Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 30.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Мон. Симеонъ Благоговѣйный († X в.)
Подвижническое слово.

1. Брате, въ самомъ началѣ отреченія своего отъ міра потщися насадить въ себѣ благія добродѣтели, чтобъ и братству ты былъ полезенъ, и самого тебя Господь возвеличилъ напослѣдокъ. Не стяжавай себѣ особаго дерзновенія предъ игуменомъ и не ищи себѣ особой отъ него чести. Не стяжавай дружбы съ набольшими въ обители, и не учащай въ келліи ихъ, зная, что чрезъ это не только страсть тщеславія начнетъ пускать въ тебѣ свои корни, но и самому настоятелю сдѣлаешься ненавистенъ; а почему это, — разумѣваяй да разумѣетъ. Сиди въ мирѣ въ келліи своей, какова бы она ни была; но и хотящаго посѣтить тебя и побесѣдовать съ тобою не отвращайся, ради сохраненія своего благоговѣинства, потому что, съ совѣта отеческаго бесѣдуя съ нимъ, не потерпишь вреда, хотя бы онъ былъ и изъ противныхъ, т.-е., несогласенъ съ тобою ни въ правилахъ, ни въ мысляхъ. Если и не видишь, чтобъ это было полезно для тебя, дѣлай такъ, побуждаясь возможностію доставить пользу другому.

2. Должно всегда имѣть страхъ Божій и каждодневно обслѣдовать и обсуждать, что добраго и что худаго сдѣлано тобою, — и доброе предавать забвенію, чтобъ не впасть въ страсть тщеславія, а о противномъ тому проливать слезы съ исповѣдію и напряженною молитвою. Судъ сей надъ собою совершай такъ. Когда кончится день и настанетъ вечеръ, начинай разглагольствовать съ собою и вопрошать себя: какъ, съ помощію Божіею, провелъ я день сей? Не осудилъ ли кого? не досадилъ ли кому словомъ? Не соблазнилъ ли кого? Не посмотрѣлъ ли страстно на чье-либо лице? Не преслушалъ ли въ чемъ настоятеля по послушанію своему и понерадѣлъ о немъ? Не прогнѣвался ли на кого? Стоя въ собраніи (церковномъ), не занималъ ли ума своего чѣмъ безполезнымъ, или отяготясь отъ лѣности богослуженіемъ, не уходилъ ли изъ церкви и съ правила? Хотя бы ты нашелъ себя во всемъ этомъ неповиннымъ, — что однакожь невозможно, — потому что никто не бываетъ чистъ отъ скверны, аще и единъ день будетъ житія его (Іов. 14, 4), и никтоже похвалится чисто имѣти сердце (Прит. 20, 9); и тогда, помянувъ это, возопій къ Богу со многими слезами: Господи, прости мнѣ, елика согрѣшихъ словомъ и дѣломъ, въ вѣдѣніи и невѣдѣніи, ибо мы во многомъ погрѣшаемъ, и не зная того.

3. Каждодневно должно исповѣдывать всякій помыслъ духовному отцу своему, и что онъ будетъ говорить тебѣ, принимать то какъ изъ устъ Божіихъ съ полнымъ убѣжденіемъ (въ истинѣ того непреложной); другому же никому не передавать, что-де спросилъ я отца моего о томъ-то и томъ-то, и онъ отвѣтилъ мнѣ то и то; и тѣмъ паче не переспрашивать, хорошо ли онъ сказалъ мнѣ это, и что мнѣ дѣлать во уврачеваніе себя? Потому что это суть слова невѣрія отцу своему, и пагубны для души. Это наиболѣе случается обычно съ новоначальными.

4. Всѣхъ, сущихъ въ киновіи, должно видѣть святыми и только себя одного почитать грѣшнымъ и послѣднимъ, прилагая къ сему, что изъ всѣхъ спасаемыхъ ты одинъ осужденъ будешь на вѣчныя муки въ день онъ. Когда стоишь на службѣ, все объ этомъ думай, и не переставай тепло плакатъ въ сокрушеніи сердечномъ, не обращая вниманія на соблазнающихся, или насмѣхающихся. Только когда увидишь, что начинаешь отъ этого поскользаться въ тщеславіе, тогда выходи изъ церкви и дѣлай это втайнѣ, поскорѣе возвращаясь потомъ на свое мѣсто. Это для новоначальныхъ очень полезно; особенно во время шестопсалмія, чтенія Псалтири и поученій, и во время Божественной литургіи. Но смотри, никого не осуждай, а вотъ что положи въ умѣ своемъ: тѣ, которые видятъ меня такъ плачущимъ, почитая меня многогрѣшнымъ, усердно молятся о мнѣ. И конечно, такъ непрестанно помышляя и всегда поступая, великую получишь ты пользу, — и Божію привлечешь благодать, и божественнаго блаженства причастникомъ сдѣлаешься.

5. Не ходи ни къ кому въ келлію, кромѣ игумена, и это какъ можно рѣже. Но если желаешь спросить его о какомъ-либо помыслѣ, дѣлай это въ церкви; отъ службы же церковной прямо уходи къ себѣ въ келлію и потомъ на дѣло послушанія своего; а послѣ повечерія, положивъ поклонъ игумену и испросивъ молитвъ, опять поникши головой, съ молчаніемъ бѣги въ келлію. Лучше одно Трисвятое прочитать со вниманіемъ и лечь спать, нежели безъ сна провесть четыре часа въ безполезныхъ разговорахъ. Впрочемъ гдѣ сокрушеніе и плачъ духовный, тамъ и божественное осіяніе; а когда оно найдетъ, тогда отгоняются и лѣлость, и немощь.

6. Особой любви ни съ какимъ лицомъ не заводи, особенно изъ новоначальныхъ, хотя и покажется тебѣ жизнь его очень хорошею и нимало неподозрительною. Потому что изъ духовной такая любовь очень часто прелагается въ страстную и бываетъ причиною многихъ безполезныхъ скорбей. И это случается наиболѣе съ тѣми, кои ревностнѣе подвизаются. Впрочемъ смиреніе и частая молитва научитъ, какъ тутъ поступать; подробно же говорить о семъ здѣсь не нахожу умѣстнымъ. Разумѣяй да разумѣетъ.

