣлала для себя зыбкое и удоборазрушимое основаніе. — Но смотри еще, какъ чрезъ это предуготовляется и предуказывается наше общее воскресеніе. Въ самомъ дѣлѣ, если Богъ благъ и правосуденъ, или лучше, если Онъ есть источникъ всякой благости и правды, то, конечно, Онъ не допустилъ бы преждевременно умереть Авелю, праведному, безъ награды: — что я говорю — безъ награды? Онъ не допустилъ бы, по правосудію своему, быть убитымъ тому, кто оказался боголюбезнымъ, если бы не было другаго міра, другой жизни, гдѣ Онъ, по неизреченному богатству промысла, уготовилъ и хранитъ награды и воздаянія за дѣла наши. — Перестань же, послѣ сего, еще недоумѣвать и изумляться, — для чего Авель, первый другъ правды, первый принесъ жертву смерти. А если при семъ вспомнишь объ Енохѣ, который также былъ однимъ изъ первыхъ праведниковъ, то еще лучше уразумѣешь, зачѣмъ владычество смерти обнаруживается прежде надъ невинными, а не надъ виновными: ибо и здѣсь Слово Божіе опять открываетъ намъ (какъ-бы нарочно для того, чтобы предупредить твои сомнѣнія), что не по другому чему, какъ по особенному попущенію и особенной любви Божіей праведникъ, первый, уловляется сѣтями смерти и испытываетъ на себѣ дѣйствіе ея тиранніи.

Печатается по изданiю: Фотія, Святѣйшаго Патріарха Константинопольскаго, Письма. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». – 1846 г. – Часть II. – с. 7-9.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0