Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Тарасій, патр. Константинопольскій († 806 г.)
Посланіе Іоанну, пресвитеру и игумену.

Боголюбивѣйшему и досточтимѣйшему сослужителю господину Іоанну, пресвитеру и игумену, отрекшемуся отъ мірскихъ заботъ, Тарасій, архіепископъ Константинополя, новаго Рима.

Орошенный божественными струями Божія Духа и освященный вдохновеніемъ Его Давидъ, пророкъ между царями и царь между пророками, воспѣвая сказалъ: Исперва познахъ отъ свидѣній Твоихъ, яко въ вѣкъ основалъ я еси (Псал. 118, 152). Для имѣющихъ разумъ это пѣснопѣніе неложно и для воспѣвающихъ его оно твердо. Боговидецъ Моисей относительно всего богоглаголиваго Писанія сказалъ, что къ нему нельзя прибавить и отъ него нельзя убавить чего нибудь (Втор. 12, 32). Итакъ прилежно и тщательно, а не поверхностно изучающіе все, чему учатъ (Священное) Писаніе и отцы, внимательно прочитывающіе ихъ и укрѣпившіе умъ свой въ благочестіи и истинѣ, а не увлекающіеся своимъ собственнымъ хотѣніемъ, чудеснымъ образомъ освящаются съ горъ вѣчныхъ, будучи озаряемы евангельскими и апостольскими заповѣдями. Псалмопѣвецъ называетъ ихъ горами потому, что усердно приверженные къ нимъ и ходящіе въ нихъ — восходятъ къ небесному, а вѣчными (называетъ ихъ) потому, что не недавно онѣ появились и не временны, а изречены еще до основанія міра, хотя проповѣдниками евангельской проповѣди провозглашены и въ послѣднія времена. Итакъ, мужъ желаній, разумѣется желаній Духа, зная, что ты отъ юности преданъ Богу, мы ради душевнаго успокоенія сообщаемъ только нѣкоторыя немногія движенія сердца. Бóльшая часть ихъ пусть будетъ почтена молчаніемъ. Конечно вы слышали о соборѣ, бывшемъ по благоволенію Божію въ городѣ Никеѣ. На этотъ соборъ собрались мы, равно какъ и совершающіе священныя тайны священнотаинники, представители папы древняго Рима и святѣйшихъ архіереевъ восточныхъ и весьма многіе изъ боголюбезныхъ епископовъ, по повеленію благочестивыхъ императоровъ нашихъ. Присутствовали также и досточтимые архимандриты и игумены и множество иноковъ. И уже послѣ многихъ разсужденій, бывшихъ между нами, было опредѣлено то, что истинно и угодно Богу. Согласно древнему законоположенію святыхъ отцевъ нашихъ, Церковь вновь получила законоположеніе дѣлать живописныя изображенія и ставить ихъ на видныхъ мѣстахъ, чтобы они служили къ возвышенію ума нашего и сообщали намъ освященіе. Чтó святое Евангеліе открываетъ намъ, когда мы читаемъ его, тоже открываютъ намъ и иконы; о чемъ свидѣтельствуютъ мученическіе акты, повѣствующіе о страданіяхъ мучениковъ, о томъ же (повѣствуютъ) и иконы. Мы съ любовію принимаемъ ихъ, такъ какъ они суть отображеніе первообразовъ, а не что нибудь другое. Вѣруя во единаго Бога въ Троицѣ воспѣваемаго и одному Ему служа, мы просимъ ходатайства и непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, святыхъ ангеловъ и всѣхъ святыхъ и преподобныхъ отецъ нашихъ. При этомъ бóльшая часть досточтимыхъ епископовъ принесли жалобу собору, — и мы предвидѣли эту жалобу, — будто очень многіе изъ епископовъ продавали священство за деньги. Хотя мы и переполнены грѣхами и опутаны ихъ узами, — да будетъ милосердъ къ намъ Господь, — однакоже мы познали и евангельскія заповѣди и каноническія опредѣленія и отъ чистаго сердца, не руководясь сребролюбіемъ, и съ совѣстью, быстро стремящеюся къ Богу, стремимся во всемъ слѣдовать каноническимъ и евангельскимъ опредѣленіямъ. И мы желаемъ подчиниться и подчиняемся евангельскимъ, апостольскимъ и отеческимъ опредѣленіямъ; заботимся и о томъ, чтобы такъ же поступали и жили и обращались и всѣ тѣ, коимъ въ удѣлъ досталось священство, а равно и всѣ именующіеся именемъ Христовымъ. Если же нѣкоторые не подчиняются этимъ заповѣдямъ; то я не могу быть общникомъ такихъ іереевъ, но чуждъ части ихъ, потому что не суть іереи. Мнѣ не лѣнь протестовать имъ, а для нихъ это полезно. Итакъ божественныя правила низлагаютъ и лишаютъ священническаго достоинства какъ дающаго, такъ и принимающаго при рукоположеніи во священство. Боговидецъ Моисей, какъ я сказалъ выше, взываетъ, что къ нимъ нельзя прибавить что нибудь, и отъ нихъ убавить; также и пѣснописецъ Давидъ воспѣваетъ, а съ нимъ и мы: исперва познахъ отъ свидѣній Твоихъ, яко въ вѣкъ основалъ я еси (Псал. 118, 152). И кто можетъ противустоять этому? Свидѣнія Божія уже обосновались и укоренились въ Церкви Божіей, хотя по временамъ нѣкоторые не повинуются имъ и не сохраняютъ ихъ. Итакъ они пребываютъ въ вѣкъ и блаженны усердно соблюдающіе ихъ и повинующіеся имъ, а не повинующимся горе. — Итакъ всякій епископъ, или пресвитеръ или діаконъ, если будетъ обличенъ, что за деньги или преподалъ или получилъ хиротонію; то да отпадетъ отъ священства. Можетъ быть нѣкоторые говорятъ: мы покаемся и