Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

7. Къ Иринѣ императрицѣ [1].

Гласъ въ Рамѣ слышанъ бысть, говоритъ созерцатель божественныхъ видѣній Іеремія, и рыданіе и вопль многъ, Рахиль тогда плачущися чадъ своихъ (Матѳ. 2, 18; Іер. 31, 15). А нынѣ какія и сколь великія дѣла? Откуда явились вчера, добрѣйшая государыня наша, вѣстники священнаго двора твоего, возвѣстившіе намъ хвалы всѣхъ недавно совершенныхъ дѣлъ твоихъ? Поистинѣ они огласили весь слухъ нашъ. Почему же? Потому, что ты явила концамъ (вселенной) знакъ такого благочестія; и вотъ отовсюду несутся къ тебѣ, какъ летящія облака, многочисленныя мольбы, прославляющія Бога за добрыя дѣла твои. Скажи намъ, государыня, кто возвелъ чистѣйшій умъ твой на высоту разумѣнія истины, такъ что ты, какъ бы съ нѣкотораго высокаго и превознесеннаго мѣста, увидѣла эти дѣла богоугодныя и святыя? Научи, откуда вселилась въ тебя такая любовь къ благочестію, что ты ненасытимо возжелала благоугождать Богу и до чрезвычайности простерла попеченіе о душевной и тѣлесной пользѣ христіанъ? Или ты, много помышляя о божественномъ а имѣя материнское расположеніе, нашла недостаточнымъ только освободить народъ твоимъ верховнымъ содѣйствіемъ, какъ бы изъ нѣкотораго египетскаго рабства, именно отъ нечестивой вѣры, если бы не присоединила къ прежнимъ, разнообразно сіяющимъ, по подобію звѣздъ, добрымъ дѣламъ твоимъ, и настоящую милость, какъ верхъ добродѣтелей? Святъ, святъ, святъ: возвеселитеся небеса горѣ, возгласимъ мы, хотя и дерзновенно, вмѣстѣ съ святогласнѣйшимъ Исаіею, яко помилова Богъ чрезъ тебя народъ свой (Ис. 6, 3; 44, 23). Все царство твое исполнилось радости и веселія; зане отъятся беззаконный яремъ, лежай на немъ, и жезлъ иже на выи такой державы (Ис. 9, 4). Кто слыхалъ о такихъ дѣлахъ? Вотъ, скажите, мужи. Кто видалъ при другомъ царствованіи такое и столь великое благодѣяніе? Хвалите ее всѣ народы; величайте ее съ нами начальники и подчиненные, священники и монахи, и весь христіанскій родъ. Ибо не только то удивительно, что прощено столько талантовъ золота, хотя и это — дѣло несравненное, но и то, что такимъ образомъ пресѣченъ многообразный потокъ нечестія — дѣло святѣйшее; уничтожена сѣть насильственныхъ и пагубныхъ для души вымогательствъ, скрывавшаяся отъ всѣхъ предшественниковъ твоихъ, хотя нѣкоторые изъ нихъ и благочестиво царствовали. Это предоставлено тебѣ. Прекратились присяга, многочисленныя клятвы, или лучше, ложныя божбы и требовавшихъ и тѣхъ, съ кого требовали, отъ чего и тѣ и другіе, какъ случалось, погибали, когда одинъ старался, чтобы скрыть, а другой стремился, чтобы захватить. Прекратилась скорбь притѣсняемыхъ и забота бѣдныхъ, старавшихся не о томъ, чтобы найти цѣлительное врачевство противъ бѣдности, — это было бы менѣе прискорбно, — а о томъ, чтобы уплатить сборщикамъ не положенное и свыше прившедшее, какъ бы порожденіе грѣха. Уже не облагаются пошлинами пути какъ на землѣ, такъ и на морѣ. Это согласно съ словами великаго и святого Златоуста. Отъ жителей суши уже не отнимаются несправедливо деньги въ ущельяхъ сидящими тамъ, какъ бы какимъ свирѣпымъ бѣсомъ, или неукротимымъ звѣремъ, непремѣнно съѣдающимъ что-нибудь изъ запасовъ бѣднаго путника; и бѣдные уже не остаются дома, изъ боязни такихъ гнусныхъ поборовъ, не посѣщая ни городскихъ, ни приморскихъ мѣстностей: потому что вездѣ стояли башни несправедливости. Мореплаватели, плывущіе съ востока и запада и сѣвера уже не стѣсняются во время плаванія, принуждаемые отдавать, какъ бы изъ горла, пошлины при узкихъ устьяхъ; освобождены отъ нихъ занимающіеся и охотничьимъ ремесломъ, исполняя его нынѣ легко, священной души Ирина! Рыболовъ, вытащивъ, можетъ быть, три рыбы, и притомъ послѣ многихъ трудовъ въ цѣлый день, не отдаетъ въ пошлину одной изъ нихъ. Стрѣлокъ или птицеловъ, поймавъ, можетъ быть, немного птицъ, которыя служатъ ему необходимою пищею, и не обязываясь платить съ нихъ пошлину, можетъ жить благополучно. Солдатки, удрученныя домашнею скорбію о потерѣ мужей, не будутъ горько плакать отъ жалкихъ и безчеловѣчныхъ поборовъ за умершаго. Умалчиваю о пастухахъ, овцеводахъ, виноторговцахъ; не говорю о мясникахъ, ткачахъ, кузнецахъ, сапожникахъ, красильщикахъ, продавцахъ ароматовъ и плотникахъ, кратко сказать, о каждомъ ремеслѣ, относящемся къ обдѣлыванію золота, или дерева, или всякаго другого вещества, дабы не слишкомъ распространить рѣчь такимъ подробнымъ исчисленіемъ. Всѣ, добрѣйшая государыня, восплескали руками своими и возрадовались весьма великою радостію, взывая: благодарю тебя, Господи, яко помиловалъ меня и былъ мнѣ во спасеніе (Ис. 44, 23; Исх. 15, 2).

