Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)

Родомъ изъ Царьграда, онъ получилъ высокое образованіе и, принявъ иночество, подвизался въ устроенной имъ обители Сакудіонской (недалеко отъ Виѳинской горы Олимпа), подавая своею жизнію высокій примѣръ добродѣтели. При Константинѣ Копронимѣ и Львѣ Армянинѣ св. Ѳеодоръ много страдалъ за иконопочитаніе и претерпѣлъ заточеніе. Въ царствованіе Ирины онъ возстановилъ въ Царьградѣ монастырь Студійскій, для котораго написалъ уставъ и въ которомъ былъ настоятелемъ. Преп. Ѳеодоръ положилъ въ основу монастырскаго устройства общежительныя правила св. Василія Великаго, къ которымъ онъ питалъ особенное уваженіе и съ которыми былъ знакомъ въ совершенствѣ, еще будучи монахомъ Сакудіонскаго монастыря. Слѣдуя этимъ правиламъ въ своей личной жизни, онъ, какъ скоро сдѣлался настоятелемъ, постарался примѣнить ихъ къ устройству цѣлаго общежитія. Вслѣдствіе увеличенія числа братій, преп. Ѳеодору недоставало ни времени, ни силъ во все входить самому и лично слѣдить за порядками, а потому онъ учредилъ цѣлый рядъ должностныхъ лицъ, помощниковъ себѣ по управленію монастыремъ и для завѣдыванія разными частями администраціи и хозяйства. Для руководства этимъ лицамъ онъ издалъ письменныя наставленія въ ямбическихъ стихахъ, гдѣ изложилъ обязанности, начиная съ игумена и кончая послѣднимъ изъ братіи. далѣе>>

Творенія

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Творенія смѣшаннаго содержанія.

Уставъ съ Богомъ внутренняго устройства Студійскаго монастыря.

1. Въ священныхъ монастыряхъ издавна господствуютъ многія и различныя преданія, при чемъ одни изъ нихъ управляются и ведутся къ царству небесному одними уставами, другіе другими. Изъ всѣхъ (преданій) одно есть и то преданіе, которое утвердилось у насъ и которое мы приняли отъ великаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора, и не одни только мы, но и большинство лучшихъ монаховъ приняли его, какъ самое совершенное и царственное, устраняющее и излишества, и недостатки. И мы нынѣ, безъ всякаго колебанія подчинившись отеческимъ повелѣніямъ, подчинили себя послушанію, чтобы, насколько возможно, оставить его въ письмени для непреходящей памяти послѣдующимъ поколѣніямъ. И Богъ, молитвами нашего пастыря, да подастъ намъ соотвѣтствующую способность къ составленію слова, чтобы здраво изложить полезныя и спасительныя заповѣди богоноснаго отца нашего, во славу Отца и Сына и Святаго Духа и въ сохраненіе и спасеніе тѣхъ, кои съ вѣрою принимаютъ на себя сохраненіе ихъ. Итакъ, съ Богомъ да будетъ это началомъ составленія (слова).

Какъ поступаемъ въ собраніяхъ святаго и славнаго тридневнаго воскресенія Спасителя нашего. — О деревѣ (билѣ).

2. Должно знать, что по минованіи второй стражи ночи, т. е. шестого часа, и въ началѣ часа седьмого падаетъ условный знакъ водяныхъ часовъ и вмѣстѣ съ этимъ извѣщеніемъ встаетъ будильщикъ и обходитъ съ фонаремъ спальни, побуждая братьевъ къ вставанію для утренняго славословія. И тотчасъ била ударяютъ вверху и внизу. И когда всѣ братія соберутся въ притворѣ главнаго храма и тихо молятся, іерей, взявши въ руки кадильницу, кадитъ прежде всего святой алтарь; выйдя оттуда чрезъ переднюю преграду, проходитъ сѣверною стороною храма и, достигши царскихъ вратъ, кадитъ братьевъ и тотчасъ южною стороною возвращается туда, откуда вышелъ, а братія вслѣдъ за нимъ входятъ въ храмъ. Онъ же, положивъ кадильницу въ святомъ алтарѣ, выходитъ, становится прямо предъ престоломъ и начинаетъ тропарь, гласъ косвенный первый (=пятый): Христосъ воскресе изъ мертвыхъ. Когда онъ (іерей) и братія трижды пропоютъ его, пресвитеръ говоритъ стихъ первый: Сей день, егоже сотвори Господь, а братія (поютъ) тропарь, стихъ второй: Составите праздникъ, до конца. И опять народъ поетъ тропарь. По окончаніи его, тотчасъ начинается канонъ, потому что шестопсалмія во всю эту седмицу не поемъ. Бываютъ же два чтенія и послѣ второго чтенія — псаломъ 50-й. И по окончаніи утрени, бываетъ цѣлованіе и отпускъ. На вечерняхъ этой седмицы говоримъ — Христосъ воскресе и тотчасъ — Господи воззвахъ и отпустительное Христосъ воскресе. Подобнымъ образомъ и на повечеріи (возглашаемъ) трисвятое и Господи помилуй, 12 разъ. Въ субботу же новой недѣли и въ воскресеніе послѣ свѣтоносной недѣли на повечеріи (поемъ) отъ словъ — Съ нами Богъ и такъ далѣе.

