Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Тарасій, патр. Константинопольскій († 806 г.)
Посланіе (первое) къ папѣ Адріану.

Всесвятѣйшему и блаженнѣйшему брату и сослужителю господину Адріану, папѣ древняго Рима, Тарасій, Божіею милостію епископъ Константинополя, новаю Рима, о Господѣ радоваться.

Спасительнаго домостроительства великаго Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа совершенно достаточно было для сохраненія мира, единодушія и согласія между всѣми христіанами. Самъ Онъ по воскресеніи изъ мертвыхъ дунулъ и сказалъ апостоламъ Своимъ: миръ Мой даю вамъ, миръ оставляю вамъ [1] (Іоан. 14, 27). Поэтому восхищенный до третьяго неба, входившій въ рай и слышавшій неизреченные глаголы божественный апостолъ Павелъ провозвѣстилъ, говоря такъ: Той (Христосъ) есть миръ нашъ, сотворивый обоя едино, и средостѣніе ограды разоривый: вражду плотію Своею (Ефес. 2, 14-15) и опять въ посланіи къ ѳессалоникійцамъ возвѣщаетъ: Тѣмже убо, братіе, стойте, и держите преданія, имже научистеся или словомъ, или посланіемъ нашимъ (2 Сол. 2, 15). Но древній злой врагъ діаволъ не преставалъ въ разныя времена раздѣлять и расторгать основанную на основаніи апостолъ и пророкъ Церковь, такъ какъ это было пріятно ему; старался самъ войти въ нее при помощи нѣкоторыхъ послушныхъ ему злыхъ мужей и посѣять плевелы въ странѣ, воздѣланной трубами Духа, святыми апостолами, которые, получивъ силу свыше, запахали ее браздами своей дѣятельности и предоставили увѣровавшимъ чрезъ нихъ пожинать пищу для жизни вѣчной. Богоглаголивое ученіе ихъ воспринимали жившіе въ разныя времена пастыри и стражи ея, святые отцы наши; они съ корнемъ вырвали вкравшіеся и привзошедшіе въ нее плевелы, то есть, ереси и новшества, и для жатвы оставили на полѣ хлѣбъ чистый. Да и ваша братская и архіерейская святость бесѣдовала съ ними посредствомъ ихъ богоглаголивыхъ ученій и усвоила изъ нихъ слово истины; а нынѣ она повелѣла посѣчь мечемъ Духа выросшія сорныя травы, соглашаясь съ справедливымъ желаніемъ вѣрнѣйшихъ и миролюбивыхъ императоровъ нашихъ; поэтому то она, согласно письменно заявленной нами просьбѣ, послала для составленія вселенскаго собора мужей соименныхъ первоначальнику апостоловъ Петру. Когда они прибыли, то благочестивые и миролюбивѣйшіе императоры приняли ихъ благосклонно и повелѣли имъ отправиться къ намъ; черезъ нихъ же мы получили и ваше посланіе. Послѣ приличнаго случаю собесѣдованія съ ними, мы пригласили также и прибывшихъ съ востока священныхъ мужей, Іоанна и Ѳому; это люди краснорѣчивые, свѣдущіе, отличающіеея благонравіемъ и скромностію; они также находились здѣсь; такъ какъ прибыли сюда около того же времени. И вотъ когда по повелѣнію и божественной ревности благовѣрныхъ и благочестивыхъ императоровъ нашихъ собрались всѣ боголюбезные епископы здѣшней области; то открылось засѣданіе собора. Но нѣкоторые движимые безсмысленными соображеніями произвели возмущеніе и вынудили насъ отложить засѣданіе; и мы по необходимости одинъ годъ хранили молчаніе. По прошествіи же года боголюбезные епископы опять получили отъ благочестивыхъ императоровъ нашихъ повелѣніе собраться въ Никеѣ, славной митрополіи виѳинской области. Тогда мы взяли съ собою находившихся при насъ боголюбезныхъ мужей и представителей вашихъ, а равно и пришедшихъ съ востока и вмѣстѣ съ ними отправились въ эту митрополію. Когда же мы заняли мѣста, то сдѣлали главою Христа; потому что на