Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

10. Къ Николаю ученику.

Такъ какъ ты, духовный сынъ мой, Николай, по благоволенію Божію, возведенъ въ званіе игумена, то тебѣ надлежитъ соблюдать все, заповѣданное тебѣ въ настоящемъ письмѣ. Безъ необходимости не измѣняй ни въ чемъ того порядка и правила, какой ты принялъ отъ своей духовной обители. Не пріобрѣтай ничего отъ этого міра и не сберегай собственно для себя даже ни одного сребренника. Не раздѣляй души и сердца своего въ попеченіяхъ и заботахъ, кромѣ ввѣренныхъ тебѣ отъ Бога и сдѣлавшихся твоими духовными сынами и братіями, о бывшихъ прежде близкими по плоти, ни о родственникахъ, ни о друзьяхъ, ни о товарищахъ. Не употребляй имущества обители своей, ни при жизни, ни по смерти, ни въ видѣ подаянія, ни по завѣщанію, на упомянутыхъ раньше близкихъ и друзей своихъ; ибо ты — не отъ міра, чтобы тебѣ имѣть общеніе съ мірскими, развѣ если кто изъ нихъ пожелаетъ перейти изъ общественной жизни въ наше званіе, и въ такомъ случаѣ позаботься о нихъ по примѣру святыхъ отцовъ. Не пріобрѣтай раба ни для своей нужды, ни для ввѣренной тебѣ обители, ни для полей своихъ, сотвореннаго по образу Божію человѣка; ибо это допускается только для мірянъ; ты же долженъ самъ служить для единодушныхъ братьевъ своихъ рабомъ по своему произволенію, хотя по внѣшнему виду считаешься какъ бы господиномъ и учителемъ. Не имѣй животныхъ женскаго пола для служебной надобности, какъ совершенно отказавшійся отъ женщинъ, ни въ обители, ни на поляхъ: такъ какъ никто изъ преподобныхъ и святыхъ отцовъ нашихъ не имѣлъ, и самая природа не позволяетъ. Безъ необходимости не ѣзди на лошадяхъ и мулахъ, но, по примѣру Христа, ходи пѣшкомъ; когда же это невозможно, то пусть осленокъ будетъ твоимъ подъяремнымъ животнымъ. Наблюдай непремѣнно, чтобы у братства все было общее и нераздѣльное и ничто въ частности (не обращалось) въ собственность отдѣльнаго лица, даже и игла. Твои же и тѣло и душа, не говорю уже о чемъ-нибудь иномъ, должны быть раздѣлены равной любовью ко всѣмъ духовнымъ сынамъ и братіямъ твоимъ. Не оказывай власти надъ двумя братіями твоими и сынами моими; ни въ начальствованіи, ни въ руковозложеніи не дѣлай ничего безъ разрѣшенія отца твоего. Не вступай съ мірянами въ братотвореніе, или въ воспріемничество, какъ удалившійся отъ міра и брака; ибо на это не находится примѣра у отцовъ, а если бы и нашлось, то рѣдко, и это — не законъ. Не раздѣляй трапезы съ женщинами, кромѣ матери по плоти и сестры, развѣ будетъ, не знаю, какая нужда и необходимость, какъ заповѣдуютъ святые отцы. Не дѣлай частыхъ отлучекъ и путешествій, безъ нужды оставляя свою паству, тогда какъ и въ присутствіи твоемъ съ трудомъ могутъ спасаться разнообразнѣйшія и на многихъ путяхъ находящіяся словесныя овцы. Старайся непремѣнно преподавать катихизическое поученіе трижды въ недѣлю, и вечеромъ; ибо это предано отъ отцовъ и спасительно. Не давай малой, какъ говорятъ, схимы, а потомъ чрезъ нѣсколько времени другой, какъ бы великой: ибо схима одна, подобно крещенію, — какъ употребляли ее святые отцы. Не преступай законовъ и правилъ отцовъ, преимущественно же предъ всѣми святого отца нашего Василія; но все, что будешь дѣлать или говорить, дѣлай, какъ бы имѣя свидѣтельство изъ Писаній, или какъ бы по обычаю отцовъ своихъ, безъ преступленія заповѣди Божіей. Не оставляй своей паствы, чтобы перейти къ другой или достигнуть высшаго достоинства, безъ разрѣшенія отца своего. Не вступай въ дружбу съ дѣвственницею, и не ходи въ женскую обитель, и не бесѣдуй наединѣ съ монахинею или мірянкою, развѣ когда заставитъ необходимость, и тогда въ присутствіи двухъ лицъ съ обѣихъ сторонъ; ибо пребываніе наединѣ, какъ говорятъ, подаетъ поводъ къ клеветѣ. Не открывай дверей овчарни для входа какой-либо женщины, безъ великой нужды; если же можешь принять ее безъ взаимнаго лицезрѣнія, то и это не укоризненно. Не устрояй для себя гостинницы, или для духовныхъ сыновъ своихъ — мірского дома, въ которомъ бываютъ женщины, который и ты часто посѣщалъ бы; но старайся останавливаться на пути и удовлетворять необходимыя нужды у мужей благочестивыхъ. Не держи въ своей келліи предпочтительно юнаго ученика, но употребляй для услугъ себѣ лице не подозрительное и различныхъ братьевъ. Не носи одежды изукрашенной и драгоцѣнной, кромѣ того, когда совершаешь священнослуженіе, но по примѣру отцовъ скромно одѣвайся и обувайся. Не будь роскошенъ ни въ издержкахъ на себя самого, ни въ пріемахъ гостей; ибо это свойственно сластолюбцамъ настоящей жизни. Не храни золота въ своей обители, но излишки всякаго рода отдавай бѣднымъ, отворяя дворъ свой, какъ дѣлали и святые отцы. Не удерживай въ своей власти сохраннаго мѣста и не заботься объ экономическихъ дѣлахъ, но всѣ твои заботы пусть относятся къ душамъ; а золото и нужныя вещи предоставь эконому, келарю и кому слѣдуетъ по каждой должности; а ты, разумѣется, будешь имѣть власть надъ всѣми и передавать по своему желанію каждую должность тому или другому лицу и требовать отчета по каждой службѣ, какъ ты приказалъ. Не дѣлай ничего и не распоряжайся по собетвенному произволу ни въ чемъ, ни относительно путешествія, ни относительно продажи и покупки, ни относительно принятія или изверженія брата, ни при перемѣнѣ должности, ни въ какомъ-либо другомъ изъ плотскихъ дѣлъ, равно какъ и въ случаѣ душевныхъ проступковъ, безъ совѣта преимуществующихъ знаніемъ и благочестіемъ, одного или двухъ или трехъ, или и большаго числа, смотря по предстоящему предмету, какъ заповѣдано отцами. Все это и другое, что ты принялъ, соблюдай и сохраняй, да благо ти будетъ (Исх. 20, 12). и да будешь благоуспѣшенъ во Господѣ всѣ дни жизни своей. Противное же этому да не будетъ ни на словахъ, ни въ мысляхъ.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 220-223.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0