Поэтому я съ довѣріемъ буду относиться къ богодарованной царской власти твоей. Все это исполнено хвалы и величанія, возлюбленная Христомъ, любезная дѣломъ и именемъ Ирина! Это разгласится не только въ державѣ царства твоего, но и до предѣловъ вселенной, и услышатъ о насъ другіе народы, и удивятся, и изумятся благодѣтельности мудрыхъ начинаній твоихъ: ибо «великимъ подвигамъ человѣка умѣютъ дивиться и враги», говоритъ громогласнѣйшій изъ богослововъ [2]. Такъ сохраняется непоколебимымъ твое царство; такъ подчиняются и охотно покоряются тебѣ подданные; такимъ образомъ ты угождаешь Богу; такимъ образомъ ты радуешь избранныхъ ангеловъ Божіихъ и людей, жившихъ преподобно и праведно, богоименитая Ирина! Въ этомъ сіяетъ твое благочестіе; за это всякія уста и всякій языкъ открываются для прославленія тебя; это, поистинѣ, слава Церкви; это — печать сохраняемаго тобою отеческаго и богодухновеннаго православія христіанъ, ревнительница по Богѣ и поборница истины! Таково пріумноженіе добродѣтелей твоихъ; какъ же велики и достохвальны и награды твои, какъ велико и превосходно воздаяніе тебѣ отъ Бога всѣхъ! Великое дѣло и одного спасти; — ибо не справедливо ли это, когда божественное Писаніе говоритъ: аще изведеши честное отъ недостойнаго, яко уста моя будеши (Іер. 15, 19)? — какъ же спасеніе столь многихъ душъ и всего народа не считать дѣломъ великимъ и почтеннымъ и поистинѣ достойнымъ вышняго многовоздаянія? Итакъ, ты, именующаяся поистинѣ великимъ и дѣятельнымъ именемъ, вступила на царство со всякими благами: благоволи же, чтобы остатки правды пребывали вѣчно.

Примѣчанія:
[1] Писано въ 301 г. по случаю облегченія народныхъ пошлинъ.
[2] Творенія св. Григорія Богослова въ рус. пер., т. II, стр. 70 (слово 16). М. 1889.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 215-217.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0