святомъ престолѣ лежало святое евангеліе, всѣмъ собравшимся сюда священнымъ мужамъ возвѣщавшее: праведный судъ судите (Іоан. 7, 24), разсудите между Церковію и происшедшимъ нововведеніемъ. Затѣмъ, когда было постановлено прочитать посланіе твоей святости, то всѣ мы стали въ кругъ и пресыщались какъ на царскомъ ужинѣ духовными яствами, которыя Христосъ приготовилъ пирующимъ чрезъ твое посланіе; и ты подобно глазу направлялъ все тѣло на прямой и истинный путь. Такимъ образомъ разорванные члены соединялись въ одно; утверждалось истинное согласіе и каѳолическая Церковь пріобрѣтала единеніе. Вмѣстѣ съ тѣмъ чтеніе посланій съ востока раскрывало предъ ними красоту отеческаго преданія. — и сила истины укрѣплялась; потому что весьма много было прочитано отеческихъ свидѣтельствъ. Послѣ этого провозглашено всѣми нами истинное и неповрежденное исповѣданіе, которое послано нами и къ вамъ, а также было представлено и благочестивымъ императорамъ нашимъ. Съ тѣмъ вмѣстѣ всѣ новые ересіархи и ихъ послѣдователи, окончившіе жизнь нераскаянно, осуждены и низложены наряду съ тѣми, которые проповѣдывали ересь въ каѳолической Церкви прежде нихъ: такъ какъ находящіеся въ живыхъ исповѣдали спасеніе своеручно написанными записками. Христосъ Богъ нашъ, этотъ Камень, на которомъ мы утверждены, никакъ не допустилъ, чтобы съ верху до низу тканный хитонъ Его, т. е., основанная Имъ и на Немъ Церковь Его, была разсѣчена и разодрана, а члены ея расходились въ разныя стороны. Наряду съ древними ересями Онъ словомъ благодати Своей ниспровергъ и мечемъ Духа истребилъ и заблужденіе новаго пустословія, направленнаго свирѣпыми клеветниками христіанъ противъ честныхъ иконъ. И мы были вполнѣ удовлетворены и самымъ опытомъ узнали, что истина имѣетъ силу надъ всѣмъ и надъ всѣмъ одерживаетъ побѣду, согласно неложному изреченію Сказавшаго это. Противостоять ей не можетъ рѣшительно ничто. И она вполнѣ сильна для того, чтобы идти войною противъ всякаго врага и ниспровергать возстающія противъ нея полчища. Вотъ и теперь она заградила уста лжесвидѣтелей и разсѣялась тьма неумѣстныхъ злословій; вмѣсто нея заблистала красота истинныхъ догматовъ; потому что, съ изгнаніемъ отовсюду еретическаго злословія, Церковь получила себѣ въ удѣлъ свою красоту и успокоилась отъ обдержавшихъ ее скорбей. Это отъ того, что она непоколебима и непобѣдима; ее не могутъ никогда одолѣть врата ада и невѣрія, какъ мы слышали это изъ изреченія Господня. Тогда исполнишася радоши уста наша, и языкъ нашъ веселія (Псал. 125, 2); и мы возрадовались о Церкви, въ которой по волѣ Божіей предсѣдательствуемъ. Это совершилось по благоволенію Христа, Бога надъ всѣми нами, при помощи православныхъ и мужественнѣйшихъ нашихъ императоровъ. Они на всякомъ мѣстѣ возстановили честныя иконы, какъ въ досточтимыхъ храмахъ, такъ и въ своихъ царскихъ палатахъ. Имъ Господь Богъ да воздастъ награду, да вознесетъ Онъ рогъ ихъ царства, чтобы даровать миръ церквамъ Своимъ и спасеніе всѣмъ намъ христіанамъ. Да будетъ имя Его благословенно во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Эти слова сказаны до страданій. По воскресеніи Господь говорилъ короче: миръ вамъ, и повторялъ эти слова нѣсколько разъ (Іоан. 20, 19. 21. 26).

Печатается по изданію: Дѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ седьмой. — Казань: Въ Университетской типографiи, 1873. — С. 665-669.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0