3. Въ воскресенье свѣтоносной недѣли начинается и шестопсалміе и возглашаемъ Богъ Господь на гласъ четвертый косвенный (=восьмой) и тотчасъ степенны на тотъ же гласъ, прокименъ и Всякое дыханіе, потомъ Евангеліе и Въ нощѣхъ. И послѣ 50-го псалма начинается канонъ, потомъ бываютъ два чтенія. И въ воскресенье вечеромъ начинается — Блаженъ мужъ, и въ понедѣльникъ на утрени опять поемъ Богъ Господь на первый гласъ и одну каѳизму псалма, потомъ канонъ воскресенія. И бываютъ три чтенія. Съ того времени повечеріе совершаемъ сполна, кромѣ вечера субботы, Господскаго праздника и памяти святого, которые, когда бываютъ, освобождаютъ насъ отъ работъ, отъ часовъ и поклоновъ (великихъ): въ эти дни навечеріе совершается отъ (пѣнія) Съ нами Богъ и далѣе. Совершаются и служенія съ утра, начиная со вторника второй седмицы. До Пятидесятницы мы каждый день поемъ прокимены на вечернѣ.

4. Должно знать, что на всѣхъ вечерняхъ Господскихъ праздниковъ Блаженъ мужъ начинается на четвертый косвенный гласъ, потомъ второе начало и третье въ гласъ дня; потомъ Господи воззвахъ на гласъ стиховъ праздника.

5. Должно знать, что до праздника Вознесенія воскресныя стихиры предшествуютъ каѳизмамъ покаяннымъ и апостольскимъ.

6. Нужно знать, что отъ Пасхи до Вознесенія говоримъ Воскресеніе Христово, но послѣ также 50-й псаломъ и мученическія (стихиры) въ псалмопѣніи. А отъ него (Вознесенія) больше этого не бываетъ.

7. Должно знать, что до Пятидесятницы, если не поемъ часовъ, то и колѣна не преклоняемъ, но, однако, канонъ объ умершихъ поемъ въ субботу: и въ другой день поемъ, если случится поминовеніе брата.

8. Надлежитъ знать, что въ субботу Пятидесятницы для екзапостиларія поемъ Память скончавшихся, Господи и, воспѣвая это, идемъ къ гробамъ братьевъ и, ставши здѣсь, поемъ стихиры дня; и утреня оканчивается. Это мы дѣлаемъ и въ субботу недѣли мясопустной.

9. Нужно знать, что вечеромъ въ воскресенье святой Пятидесятницы на вечернѣ, на которой дѣлаемъ и три колѣнопреклоненія, послѣ псалма предначинательнаго тотчасъ (поется) Господи воззвахъ; и на другой день на утрени послѣ шестопсалмія говоримъ Богъ Господь и тотчасъ канонъ и два чтенія. И эту недѣлю проводимъ безъ пѣнія часовъ.

10. Потомъ наступаетъ и святая Четыредесятница святыхъ апостоловъ, и начинаемъ пѣть и часы всегда съ каѳизмой. По окончаніи же псалмопѣнія, говоримъ Господи помилуй, Христе помилуй. И во-первыхъ совершаемъ три великіе поклона, всѣ съ одинаковою скоростью, слѣдуя предстоятелю; во время ихъ (поклоновъ) мы немного и воздѣваемъ руки къ Богу. Потомъ каждый также (совершаетъ) двадцать другихъ поклоновъ со скоростью, какую можетъ имѣть. Также (должно дѣлать) и на каждомъ собраніи (богослужебномъ). А на повечеріи (бываетъ) пятьдесятъ колѣнопреклоненій и на утренѣ сорокъ.

