Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 27 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

8. Къ Симеону игумену.

Отеческая святость твоя, болѣе насъ заботящаяся о дѣлахъ нашихъ, въ двухъ собственноручныхъ письмахъ своихъ сообщила намъ странное и дивное. Но о подателяхъ писемъ Богъ благоволилъ такъ, что они съ согласія игумена приняты въ свой монастырь; хорошо сдѣлало благочестіе твое, возвративъ ихъ назидательнымъ словомъ своимъ въ отеческія и духовныя нѣдра. О братѣ же нашемъ, оставившемъ званіе и изверженномъ изъ монастырскаго общежитія, какъ бы изъ рая, не знаю, что сказать. И мы прежде взирали на этого человѣка, какъ на виноградъ поистинѣ богонасажденный, весь истиненъ, весь плодоносенъ (Іер. 2, 21). Какъ же теперь озоба ѝ вепрь отъ дубравы, и уединенный дивій пояде ѝ (Псал. 79, 14), и онъ обратился, такъ сказать, въ горечь смертную? Не потому ли, что онъ предался неукротимымъ звѣрямъ страстей, разумѣю плотоугодіе и любоначаліе, и теперь можно видѣть, какъ онъ въ умственныхъ помыслахъ пожирается ими и терзается, какъ бы устами львовъ? Божественный Василій, какъ ты знаешь, приписываетъ безразсудно отлучившемуся и отвергшемуся отъ отца паденіе равное съ тѣмъ, кто нарушилъ и самый обѣтъ святой; поэтому они равно и осуждаются на отлученіе и прочія эпитеміи. Впрочемъ, мы грѣшные молимся, чтобы онъ опять воззрѣлъ на прежній свѣтъ изъ своей отупѣвшей отъ страстей и омраченной души и опять возвратился домой къ любезному отцу и возлюбленной общинѣ. Самихъ же братій мы увѣщеваемъ пребывать мужественно въ общежительныхъ подвигахъ и не колебаться паденіемъ нечестиваго, но все болѣе и болѣе по этому поводу прилѣпляться къ истинной вѣрѣ и неразрывному союзу, даже до пролитія крови, какъ учатъ богоносные отцы, чтобы за совершенство покорной жизни своей получить имъ вѣнецъ мученичества въ день суда и ликовать вмѣстѣ съ Досиѳеемъ и Акакіемъ и Дометіаномъ, мужами вполнѣ святыми, совершившими жизнь свою въ полномъ послушаніи. Ибо нынѣ, какъ твое преподобіе говоритъ въ остальной части письма, господствуетъ нестроеніе и непослушаніе; такъ какъ почти всѣ, можно сказать, опираются на обычаи человѣческіе и на установленія сосѣдей, противныя заповѣдямъ Божіимъ, и хотятъ лучше соблюдать образъ жизни такого-то и такого-то игумена, нежели божественныхъ отцовъ нашихъ; поэтому пастыри, изъ нихъ я первый, стали неразумны, не ищемъ Господа и не держимся безукоризненнаго и неизмѣннаго образа жизни, но — какъ будто обветшалъ законъ Божій, упразднилось Евангеліе, обезсилѣли духовные уставы и, скажу нѣчто болѣе нечестивое, какъ будто измѣнился неизмѣняемый Богъ! Это относится къ тѣмъ, которые говорятъ и ссылаются на времена и дни и поколѣнія, — иныя тогда и иныя теперь. А я возражаю, что такое различіе произошло не отъ времени. Ибо небо не получило другого вида или другого движенія, ни свѣтило — виновникъ дня — не приняло другого сіянія; ни вселенная не стала носиться и обращаться вопреки прежнему порядку; постави я, сказано въ Писаніи, въ вѣкъ и въ вѣкъ вѣка, повелѣніе положи, и не мимо идетъ (Псал. 148, 6). Но это произошло, святѣйшій, отъ перемѣны свободной воли, оскудѣвшей божественною любовію и обратившей привязанность свою къ вещамъ тлѣннымъ, не желающей и не рѣшающейся слѣдовать достохвальнымъ примѣрамъ и отображать первоначальный и отеческій боговидный образъ, а слѣдующей примѣрамъ безобразнымъ, нелѣпымъ и чудовищнымъ. Поэтому мы и носимъ въ душѣ своей идоловъ, имѣющихъ видъ отчасти человѣка, отчасти пса, отчасти, можетъ быть, леопарда, отчасти рыбы, или какого-либо другого изъ пресмыскающихся; твое преподобіе приметъ это иносказательно. Итакъ, тѣ, которые по заблуждеиію болтаютъ это, пусть или съ открытымъ лицомъ разорвутъ Евангеліе, свидѣтельства и заповѣди Господни, и всѣ преданныя святыя письмена, или, не дѣлая этого, оставятъ младенческія и неразумныя сужденія, какъ поистинѣ достигающіе мужескаго возраста исполненія Христова (Ефес. 4, 13), согласно божественному изреченію, пусть и сами такъ поступаютъ, и другихъ научаютъ; или, не дѣлая ни того, ни другого изъ сказаннаго, пусть обвиняютъ собственное нерадѣніе и невоздержаніе. Ибо, можетъ быть, и для нихъ придетъ время вразумленія. Но, горе мнѣ, честнѣйшій отецъ, — что я, будучи самъ подверженъ всему сказанному и причастенъ всякому пороку и нечестію, началъ укорять другихъ и предписывать законы. Да восплачутъ и возрыдаютъ и самые камни безчувственные обо мнѣ, подвергающемся опасности каждый часъ и разсѣевающемъ паству Христову, ввѣренную мнѣ недостойному. Это я вынужденъ отвѣчать тебѣ по твоему повелѣнію, богопочтенный; ты же, укрѣпляясь силою Духа и соблюденіемъ заповѣдей закона и отцовъ, да пребываешь неподвижнымъ, непоколебимымъ и неустрашимымъ отъ многообразныхъ слуховъ, приносимыхъ къ тебѣ нѣкоторыми, подобно вѣтрамъ и треволненіямъ, шествуя царскимъ путемъ чистой жизни, не обращая вниманія на вопіющее съ обѣихъ сторонъ пустословіе людей и молясь непрестанно о нашемъ смиреніи съ великимъ усердіемъ.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 217-219.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0