Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Слово огласительное во святую великую недѣлю Пасхи
[1].

Что сіе, братіе возлюбленные, празднестволюбцы и Христолюбцы? Какое это свѣтоносное торжество? Что такъ озарило Церковь? Что такъ просвѣтило вселенную? Что произвело такую радость и свѣтлость? Вчера — въ печали, а нынѣ — въ благодушіи, вчера — въ сѣтованіи, а сегодня — въ ликованіи, вчера — рыданія, а нынѣ — восклицанія. Какая этому причина? — Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ, и весь міръ ликуетъ, — Христосъ Своею животворящею смертію упразднилъ смерть, и всѣ во адѣ разрѣшились отъ узъ, — Христосъ отверзъ рай, и всѣмъ содѣлалъ его доступнымъ. О, глубина недомыслимая! О, высота неизмѣримая! О, таинство страшное, превосходящее силу ума! Поютъ ангелы, веселясь о нашемъ спасеніи; радуются пророки, видя свои пророчества исполняемыми; празднуетъ совокупно вся тварь: ибо возсіялъ для нея спасительный день, возсіяло паки Солнце правды. Кто достойно воспоетъ благодать сего свѣтлаго дня? Кто величественно изобразитъ силу такого таинства? Кто другой, какъ не громогласнѣйшій проповѣдникъ, свѣтлѣйшій свѣтильникъ вселенной, искуснѣйшій врачъ душъ, отецъ нашъ Іоаннъ Златоустый? Онъ да возвеличитъ, воспоетъ и восхвалитъ силу таинства святой Пасхи. Но вотъ онъ готовъ говорить, какъ витія многообильный словомъ и велегласная труба Святаго Духа. Внемлемъ же слову святаго Іоанна Златоустаго.

Кто благочестивъ и боголюбивъ, да насладится симъ святымъ и свѣтлымъ торжествомъ (Лук. 14, 17). Кто рабъ благоразумный, да внидетъ съ радостію въ радость Господа своего (Матѳ. 25, 21). Кто потрудился среди поста, пусть пріиметъ нынѣ динарій (Матѳ. 20, 13), т. е. награду. Кто работалъ съ перваго часа (т. е. съ начала поста), пусть получитъ нынѣ всю должную плату. Кто пришелъ и послѣ третьяго часа (т. е. не съ начала поста), благодари и веселись. Кто пришелъ послѣ шестаго часа (т. е. еще позже), пусть не безпокоится: ибо ничего не лишится. Кто замедлилъ и пришелъ въ девятый часъ, приступи безъ всякаго опасенія. Кто пришелъ даже въ одиннадцатый часъ, пусть и такой не страшится своего замедленія. Ибо Владыка нашъ щедролюбивъ: принимаетъ и послѣдняго какъ перваго, — успокаиваетъ пришедшаго въ одиннадцатый часъ такъ же, какъ и трудившагося съ перваго часа. Онъ и послѣдняго милуетъ, и перваго награждаетъ, — и тому даетъ и этому даруетъ, — и о дѣлахъ радуется, но и доброе расположеніе хвалитъ. Итакъ, всѣ войдите въ радость Господа нашего! И первые и послѣдніе, получите мзду! Богатые и бѣдные, ликуйте другъ съ другомъ! Трудившіеся и нерадивые, почтите настоящій день! Постившіеся и непостившіеся возвеселитеся днесь! Трапеза обильна: всѣ насыщайтесь! Телецъ великъ и упитанъ: никто не уходи голоднымъ. Всѣ насладитесь пиршествомъ вѣры! Всѣ воспользуйтесь богатствомъ благости! Никто не жалуйся на бѣдность: поелику для всѣхъ настало царствіе! Никто не плачь о грѣхахъ своихъ: ибо изъ гроба всѣмъ возсіяло прощеніе. Никто не страшись смерти: такъ какъ отъ ней освободила всѣхъ насъ смерть Спасителя. Объятый смертію, Онъ истребилъ смерть; сошедшій во адъ, Онъ расхитилъ адъ и огорчилъ того, который коснулся плоти Его. Давно предузнавъ сіе, Исаія (пророкъ) воскликнулъ: адъ огорчился, срѣтивъ тебя въ преисподнихъ своихъ (Ис. 14, 9). Онъ огорчился, поелику поруганъ; огорчился, такъ какъ умерщвленъ; огорчился, ибо взялъ плоть, а принялъ въ ней Бога, — взялъ землю, а нашелъ въ ней небо, — взялъ то, что видѣлъ, а подвергся тому, чего и не ожидалъ. Гдѣ ти, смерте, жало? Гдѣ ти, аде, побѣда (1 Кор. 15, 55)? Христосъ воскресъ, и пали демоны. Христосъ воскресъ, и радуются ангелы. Христосъ воскресъ, и водворяется жизнь. Христосъ воскресъ, и нѣтъ ни одного мертваго во гробѣ. Ибо Христосъ, воскресшій изъ мертвыхъ, начатокъ умершимъ бысть (1 Кор. 15, 20). Господь возсталъ изъ мертвыхъ, и съ Нимъ множество святыхъ. Будемъ же праздновать радостно и досточестно, ибо, воистину, сей день, его же сотвори Господь. Возрадуемся и возвеселимся въ онь (Псал. 117, 24): прославимъ воскресеніе Спаса нашего, или паче, воспоемъ наше воскресеніе.