7. Въ отношеніи къ каждому брату въ киновіи надо держать себя чужимъ и страннымъ, особенно изъ тѣхъ, кои были знакомы по мірской жизни, но всѣхъ любить, и любить ровно, — на благоговѣйныхъ и подвижниковъ смотрѣть какъ на святыхъ, а о подобно мнѣ нерадивыхъ прилежно молиться. Впрочемъ, какъ и выше показали мы, почитая всѣхъ святыми, потщися плачемъ очиститься отъ страстей, чтобъ, освѣтившись благодатію, на всѣхъ смотрѣть одинаково и сподобиться блаженства чистыхъ сердцемъ.

8. Вотъ что почитай совершеннымъ, имени своего достойнымъ, удаленіемъ отъ міра, — всеконечное воли своей умерщвленіе, потомъ безпристрастіе къ родителямъ, роднымъ и друзьямъ и совершенное отъ нихъ отреченіе.

9. Далѣе еще обнаженіе себя отъ всего имущества своего, чрезъ раздаяніе его бѣднымъ, по слову Господа, сказавшаго: продаждь имѣніе твое и даждь нищимъ (Матѳ. 19, 21), И забвеніе дѣйствительное всѣхъ лицъ, какія сердечно любилъ или плотскою, или духовною любовію.

10. Также исповѣданіе всѣхъ сокровенностей сердца твоего и всего, что до сего самаго часа надѣлано тобою, духовному отцу, или игумену, какъ Самому Богу, испытующему сердца и утробы, вѣдая, какъ Іоаннъ крестилъ крещеніемъ покаянія, и всѣ шли къ нему исповѣдывать грѣхи свои (Марк. 1, 4-5). Ибо отъ этого бываетъ великая радость на душѣ и облегченіе совѣсти, по пророческому слову: глаголи ты первѣе грѣхи твоя, да оправдишися (Ис. 43, 26).

11. Еще и то, чтобъ положить въ помыслѣ такое убѣжденіе, что послѣ твоего поступленія въ обитель, умерли твои родители и друзья, и почитать отцемъ и матерію лишь Бога и настоятеля; затѣмъ ничего уже у нихъ не просить ради тѣлесной потребности. Если они по своему о тебѣ попеченію пришлютъ тебѣ что, прими то и помолись о нихъ за ихъ о тебѣ заботу, но присланное отдай въ гостинницу или въ больницу, и сдѣлай это со смиреніемъ, потому что это не есть дѣло совершенныхъ, но послѣднѣйшихъ.

12. Дѣлай всякое доброе дѣло со смиреніемъ, помня слово Господа: егда сотворите вся повелѣнная вамъ, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бѣхомъ сотворити, сотворихомъ (Лук. 17, 10).

13. Всячески блюдись, чтобъ никогда не принимать Св. Причастія, имѣя что-либо на кого, даже въ видѣ прилога помысла, пока не устроишь совершеннаго примиренія съ нимъ посредствомъ покаянія. Впрочемъ и этому научишься отъ молитвы.

14. Каждодневно будь готовъ къ подъятію всякой скорби, помышляя, что скорби суть избавленіе отъ многихъ долговъ, и благодари за нихъ (когда встрѣтятся) Святаго Бога. Симъ образомъ стяжавается непостыдное упованіе по слову великаго Апостола: скорбь терпѣніе содѣловаетъ, терпѣніе же искусство, искусство же упованіе, упованіе же не посрамитъ (Рим. 5, 3-5); такъ какъ, по неложному обѣтованію, ихже око не видѣ, и ухо не слыша и на сердце человѣку не взыдоша (1 Кор. 2, 9), есть достояніе тѣхъ, кои, съ помощію благодати, показываютъ полное терпѣніе въ скорбяхъ; безъ благодати же, ничто не можетъ быть сдѣлано, какъ слѣдуетъ.

15. Не имѣй въ келліи своей никакихъ вещей, даже до иглы, кромѣ рогожи, овечьей кожи, рясы, и того, во что одѣваешься (или чѣмъ одѣваешься ночью), — если возможно, ни даже подножія. Есть что сказать о всемъ этомъ; но разумѣяй да разумѣетъ.

16. Опять и у игумена не проси ничего потребнаго, кромѣ положеннаго по уставу; но и это, когда самъ онъ позоветъ тебя и дастъ, никакъ не соглашаясь при семъ съ помысломъ, внушающимъ перемѣнить что-либо изъ даваемаго, но каково бы оно ни было, принимай то съ благодарностію, какъ отъ Бога, — и тѣмъ довольствуясь, безъ замысла купить другое отъ себя, потому что это неумѣстно. Такъ какъ платье загрязняется, то его надо мыть дважды въ годъ, выпрашивая на это время подобно нищему и страннику, со всѣмъ смиреніемъ, у другаго брата, чѣмъ одѣться, пока своя одежда вымытая высохнетъ на солнцѣ, и потомъ опять отдавая то съ благодарностію. Такъ и съ рясою поступать надобно и со всѣмъ другимъ.

17. Трудись по силѣ (не лѣнясь) въ дѣлѣ послушанія, а въ келліи прилежи молитвѣ, со вниманіемъ, сокрушеніемъ и частыми слезами, не слагаясь въ сердцѣ съ помысломъ, что-де, какъ нынѣ я преутрудился, то отниму немного отъ молитвы, труда ради тѣлеснаго: ибо говорю тебѣ, что, сколько бы кто ни преутруждалъ себя въ дѣлѣ послушанія, коль скоро чрезъ это отвлекается онъ отъ молитвы, пусть держитъ въ мысли, что потерялъ нѣчто великое. И это такъ есть воистину.

18. Прежде всѣхъ приходи въ церковь на богослуженіе и послѣ всѣхъ выходи, кромѣ крайнея какой нужды, — особенно на утреню и литургію.

19. Всякое повиновеніе имѣй къ своему игумену, отъ коего и постриженъ ты, и безъ раздумыванія исполняй, что ни повелитъ онъ, даже до смерти, хотя бы то казалось тебѣ и невозможнымъ. Дѣйствуя такъ, будешь подражателемъ Того, Кто послушливъ былъ даже до смерти, смерти же крестныя. Но не только игумена, но и всю братію, и того, кому поручено смотрѣть за послушаніями, ни въ чемъ не должно преслушивать. Если онъ назначитъ тебѣ что не по силамъ тебѣ, положивъ поклонъ, проси снисхожденія; если не снизойдетъ, понудь себя исполнить то, помышляя, что нудящихся есть царствіе и что его восхищаютъ тѣ, которые нудятъ себя (Матѳ. 11, 12).

