Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
СЛОВА.

Похвальное слово на усѣкновеніе священной главы великаго Крестителя Христова и Предтечи.

Свѣтлое и боголѣпное торжество нынѣ собрало насъ къ духовному празднеству, о, христолюбцы. Свѣтлымъ это торжество достойно именуется и по самому имени воспоминаемаго, ибо онъ свѣтильникъ свѣта и есть и называется; конечно, не въ томъ смыслѣ оно свѣтло, чтобы вещественными лучами освѣщало наши тѣлесныя очи, — ибо сіяніе этихъ лучей не непрерывно, а напротивъ часто прерывается противоположнымъ затменіемъ, — но въ томъ смыслѣ, что оно лучами божественной благодати всегда просвѣщаетъ сердца празднующихъ, и наши умныя очи нынѣ направляетъ къ подвиту праведника, чтобы мы умственнымъ взоромъ созерцали этотъ блаженный подвигъ и сдѣлали его для себя основаніемъ радости. Ибо кровь иного, пролитая на землю мечемъ, не услаждала бы взора человѣческаго, ни слово о ней, дошедши до слуха, не дѣлало бы память объ умершемъ драгоцѣнною: пролитіе того, что сопровождается лишеніемъ жизни, какъ можетъ привлекать человѣка, по природѣ жизнелюбиваго? Наоборотъ, оно, вмѣстѣ съ печалію лица, вызываетъ чувство сожалѣнія и грустныя рѣчи о страданіи въ каждомъ человѣкѣ, если только онъ не какой-либо безумецъ или существо звѣронравное, подобно животнымъ, въ неистовство приходящее отъ созерцаемаго: такъ пѣтухи, когда убиваютъ подобныхъ имъ, радуются, поютъ, скачутъ, руководясь только животнымъ чувствомъ и не разсуждая, что и ихъ постигнетъ та же участь. Кровь же мужа праведнаго и для глазъ любезна, и для слуха пріятна, и для устъ покланяема. Ибо пролитіе ея есть пріобрѣтеніе соучастія въ нестарѣемой и лучшей жизни; и не только капля крови, но даже и все другое принадлежащее святому, какъ, напримѣръ, часть какого-нибудь члена или волосъ, или вообще того, что носилъ и чего касался праведный, — весьма вожделѣнно и любезно для возлюбившаго благочестіе. Поэтому-то каждый старается, какъ нѣкое сокровище, удержать въ частныхъ домахъ или въ храмахъ часть или въ цѣлости какой-нибудь членъ, или же все тѣло (того или другого мученика), ради дѣйствующей въ немъ силы освященія и спасительной защиты; каждый подходитъ съ благоговѣніемъ къ сокровенному праху и со страхомъ лобызаетъ неприкосновенный даръ.

2. Такова для насъ кровь праведнаго Авеля, хотя для родителей его она и была тогда необычною причиною слезъ: никогда не видѣвшіе страданій умирающаго, какъ они могли не поразиться смертію своего сына, не плакать, не произносить жалобныхъ словъ, когда неожиданно увидѣли его поверженнымъ на землю, обагреннымъ кровію отъ братоубійцы и вслѣдствіе этого лишеннымъ жизни? Такова, далѣе, святая кровь пророка Амоса, котораго, долго бивъ, умертвилъ мечемъ Амасія царь (жрецъ Веѳильскій): пораженный стрѣлами его пророчества, онъ ударилъ праведника палкою въ високъ и предалъ его смерти. Такова святая кровь и пророка Михея, божественное дерзновенно вѣщавшаго, котораго повѣсилъ и умертвилъ Іорамъ, сынъ Ахава. Ибо пророкъ обличалъ его въ нечестіяхъ его отцовъ, какъ написано. Такова святая кровь пророка Исаіи, пополамъ перепиленнаго пилою при Манасіи, склонившемъ къ идолопоклонническому служенію неустойчиваго и непостояннаго Израиля, не выносившаго откровеній пророка. Такова святая кровь и старца Елеазара съ семью отроками и богомудрою ихъ матерью: эту кровь пролилъ посредствомъ различныхъ пытокъ Антіохъ, не выносившій мужества непобѣдимыхъ въ защитѣ заповѣди Божіей, которыхъ печать смерти сдѣлала совершенными въ вѣрѣ. Такова святая кровь и пророка Захаріи, которую пролила предъ жертвенникомъ распутная жестокость іудеевъ, не выносившихъ обличеній пророческихъ. И нужно ли мнѣ больше перечислять, когда можно вообще назвать святую кровь апостоловъ, пророковъ и мучениковъ, которую многіе палачи многообразно проливали, какъ воду, по всей вселенной и которая оказалась гасительницею нечестія?