Богъ проститъ намъ это. Да и я говорю, что Богъ принимаетъ всякое покаяніе и въ силу покаянія прощаетъ содѣланныя нами прегрѣшенія. Знаю, что и Давидъ былъ обремененъ прелюбодѣяніемъ и убійствомъ, но покаялся, былъ принятъ (Богомъ) и удостоился свидѣтельства о себѣ: обрѣтохъ Давида сына Іессеова, мужа по сердцу Моему, иже сотворитъ вся хотѣнія Моя (Дѣян. 13, 22; Псал. 88, 21 и слѣд.), — очевидно потому, что исправился чрезъ покаяніе. Но знаю также опять и то, что онъ отъ Бога услышалъ: не созиждеши Мнѣ дому, яко мужъ кровей еси (1 Пар. 22, 8; 28, 3). Знаю и то, что Манассія чрезъ покаяніе получилъ отпущеніе нечестія. Знаю и то, что блудницы и мытари были приняты чрезъ покаяніе; но ни одинъ изъ нихъ не былъ удостоенъ священства, кромѣ того случая, если сдѣлалъ это до крещенія. Знаю нѣкоторыхъ иноковъ, которые, будучи въ мірѣ, были плѣнены блудомъ, а будучи иноками подобно свѣтильникамъ блистали въ мірѣ аскетическою жизнію; но ни одинъ изъ нихъ не вступалъ въ священство. Если же это и случалось, такъ это не есть церковное правило. Мы знаемъ и про Марію, что она прежде была блудницею, а потомъ содѣлалась цѣломудренною; однакоже она не была зачислена въ діакониссы, хотя и содѣлалась святою и изъятою отъ всякаго постыднаго дѣла. Да и что говорить объ этомъ? Зная истинное ученіе и будучи посвященъ въ тайны божественными апостолами и ихъ послѣдователями святыми отцами нашими, я смѣло и громко говорю, что епископъ, или пресвитеръ или діаконъ, хиротонисованный за деньги, чуждъ священства; потому что благодать Духа божественнаго не продается за деньги. Это — дѣло каіафское, это изобрѣтеніе симоніанское; оно чуждо священнической чистоты. Если кто либо будетъ уличенъ въ блудодѣяніи послѣ крещенія, то пусть онъ не будетъ принимаемъ во священство; это заповѣдуютъ божественные каноны. Если же кто либо, совершившій это, будетъ возведенъ во священство; то, какъ скоро будетъ узнано объ этомъ, да будетъ низложенъ. Всякій человѣкъ, усердно кающійся во грѣхахъ въ надеждѣ на благость и человѣколюбіе Божіе, освобождается отъ грѣховъ своихъ, какъ я сказалъ выше. При этомъ я анаѳематствую Новата и приверженцевъ нечестивой ереси его, какъ уничижающихъ покаяніе и не принимающихъ человѣколюбія Божія. — Также исповѣдую, что будетъ принятъ (Богомъ) и епископъ, рукоположенный за деньги, если онъ покается; потому что Богъ благъ ко всѣмъ и милосердіе Его отверсто для всякаго кающагося. Такого Онъ вводитъ и въ Царство Свое; но такъ какъ по словамъ апостола іерей долженъ быть непороченъ, то хиротонисавшій кого либо за деньги или хиротонисованный за нихъ чуждъ священства, какъ знаемъ это всѣ мы, чада Церкви, наставленные каноническими опредѣленіями. Итакъ покаяніе прекрасно и благостно; оно возводитъ къ Богу и освобождаетъ отъ грѣховъ. Я и самъ имѣю нужду въ милосердіи Его; знаю, что Онъ человѣколюбивъ и принимаетъ всякаго, приходящаго къ Нему; ибо Онъ сказалъ чрезъ пророка: глаголи ты беззаконія твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43, 26) и: Рѣхъ: исповѣмъ на мя беззаконіе мое Господеви: и Ты оставилъ еси нечестіе сердца моего. И: за то помолится къ Тебѣ всякъ преподобный во время благопотребно (Псал. 31, 5-6). Знаю, что и коринѳянинъ соблудившій былъ принятъ божественнымъ апостоломъ Павломъ, но не былъ возведенъ во священство. Если и отецъ сына, оставившаго его домъ и пренебрегшаго имъ самимъ, по влеченію естественной любви своей, принялъ, когда тотъ возвратился; то не тѣмъ ли болѣе Отецъ всѣхъ насъ, Богъ, всякаго кающагося и принимаетъ и заключаетъ въ свои объятія; потому что Онъ милосердъ? Онъ не хочетъ смерти грѣшника, но еже обратитися, и живу быти ему (Іез. 33, 11). Въ Евангеліи мы слышали слово Самого Господа, повѣствующее притчу о безумно проведшемъ жизнь (и узнали), что Отецъ небесный принялъ его, когда тотъ раскаялся; Онъ радуется о всякомъ грѣшникѣ кающемся. Великое орудіе — покаяніе, оно — великій путь ко спасенію, руководитель къ небесному Царствію, путеводитель къ нетлѣнной жизни; оно равняется мученическимъ подвигамъ, приводитъ къ Богу и соединяетъ съ Богомъ; оно посохъ рода человѣческаго и возстаніе падшихъ. Блаженны тѣ, которые съ любовію принимаютъ его; преданные ему проводятъ жизнь съ ангелами; упражняющіеся въ немъ удаляются отъ всякаго зла и дѣлаютъ добро. Итакъ покаяніе есть питательница и сожительница любви, милосердія, молитвы, поста, воздержанія, цѣломудрія, смиренномудрія, благости, милосердія и сопутствуетъ всему этому. Или вѣрнѣе сказать: все это покаяніе. Кто пренебрегаетъ имъ, тотъ не принадлежитъ къ числу спасаемыхъ, но къ числу погибающихъ, въ которыхъ червь не умираетъ и огонь не угасаетъ. — Да избавимся мы отъ этого и да удостоимся обѣтованныхъ благъ благостію и милосердіемъ Христа Бога нашего.