20. Съ сокрушеннымъ сердцемъ припадай къ ногамъ всей братіи, какъ ничтожный, безвѣстный и совсѣмъ будто не сущій. Кто такъ обращается со всѣми и такъ проводитъ жизнь свою, тотъ, дерзаю сказать, бываетъ прозорливымъ и съ помощію благодати многое предсказываетъ. Таковый молится и о прегрѣшеніяхъ другихъ братій, пребывая не развлекаемымъ пристрастіемъ къ вещественному, такъ какъ духовная божественная любовь не попускаетъ ему поскользнуться на это. Предсказывать не дивное дѣло. Часто бываетъ это и отъ бѣсовъ, — но разумѣяй уразумѣетъ сіе. Впрочемъ, когда кто начнетъ исповѣдывать, или принимать открытія ему помысловъ другими, то бываетъ, что лишается и сего, будучи занятъ разсужденіемъ помысловъ другихъ. Но если по великому смиренію перестанетъ это дѣлать, т.-е. выслушивать и говорить по сему случаю, то опять возводится въ прежнее устроеніе. Почему такъ бываетъ, знаетъ единъ Богъ; я же, страхомъ объемлемъ, не дерзаю говорить объ этомъ.

21. Имѣя умъ всегда въ Богѣ и во время сна и во время бодрствованія, при вкушеніи пищи и бесѣдѣ, за рукодѣльемъ и всякимъ другимъ дѣломъ, по слову Пророка: предзрѣхъ Господа предо мною выну, яко одесную мене есть (Пс. 15, 8). Почитай себя грѣшнѣйшимъ паче всякаго человѣка. Ибо когда такое помышленіе долгое время занимаетъ умъ и сердце, тогда внутри обыкновенно является нѣкое духовное возсіяніе свѣта, на подобіе луча. И чѣмъ болѣе взыскиваешь его, со вниманіемъ крѣпкимъ, мыслію не развлеченною, трудомъ великимъ и слезами, тѣмъ болѣе оно является яснѣйшимъ и яснѣйшимъ: являясь таковымъ, возлюбляется; любимо бывая, очищаетъ; очищая, дѣлаетъ боговиднымъ, просвѣщая и научая различать доброе отъ худаго. Впрочемъ, брате, много требуется труда и съ Божіею помощію, чтобъ такое сіяніе благодатное совершенно вселилось въ душу твою и ее освѣщало, какъ луна мракъ ночи. Потребно также внимательно смотрѣть, не прокрались бы прилоги помысловъ тщеславія и самомнѣнія, чтобъ не осудить кого, видя, что онъ дѣлаетъ что-нибудь неподобающее. Ибо демоны, видя, что душа чрезъ вселеніе въ нее благодати и установленіе въ ней мирнаго устроенія освободилась отъ страсти и искушеній, обыкновенно влагаютъ въ нее такіе помыслы; но помощь отъ Бога (приходитъ и разоряетъ ихъ козни). Да будетъ у тебя и плачъ непрестанный, и сытости въ слезахъ не знай. Внимая еще, какъ бы не пострадать чего изъ-за обильной радости духовной и умиленія; а постраждешь, если подумаешь, что они суть плодъ собственнаго твоего труда, а не благодати Божіей, потому что за это они взяты будутъ отъ тебя, — и ты много поищешь ихъ въ молитвѣ, и не обрящешь, — и узнаешь, какое потерялъ ты дарованіе благодати. Но Господи, никогда не попусти намъ лишиться благодати Твоей. Впрочемъ, брате, если и случится сіе съ тобою, возверзи на Бога немощь свою и возставъ, воздѣнь руки свои, и такъ говори въ молитвѣ: «Господи! помилуй меня грѣшнаго, немощнаго и бѣднаго, и ниспосли на меня благодать Твою, не попуская мнѣ искуситися паче, нежели могу. Виждь, Господи, въ какое бездушіе и въ какіе помыслы ввергли меня грѣхи мои многіе. Я, Господи, если бы и захотѣлъ почесть, что мое самомнѣніе, бывшее причиною лишенія Твоего благодатнаго утѣшенія, произошло у меня отъ бѣсовъ, не могу тѣмъ извинить себя, ибо знаю, что съ теплымъ усердіемъ творящіе волю Твою легко сопротивляются имъ. Не они, а мои собственныя грѣшныя расположенія, кроющіяся въ сердцѣ, искусили меня. Каюсь въ семъ, Господи мой, Господи, и молю Тя, если благоугодно Тебѣ и для меня полезно, да внидетъ паки благодать Твоя въ раба Твоего, да, видя ее, радуюся со умиленіемъ и плачемъ, — будучи просвѣщаемъ присносвѣтлымъ сіяніемъ ея и сохраняемъ отъ скверныхъ помысловъ, и всякой злой вещи, и отъ всѣхъ недобрыхъ дѣлъ и словъ, коими каждодневно согрѣшаю я въ вѣдѣніи и невѣдѣніи, — укрѣпляясь въ благонадежномъ дерзновеніи предъ Тобою, Господи, скорбями, каждодневно приключающимися рабу Твоему отъ бѣсовъ и людей, и отсѣченіемъ собственной воли своей, помышляя и о благахъ, уготованныхъ любящимъ Тебя. Ибо Ты сказалъ, Господи, что просяй пріемлетъ, ищай обрѣтаетъ, и толкущему отверзется (Матѳ. 7. 8)». Къ сему, брате, прилагая и другое, что вложитъ Богъ въ сердце твое, пребывай терпѣливо въ молитвѣ, не разслабляясь скучаніемъ и уныніемъ, — и благій Богъ не оставитъ тебя.