3. Такова святая кровь Крестителя Христова и Предтечи, о которой наше настоящее слово, — кровь, которая истекла, какъ драгоцѣнное мѵро, изъ священной выи, наполнивъ благоуханіемъ вселенную, которую образовало не удовольствіе чрева, не принятіе вина, не потребленіе мяса и не что-либо другое изъ того, что обыкновенно утучняетъ и услаждаетъ плоть, но образовала благодать воздержанія отъ колыбели до смерти. Пріиде бо, говоритъ Писаніе, Іоаннъ ни ядый, ни піяй (Матѳ. 11, 18). Его кровь предшествовала безсмертной чашѣ Господней. Ибо тому, кто оказался для земныхъ предтечею Свѣта черезъ благодатное рожденіе свое отъ неплодной, надлежало явиться свѣтозарнымъ вѣстникомъ и для обитавшихъ подъ землею черезъ свою смерть. Его кровь болѣе, чѣмъ Авелева смерть, вопіетъ къ Господу Саваоѳу. Ибо совершеніе дѣла есть отзвукъ нѣкотораго таинственнаго голоса, не звуковыми органами издаваемый, но слышимый силою дѣятельности. Его кровь благороднѣе крови патріарховъ, драгоцѣннѣе крови пророковъ, святѣе крови праведниковъ, даже превосходнѣе крови апостоловъ, славнѣе крови мучениковъ, какъ свидѣтельствуетъ объ этомъ слово великаго (ѵпостаснаго) Слова. Его кровь, пролитая за правду въ концѣ Ветхаго Завѣта и ставшая какъ бы цвѣткомъ, предвозвѣщающимъ пришествіе Христово, украшаетъ Церковь Христову пріятнѣе всякихъ изображеній цвѣтовъ.

4. Но какимъ образомъ, ради кого и по какой причинѣ кровь эта пролита, — это изложитъ намъ повѣствованіе святыхъ Евангелій. Иродъ бо емь Іоанна, связа его, и всади въ темницу, Иродіады ради жены Филиппа брата своего. Глаголаше бо ему Іоаннъ: не достоитъ ти имѣти ея. И хотящъ его убити, убояся народа: зане яко пророка его имѣяху (Матѳ. 14, 3-5). Прежде всего должно изслѣдовать, кто этотъ Иродъ, такъ какъ одинаковость имени производитъ неясность въ обнаруженіи дѣйствительнаго лица (о которомъ здѣсь рѣчь). Очевидно, это тетрархъ, ибо отецъ его, убійца виѳлеемскихъ дѣтей, давно уже былъ мертвъ. За что же онъ былъ обличаемъ Іоанномъ? — За то, что изгналъ законно съ нимъ сочетавшуюся жену, т. е. дочь царя Ареты, и беззаконно женился на Иродіадѣ, женѣ брата своего Филиппа. Ибо ему можно было бы бездѣтную взять въ сожитіе для возстановленія сѣмени брата, по закону Моисееву, но имѣвшую дѣтей — ни въ какомъ случаѣ, а у нея была дочь — того же имени, Иродіада, исчадіе аспида, дьявольское орудіе собственной погибели. Итакъ, справедливо обличеніе Іоанново, обличеніе напоминательное, а не высокомѣрное, цѣлительное, а не уязвляющее. Ибо вотъ что говоритъ онъ: не достоитъ ти имѣти ея (Матѳ. 14, 4), и обращаетъ его къ божественному закону, говоря: посмотри и узнай, что тебѣ законъ повелѣваетъ: Аще же живутъ братія вкупѣ, и умретъ единъ отъ нихъ, сѣмене же не будетъ ему, да не будетъ жена умершаго иному мужу не сродну: братъ мужа ея да внидетъ къ ней, и пойметъ ю себѣ въ жену, и да поживетъ съ нею. И будетъ отроча, еже аще родится, да поставится во имя умершаго, и не погибнетъ имя его отъ Израиля (Втор. 25, 5). Это тебѣ законъ повелѣваетъ, ты же ввелъ въ домъ имѣющую дитя отъ брата твоего. Не преступай же постановленія Законодателя и не загрязняй пурпуровой (царской) одежды незаконною кровію; призванный быть для другихъ образомъ благозаконія, не будь для подданныхъ причиной беззаконія; за это понесешь справедливое наказаніе, ибо сильніи сильнѣ истязаны будутъ (Прем. 6, 6).