Виновникъ настоящаго святаго и свѣтоноснаго праздника и торжества нашего — Христосъ, Податель и всѣхъ намъ благъ. Онъ и въ началѣ сотворилъ и извелъ насъ изъ небытія къ бытію. Онъ же и нынѣ спасъ насъ, погибшихъ, оживилъ омертвѣвшихъ и избавилъ отъ мучительства діавола. Онъ содѣлалъ свободными насъ, рабовъ грѣха, — истребилъ еже на насъ рукописаніе (Кол. 2, 14). Христосъ ны искупилъ есть отъ клятвы законныя, бывъ по насъ клятва (Гал. 3, 13). Поэтому справедливо сказать намъ: что воздадимъ Господеви о всѣхъ, яже воздаде намъ (Псал. 115, 3)? Будучи Богомъ, Онъ благоволилъ содѣлаться человѣкомъ насъ ради и былъ послушливъ даже до смерти (Флп. 2, 8), чтобы насъ избавить отъ смерти вѣчной. Принялъ зракъ раба (Флп. 2, 7) Господь ангеловъ; воспринялъ плоть Богъ Слово, и явился человѣкамъ единочестный и единосущный Отцу, — и Онъ совершилъ все это, чтобы избавить насъ отъ неправеднаго рабства и выкупить изъ безчестія. Для этого пострадалъ плотію Виновникъ жизни; для этого и погребенъ былъ Источникъ нетлѣнія, чтобы даровать смертнымъ жизнь вѣчную. И Онъ пребывалъ на землѣ, благотворя и исцѣляя всѣ болѣзни людей, но отъ богопротивныхъ іудеевъ воспріялъ воздаянія недостойныя. Господь нашъ Іисусъ Христосъ, по многой Своей благости, очищалъ прокаженныхъ, давалъ зрѣніе слѣпцамъ, исцѣлялъ немощныхъ, прогонялъ демоновъ, воскресилъ изъ мертвыхъ четверодневнаго Лазаря и пятью хлѣбами напиталъ пять тысячъ, ходилъ по морю, претворилъ воду въ вино, исцѣлилъ кровоточивую, оживилъ умершую дочь начальника синагоги; а іудеи, движимые завистію и злобою, то хотѣли побить Его камнями, то пытались свергнуть Его въ пропасть и, наконецъ, возвели на крестъ. Господь же нашъ Іисусъ Христосъ не подражалъ злобѣ богохульныхъ іудеевъ, но плещи Свои отдалъ на бичеваніе, и ланиты на заушеніе и не отвратилъ лица Своего отъ студа заплеваній; Онъ, яко овча, на заколеніе ведеся, и яко агнецъ предъ стрегущимъ Его безгласенъ (Ис. 50, 6; 53, 7), не проявлялъ сопротивленія, не противорѣчилъ. Будучи злословимъ, Онъ не злословилъ взаимно, страдая, не угрожалъ, но предавалъ то Судіи праведному (1 Петр. 2, 23). При первомъ явленіи Своемъ Онъ не пришелъ карать и отомстить невѣрнымъ, но восхотѣлъ долготерпѣніемъ привести заблудшихъ къ истинѣ. И пойми великую благость и щедрость Господа. Іудеи поносили Господа и говорили Ему: бѣса имаши (Іоан. 7, 20); Господь же, будучи долготерпѣливъ, изгонялъ изъ нихъ бѣсовъ. Іудеи плевали Ему въ лице, а Онъ исцѣлялъ слѣпцовъ ихъ; іудеи пытались побить Христа камнями, Онъ же давалъ ихъ хромымъ способность ходить. И вообще Господь дѣйствовалъ, благотворя поносившимъ Его и воздавая этимъ неблагодарнымъ и беззаконнымъ людямъ добромъ за зло; незлобиво же перенося поношенія, быть можетъ, даже представлялся и немощнымъ Дориносимый ангелами.

