Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Романъ Сладкопѣвецъ († ок. 556 г.)
Кондакъ святителю Николаю чудотворцу, на 6-е Декабря
[1].

Кондакъ, гласъ 3-й.

Въ Мѵрахъ Ты, Святый, явился священнодѣйствующимъ; ибо нынѣ, исполнивъ Евангеліе Христово, ты положилъ душу свою за народъ свой; ты спасъ невинныхъ отъ смерти: посему освятился ты, великій ученикъ [2] Божія благодати.

Икосы.

1) (Ἀνυμνήσωμεν) Прославимъ нынѣ пѣснями святителя, пастыря и учителя въ Мѵрскомъ народѣ, чтобы намъ просвѣтиться его молитвами: ибо, вотъ, онъ показался чистымъ, неповрежденнымъ по духу; онъ приноситъ Христу жертву непорочную, чистую, Богу благоугодную, какъ святитель, притомъ, бывъ очищенъ и душею и тѣломъ; посему воистину онъ есть предстатель церкви и поборникъ ея, великій ученикъ Божія благодати.

2) (Ἰδοὺ) Вотъ нынѣ, въ сей день, праздникъ святителя, — просвѣтимся, народы, свѣтло празднуя, и воспоемъ пѣснь Христу Спасителю! Ибо Христосъ прославилъ его славою, и поставилъ великимъ свѣтильникомъ, просвѣщающимъ всѣхъ людей, какъ священно-дѣйственника своихъ таинствъ. Воистину обильный дѣлатель благочестія, чудный заступникъ сиротамъ, предстатель вдовицъ и молитвенникъ за всѣхъ явился ты, великій ученикъ Божія благодати.

3) (Νῦν) Нынѣ время высказать о Божественныхъ величіяхъ твоихъ: но никто не можетъ (достойно) восхвалить тебя; ибо ты явился сосудъ благоуханный Христовъ, распространяющій благоуханіе на всѣхъ прибѣгающихъ къ тебѣ, мѵру благодатному Всесвятаго Духа, преподобне, — мѵро мысленное, и мѵро просвѣщающее намащающихся имъ съ вѣрою и помазавшихся воистинну Божественнымъ мѵромъ Христовымъ: почему и явился ты заступникомъ въ Мѵрахъ, святитель, великій ученикъ Божія благодати.

4) (Ὁ) Пастырь добрый, онъ, собравъ овецъ, и давъ имъ жизнь (духовную), созвалъ внутрь ограды (церкви Христовой); исхитивъ же ихъ отъ власти чуждаго (діавола), изранилъ сего, врага всѣхъ, пущеннымъ камнемъ изъ пращи (своей духовной); самъ же опять, одержавъ побѣду, подобно какъ Давидъ надъ Голіаѳомъ, убивъ камнемъ (изъ пращи), низложилъ всю хитрую ересь страшнаго Савелія, Несторія, Арія и прочихъ ересеначальниковъ, сей великій ученикъ Божія благодати.

5) (Στολισμῶ) Явно облекшись одеждою добродѣтели, ты, какъ другій Моѵсей, великій по благодати, отче Николае, входилъ какъ бы на облакѣ, проходилъ какъ бы по воздуху мѣста неприступныя, всеславне, озаряемый Божественною славою, и вмѣстѣ съ Аарономъ, Левіемъ и Самуиломъ служа Христу, Избавителю всѣхъ, славный священно-учениикъ (ἱερομύστα) [3]; почему вмѣстѣ съ ангелами жительствуетъ онъ, великій ученикъ Божія благодати.

6) (Καιρὸς νῦν ἐξειπεῖν... ) Нынѣ время высказать... (и проч., какъ въ 3-мъ икосѣ).

7) (Ἄλλος) Ты, священнѣйшій мужъ, показался какъ другій Моѵсей, взошедши въ облако добродѣтелей, Богодухновенный: ибо онъ принялъ Божественный законъ, ты же, отче, принялъ цѣлаго Господа закона, раздѣлилъ его непорочными руками вѣрнымъ, преподая Божественное брашно, праведный избавитель, предстоящій предъ Христомъ и Богомъ, какъ Ааронъ и Самуилъ; посему ты сіяешь и просвѣщаешь сущихъ въ вѣрѣ, великій ученикъ Божія благодати.

