Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Тарасій, патр. Константинопольскій († 806 г.)
Посланіе (второе) къ папѣ Адріану.

Всесвятѣйшему и блаженнѣйшему брату и сослужителю Господину Адріану, папѣ древняю Рима, Тарасій, недостойный епископъ Константинопольскій, (желаетъ) о Господѣ радоваться.

Многократно и многообразно мы научаемся изъ евангелія, апостоловъ и отцевъ имѣть несребролюбивый нравъ при посвященіи во священство и не быть златолюбивцами или сребролюбивцами или любостяжательными при поставленіи всякаго священнаго мужа. Это мы покажемъ въ нижеприведенныхъ свидѣтельствахъ изъ писаній Божественныхъ и отеческихъ. Возлагающіе руки суть служители, а не продавцы Духа. Получившіе благодать Духа даромъ получили заповѣдь даромъ и раздавать ее; такъ какъ щедрое право на это они получили изъ слова Господня. Если же кто либо будетъ обличенъ, что пріобрѣлъ ее за деньги; то такого они объявляютъ низложеннымъ изъ священнаго чина. Хотя онъ и получилъ благодать по имени, но слово не согласуется съ дѣломъ; ибо никто не можетъ служить Богу и мамонѣ, какъ мы научаемся изъ евангелія (Матѳ. 6, 24). А такъ какъ мы слышали, что Богъ чрезъ пророка взываетъ: священницы, глаголите въ сердце Іерусалиму (Ис. 40, 2) и потомъ угрожаетъ и говоритъ: стражъ, аще увидитъ мечь грядущъ, и не вострубитъ трубою, и людіе не охранятъ себе, и нашедъ мечь возметъ отъ нихъ душу, крове отъ руки стража взыщу (Іез. 33, 6); то, опасаясь обвиненія за молчаніе, мы возвѣщаемъ объ этомъ всѣмъ предстоятелямъ подвѣдомственныхъ намъ церквей, чтобы имѣть дерзновеніе сказать словами божественнаго апостола: чисты есмы отъ крове (Дѣян. 20, 26) преступающихъ каноническія постановленія, а тѣмъ болѣе рукополагающихъ или рукоположенныхъ за деньги. Божественный апостолъ Петръ, коего и престолъ наслѣдовала ваша братская святость, отвергнулъ таковыхъ, какъ и Симона волхва. А потому мы не колеблясь возвѣщаемъ истину, сохраняя и содержа то, что преподано намъ въ правилахъ святыхъ и всеславныхъ апостоловъ и преславныхъ отцевъ нашихъ и если что либо изъ этого нарушено нѣкоторыми, то таковыхъ мы гнушаемся. Ваша братская и архіерейская святость, законно и по волѣ Божіей исправляющая священноначальническую должность, пріобрѣла громкую славу. Первый и великій архіерей Христосъ Богъ нашъ сказалъ чрезъ пророка: живу Азъ, токмо прославляющія Мя прославлю (1 Цар. 2, 30). Ты, мужъ желаній духовныхъ, знай, что гораздо болѣе сносна нечестивая ересь Македонія и приверженцевъ его, духоборцевъ. Эти (послѣдніе) пустословили, что Духъ Святый есть твореніе и рабъ Бога и Отца, а тѣ (посвящающіе за деньги), какъ кажется, дѣлаютъ Духа собственнымъ своимъ рабомъ. Всякій господинъ все, что имѣетъ, если захочетъ, продаетъ, раба ли то или что либо изъ своихъ стяжаній; точно такимъ же образомъ и покупающій, желая сдѣлаться господиномъ покупаемаго, пріобрѣтаетъ его цѣною серебра. Такимъ же образомъ совершающіе это беззаконное дѣло уничижаютъ Духа Святаго; они грѣшать также, какъ и богохульствующіе, будто Христосъ изгоняетъ демоновъ о веельзевулѣ, а правильнѣе сказать они уподобляются Іудѣ, предавшему Христа богоубійцамъ іудеямъ за цѣну серебра. А такъ какъ Духъ Святый единосущенъ Христу Богу нашему, то очевидно, что и они подвергнутся той же участи. Если же Онъ не продается, а очевидно, что нѣтъ, то не подлежитъ сомнѣнію, что нѣтъ въ нихъ благодати Святаго Духа, то есть, святыни благодати священства; они и не пріяли и не имѣютъ оной. Пусть они вспомнятъ о святомъ Петрѣ, который къ покусившемуся на это говоритъ такъ: нѣсть ти части ни жребія въ словеси семъ (Дѣян. 8, 21). Если достоинство священства продается, то конечно излишни для нихъ честный образъ жизни и пребываніе въ чистотѣ и добродѣтели. Излишенъ для нихъ и божественный апостолъ Павелъ, научающій яко подобаетъ епископу быти непорочну, честну, учительну, воздержательну, трезвену, держащемуся вѣрнаго словесе по ученію, да силенъ будетъ и утѣшати во здравѣмъ ученіи, и противящіяся обличати (1 Тим. 3, 2; Тит. 1, 8-9). Все это пренебрегается какъ продавцемъ, такъ и покупателемъ священства. Ниже приведенныя священныя избранныя свидѣтельства показываютъ, что вовсе чуждъ священства тотъ, кто или даетъ или получаетъ мзду прежде ли хиротоніи, во время ли самой хиротоніи или даже послѣ хиротоніи; потому что когда ни взять — все значитъ взять.

