Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 27 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

2. Къ нему же.

Второй разъ уже я пишу къ господину и отцу моему. Не знаю, получилъ ли ты мое письмо. И въ немъ мы, хотя недостойно, сказали нѣчто, чего требовало время и что было намъ по силамъ; и теперь скажемъ, что слѣдуетъ и что дастъ Богъ на пользу смиренной душѣ моей, а также, осмѣлюсь сказать, и къ утѣшенію твоего, отецъ, великодушія. Какъ прежде часто, такъ и теперь я говорю и исповѣдаю, что если есть во мнѣ какой-нибудъ даръ слова и способность писать что-нибудь малое, то это дано не ради меня, уничиженнаго раба твоего, но ради тебя, имѣющаго обильную, въ сердцѣ источающуюся, благодать. Поэтому ты охотно и радостно продолжаешь учить и вразумлять не только насъ, которыхъ иные ошибочно считаютъ твоими племянниками, но и всѣхъ сыновей и дѣтей твоихъ, рожденныхъ духомъ твоимъ; а что я говорю правду, это дѣла доказали о тебѣ, истинномъ пастырѣ, положившемъ душу за овцы своя (Іоан. 10, 11-12), чтобы мы не уклонялись отъ истины, готовые сейчасъ охотно пролить и собственную кровь. Такова бдительность истиннаго пастыря, обличающая лжецовъ и поистинѣ являющаяся достойною предъ Богомъ и Отцемъ и архипастыремъ! Итакъ, дарованное мнѣ ради тебя весьма скудно приношу тебѣ, и ты пожинаешь эти, — не знаю, какъ сказать, — тощіе плоды сѣмянъ, которыя ты многозаботливо и обильно сѣялъ, какъ добрый земледѣлецъ. Что же скажу приличнаго и благопотребнаго святой душѣ твоей, любезнѣйшій отецъ мой? Кто отлучилъ меня отъ твоего, всегда вожделѣинаго, лица, отъ сладкорѣчиваго собесѣдованія, отъ спасительнаго руководства? Ты — мой свѣтъ, всегда сіяющій свѣтильникъ среди мрачныхъ душевныхъ помысловъ, жезлъ, укрѣпляющій немощь сердца моего, превращеніе унынія, бодрости, благовѣстіе, радость, умащеніе, празднество, слава, Безъ тебя и солнце нерадостно для меня; я желалъ бы (лучше) не видѣть свѣта, чѣмъ не лицезрѣть твоего образа; нѣтъ для меня ничего пріятнаго на землѣ безъ твоего присутствія; ибо что вожделѣннѣе истиннаго отца, даже и предъ очами Божіими? Это знаетъ сынъ, любящій отца и поистинѣ родной. Но къ чему много словъ? Скажу, что случалось со мною. Часто, когда я и не намѣревался идти въ святую келлію твою, незамѣтно какъ-то, какъ бы влекомый кѣмъ-нибудь, я приходилъ предъ лице твое, такъ что часто, когда ты спрашивалъ: «за чѣмъ пришелъ», я не могъ отвѣтить ничего; такъ отъ тебя зависѣло мое спасеніе! И кто не стремится къ свѣту? Но благодарю Бога, ради Котораго отторгнутъ отъ тебя руками поправшихъ законъ Его и происшедшихъ отъ подобныхъ. Да не вмѣнитъ имъ Господь Богъ мой этого во грѣхъ, но да приведетъ ихъ къ сознанію безразсудства, и пусть они окажутся безотвѣтными въ этомъ. Тебя заключили, какъ мы слышали, въ тѣсную хижину; но (чрезъ это) показали тебя жителемъ неба. Вѣдь они заключили подъ стражу сокровище исповѣданія Божія, а не уразумѣли. Они, если бы видѣли, могли бы познать изъ этого, что сдѣлали тебя досточтимымъ между людьми, спасительнымъ для міра и вожделѣннымъ для многихъ.