5. Иродъ же, облеченный силою, забылъ о существованіи Бога, взбѣсился, воспылалъ гнѣвомъ, отвергъ обличеніе. Не послѣдовалъ примѣру Давида, который, бывъ обличенъ пророкомъ Наѳаномъ за грѣхъ прелюбодѣянія, сказалъ извѣстныя слова: согрѣшихъ ко Господу (2 Цар. 12, 13), которому, ради его смиренія, и Господь простилъ грѣхъ. Но емь Іоанна, связа его, и всади въ темницу (Матѳ. 14, 3). Непобѣдимаго любомудріемъ побѣдилъ побѣжденный страстію распутства; несвязаннаго никакою страстью связалъ связанный чарами невоздержанія; стража и вѣстника Церкви всадилъ въ темницу плѣнникъ нечистаго дѣла Иродіады ради жены Филиппа брата своего (Матѳ. 14, 3), — ради Иродіады, нравомъ похожей на Далилу, сотрудницу діавола. Ибо она мужа, и притомъ чужого, возбудила къ ненависти противъ Іоанна: не могу, говоритъ, будучи царицей, переносить обличеніе отъ сына Захаріи, посади въ темницу языкъ, меня обличающій, пронзи сейчасъ копьемъ человѣка, наносящаго душѣ моей раны словами, какъ стрѣлами. И хотящъ его убити, убояся народа, зане яко пророка его имѣяху (Матѳ. 14, 5). Ибо и цари, когда захотятъ совершить что-либо несправедливое, не тотчасъ приводятъ желаніе свое въ исполненіе, подверженные стыду и страху предъ подданными, но въ душѣ своей выжидаютъ удобнаго времени для преступленія.

6. Дни же бывшу рождества Иродова, пляса дщи Иродіадина посредѣ, и угоди Иродови. Тѣмже и съ клятвою изрече ей дати, егоже аще воспроситъ (Матѳ. 14, 6). Когда ему надлежало воздать славу Богу за то, что увидѣлъ свѣтъ, тогда онъ возлюбилъ дѣла тьмы. Для него это было время духовной радости, а не пляски, и притомъ пляски женщины въ присутствіи мужчинъ. Что отсюда произошло? Клятва. А отсюда? — Убійство. Вырви корень зла, и не будетъ плода беззаконія; если же первый возросъ, то, несомнѣнно, и конецъ дѣла послѣдуетъ. Пляса дщи Иродіадина посредѣ, и угоди Иродови. И чему могла научиться отъ матери легкомысленная дочь, какъ не плясать? — и настолько искусству плясать она была обучена, что угодила Ироду, почему онъ съ клятвою обѣщалъ ей дать, чего только она попроситъ. Ибо такова необдуманность одержимыхъ страстями нечестія, что они несмысленно говорятъ обо всемъ, какъ только вздумается. Она же, предупрежденная матерію, избрала кровопролитную смерть, которую порожденіе эхидны, Иродіада, давно хотѣла совершить. Разгорячившись, она сказала собственной дочери слѣдующее: вотъ, дитя, пришло желанное время; своими ногами ты сдѣлала дѣло любезное мнѣ; искуснымъ своимъ пѣніемъ ты утѣшила мою старость. Скроемъ въ землю обличающаго насъ. Иди скоро и скажи такъ: даждь ми здѣ на блюдѣ главу Іоанна Крестителя (Матѳ. 14, 8). О, просьба крайняго безумія! Вакханка и убійца недовольна тѣмъ, что еще не наслаждалась убійственнымъ зрѣлищемъ. Ибо недостаточно для тебя того, что ты пожелала, чтобы мечъ отрубилъ священную выю; но еще хлопочетъ о томъ, чтобы тебѣ священная глава была подана на блюдѣ. О, безбожная и нравомъ болѣе жестокая, чѣмъ Іезавель!