11. Надлежитъ знать, что на каждой утренѣ, по окончаніи чтенія, мы, вставая, двѣнадцать разъ произносимъ Господи помилуй. И такимъ образомъ опять начинается псалмопѣніе.

12. Должно знать, что въ каждую субботу и воскресеніе, когда въ нихъ нѣтъ Господскаго праздника, или памяти святого, мы читаемъ Апостолъ. Въ субботы же на утренѣ читаемъ каѳизму предъ непорочнымъ. Потомъ — непороченъ, потомъ псаломъ 50-й, послѣ канонъ; и бываютъ три чтенія, ибо на непорочномъ не читаемъ. Вмѣсто же екзапостиларія говоримъ — Въ память вѣчную будетъ праведникъ, отъ слуха зла не убоится. Въ такомъ количествѣ и качествѣ псалмопѣніе простирается до Воздвиженія Животворящаго Древа.

13. Должно знать, что на Успеніе Всесвятыя Богородицы, т. е. на вечернѣ попразднственной, послѣ предначинательнаго псалма, тотчасъ (поется) Господи воззвахъ. И на другой день на утренѣ послѣ шестопсалмія опять Богъ Господь, и тотчасъ канонъ и два чтенія. Подобнымъ образомъ и въ Рождество Богородицы, равно и въ Рождество Христово, также въ день Свѣтовъ (Богоявленіе), также и на Срѣтеніе Господне. Въ другіе же праздники, кромѣ названныхъ выше, праздновать двойнымъ образомъ не слѣдуетъ. Отъ Воздвиженія же до великой Четыредесятницы на утреняхъ предлагается и другая каѳизма, а тропари каѳизмъ удвояются, при чемъ говорится междустишіе. Бываютъ же четыре чтенія. Въ эти субботы предъ непорочнымъ поемъ двѣ каѳизмы, потомъ непорочны, потомъ также канонъ, бываютъ (еще) четыре чтенія, такъ какъ на непорочномъ не читаемъ.

[О святой Четыредесятницѣ].

14. Надлежитъ знать, что во святую и великую Четыредесятницу поемъ четыре каѳизмы и трипѣснецъ; бываютъ и четыре чтенія. И когда братія немного отдохнутъ, екклисіархъ около разсвѣта ударяетъ въ било. И когда всѣ соберутся въ главномъ храмѣ, поемъ первый (часъ) съ каѳизмою, однако не читаемъ на немъ. На третьемъ же часѣ, шестомъ и девятомъ читаемъ. На каждомъ антифонѣ, или Славѣ, бываетъ молитва отъ священника и діакона. А поклоновъ великихъ совершаемъ на часахъ и на вечернѣ по тридцати, на повечеріи сто и на утренѣ восемьдесятъ.

15. Должно знать, что во всю великую седмицу поемъ часы подобно тому, (какъ они совершаются) и раньше, кромѣ святой субботы, и творимъ великіе поклоны до того времени, пока начнется утреннее трисвятое, которое возглашается послѣ стихиры стиха; послѣ него (бываетъ) прокименъ, Апостолъ, пророчество и Евангеліе.

16. Должно знать, что въ среду и пятницу и воскресеніе, когда братія стоятъ со всякимъ благоговѣніемъ, послѣ окончанія утрени читается катихизисъ богоноснаго отца нашего Ѳеодора. Потомъ игуменъ говоритъ нѣчто и отъ себя, поучая братьевъ. И по окончаніи катихизиса, поютъ славу и возглашается Отче нашъ и Благословите святіи, Благослови отче, и отпускъ. Такъ (бываетъ) въ теченіе цѣлаго года.

17. Надлежитъ знать, что въ субботу на Господи воззвахъ воскресныя стихиры утрояются, а на Хвалитѣхъ удвояются. Также и въ Господскіе праздники.

18. Должно знать, что (въ монастырѣ) бываютъ и епистимонархи, которымъ сообщаются прегрѣшенія младшихъ братьевъ и отъ которыхъ они принимаютъ исправленіе. И (есть) два таксіарха по хорамъ, отъ которыхъ братія получаютъ напоминаніе благопристойно стоять на хорахъ. И другой (есть) будильщикъ, который во время чтеній на утренѣ, тихо обходя братьевъ, пробуждаетъ засыпающихъ. На каждый вечеръ поочередно назначаются и два епитирита, которые послѣ удара въ било побуждаютъ лѣнивыхъ поспѣшить къ вечернѣ и къ повечерію и которые, послѣ окончанія повечерія, обходятъ уединенныя мѣста монастыря и съ надлежащею твердостью удаляютъ собравшихся на несвоевременныя бесѣды.

