Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

1. Къ Платону, отцу духовному [1].

О чемъ будемъ говорить съ тобою, любезнѣйшій отецъ нашъ, мы, отторгнутые ради Бога отъ твоей святой утробы? Что скажемъ пріятнаго или радостнаго? Ибо не со слезами и скорбію мы переносимъ кажущееся изгнаніе. Таковымъ мы научились отъ тебя признавать не это, — такъ какъ мы пришельцы всей земли (Быт. 15, 13), — но одно только отпаденіе и далекое отлученіе отъ Бога чрезъ преступленіе какой-либо заповѣди Его. Поэтому радуемся и веселимся по поводу того, что и мы, хотя недостойные неба и земли, удостоились вмѣстѣ съ тобою, святымъ отцемъ нашимъ, потерпѣть это за Его заповѣдь и лишиться общенія съ тобою по плоти. Впрочемъ, ты, отецъ, всегда съ нами, предъ нашими глазами и собесѣдуешь съ нами. И какъ же иначе могли бы мы (благополучно) жить, когда каждый изъ насъ пребываетъ отдѣльно самъ по себѣ, если бы покровомъ святыхъ молитвъ твоихъ не были сохраняемы невредимыми отъ лукаваго? Однако мы всѣ остались цѣлыми, невредимыми и твердыми: и хотя дорóгой немного пострадали, такъ что нѣкоторые и заболѣли, однако Сказавшій: воззрите на птицы небесныя и кринъ сельныхъ (Матѳ. 6, 26. 28), и неложный въ обѣтованіяхъ Своихъ, сохранилъ насъ, какъ мы не надѣялись, приведши насъ сюда, и склонивъ къ состраданію нашимъ бѣдствіямъ сердца здѣшнихъ мужей, особенно архіепископа. Одна остается у насъ забота и непрестанная дума, соединенная съ усерднымъ и недостойнымъ моленіемъ, чтобы ты укрѣплялся, вожделѣннѣйшій отецъ нашъ, и пребывалъ твердымъ и непреклоннымъ въ предпринятомъ исповѣданіи за истину Божію, ничего не страшась и не колеблясь духомъ отъ навѣтовъ людей, старающихся низвратить дарованные тебѣ благодатію Божіею подвиги за благочестіе. Ибо молва объ этомъ распространилась повсюду и устрашила души почти всѣхъ, и воздвиже рогъ спасенія между христіанами и отъятъ поношеніе отъ монашествующихъ (Лук. 1, 25. 69); и, знаю, каждый здравомыслящій скажетъ, что въ насъ живетъ и царствуетъ Христосъ, и Ему мы повинуемся болѣе, чѣмъ людямъ, которыхъ Онъ создалъ не для того, чтобы Ему быть презираему, но — прославляему ими. Ты знаешь все, знаешь, что нужно дѣлать, не нуждаешься въ нашемъ напоминаніи; но самъ ты прежде приказалъ намъ писать объ этомъ. Итакъ, отецъ, не бойся человѣка или огорченій отъ людей; ты знаешь, что святые, считая это за сновидѣніе и тѣнь, сдѣлались предметомъ удивленія на небѣ и на землѣ. Немного потрудимся, умоляю; еще немного потерпимъ, и доброе теченіе наше будетъ кончено (2 Тим. 4, 7). Вѣнецъ сплетенъ, вѣчная награда уготована, и назовешься ты другомъ небеснаго Царя, общникомъ святыхъ и исповѣдникомъ между людьми. Такъ, такъ умоляю и заклинаю утробу отца моего, будь для насъ опорою, терпѣніемъ, мужествомъ; ибо, если ты, отецъ, устоишь, то и мы, слабыя дѣти твои, сдѣлаемся твердыми, будемъ мужественными, все случающееся перенесемъ мужественно силою Божіею и твоими молитвами. Это — попущеніе отъ Бога, Который такимъ образомъ конечно испытываетъ насъ и Самъ подаетъ силу. Не бойся же, отецъ, козней старающихся отклонить тебя отъ истины. Проста рѣчь объ этомъ. Святый Епифаній въ бесѣдѣ своей о Пасхѣ говоритъ, какимъ бываетъ человѣкъ, совѣтующій вопреки тому, что содержится въ божественномъ Писаніи: онъ говоритъ отъ своего сердца и излагаетъ уставы человѣческіе; о такихъ людяхъ приведу слова апостола, который говоритъ: если это и ангелъ съ неба, анаѳема ему (Гал. 1, 8). Говорить ли о словахъ: жерцы Мои отвергошася закона Моего и оскверниша святая Моя (Іез. 22, 26)? Приводя это пророческое изреченіе, (Григорій) Богословъ, въ великомъ защитительномъ словѣ [2], прибавляетъ слѣдующее: «они между святымъ и сквернавымъ не разлучаху, но все для нихъ было одинаково». И сколько еще другого, если бы кто захотѣлъ слушать! Да умолкнутъ, наконецъ, искажающіе истину Божію ложными рѣчами, и да внимаютъ самимъ себѣ. Мы же, при столь ясной заповѣди, притомъ угрожающей вѣчнымъ огнемъ за преступленіе, не падемъ предъ человѣческими угрозами или мученіями, — нѣтъ, клянусь подвигами за добродѣтель, — но, если даже нужно пролить кровь, съ радостію сдѣлаемъ это, укрѣпляемые Богомъ чрезъ твои святыя молитвы.