22. Въ келліи, какую въ началѣ получилъ ты отъ настоятеля, терпѣливо пребудь до конца. Если помыслъ станетъ смущать тебя по причинѣ ея ветхости, или опасности паденія, то, поклонившись настоятелю, скажи ему объ этомъ со смиреніемъ. Если онъ послушаетъ тебя, радуйся; а если нѣтъ, и въ такомъ случаѣ благодари, воспомянувъ о Владыкѣ своемъ, не имѣвшемъ, гдѣ главу подклонить (и не повторяй уже прошенія). Ибо если ты два, три или четыре раза подокучаешь объ этомъ настоятелю (и не получишь удовлетворенія), то отъ этого родится сначала дерзость предъ нимъ, потомъ недовѣріе къ нему и наконецъ презрѣніе (и жизнь твоя разстроится). Почему, если хочешь проводить жизнь тихую и покойную, не проси у настоятеля ничего, что служитъ къ удовлетворенію тѣлесныхъ потребъ. При поступленіи твоемъ въ монашество, въ началѣ объ этомъ и рѣчи не было. Не обѣщался ли ты напротивъ мужественно сносить по заповѣди Божіей, если-бы тебя всѣ презирали и уничижали? Итакъ, если хочешь сохранить вѣру и любовъ къ настоятелю своему и всегда смотрѣть на него какъ на святаго, соблюди слѣдующія три вещи: не проси у настоятеля того, что служитъ къ упокоенію тѣлесному, не позволяй себѣ особой предъ нимъ смѣлости, и не учащай къ нему, какъ нѣкоторые дѣлаютъ, имѣя въ виду будто-бы то, чтобъ пользоваться его наставленіями и руководствомъ, — не иноческое это дѣло, а человѣческое; впрочемъ я этого не осуждаю. Прибавь къ сказанному еще и то, чтобъ не скрывать отъ него никакого помысла, находящаго на тебя. Если будешь соблюдать все сіе, то безъ волненій переплывешь море жизни и отца своего, каковъ бы онъ ни былъ, не перестанешь почитать святымъ. Если, подошедши въ церкви къ отцу своему спросить о своемъ какомъ-либо помыслѣ, найдешь, что другой предупредилъ тебя по тому же предмету, или другому какому, и увидишь, что на тебя не обращается вниманія, смотри не оскорбись, и не подумай чего-либо недобраго; но стань особо поодаль и жди, сложивъ руки, пока не кончится рѣчь съ тѣмъ и тебя не позовутъ. Бываетъ, что отцы нарочно такъ дѣлаютъ для испытанія и для заглажденія прежнихъ нашихъ въ семъ обстоятельствѣ погрѣшностей.

23. Поститься въ посты надлежятъ тебѣ такъ: въ великій постъ по два дня, кромѣ великаго какого праздника, субботы и воскресенья; въ другіе посты черезъ день (вкушать); въ прочіе же дни года ѣсть по одному разу въ день, кромѣ субботы, воскресенья и праздника, — но не досыта.

24. Старайся быть для всего братства назидательнымъ образцомъ во всякой добродѣтели, — въ смиреніи и кротости, въ милостивости и послушаніи даже въ низкихъ вещахъ, въ безгнѣвіи и безпристрастіи, въ нестяжательности и умиленіи, въ незлобіи и нелюбопытности, въ простотѣ нрава и чуждости ко всякому человѣку, въ посѣщеніи болящихъ, въ утѣшеніи скорбящихъ, — въ томъ, чтобы не отвращаться отъ ищущихъ пользы, подъ предлогомъ бесѣды съ Богомъ: ибо любовь лучше молитвы, — въ томъ, чтобъ быть сострадательну ко всѣмъ, нетщеславну, недерзостну, необличительну, нетребовательну, ни отъ настоятеля, ни отъ другаго какого распорядителя, соблюдающу почтительность ко всѣмъ іереямъ; — въ томъ, чтобы показывать вниманіе къ молитвѣ, неподдѣльное благонастроеніе и любовь ко всѣмъ, чтобъ не славы ради стараться любопытно изслѣдывать Писанія, — чему научитъ тебя молитва, бывающая со слезами, и просвѣщеніе благодати. Когда спроситъ кто о чемъ подобающемъ, учи его тому, что касается богодѣйственныхъ и богоугодныхъ дѣланій, какъ подастъ тебѣ благодать, со всѣмъ смиреніемъ, изъ опытовъ своей жизни, какъ бы другаго кого, не тщеславясь въ помыслѣ, кто бы ни былъ ищущій у тебя пользы. И того не отвращайся, кто ищетъ у тебя врачевства противъ какого-либо помысла, но воспріими его погрѣшенія, какія бы они ни были, и молись о немь съ плачемъ: ибо это есть знакъ совершеннаго состраданія и любви. И того ради, чтобъ не получить вреда отъ слышанія такихъ вещей, не отрѣвай отъ себя приходящаго. Дѣйствуя изъ любви, не потерпишь никакого вреда, при помощи благодати Божіей. Впрочемъ, чтобъ не произошло отъ этого вреда для другихъ, надобно вести рѣчь о семъ (т. е. принимать помыслы и давать уроки по поводу ихъ) въ тайномъ мѣстѣ. Но если и подвергнешься, какъ человѣкъ, прираженію какого помысла, — чего однакожъ не потерпишь, если сподобился дѣйства благодати, — то и при этомъ не переставай такъ дѣйствовать: ибо мы научаемся не своей искать пользы, но многихъ, да спасутся (1 Кор. 10, 33). Относительно дѣйства благодати знай, что когда станешь ты воистину имѣть себя грѣшнѣйшимъ паче всякаго человѣка, тогда это будетъ значить, что воспріялъ ты дѣйство благодати. Будь только безпопечителенъ (о земномъ) и нестяжателенъ, — и сподобишься сего. Какъ же все сіе бываетъ, не умѣю сказать: Богъ вѣсть.

25. Часы бдѣнія проводи такъ: два часа читай (отеческія книги), два часа молись во умиленіи со слезами, (это отъ себя, не по молитвеннику), затѣмъ приложи канонъ, какой хочешь (или изъ Октоиха дневной, или изъ Минеи, или общепокаянный, или еще какой), и двѣнадцать псалмовъ, если угодно, — наконецъ молитву: Нескверная, Неблазная, и молитву св. Евстратія! Величая величаю Тя. Это когда ночи бываютъ велики; когда же онѣ коротки, тогда и послѣдованіе молитвъ пусть будетъ у тебя покороче, по даемой тебѣ отъ Бога силѣ: ибо безъ Него ничто доброе не дѣлается, какъ говоритъ Пророкъ: отъ Господа стопы человѣку исправляются (Пс. 36, 23) — и какъ сказалъ Господь: безъ Мене не можете творити ничесоже (Іоан. 15, 5). — Но причащаться никогда не причащайся безъ слезъ.