29 правило святыхъ апостолъ.

Если кто либо, епископъ, или пресвитеръ или діаконъ, получитъ это достоинство за деньги, то да будетъ онъ низверженъ и поставившій его; да будетъ онъ отсѣченъ совсѣмъ отъ общенія, какъ Симонъ волхвъ.

Изъ Дѣяній святыхъ апостолъ.

Видѣвъ же Симонъ, яко возложеніемъ рукъ апостольскихъ дается Духъ Святый, принесе имъ сребро, глаголя: дадите и мнѣ власть сію, да, на него же аще положу руцѣ, пріиметъ Духа Святаго. Петръ же рече къ нему: сребро твое съ тобою да будетъ въ погибель, яко даръ Божій непщевалъ еси сребромъ стяжати. Нѣсть ти части ни жребія въ словеси семъ: ибо сердце твое нѣсть право предъ Богомъ. Покайся убо о злобѣ твоей сей, и молися Богу, аще убо отпустится ти помышленіе сердца твоего: въ желчи бо горести и союзѣ неправды зрю тя суща (8, 18-23).

Изъ третьей книги царствъ.

И не обратися Іеровоамъ отъ злобы своея, и возвратися, и сотвори отъ части единыя людей, жрецы высокихъ: иже хотяше, исполняше руку свою, и бываше жерцъ на высокихъ. И бысть глаголъ сей въ прегрѣшеніе дому Іеровоамлю, и на испроверженіе, и на исчезновеніе отъ лица земли (13, 33-34).

Изъ четвертой книги царствъ о проказѣ Гіезія.

И возвратися Нееманъ къ Елисею, и все ополченіе его, и пріиде, и ста предъ нимъ. И рече: се нынѣ разумѣхъ, яко нѣсть Бога во всей земли, но токмо во Исраили: и нынѣ пріими благословеніе отъ раба твоего. И рече Елисей: живъ Господь, Емуже предстахъ предъ Нимъ, аще пріиму. И понуждаше его взяти, и не послуша. И нѣсколько далѣе: И рече Гіезій отрочищъ Елисеевъ: се пощадѣ господинъ мой Неемана Сѵрянина сего, еже не взяти отъ руки его, яже принесе. Живъ Господь, яко имамъ тещи въ слѣдъ его, и возму отъ него нѣчто. И тече Гіезій въ слѣдъ Неемановъ. И немного далѣе: и рече Нееманъ: возми два таланта сребра. И взя два таланта во два мѣшца, и двѣ премѣны ризъ. И нѣсколько далѣе: и рече Елисей: откуду (пришелъ еси) Гіезіе? и рече Гіезій: не исходилъ рабъ твой никаможе. И рече къ нему Елисей: не ходило ли сердце мое съ тобою, и видѣхъ егда возвращашеся мужъ съ колесницы своей въ срѣтеніе тебѣ? и нынѣ взялъ еси сребро, и ризы взялъ еси, да купиши за нихъ вертограды, и маслины, и винограды, и овцы, и волы, и отроки и отроковицы. И проказа Нееманова да прильпнетъ къ тебѣ, и къ сѣмени твоему во вѣки. И изыде отъ лица его прокаженъ яко снѣгъ (5, 15-16. 20-21. 23. 25-27).

Изъ толкованія святаго Василія на Исаію.