Мужайся же и ты, братъ мой Евѳимій: подвигомъ добрымъ подвизался ты (2 Тим. 4, 7); не будемъ отставать другъ отъ друга, свѣтъ мой и утроба моя; ради малаго и временнаго благополучія не будемъ терять блаженной жизни: не услаждайся, братъ, настоящими удовольствіями и не сокрушайся скорбями: не показывай тыла. Христосъ радовался, видя, что тебя бичевали за Него; не опечаль же Его, возлюбленный мой, равно какъ и сорадовавшихся ангеловъ, и господина отца, и почтенную мать, болѣзнующую о насъ духомъ святымъ, и всѣхъ братій твоихъ, особенно меня, котораго ты называешь дорогимъ даромъ. Насъ три брата по плоти [3]; будемъ же (братьями) и по духу: не обезчестимъ почтеннаго и богоначальнаго числа; предадимъ себя на страданія за Божію заповѣдь, чтобы намъ жить во вѣки. Великая, отецъ, у насъ печаль и о прочихъ любезныхъ братіяхъ нашихъ, какъ Господь устроилъ ихъ. Ибо мы грѣшные молимся о томъ, чтобы Онъ Самъ былъ ихъ попечителемъ, управителемъ, руководителемъ, устрояя дѣла ихъ, какъ Онъ знаетъ и повелѣваетъ и желаетъ. Ибо поистинѣ, мы проливаемъ о нихъ горькія слезы, и лица ихъ постоянно имѣемъ предъ нашими глазами, прося молитвъ ихъ на помощь нашей лѣности. Впрочемъ, ты, отецъ, молись о всѣхъ, чтобы намъ стяжать терпѣніе, благополучіе, помощь Божію и защиту отъ искушеній діавола и, если угодно Богу, о томъ, чтобы намъ увидѣть во плоти тебя или братій нашихъ; буди, буди! Осмѣливаемся просить тебя — привѣтствовать отъ насъ любезнаго брата нашего, если онъ съ тобою; если же случится кто-нибудь другой изъ братій нашихъ, то (и ему) также поспѣши сообщить это. Вмѣстѣ со мною привѣтствуетъ святую душу твою господинъ діаконъ и отецъ нашъ, добрый братъ мой и сынъ твой — экономъ, и прочіе почтенные и многолюбезные братія. Молись о насъ, отецъ, пламенно и непрестанно, какъ ты заповѣдуешь. Другого же чего-нибудь сказать не имѣемъ.

Примѣчанія:
[1] Это и слѣдующія два письма къ преп. Платону писаны св. Ѳеодоромъ изъ г. Ѳессалоники въ 797 году, во время первой его ссылки.
[2] Творенія въ русскомъ переводѣ, ч. I, стр. 46. М. 1889.
[3] Т. е. Ѳеодоръ, Іосифъ и Евѳимій.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 200-202.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0