Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Письмо Платону, его (духовному) отцу, о почитаніи иконъ.

Мы утѣшаемъ самихъ себя, когда говоримъ съ священною главою нашею. Ибо что утѣшительнѣе для сына, какъ бесѣдовать съ отцомъ, особенно же съ такимъ и столь великимъ, что его добродѣтель прославляютъ многіе города, страны и острова? Таковъ мой любезный отецъ, хотя плодъ не похожъ на дерево, вслѣдствіе негодности моего смиренія. Но мы имѣемъ въ тебѣ предлежащій образецъ благочестія, — и не только мы, но и всѣ тѣ, которые избрали благочестивый образъ жизни, окрыляются мужествомъ и побуждаются къ успѣшному совершенствованію. Но такъ какъ съ давняго времени требовала твоя святыня, чтобы я объяснилъ, какимъ образомъ должно почитать священное изображеніе Христа, — не потому, чтобы ты (этого) не зналъ, но желая этимъ побудить мое неразумное слово; однако, доселѣ мнѣ не удалось отвѣтить. Теперь же, вспомнивши, я рѣшилъ, что должно исполнить порученное мнѣ, насколько это возможно, при содѣйствіи твоихъ священныхъ молитвъ, хотя кое-что о томъ же самомъ (предметѣ), можетъ быть, я достаточно высказалъ въ другомъ мѣстѣ. Итакъ, всякое искусственное изображеніе является подобіемъ того (предмета), котораго оно служитъ изображеніемъ, и въ самомъ себѣ путемъ воспроизведенія показываетъ очертаніе первообраза, какъ говоритъ искусный въ божественныхъ вещахъ Діонисій: истина — въ подобіи, первообразъ — въ образѣ; каждое изъ двухъ въ каждомъ изъ двухъ, исключая различія сущности. Итакъ, покланяющійся изображенію, покланяется тому, кого вѣрно представляетъ изображеніе. Ибо не сущности изображенія онъ поклоняется, но начертанному на немъ, — и въ отношеніи тожества покланенія изображеніе нераздѣльно отъ первообраза, ибо въ отношеніи подобія изображеніе съ первообразомъ тожественно. Поэтому Василій Великій (говоритъ) такимъ образомъ, что царемъ называется и изображеніе царя, и (однако) не два царя. Ибо ни сила не разсѣкается, ни слава не раздѣляется. Ибо какъ правящія нами господство (одно) и власть — одна, такъ и (возсылаемое) нами славословіе одно, а не многія. Поэтому честь изображенія переходитъ къ первообразу. Если же она переходитъ къ первообразу, то не одно и другое, но одно и то же бываетъ почитаніе и поклоненіе, какъ одинъ и тотъ же первообразъ, которому воздается поклоненіе и въ изображеніи.

