Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

4. Къ Никифору игумену [1].

Когда намъ переданъ былъ твой отвѣтъ чрезъ господина діакона, то мы хотѣли тотчасъ писать къ тебѣ, истинный и многолюбезный братъ мой [2]: но такъ какъ было зимнее время и новыя соображенія (ἡ παλιμβουλία) останавливали, то мы почли за благо — не скоро отвѣчать. Когда же, вмѣстѣ съ словеснымъ вопросомъ, и письмо потребовало того же самаго, то для чего еще разсуждать и не высказать того, что приходитъ на мысль? Во-первыхъ, скажу это, — и ты, почтеннѣйшій, пойми меня, — что я, какъ и самъ ты знаешь, для многихъ представлялъ своею жизнію примѣръ великой грѣховности, и почти нельзя наименовать грѣха, къ которому бы и самъ я не былъ причастенъ, и другимъ не подавалъ повода. Но зная, что человѣколюбіе Божіе спасаетъ и погрязшаго въ безднѣ зла и подаетъ руку помощи къ покаянію, я избѣгнулъ отчаянія и, повидимому, нѣсколько утвердился на пути правомъ.

Поэтому, какъ вѣдаетъ Богъ, знающій тайное, я уклонился даже отъ сношенія съ родственниками своими и обращенія съ любезными моими по плоти и отъ всѣхъ другихъ, при помощи одной силы Божіей, укрѣпляющей немощь мою во всемъ. То, о чемъ ты спрашивалъ меня несвѣдущаго, и теперь находится въ такомъ состояніи, какъ сказалъ тебѣ господинъ діаконъ. И это мы высказывали и представляли не безъ разсужденія, но основываясь и утверждаясь на наслѣдованіи и изученіи богодухновеннаго Писанія, равно какъ и разспрашивая тѣхъ, кого слѣдуетъ. Подлинно, — это истина; потому что божественный законъ ясно гласитъ такъ не только чрезъ святого Павла, но и чрезъ другихъ богословствующихъ отцовъ, которые то же самое опредѣляютъ и доказываютъ и излагаютъ согласно съ апостольскою заповѣдію. Какъ же я смогу впредь оставаться неразумно безразличнымъ? И не лучше ли мнѣ уклониться и устранить себя отъ вредящихъ несчастной душѣ моей? И какъ это было бы опасно, когда верховнѣйшій изъ отцовъ взываетъ и говоритъ, что отнюдь не должно принимать ничего, что противно заповѣди или извращаетъ заповѣдь, хотя бы (за то) обѣщали жизнь, хотя бы угрожали смертію? Не стану говорить, сколько есть другихъ изреченій, не позволяющихъ намъ даже малѣйшаго отступленія отъ заповѣди, особенно когда мы притомъ имѣемъ повелѣніе Василія Великаго, что «неопустительно должно соблюдать все, преданное Господомъ въ Евангеліи и чрезъ апостоловъ» [3]. Это я осмѣлился открыть тебѣ, какъ отцу и возлюбленному, между тѣмъ какъ мы — сердцевѣдецъ Богъ свидѣтель! — не проповѣдуемъ этого, — ибо не имѣемъ преимущества — и не питаемъ ненависти, но и къ самодержцу и благочестивѣйшему императору сохраняемъ любовь въ сердцѣ и ко всѣмъ сродникамъ моимъ питаемъ благорасположенность, и поминаемъ его на божественной литургіи и молимся о немъ наединѣ и общенародно. Также и съ церковію мы находимея въ общеніи, и да не будетъ, чтобы мы когда-нибудь отдѣлились отъ нея! Простите меня, который одинъ только грѣшенъ; я предпочелъ оплакивать свои грѣхи въ этомъ углу и не вмѣшиваться въ дѣла мірскія. Какое въ этомъ преступленіе? Позволь мнѣ, любезнѣйшій братъ, ибо я знаю, что ты и можешь это, — и оставаться въ покоѣ здѣсь и быть вдали отъ всѣхъ людей, сколько возможно, а ты мудрымъ умомъ своимъ сдѣлай стропотное ровнымъ и острое гладкимъ (Ис. 40, 4), и будь для насъ виновникомъ мира и споспѣшникомъ покоя, чтобы, если случится что-нибудь полезное для насъ, устроять это справедливо и разумно.

Примѣчанія:
[1] Это и слѣдующее письмо писаны немного прежде отправленія преп. Ѳеодора въ первую ссылку, по тому поводу, что нѣкоторые убѣждали его не возставать противъ незаконнаго брака императора.
[2] Двоюродный братъ преп. Ѳеодора.
[3] Нравст. Прав. 12, гл. 3 (Творенія въ русск. перев., ч. III, стр. 308. М. 1891).

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 209-211.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0