Ты принялъ безчестіе и оскорбленія вмѣстѣ со Христомъ, подвергся гоненію, какъ блаженный; разсѣяли овецъ твоихъ, ибо поразили тебя — пастыря, какъ Христа. Хотя и дерзновенно сказать, но это Его слова: аще Мене изгнаша, и васъ изженутъ (Іоан. 15, 20), и другія, которыя послѣдователямъ Его усвояютъ одинаковыя (съ Нимъ) страданія; понеже съ Нимъ страждемъ, какъ говоритъ великій Павелъ, да и съ Нимъ прославимся (Рим. 8, 17). И это такъ. Мнѣ же непотребному и недостойному, по святымъ молитвамъ твоимъ, праведный отецъ, милосердый Господь даровалъ утѣшеніе, именно, быть вмѣстѣ съ тобою духомъ; ибо я постоянно какъ бы вижу тебя, какъ бы бесѣдую съ тобою, какъ бы принимаю благословеніе, какъ бы пользуюсь покровительствомъ, какъ бы даю и получаю свѣдѣнія къ утвержденію исповѣданія, которое ты исповѣдалъ. Мнѣ кажется, что я слышу слова, произносимыя твоимъ внятнымъ голосомъ: «смиренный Ѳеодоръ, мы поистинѣ претерпѣваемъ малое, тогда какъ Богъ подаетъ прекрасную надежду». Это — для меня утѣшеніе; это — отрада. Не бойся, отецъ, за меня, раба твоего, совершенно отверженнаго. Подлинно, я — отребье неба и земли и охладѣлъ болѣе всякаго человѣка. Однако дерзаю говорить, какъ имѣющій добрую надежду, (хотя и) недостойно, взирая горѣ укрѣпляемый твоимъ предстательствомъ, не превозносясь тѣмъ, что я потерпѣлъ, но укоряя себя, что терпѣлъ не мужественно и не какъ слѣдуетъ, но мало и незначительно въ сравненіи съ животворными страданіями святыхъ. Ибо я читалъ о многихъ мученическихъ подвигахъ, описанныхъ въ двѣнадцати книгахъ, такъ что сердце содрогалось, и не смѣю сказать, что я потерпѣлъ что-нибудь ради Христа. И что вожделѣннѣе, отецъ, — напоминаю, какъ рабъ, — страданій ради Него? Воззри, отецъ, горѣ; взирай на Господа, представляй лики ангеловъ, воображай сонмы святыхъ, созерцай сѣдящаго на высокомъ превознесенномъ престолѣ Судію міра, Который провозгласитъ тебя вѣрнымъ рабомъ, хранителемъ Его заповѣдей и, что еще больше, исповѣдникомъ. Потомъ куда Онъ пошлетъ тебя? Не въ огнь вѣчный, который принимаетъ не покоряющихся закону Его, но въ живоносную обитель, въ безсмертный покой, въ безпредѣльную радость; вниди, скажетъ, въ радость Господа твоего (Матѳ. 25, 23). Взоры всѣхъ насъ обращены на тебя; всѣ мы сильны духомъ, когда ты стоишь твердо. Да будетъ съ тобою еще болѣе помощь Божія, ограждающая тебя, укрѣпляющая тебя, утверждающая тебя, ободряющая тебя! Боясь Бога, не бойся того, что сдѣлалъ тебѣ человѣкъ, или, можетъ быть, сдѣлаетъ (Псал. 117, 6). Ты надѣешься на Господа, ты — гора Сіонъ, не подвижишься во вѣкъ (Псал. 124, 1); ибо въ тебѣ обитаетъ Основатель и Создатель вышняго Іерусалима. Убѣгай отъ ядовитыхъ и обольстительныхъ рѣчей, искушающихъ тебя, подобно зміямъ, и желающихъ удалить тебя отъ животворнаго древа истины, и однажды утвердившись въ истинѣ и основавшись до совершенной непоколебимости на многихъ свидѣтельствахъ Священнаго Писанія, отчасти и благочестивыхъ людей, внимай, чтобы тебѣ получить похвалу и этого изреченія: творяй сія не подвижится во вѣкъ (Псал. 14, 5). Братія здравствуютъ всѣ: господинъ діаконъ, отецъ мой, братъ мой любезный, а нынѣ еще болѣе достойный любви, и прочіе возлюбленные и почтенные мои братія и твои дѣти. О нихъ всѣхъ вмѣстѣ со мною молись, отецъ. Всѣ они совершаютъ доброе теченіе; одного только желаютъ — твоего здравія во Господѣ, и все то, что они терпятъ, переносится легко. Конечно, мы и скорбимъ, и сѣтуемъ, и скучаемъ, и унываемъ, и множество имѣемъ порочныхъ помысловъ; ибо невозможно безъ печалей пройти настоящую жизнь; но укрѣпляемся надеждою и твоими молитвами. О мнѣ же молись, отецъ, ибо я изучаю святого Исаію; и докажи мнѣ, желаешь ли ты, чтобы я, кромѣ того, что пишу, и читалъ (письма).

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 203-205.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0