26. Ѣшь предлагаемое, каково бы оно ни было; подобнымъ образомъ и вино (пей, какое подадутъ), съ воздержаніемъ, безъ ропота. Если живешь одинъ, по немощи ѣшь сырыя зелія (овощи, салаты), съ маслинами. Если кто изъ братій пришлетъ тебѣ какое варево, прими съ благодарностію и смиреніемъ, какъ странникъ, и поѣшь того, что бы то ни было, что же останется, пошли то другому брату, бѣдному и благоговѣйному. Если кто позоветъ тебя на угощеніе, ѣшь все предлагаемое, но всего по малу, по заповѣди, соблюдая воздержаніе. Вставши изъ-за трапезы, сдѣлай поклонъ звавшему, по обычаю странниковъ и бѣдныхъ, и поблагодари его, говоря: Богъ да воздастъ тебѣ, отче святый. Говорить же ничего не говори, хотя бы приходилось сказать и что-либо полезное.

27. Если кто изъ братій, въ скорби или отъ настоятеля, или отъ эконома, или отъ другаго кого, придетъ къ тебѣ, утѣшь его такими словами: «повѣрь брате, что это случилось тебѣ на испытаніе. Часто и со мною бывало это, и я по малодушію скорбѣлъ отъ того; но когда воспринималъ удостовѣреніе, что это посылалось мнѣ на испытаніе, переносилъ то съ благодарностію. Поступай и ты такимъ же образомъ, и не печалиться, а паче радоваться будешь отъ такихъ скорбей». Хотя бы тотъ на брань и поношеніе (оскорбившихъ) поползнулся, ты и при этомъ не отворачивайся отъ него, но какъ подастъ тебѣ благодать, постарайся утѣшить его. Ибо много есть разсужденій (пригодныхъ на это дѣло); и ты, какъ поймешь состояніе брата и его помыслы, сообразно съ тѣмъ подойди съ ними къ нему и помоги ему; неуврачеваннымъ же ни за что не отпускай его отъ себя.

28. Если какой братъ боленъ, и тебѣ случится долгое время не посѣтить его, то, желая наконецъ это сдѣлать, пошли напередъ предувѣдомить его и сказать: повѣрь мнѣ, отче святый, что я нынѣ только узналъ о болѣзни твоей, и прошу въ этомъ извиненія. Потомъ самъ иди, и пришедши, положи поклонъ и по молитвѣ скажи: какъ тебѣ, отче святый? Какъ милуетъ тебя Богъ? — Затѣмъ сядь, сложа руки, и молчи. Если и другіе тамъ будутъ, пришедшіе для посѣщенія, смотри ничего не говори, ни отъ Писанія, ни изъ естествословія, чтобъ послѣ не скорбѣть. Это наибольшею частію случается съ простѣйшими изъ братій.

29. Если случится тебѣ угощаему быть трапезою вмѣстѣ съ другими благоговѣйными братіями, все предлагаемое надобно тебѣ ѣсть безъ раздумыванія, что бы такъ ни было. Если имѣешь отъ кого-либо заповѣдь не ѣсть, напримѣръ, рыбы или другаго чего, а это предложено: то когда тутъ же или недалеко давшій тебѣ заповѣдь, поди и умоли его позволить тебѣ ѣсть то; когда же нѣтъ его, или знаешь, что онъ не разрѣшитъ тебѣ, а ты не хочешь смутить тѣхъ, съ которыми сидишь за трапезою, ѣшь не колеблясь, и послѣ стола разскажи ему все, какъ и почему ты такъ поступилъ, прося прощенія. Если не хочешь ни того, ни другаго, то лучше тебѣ не ходить на такое угощеніе. Отъ этого получишь ты два добрыхъ плода: и бѣса тщеславія избѣжишь, и тѣхъ братій избавишь отъ смущенія и непріятности. — Но если то будутъ братія изъ дебелѣйшихъ, то соблюди свою заповѣдь. Впрочемъ лучше и при нихъ ѣсть понемногу отъ всего. — Такимъ же образомъ поступай и при утѣшеніи всей братіи кѣмъ-либо (когда кто для всей братіи предлагаетъ трапезу), по Апостолу, заповѣдавшему намъ все предлагаемое ѣсть ничтоже сумняся за совѣсть (1 Кор. 10, 27).

30. Если кто изъ братій, когда ты творишь молитву въ келліи своей, постучитъ въ дверь, отвори ему, и сѣдши побесѣдуй съ нимъ со смиреніемъ о томъ, что предложитъ онъ изъ относящагося къ душеполезнымъ предметамъ, и если онъ отягченъ скорбію, постарайся утѣшить его словомъ или дѣломъ. Потомъ когда удалится онъ, затвори опять дверь и докончи свою молитву, начавъ съ того, на чемъ прерванъ былъ. Ибо утѣшеніе и уврачеваніе приходящихъ равнозначительно съ примиреніемъ (враждующихъ). Впрочемъ съ мірскими не такъ должно поступать, — но начинать съ ними бесѣду уже по окончаніи молитвы.

31. Когда молишься, страхъ ли нападетъ на тебя, или стукъ подымется, или свѣтъ возсіяетъ, или другое что случится, не смущайся и не робѣй; но пребудь на молитвѣ гораздо долѣе обыкновеннаго. Такое смятеніе, страхованіе и ужасаніе бываетъ отъ демоновъ, чтобъ, растерявшись и разслабѣвши, оставилъ ты молитву, а когда такія тревожности и оставленіе молитвы по малодушію обратятся у тебя въ навыкъ, — чтобъ совсѣмъ тебя взять въ свои руки и помыкать тобою. — Но если, во время совершенія тобою молитвы своей, иной нѣкій возсіяетъ тебѣ свѣтъ, котораго изобразить въ словѣ я не въ силахъ, отъ котораго душа преисполняется радости, возраждается вожделѣніе лучшаго и начинаютъ тещи слезы со умиленіемъ; то вѣдай, что это есть божеское присѣщеніе и заступленіе. Если слишкомъ долго будетъ держаться такое состояніе, то, чтобъ по причинѣ обилія слезъ не показаться тебѣ предъ собою чѣмъ-либо болѣе, нежели каковъ ты на дѣлѣ, обрати умъ свой на что-либо тѣлесное и тѣмъ смири себя. Изъ-за страха же вражескаго смотри никогда не оставляй молитвы; но какъ дитя, убоявшись какихъ-либо страшилищъ, бѣжитъ въ объятія отца или матери и тамъ отлагаетъ всякой страхъ, такъ и ты, востекши къ Богу молитвою, избѣжишь страха, наводимаго бѣсами.