19. Надлежитъ знать, что послѣ каждаго повечерія бываетъ крестообразное — посредствомъ рукъ — цѣлованіе, служащее знакомъ примиренія каждаго съ каждымъ, вслѣдствіе ежедневныхъ случающихся столкновеній.

20. Должно знать, что наканунѣ Рождества Христова, праздника Свѣтовъ (Богоявленія) и въ святой великій четвергъ вечеромъ и въ святую субботу вечеромъ повечерія не поемъ, но лишь трисвятое въ трапезной.

21. Должно знать, что на повечеріяхъ святой Четыредесятницы, почти на всѣхъ, братіямъ предлагается огласительное слово то отъ настоятеля, то отъ старшихъ и искусныхъ въ словѣ.

22. Должно знать, что на каждой утренѣ, при началѣ четвертой пѣсни, съ хора выходитъ игуменъ и, сѣвши, принимаетъ на исповѣдь приходящихъ братьевъ и врачуетъ каждаго въ отдѣлъности соотвѣтственно его пользѣ.

23. Должно знать, что въ святую Четыредесятницу назначается престарѣлый братъ и съ третьяго часа является на каждую службу и, совершая метанію (глубокій поклонъ), говоритъ: «братія и отцы, будемъ внимательны къ самимъ себѣ, потому что умираемъ, умираемъ, умираемъ; вспомнимъ и о небесномъ царствѣ».

24. Должно знать, что когда мы принимаемъ братьевъ, или изъ другого монастыря, или мірянъ для постриженія въ монашество, то заставляемъ ихъ остаться въ ксенодохіи (монастырской гостинницѣ) недѣли двѣ или три, для наблюденія и ознакомленія съ монастыремъ; и если онъ останется твердъ въ оцѣнкѣ своего рѣшенія, то игуменъ, послѣ того какъ засвидѣтельствовалъ предъ нимъ объ имѣющемъ совершиться, лишь тогда вводитъ его (въ обитель) и сопричисляетъ къ своей паствѣ, при чемъ приходящій, съ разрѣшенія игумена, совершаетъ метанію предъ братіями, а эти молятся за него.

25. Должно знать, что у насъ имѣются и мѣста отлученія, въ которыхъ заключаются непокорные и непослушные, осуждаемые (здѣсь) на сухояденіе и воспитываясь въ добродѣтели: ибо исправленіе посредствомъ бичей, какъ пригодное для мірянъ, у нашихъ отцовъ по справедливости было признано достойнымъ отверженія.

26. Должно знать, что въ тѣ дни, въ которые мы имѣемъ досугъ отъ тѣлесныхъ занятій, библіотекарь ударяетъ одинъ разъ въ било, и собираются братія въ мѣсто (храненія) книгъ и каждый беретъ книгу и читаетъ до вечера; предъ клепаніемъ же къ свѣтильничному хранитель книгъ опять ударяетъ одинъ разъ въ било, и всѣ приходятъ и возвращаютъ книги по записи; а если кто-либо запоздаетъ ко времени возврата книги, тотъ подвергаетея епитиміи.

27. Надлежитъ знать, что, когда совершаемъ девятый часъ, пресвитеръ совершаетъ литургію съ шестого часа, а если мы должны и вкушать пищу, то (онъ начинаетъ литургію) съ третьяго часа; если же имѣемъ досугъ отъ часовъ и работаемъ, то божественная литургія совершается по клепанію въ три часа, а по окончаніи ея, ударяетъ било трижды, и всѣ братія собираются вмѣстѣ, и послѣ пѣнія установленныхъ пѣснопѣній и принятія благословенія, отходимъ въ трапезу.

О количествѣ и качествѣ кушаній и питій и о благочиніи на трапезахъ.

28. Когда братія приходятъ къ обѣду, то на устахъ (каждаго) изъ нихъ должна быть молитва: садятся же за столъ по девяти человѣкъ. Таксіархи же заботятся о наполненіи столовъ (кушаніями), притомъ — въ порядкѣ и безъ шума. Бываетъ же чтеніе, а братія зимою имѣютъ кукули на головахъ. Знáкомъ же окончанія этого чтенія служитъ шумъ ложекъ о подставку для кушанья, послѣ чего всѣ онѣ вмѣстѣ бросаются на блюдо; равнымъ образомъ, и къ наливанію вина и подачѣ (кушанья) знакъ бываетъ посредствомъ удара.

