Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 23 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
СЛОВА.

Огласительное слово во святую и великую недѣлю Пасхи.

1. Что сіе, братія возлюбленные, празднолюбцы и Христолюбцы? Какое это свѣтоносное торжество? Какое это изобиліе свѣта и веселіе? Что такъ озарило Церковь? Что такъ просвѣтило вселенную? Что произвело такую радость и свѣтлость? Вчера — въ печали, а нынѣ — въ благодушіи; вчера въ сѣтованіи, а сегодня — въ ликованіи; вчера — рыданія, а нынѣ — восклицанія. Спросятъ: какая этому причина и что произвело такую радость и свѣтлость? Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ и весь міръ ликуетъ, — Христосъ Своею животворящею смертію упразднилъ смерть, и всѣ во адѣ разрѣшились отъ узъ, — Христосъ открылъ рай, и всѣмъ сдѣлалъ его доступнымъ. О, глубина недомыслимая! О, высота неизмѣримая! О, таинство страшное, превосходящее силу ума! Поютъ ангелы, веселясь о нашемъ спасеніи; радуются пророки, видя свои пророчества исполняемыми; празднуетъ совокупно вся тварь: ибо возсіялъ для нея спасительный день, возсіяло паки Солнце правды. Кто достойно воспоетъ благодать сего свѣтлаго дня? Кто величественно изобразитъ силу такого таинства? Кто другой, какъ не златоустый нашъ отецъ Іоаннъ, громогласнѣйшій проповѣдникъ, свѣтлѣйшій свѣтильникъ вселенной, истинный пастырь и учитель, искуснѣйшій врачъ душъ, надежный предстатель грѣшныхъ, рѣка, паче Нила изобилующая златоструйными волнами, — Іоаннъ златый, златоязычный и златословесный? Онъ да возвеличитъ, воспоетъ и восхвалитъ силу таинства и да возвѣститъ возможно кратко составленнымъ словомъ. Но вотъ онъ готовъ говорить, какъ витія многообильный словомъ, и какъ велегласная труба (Святаго) Духа. Будемъ и мы готовы со всѣмъ вниманіемъ выслушать, что возвѣститъ намъ этотъ проповѣдникъ покаянія.

Начало слова Златоустаго:

2. «Кто благочестивъ и боголюбивъ, да насладится симъ святымъ и свѣтлымъ торжествомъ. Кто рабъ благоразумный, да внидетъ съ радостію въ радость Господа своего. Кто потрудился среди поста, пусть пріиметъ нынѣ динарій. Кто работалъ съ перваго часа, пусть получитъ нынѣ всю должную плату. Кто пришелъ и послѣ третьяго часа, благодари и веселись. Кто пришелъ послѣ шестого часа, пусть не безпокоится: ибо ничего не лишится. Кто замедлилъ и пришелъ въ девятый часъ, приступи безъ всякаго опасенія. Кто пришелъ даже въ одиннадцатый часъ, пусть и такой не страшится своего замедленія. Ибо Владыка нашъ щедролюбивъ: принимаетъ и послѣдняго, какъ перваго; — успокоиваетъ пришедшаго въ одиннадцатый часъ такъ же, какъ и трудившагося съ перваго часа. Онъ и послѣдняго милуетъ, и перваго награждаетъ, — и тому даетъ, и этому даруетъ, — и о дѣлахъ радуется, но и доброе расположеніе хвалитъ. Итакъ, всѣ войдите въ радость Господа нашего! И первые и послѣдніе получите мзду! Богатые и бѣдные, ликуйте другъ съ другомъ! Трудившіеся и нерадивые, почтите настоящій день! Постившіеся и не постившіеся, возвеселитесь днесь! Трапеза обильна: всѣ насыщайтесь! Телецъ великъ и упитанъ: никто не уходи голоднымъ. Всѣ насладитесь пиршествомъ вѣры! Всѣ воспользуйтесь богатствомъ благости! Никто не жалуйся на бѣдность: поелику для всѣхъ настало царствіе. Никто не плачь о грѣхахъ своихъ: ибо изъ гроба всѣмъ возсіяло прощеніе. Никто не страшись смерти: такъ какъ отъ нея освободила всѣхъ насъ смерть Спасителя. Объятый смертію, Онъ истребилъ смерть; сошедшій во адъ, Онъ расхитилъ адъ, и огорчилъ того, который коснулся плоти Его. Давно предузнавъ сіе, Исаія воскликнулъ: адъ долѣ огорчися, срѣтъ тя (Ис. 14, 9). Онъ огорчился, поелику поруганъ; огорчился, такъ какъ умерщвленъ: огорчился, ибо взялъ плоть, а принялъ въ ней Бога, — взялъ землю, а нашелъ въ ней небо, — взялъ то, что видѣлъ, а подвергся тому, чего и не ожидалъ. Гдѣ ти смерте жало? Гдѣ ти аде побѣда (1 Кор. 15, 55)? Христосъ воскресъ, и пали демоны. Христосъ воскресъ, и радуются ангелы. Христосъ воскресъ, и водворяется жизнь. Христосъ воскресъ, и нѣтъ ни одного мертваго во гробѣ. Ибо Христосъ, воскресшій изъ мертвыхъ, начатокъ умершимъ бысть (1 Кор. 15, 20). Господь возсталъ изъ мертвыхъ, и съ Нимъ множество святыхъ. Будемъ же праздновать радостно и досточестно, ибо, воистинну, сей день, егоже сотвори Господь. Возрадуемся и возвеселимся въ онь (Псал. 117, 24): прославимъ воскресеніе Спаса нашего, или паче, воспоемъ наше воскресеніе. Возвѣстимъ память о днѣ нашего спасенія. Возвѣстимъ умерщвленіе діавола и плѣнъ нечистыхъ демоновъ, спасеніе христіанъ и востаніе мертвыхъ. Ибо воскресеніемъ Христовымъ огонь ада угашается, червь неумирающій скончевается, адъ устрашается, діаволъ стенаетъ, грѣхъ умерщвляется, злые духи прогоняются, сущіи на землѣ на небо восходятъ, бывшіе во адѣ освобождаются отъ узъ діавола и, къ Богу притекая, взываютъ діаволу: Гдѣ ти смерте жало? Гдѣ ти аде побѣда (1 Кор. 15, 55)?

3. Виновникъ настоящаго святого праздника и торжества нашего — Христосъ, Податель и всѣхъ намъ благъ. Онъ и въ началѣ сотворилъ и извелъ насъ изъ небытія къ бытію. Онъ же и нынѣ спасъ насъ погибшихъ, оживилъ омертвѣвшихъ и избавилъ отъ мучительства діавола. Онъ содѣлалъ свободными насъ, рабовъ грѣха, — истребилъ, еже на насъ рукописаніе. Христосъ ны искупилъ есть отъ клятвы законныя, бывъ по насъ клятва (Гал. 3, 13). Поэтому справедливо сказать намъ: что воздадимъ Господеви о всѣхъ, еже воздаде намъ (ср. Псал. 115, 3)? Будучи Единороднымъ Богомъ, Онъ благоволилъ сдѣлаться человѣкомъ насъ ради, и былъ послушливъ даже до смерти (Флп. 2, 8), чтобы избавить насъ отъ смерти вѣчной. Принялъ зракъ раба (Флп. 2, 7) Господь ангеловъ, воспринялъ плоть Богъ-Слово, и явился человѣкомъ единочестный и единосущный Отцу, — и Онъ совершилъ все это, чтобы избавить насъ отъ неправеднаго рабства и выкупить изъ безчестія. Для этого пострадалъ плотію Виновникъ жизни, для этого и погребенъ былъ Источникъ нетлѣнія, чтобы даровать смертнымъ жизнь вѣчную. И Онъ пребывалъ на землѣ, благотворя и исцѣляя всѣ болѣзни людей, но отъ богопротивныхъ іудеевъ воспріялъ воздаянія недостойныя. Господь нашъ Іисусъ Христосъ, по многой Своей благости, очищалъ прокаженныхъ давалъ зрѣніе слѣпцамъ, исцѣлялъ немощныхъ, прогонялъ демоновъ, воскресилъ изъ мертвыхъ четверодневнаго Лазаря и пятью хлѣбами напиталъ пять тысячъ, ходилъ по морю, претворилъ воду въ вино, исцѣлилъ кровоточивую, оживилъ умершую дочь начальника синагоги; а іудеи, движимые завистью и злобою, то хотѣли побить его камнями, то пытались свергнуть Его въ пропасть и, наконецъ, возвели на крестъ.