32. Если, когда ты сидишь въ келліи, какой-нибудь братъ придетъ и спроситъ тебя о плотской брани, не отсылай его ни съ чѣмъ; но со умиленіемъ изъ того, что подастъ тебѣ благодать Божія и что стяжалъ ты собственнымъ опытомъ, попользуй его, и такъ отпусти. Когда же будетъ онъ выходить, поклонись ему и скажи: повѣрь мнѣ, брате, — уповаю на человѣколюбіе Божіе, что отбѣжитъ отъ тебя эта брань, только не поддавайся и не разслабляйся (не поблажай). А когда выйдетъ, встань и вообразивъ брань его, воздѣнь руки свои къ Богу и помолись Ему о братѣ со слезами и воздыханіями, говоря: Господи Боже, не хотящій смерти грѣшника, устрой дѣло сіе, какъ знаешь и какъ полезно брату сему. И Богъ, зная вѣру его къ тебѣ и твое къ нему изъ любви состраданіе и искреннюю о немъ молитву, облегчитъ ему брань его.

33. Все сіе, брате, пригодно къ возбужденію и укрѣпленію умиленія, и должно все то исполнять съ сокрушеннымъ сердцемъ, терпѣніемъ и благодареніемъ; такъ какъ въ этомъ причина слезъ, очищеніе страстей и прямой путь въ царствіе небесное: ибо царствіе небесное есть достояніе нудящихъ себя, и только нудящіе себя восхищаютъ его. Если исполнишь все это, то совершенно отстанешь отъ прежнихъ навыковъ и расположеній, а можетъ быть станешь свободенъ и отъ самыхъ прилоговъ помысла: ибо обыкновенно свѣту уступаетъ тьма и солнцу тѣнь. Кто же вознерадитъ о семъ въ началѣ, тотъ, разслабѣвъ въ помыслѣ и сдѣлавшись пытливымъ (занявшись пустыми вещами), лишается благодати и вслѣдствіе того впадши въ злыя страсти, познаетъ свою немощь (являетъ опыты немощи, или опытомъ изучаетъ ее), полнъ будучи боязни и робости (того не могу, другаго не въ силахъ — говоритъ онъ и чувствуетъ, когда сознаетъ, что слѣдовало бы то и то сдѣлать). Тому, кто исполняетъ это, не должно думать, что исполняетъ то собственными силами, но все приписывать благодати Божіей. Ему прежде надобно себя очистить, а потомъ чисто бесѣдовать съ Чистымъ (Богомъ), какъ сказалъ нѣкто. Когда умъ очистится многими слезами и воспріиметъ осіяніе божественнаго свѣта (которое не умалится, хотя бы его весь міръ получилъ), тогда съ любовію мысленно пребываетъ весь въ будущемъ, и созерцаетъ его, какъ то показываетъ ему Богъ, и радуется радостію духовною, по Апостолу, который говоритъ: плодъ духовный есть любы, радость, миръ, долготерпѣніе, кротость (Гал. 5, 22-23).

34. Кто стяжалъ сіе, да внимаетъ себѣ и бдительно смотритъ за прилогами помысловъ. Ибо кто живетъ среди множества людей, тому невозможно, думаю, избѣжать ихъ, особенно прилоговъ зависти и тщеславія тому, кого хвалятъ мірскіе люди за славную жизнь его и презрѣніе видимыхъ вещей. Но и то бываетъ, что иной разъ видя или слыша, какъ кто-нибудь поступаетъ неподобающимъ образомъ, невольно осуждаетъ его. Почему таковый пусть остерегается отъ любопытства знать, что говоритъ или что дѣлаетъ игуменъ или помощники его; если же, побѣждаемый страстію, подумаетъ или скажетъ что съ любопытствомъ (или то, что узналъ, или чтобъ узнать о нихъ), пусть исправитъ себя въ этомъ покаяніемъ. Пусть смотритъ онъ за собою въ семъ отношеніи и во время стоянія въ церкви и во время исправленія дѣла послушанія; потому что помыслы тщеславія и въ это время обыкновенно нападаютъ на ревнителей добраго дѣйствованія, когда или по тому поводу, что они добрѣ внимаютъ псалмопѣнію, или потому, что молятся безъ блужданія ума туда и сюда, внушаютъ имъ, будто другіе братія всѣ мятутся помыслами и только они одни пребываютъ въ созерцаніяхъ, возбуждаемыхъ духовною мелодіею (пѣніемъ псалмовъ), мысленно подражая чинамъ ангельскимъ, — что однакожъ никому не явно кромѣ одного Бога и тѣхъ, которые одинаковаго суть съ ними устроенія. — Бываетъ, что инымъ еще образомъ искушаютъ ихъ помыслы, именно или осуждая ихъ, или ублажая. — Впрочемъ всего этого можешь ты избѣжать, если будешь блюсти себя и себѣ внимать со смиреніемъ, любовію, исповѣдію и безпристрастіемъ.

35. Старайся никого не опечалить ни словомъ, ни дѣломъ; напротивъ даже тѣхъ, которые опечалены другими, утѣшай, сколько можешь. Однакожъ никогда не думай, что ты препобѣдилъ козни діавола, и не тщеславься. Ибо все человѣческое естество не можетъ препобѣдить ихъ; одна благодать Божія творитъ сіе. — Итакъ, живущіе братствомъ въ подчиненіи настоятелю должны поступать, какъ сказано. Что же касается до любителей безмолвія (живущихъ одиноко), тѣмъ я не могу ничего сказать. Впрочемъ судя по тому, что я сказалъ, всякій пусть самъ додумывается и до того, что свойственно безмолвникамъ. Безмолвіе требуетъ болѣе строгой и внимательной жизни.