29. Должно знать, что отъ Пасхи до всѣхъ святыхъ ѣдимъ два кушанья — зелень и горохъ съ деревяннымъ масломъ: вкушаемъ также рыбу, сыръ и яица; пьемъ же на обѣдѣ трижды; (вечеромъ) по удару въ било братія собираются и ѣдятъ хлѣбъ, а также кушанія, если остался излишекъ отъ утра (ибо вечеромъ не бываетъ особаго приготовленія пищи для братства), и (бываютъ) двѣ чаши питья. А въ четыредесятницу святыхъ апостоловъ рыбы и сыра и яицъ не ѣдимъ, кромѣ дней, въ которые не поемъ часа; ѣдимъ же въ девять часовъ два кушанья — зелень съ масломъ и горохъ безъ масла; питія же двѣ чаши въ девять часовъ и двѣ вечеромъ. Въ дни же нерабочіе (праздничные), въ которые мы вазначили ѣсть сыръ и прочее, вкушая пищу въ шесть часовъ, пьемъ три чаши и вечеромъ двѣ чаши. Этотъ уставъ (соблюдается) и въ четыредесятницу святого апостола Филиппа; вслѣдствіе же краткости дней четыредесятницы святого Филиппа, мы вкушаемъ пищу однажды, а пьемъ три чаши. Отъ дня же памяти святыхъ апостоловъ до святого Филиппа въ среду и пятницу совершаемъ девятый часъ. Если же на эти дни падетъ память святого, дающая намъ свободу отъ часовъ и великихъ поклоновъ, то мы вкушаемъ и сыръ, и яйца, и рыбу, если Богъ даруетъ намъ, а чашъ бываетъ три на обѣдъ и двѣ вечеромъ.

О святой великой Четыредесятницѣ.

30. Во святую и великую Четыредесятницу вкушаемъ пищу одинъ разъ (въ день), кромѣ субботы и воскресенья. Въ первую и среднюю недѣли ѣдимъ однообразно, именно: вареные бобы, соленые плоды безъ масла, сушеныя смоквы по пяти (плодовъ), и если окажутся, — каштаны, вареныя груши и сливы. На второй недѣлѣ и третьей, на пятой и шестой ѣдимъ такъ: вареные плоды, соленые плоды на блюдахъ, горохъ сваренный съ тертыми орѣхами; овощей же или смоквъ въ эти дни мы не ѣдимъ. Во всю же святую Четыредесятницу мы, кромѣ больныхъ, или стариковъ, пьемъ особо приготовленный напитокъ (εὔϰρατον), который составляется изъ перца, тмина и теплаго аниса. Во святой же понедѣльникъ (страстной седмицы) и вторникъ, въ среду, четвергъ и пятницу кушанья этой первой недѣли отмѣняются; во святой четвергъ ѣдимъ одинъ вареный горохъ съ тертымъ орѣхомъ и горячую кутью, пьемъ также и по одной красовулѣ вина. Во святую субботу въ одиннадцатомъ часу начинается вечерня: и когда наступитъ отпускъ, ѣдимъ сыръ и рыбъ и яица, и пьемъ по три красовули (вина).

О Благовѣщеніи.

31. Должно знать, что въ шестомъ часу по удару въ било собираемся въ домъ (храмъ) Пречистой Богородицы, и когда начнется вечерня, тамъ остаются немногіе братія для совершенія ея, остальные же совершаютъ крестный ходъ и, обошедши кругомъ монастырь, возвращаются (въ храмъ). И бываетъ входъ и полная литургія. Тогда ѣдимъ рыбъ и деревянное масло и пьемъ по три (чаши).

32. Надлежитъ знать, что въ среднюю недѣлю святыхъ постовъ, въ каждый день послѣ пѣнія девятой (пѣсни канона), предлагается Животворящее Древо и всѣ покланяемся (ему).

О правильности въ исполненіи службъ.