8) (Ιερῶς) Ибо онъ, ревностный священно-учитель, ясно обучаетъ познанію чудесъ своихъ и благодати незримой (духовной) премудрости; онъ богатство свое раздѣлялъ со всѣми, — расточалъ, раздавалъ и совершенно удовлетворялъ нуждающихся, какъ восклицаетъ Богоотецъ Давидъ: «рогъ его будетъ во славѣ и вознесется во свѣтѣ» [4], да просвѣтится Божественнымъ озареніемъ, да молится (о насъ) Господу сей великій ученикъ Божія благодати.

9) (Ὁ) Благій Боже, — Ты, основавшій землю на водахъ утверди умъ мой въ страхѣ Твоемъ, Господи, чтобы мнѣ и говорить и дѣлать полезное для меня, и возвѣщать добродѣтельную жизнь (мужа), обитавшаго въ Мѵрахъ и источавшаго изъ души своей мѵро Божественное, какъ рѣку, исполняя благоуханіемъ всѣ души, заболѣвшія въ злосмрадіи тяжкими грѣхами, и дѣлая пріятными и слова и дѣла вопіющихъ (къ нему): «великій ты ученикъ Божія благодати!»

10) (Ψήϕῳ) По предсказанію рожденный, ты, священнѣйшій Николае, тотчасъ сталъ на ноги прямо, симъ показывая, что попирать будешь вознесенную гордыню дракона (діавола) и укротишь его безмѣрное зло, чтобы онъ не приходилъ нынѣ къ прибѣгающимъ къ тебѣ съ вѣрою и воспѣвающимъ священный твой и свѣтоносный праздникъ, которымъ почтилъ Христосъ, признавъ тебя, отче, святителя и пастыря, великій ученикъ Божія благодати.

11) (Ἀμβαϰοὺμ) Древле Аввакумъ (пророкъ) былъ посланъ къ пророку, относя пищу въ ровъ, какъ написано: ты же, Богоносный, совершивъ одинаковый съ нимъ подвигъ, поспѣшилъ на спасеніе во градъ, въ которомъ неправедно осужденные, какъ бы въ ямѣ, содержались нынѣ въ темницѣ въ ужасномъ положеніи, и исхитивъ ихъ отъ смерти, даровалъ имъ жизнь вмѣсто обильныхъ яствъ; почему спасшись, съ упованіемъ воспѣваемъ тебя, великій ученикъ Божія благодати.

12) (Λυτρωϑέντες) Избавившіеся отъ несправедливѣйшаго убійства, всеславне, призвавъ себѣ (въ помощь) твое страшное предстательство, научили всѣхъ, среди опасностей, призывать имя твое и (чрезъ то) освобождаться отъ несчастій и скорбей, отъ которыхъ скоро освободи рабовъ твоихъ, во храмѣ твоемъ вопіющихъ: «He забудь насъ; ибо мы съ вѣрою возложили на тебя всю заботу нашу душевную и тѣлесную, отче, и воспѣваемъ тебя непрестанно: великій ты ученикъ Божія благодати».

13) (Μιμητὴς) Во всемъ бывъ подражателемъ Бога, душу свою, мудре, ты положилъ за стадо свое, всегда съ опасностію для себя охраняя оное, отче; почему и всѣ пасомые жезломъ слова твоего, слыша сладкій гласъ твой, познавали (его) и слѣдовали за тобою, удаляясь отъ чуждаго (гласа) и съ вѣрою въ твои обители вкупѣ поселяясь; вмѣстѣ съ ними укрѣпи насъ твоими молитвами, великій ученикъ Божія благодати.