36. Если стяжалъ ты полную вѣру къ кому-либо изъ братій киновіи, и исповѣдуешь ему свои помыслы, смотри не опускай этого никогда, но всякій день и часъ ходи къ нему и открывай помыслы, находящіе и смущающіе. Слѣдовало бы всѣмъ ходить къ игумену исповѣдываться; но какъ иные не хотятъ открывать помысловъ своихъ игумену, по немощи своей и невѣрію къ нему, то я и говорю такъ по снисхожденію къ сему. Впрочемъ не слѣдуетъ тебѣ переходить отъ одного къ другому, слушая врага нашего, который обыкновенно внушаетъ тайно, что-де ты тяготишь брата того, принимающаго твои помыслы, тѣмъ, что часто ходишь къ нему, или что стыдно тебѣ многократно сказывать ему о себѣ одно и тоже, почему перестань исповѣдываться у него, а ходи къ другому. Ибо если не послушаемъ такихъ внушеній, а все будемъ ходить къ первому, то еще большую возъимѣемъ къ нему вѣру, и еще большую получимъ пользу, и отъ жизни его, и отъ словъ его. За такую жизнь никто не будетъ осуждать насъ, напротивъ всѣ будутъ хвалить, что съ такимъ постоянствомъ хранимъ вѣру къ нему одному. — Если вознерадимъ мы часто открывать помыслы свои, то впадемъ въ большія страсти, и затѣмъ, стыдясь открыть ихъ, впадемъ въ ровъ нечаянія. — Если пойдемъ къ другому духовнику (что непозволительно намъ дѣлать), то когда духовникъ этотъ одной съ нами киновіи, всѣ братія осудятъ насъ за то, что оставили вѣру, какую имѣли къ прежнему, и Богъ крѣпко осудитъ насъ за это. Да и самый духовникъ, къ которому перейдемъ, подумаетъ, что и въ отношеніи къ нему мы также поступимъ наконецъ. И навѣрное поступимъ; и такимъ образомъ, привыкши переходить отъ одного къ другому, уже никогда не прекратимъ этого; начнемъ пытать, гдѣ есть какіе столпники, затворники, безмолвники, и ходить къ нимъ исповѣдываться, тоже переходя отъ одного къ другому и теряя вѣру къ каждому. Наконецъ потеряемъ вѣру ко всѣмъ, сдѣлаемся невѣрующими никому и во всемъ безуспѣшными; и, что бѣдственнѣе всего, подпадемъ общему осужденію и клятвѣ. Почему тому духовнику, которому исповѣдался ты въ началѣ, старайся пребыть вѣрующимъ несомнѣнно до самой смерти своей. Ибо, какъ я сказалъ, если ты презришь его и перейдешь къ другому, то подпадешь многимъ искушеніямъ, начнешь такимъ же образомъ осуждать и всѣхъ другихъ, и самъ себѣ угладишь путь въ пагубу. Но Господи, Господи, избави насъ отъ всякаго невѣрія и подозрительности, и покрой божественною Твоею благодатію.

37. Если и ты самъ пріобрѣтешь учениковъ, имѣющихъ вѣру къ тебѣ и исповѣдающихъ тебѣ свои помыслы, и увидишь, что они бесѣдуютъ съ нѣкоторыми братіями изъ болѣе благоговѣйныхъ, — смотри не соблазняйся тѣмъ. Демоны и тѣмъ, которые право живутъ и добрѣ ведутъ дѣла свои, внушаютъ тайно, что такіе ученики не шествуютъ въ прямотѣ и простотѣ сердца и ходятъ къ намъ исповѣдывать помыслы свои не съ истинною къ намъ вѣрою, но прикрываясь лицемѣріемъ, не съ доброю цѣлію соглядаютъ лишь свободу нашу, — и внушая это, возбуждаютъ въ насъ неудовольствіе и недовѣріе къ такимъ ученикамъ. — Такъ ты не принимай такого помысла, когда бѣсы станутъ влагать его тебѣ, но со всею простотою и любовію, Бога ради и ради самаго добра старайся исправить таковыхъ и душевно попользовать ихъ, почитая ихъ преуспѣяніе собственною своею славою.

38. Если какой-либо изъ учениковъ твоихъ возъимѣетъ невѣріе къ тебѣ; ты разсмотри, отчего это случилось, такъ какъ это бываетъ по многимъ причинамъ и предлогамъ: или оттого, что потщеславившись, будто уже достигъ совершенства, впалъ онъ въ гордость и не хочетъ уже называться ученикомъ, а желаетъ быть въ учительскомъ чинѣ; или оттого, что, утывъ и утолстѣвъ (т. е. предавшись безпечности), возлюбилъ плоть и желаетъ жить въ полномъ довольствѣ тѣлесномъ; или оттого, что ты прежде любилъ его больше, а потомъ сталъ любить другихъ, — и онъ впалъ въ зависть; или оттого, что онъ желаетъ рукоположенія, а ты препятствуешь ему, такъ какъ, судя по дѣламъ, имъ исповѣданнымъ, недостоинъ онъ священства; или оттого, что ты предпочитаешь ему въ этомъ другаго, послѣ него, можетъ быть, къ тебѣ пришедшаго, потому что такого рода дѣйствованіе сильную причиняетъ скорбь тому, кто сильно желаетъ и не получаетъ желаемаго, — особенно если онъ пришелъ къ тебѣ отъ младыхъ ногтей и ты любилъ его по Богу крѣпко; или можетъ быть ты когда-нибудь, въ побужденіе, чтобъ онъ воздерживался отъ страстей, обѣщалъ ему, что дашь ему позволеніе принять рукоположеніе (ибо духовники часто имѣютъ обычай давать юнымъ такія обѣщанія рукоположенія, чтобъ воодушевить ихъ отсѣчь совершенно наклонность, какую, по злой привычкѣ, имѣютъ они къ извѣстнымъ страстямъ), и онъ, же улучивъ по недостоинству своему того, чего надѣялся по обѣщанію твоему, подвигся на зависть и говоритъ такія обличенія противъ того другаго брата, что ихъ даже выслушать нельзя спокойно, а не только высказать. Кромѣ сказаннаго, бываютъ и другія причины невѣрія, — когда напримѣръ иной по нерадѣнію впадаетъ въ сосложенія (съ худыми пожеланіями), или въ дѣйствительные грѣхи, и стыдясь исповѣдать то по тщеславію, умалчиваетъ, а чрезъ умолчаніе такое мало-по-малу приходитъ и въ совершенное невѣріе (отцу своему), или когда кто, увидѣвъ тебя состоящимъ подъ вліяніемъ какой-либо страсти, осудилъ тебя и отвратился отъ тебя. Признакомъ отвращенія таковыхъ отъ тебя да будетъ тебѣ, если ты опытенъ, взоръ лица ихъ или, если это тебѣ неподручно, измѣненіе во внѣшнемъ видѣ сравнительно съ обыкновеннымъ. Ибо учишь ли ты такого, или обличаешь, или утѣшаешь, онъ держитъ видъ, будто принимаетъ внушенія твои, но видно, что онъ принимаетъ ихъ слухомъ, но сердцемъ не принимаетъ, что они непріятны ему, что онъ пересмѣиваетъ ихъ, или раздражается противъ нихъ. Если иной разъ, желая испытать, чистъ ли онъ отъ страсти, велишь ты ему причаститься, или другое что сдѣлать, онъ тотчасъ соглашается сдѣлать это безъ всякаго раздумыванія, чтобъ ты не обличилъ его. — Врачевство для таковыхъ — молитвы къ Богу усердныя со слезами, умноженіе любви, частое внушеніе, тѣлесное упокоеніе и всегдашнія собесѣдованія, иногда кроткія и усладительныя, а иногда строгія и обличительныя, какъ лучше и пригожѣе къ тому, чтобъ они слушались и умягчались нравомъ.