Но перейдемъ къ самому главному. Вотъ, наконецъ, былъ веденъ на крестъ и смерть Царь славы и пригвожденъ къ древу воспѣваемый херувимами и серафимами и покланяемый всѣми силами и ангелами. Однако же, Онъ перенесъ и претерпѣлъ это кротко, подавая намъ примѣръ и являясь Учителемъ кротости. Даже и вися на крестѣ, Господь сотворилъ превеликія дѣла и чудеса, дабы хотя такимъ образомъ укротить неистовство богоубійцъ, такъ чтобы у нихъ не было предлога къ невѣрію, и они не могли сказать, что распяли только простаго человѣка. Итакъ, во-первыхъ, Христосъ принялъ распятіе и возвышеніе на воздухъ, дабы обратить въ бѣгство воздушныхъ демоновъ, — былъ повѣшенъ на древѣ, дабы исцѣлить грѣхъ, древле возникшій въ людяхъ чрезъ древо, — былъ прободенъ и копіемъ въ ребро, ради взятой изъ ребра Адамова жены. Такъ какъ змій прельстилъ Еву, и Ева поспособствовала паденію Адама (приговоръ же былъ произнесенъ противъ ихъ обоихъ, и смерть царствовала отъ Адама до Моѵсея и надъ не согрѣшившими (Рим. 5, 14), то поэтому пронзается ребро, дабы мы поняли, что страсть Христова принесла спасеніе не только мужамъ, но и женамъ. Кровь и вода истекли изъ ребра Христова, дабы истребить еже на насъ рукописаніе грѣха, и дабы мы очистились кровію Его (Господа) и получили рай. О, великое чудо! Разбойникъ покаялся, нужна была вода для крещенія; онъ висѣлъ на крестѣ, не было другаго мѣста для крещенія, ни источника, ни совершителя таинства (ибо всѣ ученики разбѣжались страха ради іудейска); но у Іисуса Христа не было недостатка въ струяхъ и, вися на крестѣ, Онъ явился Творцомъ водъ. Такъ какъ разбойнику нельзя было войти въ рай безъ крещенія, то изъ прободеннаго ребра Своего Спаситель источилъ кровь и воду, дабы освободить самого разбойника отъ угрожавшихъ ему золъ и содѣлать кровь Свою выкупомъ для возлагающихъ надежду на Него (Спасителя). Ибо если кровь тельцовъ и козловъ и пепелъ телицы чрезъ окропленіе освящаетъ оскверненныхъ, дабы чисто было тѣло: то кольми паче кровь Христа (Евр. 9, 13), Спасителя нашего, содѣлалась очищающею всѣхъ христіанъ.