14) (Ὀ) Нѣкогда (Илія) Ѳесвитянинъ несся на колесницѣ: ты же, отче, взошедъ на свои добродѣтели, какъ на колесницу, достигъ недостижимаго, оставивъ другую милоть, твое непорочное тѣло, разсѣкая море прегрѣшеній и усугубляя, милость рабамъ своимъ, подобно какъ на Елиссея сугубая нашла сила Всесвятаго Духа, котораго бывъ сосудомъ, ты явился чудоносецъ, великій ученикъ Божія благодати.

15) (Σταυροτύπως) Крестообразно Моѵсей побѣдилъ Амалика: и ты крестомъ сокрушилѣ діавола; поэтому ты, молитвами Твоими, Николае, возставилъ живымъ отрока, бывшаго при смерти, и возвратилъ его въ свою страну, котораго народъ узнавъ, съ вѣрою и любовію притекалъ къ тебѣ, сильно желая получить отъ тебя благословеніе; но ты какъ онымъ, такъ и намъ даруй благодать, великій ученикъ Божія благодати.

16) (Τὸν) Подражая мудрому Іосифу, всеславне, ты, какъ и оный, питалъ и насыщалъ народы; но нынѣ сдѣлано болѣе, чѣмъ тогда: ибо тотъ (Іосифъ) изобильно раздавалъ хлѣбъ нуждающимся, ты же, Богомысленне, отче Николае, мудро возвѣщалъ слово Христово, и сообщалъ въ сердца нуждающихся восклицая: «не о хлѣбѣ единомъ живъ будетъ человѣкъ» [5]; за что съ вѣрою они прославляли тебя, великій ученикъ Божія благодати.

17) (Ὀπαδὸς) Неложно бывъ послѣдователемъ апостоловъ, ты возревновалъ ихъ жительству, отче Николае, мудрый святителю! Почему, всѣмъ бывъ вся [6], всѣхъ ты и пользовалъ: богатыхъ побуждая не дѣлать зла своею жестокостію, бѣдныхъ же, напротивъ, научая переносить съ радостію искушенія и ожидать награды, какую подаетъ Единый милостивый, (Богъ) прославившій тебя, великій ученикъ Божія благодати.

18) (Ὑπὸ) Высокимъ смиреніемъ, святе, укротивъ душу, ты совсѣмъ не являлся гнѣвающимся когда либо на ближняго (своего); ибо прибавляющаго къ вѣрѣ (православной) чуждое ученіе отвращаясъ и отдаляясь, послѣ съ кроткою любовію говорилъ ему: «поди сюда, другъ мой, помиримся, чтобы солнце не зашло во гнѣвѣ нашемъ» [7]. Посему и явился ты другомъ Господнимъ, — великій ученикъ Божія благодати.

19) (Ρύπον) Избѣгая житейской нечистоты, ты одѣлся въ чистоту, и, какъ поетъ великій Давидъ духомъ, ты невинный, умывалъ руки, Богомысленный, когда желалъ обойти всечестный жертвенникъ [8], на которомъ, отче, непорочно принося въ жертву Агнца Божія, ты явился всей землѣ другимъ Аарономъ, не одежду измывая, но уничтожая бѣдстія своего вѣрнѣйшаго народа. Посему поспѣши и предвари, спаси насъ твоими молитвами, великій ученикъ Божія благодати.

20) (Ὠς) Бывъ бодрственнѣйшимъ стражемъ правыхъ ученій, ты изгонялъ изъ Двора Господня покушавшихся мыслить иначе, святителю, и умерщвлялъ таковыхъ пращею моленій своихъ; почему свыше получилъ славу, еще живя на землѣ являться земнымъ царямъ, равно какъ и по смерти ты, какъ живый, предваряешь отъ искушеній съ вѣрою призывающихъ въ опасностяхъ имя твое, Николае; ибо ты великій ученикъ Божія благодати.

21) (Μὴ) He умедли даровать предстательство свое съ теплою вѣрою умоляющимъ (тебя) объ ономъ, всечестне; ибо всѣ мы обычно всегда имѣемъ тебя предстателемъ и избавителемъ въ напастяхъ и обстояніяхъ, — мы, узнавшіе по опыту твою скорую помощь и сострадательную любовь, святе, подобно тому, какъ сверхъ чаянія во снѣ ты освободилъ обреченныхъ на смерть, приведшихъ на память только твое имя, великій ученикъ Божія благодати.