7. И печаленъ бысть царь: клятвы же ради и за возлежащихъ съ нимъ, повелѣ дати ей и пославъ усѣкну Іоанна въ темницѣ. И принесоша главу его на блюдѣ и даша дѣвицѣ: и отнесе матери своей (Матѳ. 14, 9-11). О, исполненіе діавольскаго злоумышленія! Кто занесъ надъ священною главою смертоносный мечъ! Второй Доикъ, преступный служитель, не подражатель тѣмъ, которые благоразумно противостояли царю Саулу, когда онъ повелѣлъ убивать пророковъ Божіихъ. И принесоша главу его на блюдѣ. Какъ назвать это угощеніе — пиромъ или бойнею? Какъ назвать возлежавшихъ вмѣстѣ пьяницъ — гостями или палачами? О, позорное зрѣлище, о, преступное видѣніе! На пиру птица подавалась, а здѣсь вносилась голова пророка; тамъ цѣльное вино разливалось, а здѣсь праведная кровь ключемъ лилась. Какая страшная вѣсть, какое ужасное повѣствованіе! И даша дѣвицѣ, и отнесе матери своей. О, безуміе! Дана безцѣнная глава за безчестное дѣло, — дана проклятой и нечистой женщинѣ — чистая, неприкосновенная и для самихъ ангеловъ почтенная глава. И отнесла матери своей, т. е. какъ бы предложила жадной матери въ пищу смерть пророка, говоря: ѣшь, мать, плоть безплотно жившаго, пей кровь безкровнаго, вотъ навсегда умолкнувшій языкъ человѣка, обличавшаго насъ!...

8. И приступльше ученицы его взяша тѣло его, и погребоша е (Матѳ. 14, 12). Представь себѣ, любознательный человѣкъ, изображенный гробъ праведника, и обличай иконоборцевъ, какъ враговъ истицы. Внимательно разсмотри исторію и извлекай для себя пользу: какъ изъ темницы былъ веденъ святой, связанный узами желѣзными, какъ палачъ съ ожесточеніемъ занесъ мечъ надъ священною выею, какъ отрѣзанная мѵроносная глава передана бѣснующейся Иродіадѣ, какъ погребено священное тѣло Іоанна руками его учениковъ, которые плачутъ, душевно скорбятъ и окружаютъ тѣло, при чемъ одинъ держитъ ноги, другой приставляетъ главу къ тѣлу, а иной совершаетъ кажденіе и воспѣваетъ погребальныя пѣсни. Тамъ, слушатели, и я присутствую умственнымъ взоромъ и вижу гробъ праведника въ мирѣ (Прем. 3, 4), по писанному: вижу его ангельскій ликъ, очи коего, какъ два свѣтила зашедшія, а весь видъ лика являетъ образъ красоты; вижу бездыханнаго, лишеннаго земной жизненной силы, но тѣмъ сильнѣе издающаго благоуханіе божественной благодати. Цѣлую священныя руки: прикосновеніе къ нимъ непозволительно для грѣха, и пальцемъ ихъ указанъ людямъ вземляй грѣхъ міра. Поклоняюсь прекраснымъ ногамъ: ихъ назначеніе было — благовѣствовать благая на землѣ, и черезъ нихъ предуготованъ путь пришествія Господня. Да предстанутъ мнѣ къ поклоненію и честныя узы, коими былъ связанъ мною почитаемый среди людей ангелъ: да предстанетъ и честное блюдо, на которомъ была предложена драгоцѣннѣйшая золота всесвященная глава. И даже если бы я нашелъ мечъ палача, прошедшій по священной выѣ, то не оставилъ бы его безъ поклоненія, и самую землю, въ которой сокрыто это сокровище, обнялъ бы, какъ источникъ благодати. О, блаженный гробъ и пріятный камень, владѣющіе треблаженнымъ тѣломъ, паче множества смарагдовъ и маргаритовъ, оберегаемымъ внутри! Итакъ, тамъ видимо присутствовалъ ликъ учениковъ, невидимо же — множество ангеловъ, прославлявшихъ одноименнаго имъ ангела во плоти, приснаго друга Господня, невѣстоводителя Жениха, постоянно свѣтящій свѣтильникъ неизреченнаго Свѣта, живой гласъ великаго Слова, выше пророка, большаго среди рожденныхъ женами, — прославлявшихъ, увѣнчававшихъ, поднимавшихъ на небо и переносившихъ его къ безсмертной радости. Таковъ-то мирный гробъ Праведника, радостный и спасительный для міра.