4. Господь же нашъ Іисусъ Христосъ не подражалъ злобѣ богохульныхъ іудеевъ, но плещи свои отдалъ на бичеваніе, по слову пророка, и ланиты на заушеніе и не отвратилъ лица Своего отъ студа заплеваній (Ис. 50, 6). И, наконецъ, яко овча на заколеніе ведеся, и яко агнецъ предъ стригущимъ его безгласенъ (Ис. 53, 7) Онъ не проявлялъ сопротивленія, не противорѣчилъ. Иже укоряемъ противу не укоряше, стражда не прещаше; предаяше же судящему праведно (1 Петр. 2, 23). При первомъ явленіи Своемъ Онъ не пришелъ карать и мстить невѣрнымъ, но восхотѣлъ долготерпѣніемъ привести заблудшихъ къ истинѣ. И пойми великую благость и щедрость Господа. Іудеи поносили Господа и говорили Ему: бѣса имаши (Іоан. 7, 20); Господь же, будучи долготерпѣливъ, изгонялъ изъ людей бѣсовъ. Іудеи плевали Ему въ лице, а Онъ исцѣлялъ слѣпцовъ ихъ; іудеи пытались побить Христа камнями, Онъ же давалъ ихъ хромымъ способность ходить. И вообще (Господь) дѣйствовалъ, благотворя поносившимъ Его и воздавая этимъ неблагодарнымъ и беззаконнымъ людямъ добромъ за зло; незлобливо же перенося поношенія, быть можетъ, даже представлялся и немощнымъ Дориносимый ангелами.

5. Но, чтобы не показалось, что мы, говоря многое, удлиняемъ слово, перейдемъ къ самому главному. Итакъ, наконецъ, былъ веденъ на крестъ и смерть Царь славы, и пригвожденъ къ древу Воспѣваемый и херувимами и серафимами и Покланяемый всѣми силами и ангелами. Но Онъ перенесъ и претерпѣлъ это кротко (подавая намъ примѣръ и являясь Учителемъ кротости): слѣдовательно, и мы должны великодушно переносить оскорбленія злыхъ людей. Вѣдь и вися на крестѣ, Онъ (Господь) сотворилъ очень великія дѣла и чудеса, дабы хотя такимъ образомъ укротить неистовство богоубійцъ, такъ чтобы у нихъ не было предлога къ невѣрію, и они не могли сказать, что распяли только простого человѣка. Итакъ, во-первыхъ, Христосъ принялъ распятіе и возвышеніе на воздухъ, дабы обратить въ бѣгство воздушныхъ демоновъ, — былъ повѣшенъ на древѣ, дабы исцѣлить грѣхъ, древле возникшій въ людяхъ чрезъ древо, — былъ прободенъ и копіемъ въ ребро, ради взятой изъ ребра Адамова жены. Такъ какъ змій прельстилъ Еву, а Ева способствовала паденію Адама (приговоръ же былъ произнесенъ противъ ихъ обоихъ, и царствова смерть отъ Адама даже до Моисея и надъ несогрѣшившими — Рим. 5, 14), то поэтому пронзается ребро, дабы мы поняли, что страданіе Христово принесло спасеніе не только мужамъ, но и женамъ. Адамъ бо прежде созданъ бысть, потомъ же Ева; и Адамъ не прельстися, жена же прельстившися въ преступленіи бысть (1 Тим. 2, 13-14), спасется же чрезъ чадородіе, — черезъ рожденіе Святой Дѣвы Маріи, которая родила Спасителя Христа, не сочетавшись съ мужемъ, какъ свидѣтельствуетъ (пророкъ) Исаія (7, 14), но вслѣдствіе осѣненія Ея Святымъ Духомъ, какъ благовѣствовалъ архангелъ Гавріилъ (Лук. 1, 35). Итакъ, ребро Христово прободается для того, чтобы и предреченное исполнилось, и таинство крещенія было возвѣщено, и возсіяла будущая благодать. Кровь и вода истекли изъ ребра Христова, дабы истребить еже на насъ рукописаніе грѣха (Кол. 2, 14), и дабы мы очистились кровію Его (Господа) и получили рай.

