Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 16 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

11. Къ Анастасію, епископу кносійскому [1].

Что случилось съ тобою, святѣйшій отецъ, и почему ты послѣ перваго и второго отказа еще настаиваешь, чтобы отъ меня, несвѣдущаго и преданнаго страстямъ, получить полезное назиданіе? Больше я имѣю нужду просвѣщаться отъ тебя, низшій по званію и омраченный по жизни, не относительно обязанностей епископства, — увы, моя неспособность, — но относительно монашескаго и потомъ игуменскаго состоянія, именно, какъ бы мнѣ, надлежащимъ образомъ руководя паствой, ввѣренной мнѣ недостойному, заслужить милость Божію въ день страшнаго отвѣта моего. Но ты сдѣлалъ это, конечно, по высокому смиренномудрію: ибо мнѣ непристойно подозрѣвать, что архіерейство твое хотѣло испытать мое невѣжество. Итакъ, я страшусь за собственный санъ, священная глава, и поистинѣ недоумѣваю относительно управленія душами, какъ привести ввѣренную мнѣ малую словесную ладью изъ многомятежнаго и бурнаго духовнаго моря въ пристань спасенія; ибо для этого нужны и чистая жизнь и достаточное знаніе, чтобы, управляя какъ бы двумя рулями, бодрственно и искусно сохранить и себя самого и слѣдующихъ за мною непотопленными водами грѣха. Таково оправданіе меня несчастнаго. Но такъ какъ совершенно оставить безъ послушанія повелѣніе твоей святости, хотя оно и выше силъ моихъ, не безопасно, а съ другой стороны, я получилъ повелѣніе и отъ собственнаго отца моего, то, повинуясь обоимъ, я, въ видѣ напоминанія, высказываю тебѣ, святѣйшій отецъ, что корабль твоего совершенства гораздо больше и превосходнѣе моей ладьи, — разумѣю высоту епископскаго сана въ сравненіи съ игуменскимъ достоинствомъ, — и тѣмъ болѣе, чѣмъ надъ большимъ числомъ людей ты удостоился начальствовать, и притомъ, можетъ быть, не добровольно (подчинившихся), не единодушныхъ, не одинаковаго пола и званія, но и надъ мужчинами и женщинами, отшельниками и общежительными монахами, начальниками и подчиненными, брачными и безбрачными, рабами и свободными, сиротами и вдовами, богатыми и бѣдными, господами и слугами, должниками и заимодавцами, живущими роскошно и изнуряемыми голодомъ, имѣющими большое состояніе и не имѣющими крова, носящими изысканныя одежды и одѣвающимися въ рубище. Этого и еще большаго, чѣмъ это, не оказывается въ нашей жизни, а твоя исполнена. Притомъ не однимъ распоряженіемъ устрояется весь народъ твой, и не всѣхъ лица и имена ты знаешь, и не каждаго образъ жизни тебѣ извѣстенъ, но различные весьма различно ведутъ свою жизнь. Ибо одни, можетъ быть, воздѣлываютъ землю, другіе плаваютъ по морямъ, иные занимаются скотоводствомъ, иные ничего не дѣлаютъ, а иные занимаются промышленностію, и долго было бы говорить о видимой дѣятельности каждаго. При всемъ этомъ какой и сколь великій нуженъ трудъ? Я думаю, невыразимый. Каковъ долженъ быть трудъ, борьба, подвигъ, напряженіе, забота, попеченіе, изнуреніе тѣла, скорбь души, утомленіе ума? Какъ управляющій кораблемъ во время великой бури и волненія морского бываетъ всецѣло бодрствующимъ и внимательнымъ, не давая сна глазамъ своимъ, потому что немалой опасности подвергаетъ и малый недостатокъ опытности и внимательности, такъ правитель душъ долженъ еще тщательнѣе и точнѣе знать дѣло предстоятельства, чтобы не быть потопленнымъ въ безднѣ погибели. Поэтому, святѣйшій, я думаю, и взывалъ великій апостолъ: кто изнемогаетъ, и не изнемогаю, кто соблазняется, и азъ не разжизаюся (2 Кор. 11, 29)? И еще: быхъ іудеемъ яко іудей, подзаконнымъ яко подзаконенъ, беззаконнымъ яко беззаконенъ, не сый беззаконникъ, но законникъ Христу: всѣмъ быхъ вся, да всѣхъ пріобрящу (1 Кор. 9, 20-22). Вотъ таковы, по словамъ его, законы и правила епископства, какъ свидѣтельствуютъ и сами божественные отцы наши. Впрочемъ, ты, самъ читая и разумѣя ученіе святыхъ и имѣя въ рукахъ своихъ богопреданныя изрѣченія, зачѣмъ требуешь чего-нибудь подобнаго отъ меня бѣднаго? Я думаю, что епископъ есть начальникъ и подлежитъ отвѣтственности за всѣ дѣйствія подчиненныхъ, — неумолкающій вѣстникъ, проповѣдующій заповѣди Божіи, — неусыпный глазъ, наблюдающій за путями каждаго изъ руководимыхъ имъ, — образъ Христа, на который взирая слѣдующіе за нимъ устрояютъ по-евангельски жизнь свою, — всегда сіяющій свѣтильникъ, видимый подвизающимися во мракѣ невѣдѣнія и грѣха, — слово ученія, напаяющее жаждущихъ спасительнымъ питіемъ, — высшій распорядитель, имѣющій отдать отчетъ за жизнъ каждаго во время воздаянія. Поэтому ничто столько не имѣетъ близости и любви къ Богу и столько не достойно награды, сколько это предстоятельство, какъ сказалъ самъ Христосъ къ верховному апостолу: аще любиши мя, Петре, паче сихъ, паси овцы моя (Іоан. 21, 15-16). И нѣтъ ничего опаснѣе и пагубнѣе, какъ недостойно носить этотъ санъ.