33. Надлежитъ знать, что въ святую великую Четыредесятницу, послѣ того какъ мы пропоемъ первый часъ, когда уже восходитъ солнце, каждый отправляется къ своему служенію; и бываетъ стихословіе всей псалтири во время этихъ (службъ), кромѣ каллиграфовъ; работаютъ же до девятаго часа. Послѣ того какъ мы пропоемъ вечерню и поужинаемъ, каждый занимается своимъ личнымъ дѣломъ, какъ желаетъ. А въ остальные дни года, когда мы не поемъ часовъ, утромъ въ три часа бываетъ ударъ въ било, и каждый отправляется на свою службу и работаетъ до обѣда. Послѣ же вкушенія пищи каждый уединяется, какъ желаетъ, или занимаясь чтеніемъ, или отдыхая до восьмого часа; въ восемь же часовъ било ударяетъ трижды, и опять каждый отправляется на свою службу до вечерни. Когда же мы поемъ часы, то братія, совершивъ утренній (первый) часъ, идутъ на свои служенія и работаютъ до шестого часа, бываетъ ли часъ девятый, или нѣтъ; и послѣ шестого часа (каждый) отдыхаетъ, какъ сказано, до восьмого часа.

34. Надлежитъ знать, что во время навечерія недѣли Ваій на Господи воззвахъ перемѣняются хоры: правые идутъ на лѣвую сторону, а лѣвые — на правую.

35. Должно знать, что когда братъ разобьетъ сосудъ или глиняный или чугунный, то во время обѣда, когда братія вкушаютъ пищу, онъ становится близъ трапезы, при чемъ игуменъ покрываетъ (его) голову своимъ кукулемъ, и держитъ въ рукахъ разбитый сосудъ въ доказательство своего прегрѣшенія.

36. Надлежитъ знать, что послѣ того, какъ мы совершимъ стихословіе псалтири, на третьей Славѣ каѳизмы канонархъ трижды ударяетъ (въ било), чтобы собрались тѣ, кои еще изучаютъ псалтирь, для совмѣстнаго съ нами пѣнія канона, ибо они выходятъ (изъ церкви) до шестопсалмія и до того времени занимаются изученіемъ (псалтири); потомъ трижды ударяетъ и на Хвалитѣхъ, когда должно читаться оглашеніе великаго отца и учителя Ѳеодора.

37. Надлежитъ знать, что въ навечеріи Свѣтовъ, послѣ отпуста божественной литургіи, мы принимаемъ антидоръ (благословеніе); потомъ причастившіеся ополаскиваютъ уста, но антидора не вкушаемъ. Когда священникъ спрячетъ сосуды, идетъ во святыя врата и, сдѣлавши начальный возгласъ, выходитъ съ братіями къ водосвятной чашѣ, при пѣніи: Во Іордани крещающуся Тебѣ, Господи. Во время этого пѣнія діакономъ возглашается великая ектенія, по совершеніи которой священникъ начинаетъ молитву освященія. Послѣ же освященія воды и окропленія братій, поется тропарь гласъ косвенный четвертый (=восьмой): Гласъ Господень на водахъ вопіетъ глаголя, стихъ первый — Море видѣ и побѣже, стихъ второй — Что ти есть море, яко побѣже. Послѣ троекратнаго пѣнія этого тропаря, мы, входя въ церковь. поемъ тропарь, гласъ четвертый: Одѣяйся свѣтомъ божественнѣ. Когда этотъ тропарь троекратно бываетъ пропѣтъ, священникъ произноситъ молитву, — и оканчивается это божественное славословіе. Потомъ съ стихословіемъ отправляются въ трапезу. Равнымъ образомъ и въ святый четвергъ (страстной седмицы), послѣ причащенія и омовенія устъ, бываетъ умовеніе ногъ, и послѣ того какъ будутъ умовены всѣ, идутъ съ стихословіемъ въ трапезу.

О количествѣ одежды и обуви и объ устройствѣ постели и подобномъ.

38. Надлежитъ знать, что каждый братъ долженъ имѣть: двѣ рубашки, двѣ рясы (хитона), изъ коихъ одна шерстяная, два кукуля, мантію — малую для работы и другую — болѣе длинную для церкви, которую по закону надлежитъ надѣвать вечеромъ въ субботу на вечернѣ и въ воскресенье на утренѣ и опять вечеромъ — на вечернѣ, а прежде этого — на божественной литургіи, равнымъ образомъ и въ Господскіе праздники; (необходимо имѣть) и другую шерстяную мантію — большую. Изъ обуви же (должно имѣть): короткіе сапоги и другіе сапоги длинные и калиги. Для постели же (каждый братъ) пусть имѣетъ рогожу изъ тростника и два шерстяныя одѣяла.

Источникъ: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 822-830.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0