Законъ въ помощь даде, да рекутъ не якоже слово сіе, заньже не лѣть дары даяти о семъ (Ис. 8, 20). А законъ сей не то, чтó — сіе слово чревовѣщателя; ибо не для обмана вымышляетъ, какъ это слово, но онъ — учитель истины. Тѣ прорицаютъ за сребро; и что всего смѣшнѣе, обманываемые въ награду за ложь платятъ имъ серебромъ. А это слово, то есть, слово закона, не таково, чтобы за него давать даръ, потому что никто не продаетъ Божіей благодати. Сказано: туне пріясте, туне дадите (Матѳ. 10, 8). Видишь ли, какъ вознегодовалъ Петръ на Симона, предлагавшаго серебро за благодать Духа? Сребро твое, говоритъ онъ, съ тобою да будетъ въ погибель, яко даръ Божій непщевалъ еси сребромъ стяжати (Дѣян. 8, 20). Итакъ слово евангельское — не то, чтó продажныя слова чревовѣщателей. Ибо кто можетъ дать достойное за нихъ вознагражденіе? Послушай Давида, который недоумѣваетъ и говоритъ: что воздамъ Господеви о всѣхъ, яже воздаде ми? (Псал. 115, 3). Итакъ не лѣть дары даяти за сіе, дары равноцѣнные благодати Его; одинъ даръ достоинъ — сбереженіе даруемаго. Давшій тебѣ сокровище требуетъ за сіе не цѣны дарованнаго, но сбереженія, которое было бы достойно дара [1].

Изъ посланія его же къ подчиненнымъ ему епископамъ о томъ, что не слѣдуетъ рукополагать за деньги.

Думаютъ, будто бы не грѣшатъ, потому что берутъ не до рукоположенія, но по рукоположеніи. Но когда ни взять — все значитъ взять. Поэтому умоляю васъ, оставьте этотъ доходъ, лучше же сказать, этотъ входъ въ геенну, и оскверняя руки такими дарами, не дѣлайте себя недостойными совершать чистыя таинства [2].

Изъ жизни святаго Іоанна Златоустаго.

Приступилъ ко всѣмъ епископамъ виновникъ растяженія слова нашего, Евсевій, обвинитель шести прочихъ епископовъ, прося о принятіи его въ общеніе. Нѣкоторые изъ епископовъ воспрекословили (этому, говоря), что не должно принимать его, какъ клеветника. Тогда онъ обратился съ просьбою, говоря: такъ какъ это дѣло изслѣдовалось въ продолженіе двухъ лѣтъ и дана отсрочка для свидѣтелей; то прошу ваше боголюбіе, да будетъ мнѣ позволено представить свидѣтелей теперь и сейчасъ же. Хотя и умеръ Антонинъ епископъ, взявшій золото и рукоположившій, однако остаются въ живыхъ давшіе и рукоположенные. Настоящій соборъ счелъ справедливымъ приступить къ разсмотрѣнію дѣла. И начинается разсмотрѣніе дѣла чтеніемъ записи о томъ, что было сдѣлано прежде. Вошли свидѣтели, вошли и шесть давшихъ и рукоположенныхъ. Они сначала отказывались, но такъ какъ свидѣтели и изъ мірянъ и изъ пресвитеровъ, на которыхъ они повидимому полагались, твердо стояли въ своихъ показаніяхъ; то они сперва отказывались, но когда свидѣтели обличали, припоминая и мѣста и времена и сказывая виды данныхъ вещей и количество, тогда совѣсть ихъ смутилась и они по необходимости добровольно признались, говоря: мы признаемся, что дали; но мы думали, что таковъ порядокъ, чтобы намъ быть освобожденными отъ общественной службы. А нынѣ просимъ: если намъ не благочестиво оставаться на службѣ церковной, то по крайней мѣрѣ пусть получимъ мы золото, которое дали, потому что мы дали нѣкоторыя вещи нашихъ женъ. На это Іоаннъ далъ обѣщаніе собору: я освобожу ихъ отъ свѣтскаго суда, упросивъ царя; а вы повелите имъ взять то, что они дали, отъ наслѣдниковъ Антонина. Соборъ повелѣлъ: золото взять имъ отъ наслѣдниковъ Антонина, причащаться имъ внутри алтаря, но быть имъ внѣ священства, чтобы, если мы простимъ это, не вошелъ обычай іудейскій или египетскій продавать и покупать священство. Сказываютъ, что вредитель и лжеименный патріархъ іудейскій каждый годъ или чрезъ годъ перемѣняетъ архисинагоговъ для собиранія серебра; подобнымъ же образомъ и его подражатель патріархъ египетскихъ іудеевъ, чтобы исполнилось пророческое слово: жерцы его на мздѣ отвѣщаваху, и пророцы его на сребрѣ волхвоваху (Мих. 3, 11).