Итакъ, если кто-либо изъ невѣрныхъ скажетъ тебѣ: «для чего распятъ Христосъ», скажи ему: «чтобы распять діавола». Если вопроситъ тебя: «для чего Господь повѣшенъ на древѣ и носилъ даже тернія», то скажи ему: «чтобы искоренить терніе и волчцы Адамовы, ибо Адамъ былъ осужденъ стенать и трястись отъ страха и воздѣлывать терніе и волчцы. Господь Іисусъ, будучи человѣколюбивъ и позаботиться о Своемъ созданіи, ради насъ перенесъ все, дабы освободить насъ отъ осужденія, и какъ Онъ рожденъ былъ женою, дабы уничтожить привзошедшій изъ за жены въ людяхъ грѣхъ, — такъ и увѣнчивается терніемъ, дабы худо воздѣланную преслушаніемъ землю содѣлать болѣе плодоносною чрезъ посредство Его собственнаго послушанія». Если же невѣрный спроситъ тебя: «для чего Христосъ пилъ оцетъ и желчь», то отвѣть ему: «чтобы мы изрыгнули смертоносный ядъ дракона, ибо та желчь сдѣлалась моею сладостію, и тотъ оцетъ сталъ моимъ лекарствомъ». Если, наконецъ, невѣрный скажетъ тебѣ; «для чего іудеи, подходя къ Нему (Христу Спасителю), преклоняли колѣна», то скажи ему: «чтобы іудеи поклонялись Ему даже и не желая, и чтобы признали Его владычество на землѣ даже противъ своей воли. Теперь, конечно, они покланялись Ему въ насмѣшку, не зная того, чтó, именно, творили (Лук. 23, 34), въ будущемъ же воскресеніи всяко колѣно поклонится небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ, и всякъ языкъ исповѣсть, яко Господь Іисусъ Христосъ во славу Бога Отца (Флп. 2, 10-11). Дали же они (іудеи) и трость въ руку Его (Господа), чтобы были записаны грѣхи ихъ. Итакъ, вотъ чтó сдѣлали враги Христовы, не зная Распятаго: тварь же узнала своего Господа и Создателя. Еще въ то время, когда Спаситель висѣлъ на крестѣ, чувственное солнце, узрѣвъ Солнце правды — Христа, поругаемаго отъ беззаконниковъ, и не перенося ихъ дерзости, побѣжало, погрузивъ землю во мракъ и почитая неумѣстнымъ освѣщать очи совершавшихъ столь нечестивое дѣло. Но не только солнце сокрылось, а и земля поколебалась, не терпя нечестія поступавшихъ такъ, — показывая, съ своей стороны, и научая, что Распинаемый былъ Богъ, почему она и не стерпѣла, но выразила негодованіе, не желая носить на себѣ богоубійственныхъ іудеевъ. Не такъ осквернилъ землю братоубійца Каинъ, не такъ отягчило ее столпотвореніе, производимое великанами, не такъ осквернили ее беззаконновавшіе содомляне (и даже тѣ, которые дѣлали изъ нея идоловъ), не такъ отягчила ее кровь, пролитая отъ Авеля до Захаріи, — какъ іудеи, дерзнувшіе на такое великое нечестивое дѣяніе. Поэтому разсѣдались и твердые камни (Матѳ. 27, 51), дабы земнородные поняли, что Онъ есть духовный и живой Камень. Піяху бо, говоритъ Писаніе, отъ духовнаго послѣдующаго камене: камень же бѣ Христосъ (1 Кор. 10, 4). О, неблагодарныя души іудеевъ! Камни раскалываются, — а они не приходятъ въ чувство; бездушные предметы трясутся въ смятеніи, — а одушевленные не вѣруютъ. Завѣса церковная раздирается, дабы, наконецъ, обнаружилось ихъ запустѣніе, по сказанному Христомъ: се оставляется вамъ домъ вашъ пустъ (Матѳ. 23, 38). Многія же тѣла усопшихъ святыхъ воскресли (Матѳ. 27, 52) со Христомъ, дабы мы поняли, что Христосъ не одинъ воскресъ, но воскресилъ изъ мертвыхъ всѣхъ вѣрующихъ въ Него.

Таковъ, въ главныхъ чертахъ, честный праздникъ Пасхи, и таковыя таинства мы прославляемъ по причинѣ воскресенія мертвыхъ и жизни вѣчной. Посему станемъ праздновать не въ квасѣ злобы и лукавства, но въ безквасіихъ чистоты и истины (1 Кор. 5, 8), вѣруя во Отца и Сына и Святаго Духа, въ Троицу единосущную и нераздѣльную, — вѣруя воскресенію и ожидая Господа, паки пріити имущаго, но уже не въ смиренномъ видѣ, а во славѣ и великолѣпіи, въ сопровожденіи сіяющихъ ангеловъ съ трубнымъ звукомъ, со страхомъ и радостію: радостію для святыхъ и праведныхъ, страхомъ для нечестивыхъ и грѣшныхъ. Богъ же мира, обрѣтый всѣхъ насъ въ дѣлахъ благихъ и въ вѣрѣ православной, да сподобитъ насъ воскресенія во славѣ со святыми ангелы Своими. Ему слава и сила во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Ѳеодоръ Студитъ жилъ въ концѣ VIII и началѣ IX в., — на 22 году своей жизни посвятилъ себя иноческимъ подвигамъ, склонивъ къ нимъ и супругу свою Анну. Впослѣдствіи былъ игуменомъ Константинопольскаго Студійскаго монастыря, основаннаго въ 461 г. вельможею Студіемъ. Преподобный Ѳеодоръ Студитъ извѣстенъ, какъ ревностный защитникъ православія противъ иконоборцевъ, отъ которыхъ много пострадалъ. Имъ препеданъ инокамъ строгій уставъ, извѣстный подъ именемъ «студійскаго». Ему же принадлежитъ составленіе нѣкоторыхъ каноновъ. Преподобный Ѳеодоръ скончался въ 826 году; въ 845 г. мощи его перенесены въ монастырь Студійскій. Настоящее слово его на недѣлю Пасхи см. Curs. Compl. Patrolog. Mign., tom. XCIX, col. 709-720; ср. Огласительныя поученія преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ѳеодора, игумена Студійской обители и исповѣдника. Калуга, 1896 г., стр. 245-248.

Источникъ: Слово огласительное во святую великую недѣлю Пасхи, иже во святыхъ отца нашего Ѳеодора, игумена Студійскаго и исповѣдника. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1899. Первое полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1899. — С. 655-660.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0