Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)

Родомъ изъ Царьграда, онъ получилъ высокое образованіе и, принявъ иночество, подвизался въ устроенной имъ обители Сакудіонской (недалеко отъ Виѳинской горы Олимпа), подавая своею жизнію высокій примѣръ добродѣтели. При Константинѣ Копронимѣ и Львѣ Армянинѣ св. Ѳеодоръ много страдалъ за иконопочитаніе и претерпѣлъ заточеніе. Въ царствованіе Ирины онъ возстановилъ въ Царьградѣ монастырь Студійскій, для котораго написалъ уставъ и въ которомъ былъ настоятелемъ. Преп. Ѳеодоръ положилъ въ основу монастырскаго устройства общежительныя правила св. Василія Великаго, къ которымъ онъ питалъ особенное уваженіе и съ которыми былъ знакомъ въ совершенствѣ, еще будучи монахомъ Сакудіонскаго монастыря. Слѣдуя этимъ правиламъ въ своей личной жизни, онъ, какъ скоро сдѣлался настоятелемъ, постарался примѣнить ихъ къ устройству цѣлаго общежитія. Вслѣдствіе увеличенія числа братій, преп. Ѳеодору недоставало ни времени, ни силъ во все входить самому и лично слѣдить за порядками, а потому онъ учредилъ цѣлый рядъ должностныхъ лицъ, помощниковъ себѣ по управленію монастыремъ и для завѣдыванія разными частями администраціи и хозяйства. Для руководства этимъ лицамъ онъ издалъ письменныя наставленія въ ямбическихъ стихахъ, гдѣ изложилъ обязанности, начиная съ игумена и кончая послѣднимъ изъ братіи. далѣе>>

Творенія

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Малое оглашеніе.

Преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора, игумена Студійскаго, оглашенія къ его ученикамъ.

Оглашеніе IX.
О сошествіи Святаго Духа и о смерти несчастнаго Евпрепіана.

Но почему? Потому что любовь къ удовольствіямъ, побѣждая, сильно извращаетъ и измѣняетъ насъ, опускающихся долу — къ землѣ, плоти и крови, и потому совсѣмъ отчуждаетъ насъ отъ благаго Бога. Не слышали ли вы, что потерпѣлъ несчастный Евпрепіанъ? Ибо недавно возвѣстили намъ, что онъ умеръ и умеръ — горе мнѣ несчастному! — не временной, но вѣчной смертью, окончивъ жизнь въ объятіяхъ Евы. О, что потерпѣлъ несчастный! Вы знаете, что прежде на головѣ его сіялъ свѣтильникъ какъ вѣрности, такъ и честности. Не онъ ли вмѣстѣ со мной былъ заключенъ въ темницу за исповѣданіе? Не онъ ли былъ возведенъ на степень эконома въ Саккудіонѣ? Не онъ ли пошелъ на подвиги за настоящее исповѣданіе, дважды будучи битъ и наилучшимъ образомъ перенеся это? Что же потомъ? Имѣя при себѣ, какъ экономъ, монастырскую кружку и то, что въ нее опускали, онъ соблазнился золотомъ и, охваченный сребролюбіемъ, подобно Іудѣ, предалъ — горе мнѣ! — Христа. Съ одной стороны, онъ отвергъ обѣтъ дѣвства, съ другой — подобно Гіезію, накупивъ полей, виноградниковъ, быковъ и овецъ, наслѣдовалъ не только его проказу, но, какъ думаю, и нѣчто болѣе ужасное. Вотъ, братія мои, что сдѣлало сребролюбіе! Увѣщаваю, бѣжимъ этой страсти, какъ источника предательства. Вотъ къ чему привело невѣріе! Бѣжимъ этого мрака, какъ отторгающаго насъ отъ общенія съ Господомъ. Бѣжимъ и всякой другой страсти, осаждающей нашу несчастную душу: разумѣю ярость, зависть, гнѣвъ, самолюбіе, упрямство, обособленіе. Избѣгайте быть одинокими, чтобы избѣгнуть и наказанія, которое угрожаетъ вамъ отъ Господа. Ибо сказано: горе тому единому, егда падетъ, и не будетъ втораго воздвигнути его (Еккл. 4, 10). Это именно и потерпѣлъ онъ (Евпрепіанъ), о чемъ была рѣчь. Вѣдь если бы онъ имѣлъ друга, то, хотя и палъ, могъ бы при помощи его снова возстать, снова оплакать свой грѣхъ. Но онъ не имѣлъ никого и потому погибъ несчастный, отправившись въ свое мѣсто. Братія! это печальное событіе достойно плача и скорби; этотъ ужасный примѣръ достоенъ страха и трепета. Сказано: мняйся стояти, да блюдется, да не падетъ (1 Кор. 10, 12). Ты, хорошо совершающій свой путь, смотри, чтобы не повергнуться, видя паденіе того, кто прежде хорошо бѣжалъ.