9. Но неужели безумный Иродъ здѣсь, на землѣ, избѣгъ наказанія суда? — Нисколько; но, какъ повѣствуется, онъ за это былъ убитъ въ то время, когда усмирялъ возстаніе всего народа: ибо въ назиданіе будущимъ царямъ, чтобы они не подпадали подобнымъ страстямъ. Богъ устрашилъ ихъ посредствомъ бывшаго съ Иродомъ. Но оставимъ это и воззовемъ соотвѣтственно настоящему дню слѣдующее: нынѣ Іоаннъ Предтеча, за истину усѣченный въ главу, ублажается, нечестивый же Иродъ, осмѣиваемый, поругаемъ бываетъ. Нынѣ Іоаннъ Предтеча на языкахъ всѣхъ людей почитается черезъ повѣствованіе объ обличеніи, безумный же Иродъ безславится, обличаемый въ прелюбодѣяніи всякимъ боящимся Господа. Нынѣ глава Іоанна Предтечи на блюдѣ предлагается въ священную жертву, а блудница Иродіада противъ воли вѣчно обличается. Нынѣ кровь Іоанна Предтечи за охраненіе божественнаго закона проливается, а противникъ Предтечи, ради противоположнаго дѣла, законно торжествуетъ. Нынѣ Іоаннъ Предтеча ради дерзновенія передъ Иродомъ за правду умерщвляется, и цари земные, вразумленные, не разводятся съ своими супругами, а разводящихся наказываютъ. Нынѣ Іоаннъ Предтеча поднимаетъ знаменіе на землѣ и проповѣдуетъ, что всякій человѣкъ долженъ довольствоваться своею женою и дальше ея не ходить. Нынѣ Іоаннъ Предтеча во адъ нисходитъ, и умершіе слышатъ неизглаголанную радостную вѣсть о Христовомъ пришествіи. Нынѣ небеса радуются Іоанну Предтечѣ, обезглавленному за правду Божію, люди же на землѣ воспѣваютъ ему празднственныя пѣсни, — и мнѣ кажется, что великій Предтеча Господень съ неба взираетъ на насъ и, какъ пѣснопѣвцевъ его, надѣляетъ божественными дарованіями. Среди пророковъ онъ, какъ утренняя звѣзда проносящаяся и освѣщающая; среди апостоловъ, — какъ солнце среди солнцъ, ранѣе и болѣе другихъ свѣтящее: среди мучениковъ, — какъ небо, разнообразно украшенное звѣздами чудесъ; среди праведниковъ, — какъ кедръ ливанскій, многими вѣтвями добродѣтели покрытый. Нынѣ онъ возвѣщаетъ радость вселенной. Ибо если многіе въ праздникъ рожденія его радуются, по Писанію, то справедливо, чтобы и въ праздникъ его кончины ту же радость имѣли, которую воспѣть удостоились мы, — и священники, и отшельники, и монахи и мірскіе люди, такъ какъ всѣмъ память объ этой кончинѣ приноситъ ликованіе, особенно же намъ, насельникамъ этой священной его обители. О, если бы мы болѣе усердно прибѣгали къ его молитвамъ, во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Которому слава и сила, со Отцемъ и всесвятымъ и животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно, и въ безконечные вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 129-136.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0