Изъ правилъ шести сотъ тридцати отцевъ, собравшихся въ Халкидонѣ, правило второе.

Если какой епископъ совершитъ рукоположеніе за деньги и непродаваемую благодать обратитъ въ продажу, и за деньги рукоположитъ епископа, или хорепископа, или пресвитера, или діакона, или кого либо другаго изъ числящихся въ клирѣ, или опредѣлитъ за деньги эконома, или экдика или просмонарія [3], или вообще кого либо на церковную должность ради прибытка своего: то покусившійся на это, бывъ обличенъ, да будетъ въ опасности за свою собственную степень, и поставленный имъ отнюдь да не пользуется купленнымъ рукоположеніемъ, или производствомъ, но да будетъ чуждъ достоинства, или должности, которую получилъ за деньги. Если же кто явится и посредникомъ въ столь гнусномъ и незаконномъ лихоимствѣ, то и этотъ, если онъ клирикъ, да будетъ низверженъ изъ своей степени, если же мірянинъ, или монашествующій, да будетъ анаѳематствованъ.

Изъ окружнаго посланія Геннадія, святѣйшаго архіепископа Константинопольскаго, и бывшаго съ нимъ собора.

Итакъ да будетъ и есть отверженъ, и всякаго священнаго достоинства и служенія чуждъ, и подверженъ проклятію анаѳемы какъ тотъ, кто думаетъ пріобрѣсть священство за деньги, такъ и тотъ, кто обѣщаетъ за деньги преподать оное, клирикъ ли то будетъ или мірянинъ, изобличенъ ли будетъ, или не изобличенъ въ этомъ дѣлѣ. Невозможно когда либо привести въ единеніе несоединимое и мамону согласить съ Богомъ, или служащимъ ей служить Богу. Господне есть и слѣдующее непререкаемое изреченіе: не можете Богу работати и мамонѣ (Матѳ. 6, 24).

Изъ правилъ шестаго вселенскаго собора, правило 22-е.

Рукополагаемыхъ въ епископы ли, или въ какіе бы то ни было клирики за деньги, а не по испытанію и избранію за образъ жизни, повелѣваемъ извергать, а также и тѣхъ, кто ихъ рукоположилъ.

Вникнемъ въ это всѣ — не только архіереи, но и числящіеся въ клирѣ и всѣ живущіе по вселенной. Подобаетъ намъ лишше внимати слышаннымъ, да не когда отпадемъ (Евр. 2, 1). Яко не истлѣннымъ златомъ или сребромъ искуплены мы отъ суетнаго, отцами преданнаго, житія, но честною кровію яко агнца непорочна и пречиста Христа (1 Петр. 1, 18-19). Научай и насъ, мужъ священнѣйшій, слѣдовать заповѣданному въ писаніи, Евангеліи, у апостоловъ, въ священныхъ правилахъ и у отцевъ. Мы убѣждаемся словами устъ вашихъ. Взойди на высоту, возвысь и усиль голосъ твой; обходи широкія пространства, проповѣдуй смѣло, чтобы въ конецъ истребить и уничтожить мздоимное рукоположеніе и все то, что сопутствуетъ ему по сребролюбію и неправдѣ и гнусной корыстной куплѣ. Когда этотъ и сродные ему пороки будутъ изъяты изъ избраннаго народа, именующагося именемъ Христовымъ и даромъ получившаго искупленіе; тогда искоренятся всѣ скверны, сопутствующія этому пороку, священники процвѣтутъ какъ финиксъ, вдыхая спасаемымъ благоуханіе Христово и воспѣвая Церкви побѣдную пѣснь: отъятъ Господь отъ тебе неправды твоя (Соф. 3, 15), а также услаждая пожинаемые плоды и умножая оные въ старости маститой, то есть, дѣлая ихъ наслѣдниками блаженной и безконечной жизни.

Примѣчанія:
[1] Твор. Вас. Вел. въ русск. пер. Ч. 2-я Москва 1845 г., стр. 308-309.
[2] Тамъ же. Ч. 6. Москва 1847 г., стр. 146.
[3] Иначе: парамонарія.

Печатается по изданію: Дѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ седьмой. — Казань: Въ Университетской типографiи, 1873. — С. 670-679.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0