6. О, великое чудо! Разбойникъ покаялся; нужна была вода для крещенія. Онъ висѣлъ на крестѣ, не было другого мѣста для крещенія, ни источника, ни озера, ни дождя, ни совершителя таинства (ибо всѣ ученики разбѣжались страха ради іудейска); но у Іисуса Христа не было недостатка въ струяхъ и, вися на крестѣ, Онъ явился творцомъ водъ. Такъ какъ разбойнику нельзя было войти въ рай безъ крещенія, то изъ прободеннаго ребра Своего Спаситель источилъ кровь и воду, дабы освободить самого разбойника отъ угрожавшихъ ему золъ и содѣлать кровь Свою выкупомъ для возлагающихъ надежду на Него (Спасителя). Аще бо кровь козлія и тельчая, и пепелъ юнчій кропящій оскверненныя освящаетъ къ плотстѣй чистотѣ: кольми паче кровь Христова (Евр. 9, 13), Спасителя нашего, содѣлалась очищающею всѣхъ христіанъ.

Итакъ, если кто-либо изъ невѣрныхъ скажетъ тебѣ: для чего распятъ Христосъ, — скажи ему: чтобы распять діавола. Если вопроситъ тебя: для чего (Господь) повѣшенъ на древѣ (и носилъ даже тернія), то скажи ему: чтобы искоренить терніе и волчцы Адамовы, ибо Адамъ былъ осужденъ стенать и трястись отъ страха и воздѣлывать терніе и волчцы. Іисусъ, будучи человѣколюбивъ и желая позаботиться о Своемъ созданіи, ради насъ перенесъ все, дабы освободитъ насъ отъ осужденія, и какъ Онъ рожденъ былъ женою, дабы уничтожить привзошедшій отъ жены въ людяхъ грѣхъ, — такъ и увѣнчивается терніемъ, дабы худо воздѣланную преслушаніемъ землю содѣлать болѣе плодоносною чрезъ посредство Его собственнаго послушанія. Если же невѣрный спроситъ тебя: для чего (Христосъ) пилъ оцетъ и желчь, то отвѣть ему: чтобы мы изрыгнули смертоносный ядъ дракона, ибо та желчь сдѣлалась моею сладостію, и тотъ оцетъ сталъ моимъ лекарствомъ. Если, наконецъ, невѣрный скажетъ тебѣ: для чего іудеи, подходя къ Нему (Христу Спасителю), преклоняли колѣна, то скажи ему: чтобы іудеи поклонились Ему, даже и не желая, и чтобы признали Его владычество на землѣ даже противъ своей воли. Теперь, конечно, они поклонялись Ему въ насмѣшку, не зная того, что именно творили (Лук. 23, 34), въ будущемъ же воскресеніи всяко колѣно поклонится небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ, и всякъ языкъ исповѣсть, яко Господь Іисусъ Христосъ во славу Бога Отца. Аминь (Флп. 2, 10-11). Но та хламида имѣетъ также и другое значеніе: она была не только знаменіемъ царства, но и обнаруживала и духъ кровожадныхъ убійцъ-іудеевъ. Дали же они (іудеи) и трость въ руку Его (Христа Спасителя), чтобы были записаны ихъ грѣхи.