Быть можетъ, кто-либо думалъ, что ангелъ падетъ скорѣе, чѣмъ этотъ братъ. Однако, задремавъ, онъ палъ. И причина этого — сребролюбіе. Я не говорилъ бы съ вами о сребролюбіи, если бы не опасался, что вы, убѣгая теперь отъ гоненія — одинъ сюда, другой туда, поставленные въ необходимость заботиться о средствахъ для жизни, впадете въ соблазнъ сребролюбія, если не будете внимательно слѣдить за собою. Отсюда нѣкоторые, желая обогатиться, не хотятъ имѣть спутника. Отсюда, имѣя страсти въ себѣ, они отвергаются братской любви. Поэтому ихъ ноги не могутъ оставаться спокойными, но они, какъ собачки, шатаются сюда и туда, гдѣ бы получить денегъ отъ благочестивыхъ людей. Отсюда нѣкоторые, сами рабы страстей, покупаютъ рабовъ, лишившись владычняго достоинства. Иные, торговцы и покупатели, получающіе торгашескую прибыль, пріобрѣтаютъ для своего употребленія и менѣе необходимыя вещи.

Остерегайтесь, братія, суда Божія. Остерегайтесь великаго глаза Его, неусыпно взирающаго на васъ. Отъ Него никто не скроется, дѣлая что-либо въ тайникахъ своего сердца, не говоря уже о дѣйствіяхъ по внѣшнему человѣку. Остерегайтесь смертнаго приговора, потому что вотъ и теперь скончалось двое изъ братьевъ нашихъ, Милетъ и Варнава, и другіе прежде нихъ, и мы одинъ за другимъ переселяемся. Увѣщаваю, да не захватитъ смерть кого-либо изъ васъ неприготовленнымъ и неустроеннымъ. Не малое несчастіе — отчужденіе отъ Бога, отчужденіе отъ царства небеснаго, — судъ и воздаяніе вѣчное, котораго не вынесетъ никакая плоть, если только помыслитъ, а тѣмъ болѣе — испытаетъ на самомъ дѣлѣ. Однако это будетъ, если мы не станемъ дѣлать угоднаго Богу. Чтобы намъ несчастнымъ избѣжать гнѣва, грядущаго на сыны непокоривыя (Ефес. 5, 6), увѣщаваю, будемъ исполнять то, что повелѣно, будемъ отнынѣ служить Господу, и, кто чувствуетъ, что ему недостаетъ чего-либо, тотъ долженъ очистить себя, обновить свою душу по волѣ Божіей, ибо близъ Господь всѣмъ призывающимъ Его (Псал. 144, 18). Каждый день Онъ допускаетъ покаяніе, каждый день уничтожаетъ грѣхи наши и всегда призываетъ насъ избрать жизнь вѣчную, которой да удостоимся достигнуть мы во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Которому слава и держава, со Отцемъ и Святымъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ первый. Съ изображеніемъ святаго Ѳеодора Студита, научно-историческимъ очеркомъ его дѣятельности и двумя древними житіями — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1907. — С. 247-250.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0