39. Когда ученикъ твой скажетъ о нѣкоторыхъ братіяхъ, что они благоговѣйны, и похвалитъ ихъ, ты промолчи. Если онъ спроситъ тебя о нихъ, отвѣть со смиреніемъ: «повѣрь мнѣ, отче, — не знаю; я, будучи малосмысленъ, долгъ имѣю смотрѣть за своимъ нерадѣніемъ; что касается до другахъ, то они всѣ по благодати Божіей святы и добры; впрочемъ каждый что посѣетъ, то и пожнетъ». И ты не хвали и не осуждай никого въ частности, но всѣхъ ихъ хвали, — особенно, когда придетъ ученику твоему помыслъ, будто ты имѣешь къ кому-либо изъ нихъ особую вѣру. Такимъ способомъ онъ ублагонастроится и избавится отъ того помысла.

40. Если два юныхъ брата возъимѣютъ любовь между собою въ простотѣ сердца, и ты, услышавъ отъ иныхъ, что эта любовь ихъ не добрая, а страстная, — чувствуешь понужденіе пресѣчь такое ихъ другъ къ другу пристрастіе, когда случится, что они часто ходятъ къ тебѣ; то добрѣ обсуди, какъ надлежитъ тебѣ вести къ ними бесѣду о томъ, что можетъ ихъ упользовать, чтобъ вмѣсто пользы не причинить имъ вреда. Итакъ, если думаешь, что что-либо изъ сказаннаго тебѣ похоже на правду, позови одного изъ нихъ и, бесѣдуя съ нимъ съ истинною любовію, съ лицемъ радушнымъ и съ душевною пріятностію, толкуй ему о многихъ и разныхъ предметахъ, но въ эту рѣчь свою внеси малое нѣчто и нѣкоторымъ образомъ прикровенно и касающееся той страсти; затѣмъ скажи ему: внимать себѣ подобаетъ намъ, брате, потому что ходимъ посредѣ сѣтей, и нѣсть наша брань къ плоти и крови, но къ началомъ и ко властемъ, къ духовомъ злобы (Еф. 6, 12), и врагъ нашъ яко левъ рыкая ходитъ, искій кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Уже многихъ онъ изъ великихъ подвижниковъ побѣдилъ въ брани; тѣмъ легче одолѣетъ онъ тѣхъ, кои подобно мнѣ нерадивы. Внимай убо себѣ и блюдись отъ сосложенія со всякими помыслами, и отъ особеннаго съ какимъ-либо братомъ содружества, чтобъ не вплестись тебѣ опять въ прежніе грѣхи или можетъ быть и худшіе. Прибавивъ послѣ сего еще что полезное о другихъ вещахъ, чтобъ разсѣять всякое подозрѣніе, — отпусти его. Другаго же совсѣмъ не трогай. Если этотъ, съ коимъ говорилъ ты, дѣльный человѣкъ и подвижникъ истинно духовный; то онъ отъ однихъ къ нему твоихъ словъ разойдется съ тѣмъ, если имѣетъ вѣру къ тебѣ, или разорветъ онъ содружество то отъ стыда, или отъ тщеславія, или отъ страха, — такъ какъ иные по этимъ тремъ причинамъ съ помощію благодати Божіей отстаютъ отъ страстей, безъ труда и подвига. Если увидишь, что и послѣ этого взаимное пристрастіе сихъ юныхъ остается по прежнему, тогда призови и другаго — одного, можетъ быть, болѣе безстрастнаго, и потолкуй ему, подобно какъ и первому, или больше того. Потомъ прибавь и слѣдующее: «слышалъ я, что ты имѣешь любовь къ такому-то. Зная васъ обоихъ, я увѣренъ, что эта любовь между вами духовная. Но чтобъ иные не соблазнялись, послушай меня, если хранишь любовь и вѣру ко мнѣ, перестань вести съ тѣмъ братомъ бесѣды и сидѣть наединѣ. И это тѣмъ охотнѣе, что игуменъ имѣетъ хорошее о тебѣ мнѣніе и намѣренъ представить тебя къ рукоположенію». Сказавъ это, начни бранить и укорять другаго, что онъ и страха Божія не имѣетъ, и принадлежитъ къ числу плотяныхъ людей. Этимъ расположишь его отстать отъ того, или по духовному побужденію, или по страсти тщеславія, хиротоніи ради, о коей ты сказалъ.

Печатается по изданію: Подвижническое слово старца Симеона благоговѣйнаго. // Добротолюбіе въ русскомъ переводѣ, дополненное. Томъ пятый. – Изданіе второе. – М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1900. – С. 61-80.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0