Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

5. Къ Стефану секретарю.

Вчерашній день, когда мы наслаждались достославнымъ твоимъ присутствіемъ, послѣ нѣкоторьтхъ другихъ бесѣдъ, для которыхъ ты и прибылъ сюда, у насъ какъ-то зашла рѣчь о предметахъ Писанія, и мы, находясь въ большомъ недоумѣніи, разстались другъ съ другомъ, не достигнувъ въ томъ соглашенія. Конечно, господинъ, мы, какъ люди простые, совершенно не соотвѣтствуемъ присущей тебѣ мудрости; но чтобы молчаніемъ о томъ, о чемъ должно говорить, намъ не навлечь на себя осужденія, — ибо обличеніемъ, говоритъ Писаніе, да обличиши ближняго твоего; и не пріимеши ради его грѣха (Лев. 19, 17), а съ другой стороны, обличая премудра, будемъ еще болѣе возлюблены имъ (Прит. 9, 8), — мы почли необходимымъ высказать тебѣ то, что должно. Ты, господинъ мой, — скажу кратко, — соединяя вмѣстѣ многіе вопросы и возраженія, сказалъ, что, кромѣ вѣры, ни о какихъ другихъ заповѣдяхъ Господнихъ никому не слѣдуетъ вразумлять предстоятельствующаго пастыреначальника, когда онъ, по невѣдѣнію или по своему желанію, дѣлаетъ что-нибудь непозволительное; а мы говорили, что слѣдуетъ и очень, но только тѣмъ, которые превосходятъ другихъ знаніемъ и благоразуміемъ. И какихъ не можемъ мы привести доказательствъ неосновательности такого мнѣнія? Во-первыхъ, изъ Ветхаго Завѣта. Какъ ты думаешь о поступкѣ Даніила (Дан. гл. 13)? Не удостоился ли онъ похвалъ за то, что не только вразумилъ, но и осудилъ старцевъ, беззаконно обвинившихъ святую Сусанну, хотя онъ былъ въ такомъ возрастѣ, который по закону не давалъ права говорить и высказываться свободно? Такъ или нѣтъ? Потомъ развѣ ты не одобряешь Іоава, который по случаю перечисленія народа, послужившаго поводомъ къ гнѣву Божьему, возражалъ, удерживалъ и старался убѣдить божественнаго Давида, чтобы онъ не дѣлалъ этого (2 Цар. гл. 24)? Ты вѣдь знаешь исторію. Убѣждаетъ меня въ томъ и Іоѳоръ, который напоминалъ великому Моисею и убѣждалъ его не такъ управлять народомъ, нѣкоторымъ образомъ вразумляя его и склоняя къ своему желанію (Исх. гл. 18). А кто онъ былъ? Иноплеменникъ, хотя и тесть (Моисея). И кому говорилъ? Тому, кто дѣлалъ все по откровенію Божію. Объ этомъ — немного, чтобы рѣчь наша не сдѣлалась длинною; надобно перейти къ Новому (Завѣту). Послушаемся, если угодно, почтеннѣйшій, повелѣнія громогласнаго проповѣдника вселенной: аще ли послѣднему открыется, первый да молчитъ (1 Кор. 14, 30); и это не относительно одной только вѣры, какъ возражаетъ любовь твоя. Также, — чего едва я не забылъ, — великій проповѣдникъ истины Іоаннъ обличалъ Ирода (Матѳ. гл. 14). Прошу отвѣтить мнѣ. Знаю, что противъ меня готова насмѣшка: «онъ ставитъ себя наравнѣ съ пророкомъ». Но не такъ, почтеннѣйшій: сія же, говоритъ, писана быша въ наученіе наше (1 Кор. 10, 11); и еще Павелъ: подражатели мнѣ бывайте, якоже и азъ Христу (1 Кор. 11, 1). А какъ можно мыслить право, дѣйствуя неправо, когда божественный Іаковъ утвержаетъ, что вѣра является отъ дѣлъ, и тѣ, которые погрѣшаютъ въ одномъ, не имѣютъ и другого (Іак. гл. 2)? При столь многихъ и такихъ свидѣтеляхъ, я не думаю, чтобы твое благородство стало возражать; если же такъ, то пришли недостоинству нашему разборъ вышеизложеннаго, равно какъ и яснѣйшія возраженія изъ того, что будетъ у тебя заготовлено. О, если бы они и были на лицо! И мы замолчимъ и будемъ просить прощенія за свою настойчивость, хотя и происходящую отъ ревности. Ибо только осуждать легко и (доступно) для всякаго желающаго, какъ читалъ ты; а вводить свое мнѣніе, основываясь на свидѣтельствѣ богодухновеннаго Писанія, свойственно мужу, поистинѣ здравомыслящему и умному. Впрочемъ, чтобы слишкомъ не распространить письма, мы здѣсь окончимъ рѣчь, присовокупивъ еще изреченія Василія Великаго для полнѣйшаго доказательства. Да пребудешь здоровымъ со всѣмъ домомъ своимъ, возлюбленный господинъ нашъ, благоденствуя во всѣхъ отношеніяхъ; ибо мы, и когда пишемъ, и когда не пишемъ, желаемъ сохранить благо любви твоей.

Изъ 20-го слова святого Василія о подвижничествѣ: «и предстоятелю, если преткнется, должны напоминать преимуществующіе изъ братій» [1]. Изъ слова 34-го: «кто не принимаетъ одобреннаго предстоятелемъ, тотъ долженъ открыто, или наединѣ, сдѣлать ему свое возраженіе, если имѣетъ какое-либо твердое основаніе, согласно со смысломъ Писанія, или молча исполнять приказанное; если же онъ самъ постыдится, то пусть употребитъ на это посредниками другихъ» [2]. Изъ нравственныхъ правилъ его же, изъ слова 72-го: «слушатели наставленные въ Писаніяхъ должны испытывать, что говорятъ учители» [3]. «Предстоятель слова долженъ все дѣлать и говорить съ осмотрительностію и по многомъ испытаніи, съ цѣлію благоугодить Богу, какъ подлежащій испытанію и отъ самихъ ввѣренныхъ ему» [4].

Примѣчанія:
[1] О подвижн. прав. простр. вопр. 27 (Творенія въ русск. перев., т. V, стр. 132. М. 1901).
[2] Тамъ же, вопр. 47 (стр. 164).
[3] Нравст. прав. 72 гл. 1 (Творенія въ рурск. перев., т. III, стр. 388. М. 1901).
[4] Тамъ же, прав. 70 гл. 37 (стр. 387).

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 211-213.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0