Но одно — природный образъ, и другое — (образъ, получаемый) чрезъ воспроизведеніе. Одно, по сравненію съ причиной, имѣетъ не природное различіе, но личное, какъ Сынъ по отношенію къ Отцу, ибо одно Лицо Сына, и другое Отца, природа же, очевидно, одна. Другое же, напротивъ, имѣетъ природное различіе, но не личное, — какъ образъ Христа по отношенію къ (Самому) Христу. Одна природа вещества изображенія, и другая (природа) Христа; лицо же не иное, но одно и то же (Лицо) Христа, хотя бы и было начертано на иконѣ, такъ какъ тотъ же божественный Василій снова говоритъ: что тамъ образъ по воспроизведенію, то здѣсь Сынъ по природѣ; и какъ въ произведеніяхъ искусства (является) подобіе въ отношеніи наружнаго вида, такъ въ божественной и несложной природѣ— единство, вслѣдствіе общности Божества. Замѣть различіе: въ природномъ образѣ и причинѣ, то есть въ Отцѣ и Сынѣ, какъ одна природа, такъ одно и поклоненіе вслѣдствіе тожества природы, а не личности. Такъ какъ мы исповѣдуемъ, что Святой Троицѣ принадлежитъ одна природа, то (исповѣдуемъ, что Ей принадлежитъ) одно и поклоненіе и славословіе, но Лица три: Отца, и Сына, и Святаго Духа. Въ образѣ же, воспроизведенномъ искусствомъ, и въ первообразѣ, то есть во Христѣ и въ изображеніи Христа (вѣдь здѣсь одно Лицо Христа), бываетъ одно и поклоненіе — соотвѣтственно, очевидно, тожественности единаго Лица, хотя природы Христа и изображенія различны. Если же мы скажемъ, что одно поклоненіе образу и первообразу — какъ соотвѣтственно тожеству Лица, такъ соотвѣтственно тожеству и природы, и не признаемъ различія образа и изображаемаго, но будетъ какъ одно Лицо, такъ и одна природа изображенія Христа и Самого Христа, — то мы впадемъ въ эллинское многобожіе, обоготворяя всякое вещество, употребляемое для начертанія изображенія Христа. И этимъ мы откроемъ уста иконоборцамъ справедливо обвинять насъ въ томъ, что мы, покланяясь единому Богу въ трехъ Лицахъ, покланяемся многимъ богамъ и почитаемъ (ихъ). Если же кто-либо снова скажетъ, что ни по тожеству лица, ни по тожеству природы поклоненіе, (воздаваемое) изображенію, не относится къ первообразу, то, очевидно, онъ разсѣкъ силу и отдѣлилъ славу первообраза отъ изображенія и, такимъ образомъ, покланяясь изображенію Христа, явно идолопоклонствуетъ, вводя не одно, но два поклоненія. Это и стараются доказать иконоборцы; но, какъ и естественно, отрицая на этомъ основаніи, что Христосъ описуемъ по плоти, они изобличаются въ нечестіи подобно тѣмъ, которые учатъ, что Богъ обиталъ съ людьми на землѣ въ призракѣ и воображеніи. Но пусть будетъ одинаково низвергнуто нечестіе тѣхъ и другихъ въ свойственную имъ тьму. Истинная же вѣра христіанъ, какъ уже ранѣе сказано, какъ во Святой Троицѣ исповѣдуетъ одно поклоненіе по причинѣ общности Божества, такъ и по отношенію къ изображенію Христа признаетъ одно и то же поклоненіе, соотвѣтственно тожеству Лица Христа. Ибо поклоненіе воздается одному и тому же Лицу, хотя бы оно и было начертано, въ противномъ же случаѣ это былъ бы не образъ, но нѣкоторый предметъ, существующій самостоятельно, если бы онъ въ отношеніи чести былъ отдѣленъ и оторванъ отъ первообраза. И такимъ образомъ, наконецъ, и въ поклоненіи иконѣ Христа одно поклоненіе и славословіе усердно прославляемой и блаженной Троицѣ. Можетъ быть, кто-нибудь скажетъ слѣдующее: такъ какъ поклоненіе есть служеніе то слѣдовательно, иконѣ Христа приносится служеніе, вмѣстѣ съ Святою Троицею. Но таковой представляется не знающимъ различія въ поклоненіи: мы покланяемся святымъ, но не оказываемъ имъ божескаго служенія; и хотя они признаются (нашими) вождями въ законѣ Божіемъ, но божескаго служенія имъ не воздается. Затѣмъ, пусть онъ еще знаетъ, что поклоненіе бываетъ не сущности [1] изображенія, ибо это (намъ) чуждо и есть дѣло служащихъ твари помимо Творца; но когда въ изображеніи Христа поклоненіе воздается Христу, то вещество изображенія остается совершенно не участвующимъ въ поклоненіи, которое воздается (изображенному) на немъ Христу — ради того подобія, которое принадлежитъ Лицу Христа и которое (мыслится) отдѣльно отъ вещества, хотя и въ немъ бываетъ видимо. И это, кажется мнѣ, похоже на примѣръ (подобія, отражающагося) въ зеркалѣ, такъ какъ и здѣсь лицо смотрящаго какъ бы начертывается (въ зеркалѣ), но подобіе остается внѣ вещества. И если бы кто захотѣлъ поцѣловать (находящееся) тамъ свое изображеніе, то онъ поцѣловалъ бы не вещество, потому что онъ не ради него и находится (предъ зеркаломъ), но — отображенное въ немъ подобіе его самого; поэтому онъ и прильнулъ къ веществу. Конечно, если онъ удалится отъ зеркала, то, вмѣстѣ съ нимъ, отступитъ и образъ, — какъ не имѣющій ничего общаго съ веществомъ зеркала. Такимъ же образомъ (слѣдуетъ разсуждать) и относительно вещества изображенія: если уничтожено подобіе, которое было на немъ видимо и къ которому (относилось) поклоненіе, то вещество остается безъ почитанія, какъ не имѣющее съ подобіемъ ничего общаго. Затѣмъ, пусть будетъ перстень, на которомъ начертано изображеніе царя, и пусть онъ будетъ оттиснутъ на воскѣ, на смолѣ, на глинѣ. Печать, конечно, будетъ одна и та же и неизмѣнна на всѣхъ веществахъ, вещества же другъ отъ друга различны; (печать) и не могла не остаться неизмѣнною на различныхъ (веществахъ), какъ не имѣющая ничего общаго съ матеріалами; но, отдѣленная отъ нихъ мыслью, она остается на перстнѣ. Такимъ же образомъ и подобіе Христа, на какомъ бы веществѣ ни начертывалось, не имѣетъ (ничего) общаго съ веществомъ, на которомъ оно представляется, оставаясь въ Лицѣ Христа, Которому оно принадлежитъ. И — кратко сказать — божеское почитаніе оказывается не иконѣ Христа, но Христу, Которому въ ней воздается поклоненіе; и покланяться ей должно ради тожества Лица Христа, несмотря на различіе сущности иконы.

Такимъ образомъ, какъ мнѣ кажется, почитаніе иконы Христа основывается на ученіи святыхъ отцовъ. Если (почитаніе) уничтожается, уничтожается вмѣстѣ и домостроительство Христа; и если поклоненіе не воздается иконѣ, уничтожается точно также поклоненіе Христу.

И поэтому, святой отецъ, должно со страхомъ и благоговѣніемъ приступать и покланяться ей (т. е. иконѣ), такъ какъ поклоненіе переходитъ ко Христу; и должно вѣровать, что въ ней обитаетъ божественная благодать, и что приступающимъ къ ней съ вѣрою она сообщаетъ освященіе. Ибо какъ въ образѣ Животворящаго Креста, такъ и въ иконѣ Всесвятой Богородицы и всѣхъ святыхъ, — всякое освящающее почитаніе иконъ чрезъ посредство (изображенныхъ) на нихъ первообразовъ восходитъ къ Богу. И поэтому одно и только одно божеское поклоненіе (воздается) Святой и Единосущной Троицѣ, ради Которой (оказывается) различное поклоненіе и другимъ и къ Которой относятся всѣ другія поклоненія. Если же что-либо по невѣдѣнію я сказалъ ошибочно — или меньше того, что слѣдовало, или же больше, то ты, какъ добрый отецъ, удостой — одно исправить, другое восполнить, а иное и уничтожить, молясь и усиленно молясь о моемъ смиреніи, чтобы я и мыслилъ правильно, и говорилъ безъ преткновенія, и поступалъ, не заслуживая порицанія.

Примѣчаніе:
[1] Т. е. не веществу.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ первый. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1907. – С. 230-234.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0