Вотъ что мы проповѣдуемъ, священнѣйшій мужъ, хотя нѣкоторые и хотятъ издѣваться надъ нами. И такъ какъ мы знаемъ, что ты принимаешь и евангельскія и апостольскія и каноническія опредѣленія; то и пишемъ тебѣ. Просимъ предложить это и досточтимымъ мужамъ, инокамъ и аскетамъ, а если тебѣ будетъ угодно, то и показать самое посланіе. Желаемъ, чтобы вы поминали насъ и въ возносимыхъ на небо молитвахъ вашихъ, дабы намъ избавиться отъ облежащихъ насъ золъ; потому что нападенія на насъ возникаютъ и извнутри и извнѣ; нынѣ мы избавлены отъ нихъ и (впредь) надѣемся быть избавленными Христомъ Богомъ нашимъ, коль скоро душа наша будетъ сохранена чистою; потому что надѣющійся на Господа не постыдится. Итакъ мы еще и еще говоримъ: молись о насъ, мужъ любезный и Богу и намъ, или лучше нашъ отецъ! Знаемъ мы, что ты любишь насъ, какъ отецъ. И Богъ мира, призвавшій къ себѣ и дальняя и ближняя, да сохранитъ въ мирѣ жизнь всѣхъ насъ, именующихся именемъ Его, предстательствомъ и молитвами непорочной Владычицы нашей Богородицы и всѣхъ святыхъ Его. Аминь.

Всѣмъ братьямъ, какихъ только встрѣтите, привѣтствіе отъ насъ; просимъ и ихъ вмѣстѣ съ вами молиться за насъ.

Печатается по изданію: Дѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ седьмой. — Казань: Въ Университетской типографiи, 1873. — С. 679-686.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0