22) (Ἀϑυμία) Великая печаль объяла насъ отъ безмѣрныхъ золъ, и нѣтъ отрады: но ты, отче Николае, поспѣшивши на помощь предавшимся злымъ дѣяніямъ и къ аду приблизившимся, подая силу благодати твоей, подая, Богоблаженнѣйшій, какъ врачество, сладкую чашу покаянія, и успѣшно укрѣпляя твердымъ упованіемъ надежды, да воспѣваемъ тебя нынѣ мы спасаемые: великій ты ученикъ Божія благодати.

23) (Νενευϰότες) Преклонившись къ земли душею и тѣломъ, призываемъ скорое твое заступленіе; ибо насъ обдержитъ мечь смерти, и обладаютъ нами враги безтѣлесные, святый Николае, которыхъ ты предупредивъ, покажи безсильнымъ ихъ лукавый и превозносящійся надъ смиреннымъ совѣтъ, вознося рогъ всѣхъ съ любовію сердечною вѣрно прославляющихъ святый твой праздникъ и призывающихъ имя твое, великій ученикъ Божія благодати.

24) (Ὀυδεὶς) Нѣтъ ни одного, кто бы тебя призывалъ когда либо въ напастяхъ, и не получалъ тотчасъ (отъ тебя) избавленія, святе; ибо находящихся въ морѣ и на землѣ не оставляешь, всегда спасая, какъ имѣющій власть отъ Единаго (Бога) все Сотворившаго и нынѣ дарующаго силу рабамъ своимъ, какъ велегласно вопіетъ пророкъ: волю боящихся Бога сотворитъ Онъ (Богъ) [9], одинъ изъ которыхъ ты — тотъ самый ученикъ Божія благодати.

25) (Ὑλιϰῶ) Вещественной помощи ты не требовалъ, получивъ вѣнецъ отъ десницы Божіей, всеславне, — честь побѣды, отче Наколае; но какъ всегда благосердый, пріими нынѣ пѣснь, которую сложилъ я неискусными устами (своими при помощи благодатнаго) мѵра твоихъ молитвъ, облагоухая все злосмрадіе моего сердца, и окропляя умъ мой дождемъ Божественнаго Духа, чтобы прославлять тебя всегда, во вѣки вѣковъ, — великій ученикъ Божія благодати!

Примѣчанія:
[1] Кондакъ и первые три икоса на сей день переведены въ первый разъ изъ Аѳонскаго греческаго кондакарія Моск. Сѵн. Библ., какъ неизданные; остальные икосы до конца — изъ Analecta sacra cardin. Pitri. въ первый разъ переведенные на Русскій языкъ. Твореніе св. Романа Сладкопѣвца. На Греческомъ языкѣ изъ начальныхъ буквъ каждаго икоса — акростихъ: Αἶνος ϰαὶ ὁ ψαλμὸς Ῥωμανοῦ — Похвала и пѣснь Романа.
[2] Такъ, переведено въ кондакаріи XI в. Моск. Сѵн. Библ. Греческое слово: μύστης — Cardin. Pitra перевелъ: minister.
[3] Такъ переведено сіе слово въ кондакаріи XI в., въ икосѣ св. Павлу Исповѣднику.
[4] Псал. 111, 9 и 88, 25.
[5] Лук. 4, 4.
[6] 1 Кор. 9, 22.
[7] Ефес. 4, 26.
[8] Псал. 25, 6.
[9] Псал. 144, 19.

Источникъ: Кондаки и икосы св. Романа Сладкопѣвца на нѣкоторые дни святымъ, нѣкоторые дни недѣли, нѣкоторыя недѣли, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни предъ Рождествомъ Христовымъ и по Рождествѣ Христовѣ. / Переводъ Діакона Сергія Цвѣткова. — М.: Типографія Л. Ѳ. Снегирева, 1881. — С. 17-23.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0