7. Итакъ, вотъ что сдѣлали враги Христовы, не зная Распятаго: тварь же узнала Своего Господа и Создателя. Еще въ то время, когда Спаситель висѣлъ на крестѣ, чувственное солнце, увидѣвъ Солнце правды — Христа, поругаемаго отъ беззаконниковъ, и не перенося ихъ дерзости, побѣжало, погрузивъ землю во мракъ и почитая неумѣстнымъ освѣщать очи совершавшихъ столь нечестивое дѣло. Но не только солнце сокрылось, а и земля поколебалась, не терпя нечестія поступавшихъ такъ, — показывая съ своей стороны, и научая, что Распинаемый былъ Богъ, почему она и не стерпѣла, но выразила негодованіе, не желая носить на себѣ богоубійственныхъ іудеевъ. Не такъ осквернилъ землю братоубійца Каинъ, не такъ отягчило ее столпотвореніе, производимое великанами, не такъ осквернили ее беззаконновавшіе содомляне (и даже тѣ, которые дѣлали изъ нея идоловъ), не такъ отягчила ее кровь, пролитая отъ Авеля до Захаріи, — какъ іудеи, дерзнувшіе на такое великое нечестивое дѣяніе. Поэтому разсѣдались и твердые камни (Матѳ. 27, 51), дабы земнородные поняли, что Онъ есть духовный и живой камень. Піяху бо, говоритъ Писаніе, отъ духовнаго послѣдующаго камене: камень же бѣ Христосъ (1 Кор. 10, 4). О, неблагодарность іудеевъ! Камни раскалываются, — а они не приходятъ въ чувство; бездушные предметы въ смятеніи трясутся, — а одушевленные не вѣруютъ. Завѣса церковная раздирается, дабы, наконецъ, обнаружилось ихъ запустѣніе, ибо завѣса раздралась и внутреннее храма обнажилось, по сказанному Христомъ: се оставляется вамъ домъ вашъ пустъ (Матѳ. 23, 38). И дѣйствительно, послѣ убіенія Христа всѣ святыни іудеевъ опустѣли: пребывавшіе въ городѣ и во храмѣ ангелы удалились оттуда и вошли въ церковь. Многія же тѣла усопшихъ святыхъ воскресли (Матѳ. 27, 52) со Христомъ, дабы мы поняли, что Христосъ не одинъ воскресъ, но воскресилъ изъ мертвыхъ всѣхъ вѣрующихъ въ Него.

8. Таковъ, въ главныхъ чертахъ, честный праздникъ Пасхи, и такія таинства христіанъ мы прославляемъ по причинѣ воскресенія мертвыхъ и жизни вѣчной. Посему станемъ праздновать не въ квасѣ злобы и лукавства, но въ безквасіи чистоты и истины (1 Кор. 5, 8), вѣруя во Отца и Сына и Святаго Духа, въ Троицу единосущную и нераздѣльную, — вѣруя воскресенію и ожидая Господа, паки пріити имущаго, но уже не въ видѣ смиренномъ, а во славѣ и сіяніи небесномъ, въ сопровожденіи сіяющихъ ангеловъ съ трубнымъ звукомъ, со страхомъ и радостію: радостію для святыхъ, страхомъ для нечестивыхъ и грѣшныхъ. Богъ же мира, обрѣтый всѣхъ насъ въ дѣлахъ благихъ и въ вѣрѣ православной, да сподобитъ насъ воскресенія со святыми. Ему слава и сила во вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 103-109.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0