Но, самъ ты, превосходнѣйшій изъ отцовъ, — я это хорошо знаю, — какъ пастырь добрый, всегда полагаешь душу свою за овцы своя (Іоан. 10, 11), готовъ на опасности за каждую изъ нихъ, не боишься угрозъ человѣческихъ, не скрываешь слова истины предъ лицемъ противниковъ, повинуешься волѣ одного Царя; притомъ обличаешь безъ всякаго стѣсненія, наказываешь съ состраданіемъ, примиряешь и соглашаешь несогласныхъ, благоразумно отдѣляешь сквернавое отъ святаго, здоровое отъ больного, чтобы оно не сообщило болѣзни своей ближнему, обращаешь заблуждающаго, подъемлешь изнемогшаго, обязуешь сокрушеннаго (Іез. 22, 26; 34, 4). Подлинно, какъ много у тебя дѣла! Надзоръ за игуменами, разборъ живущихъ по келліямъ, рукоположеніе пресвитеровъ и діаконовъ, и наблюденіе за жизнью всѣхъ ихъ, предстательство за вдовъ, покровительство сиротамъ, защита обременяемыхъ, заступленіе за обижаемыхъ и, кромѣ того, сохраненіе своего достоинства. Ибо, когда ничто не вредитъ и не препятствуетъ благочестію, то надлежитъ и намъ повиноваться всякому начальству и власти, и всегда, если возможно, оказывать дружелюбіе ко всѣмъ посредствомъ щедраго и радушнаго пріема и пожертвованія. Да не говорится о твоемъ блаженствѣ то, что, напротивъ, относится къ худымъ пастырямъ, именно къ тѣмъ, которые пасутъ паству для гнуснаго прибытка, которые считаютъ этотъ санъ средствомъ къ (удобствамъ) жизни, къ плотскимъ наслажденіямъ, къ удовлетворенію похотей, къ собиранію скоропреходящаго богатства, къ пріобрѣтенію такого-то и такого-то числа десятинъ земли, толпы рабовъ и множества скотовъ, и потому человѣческими, а не божественными способами достигаютъ высоты предстоятельства, чтобы превозноситься предъ подчиненными и гордо сидѣть впереди болѣе почтенныхъ людей. Не стану говорить о тѣхъ, которые, подобно стряпчимъ, ведутъ тяжебныя дѣла о вещахъ тлѣнныхъ, а не защищаютъ догматовъ благочестія, или, что гораздо хуже, о тѣхъ, которые присвояютъ и отнимаютъ принадлежащее подвластнымъ, и такимъ образомъ пріобрѣтаютъ могущество и богатство. Не отказываясь мало-по-малу притѣснять и бѣдныхъ, которымъ они скорѣе должны были бы подавать руку помощи, кому они могутъ быть уподоблены? Петру ли и Іоанну и ихъ послѣдователямъ, у которыхъ, какъ говорится въ Писаніи, не было сребра и злата, но — благодать божественнаго Духа (Дѣян. 3, 6)? Или Симону волхву, и Іудѣ предателю, и сребролюбивому Гіезію, и прочимъ богатымъ вѣка сего? Я говорю о тѣхъ, которые заботятся только о настоящемъ, какъ бы имъ было хорошо, угождаютъ плоти, прилѣпляются сердцемъ къ золоту, которые, можетъ быть, отдаютъ деньги въ ростъ или снабжаютъ ими бѣдныхъ съ лихвою, владѣютъ (для удовлетворенія) собственныхъ пожеланій и пристрастно удѣляютъ недостойнымъ или родственникамъ, которые, можетъ быть, всѣ заботы направляютъ къ тому, чтобы много посѣять и пожать, столько-то насадить и собрать плодовъ, прибавить и умножить рабочихъ скотовъ или стада, подобно нѣкоторымъ земледѣльцамъ наблюдая время и пользуясь нуждами другяхъ для продажи и покупки того и другого, провождая жизнь подобно промышленникамъ и торговцамъ, а не такъ, какъ слѣдуетъ епископамъ и священнымъ лицамъ, чтобы только окрылять души, освобождать ихъ отъ міра, возводить къ Богу и спасать всю паству отъ грѣховной смерти, а необходимое для настоящей жизни, какъ второстепенное, устроять чрезъ экономовъ и приставниковъ. Но горе мнѣ, потому что я исчислилъ это въ вину себѣ самому, по собственнымъ страстямъ изобразивъ то, чего нѣтъ у другихъ. Ты же, всечестнѣйшій отецъ, какъ чистый отъ всего этого, святыми молитвами отгоняй духовныхъ волковъ отъ запечатлѣннаго Христомъ двора твоего; я хорошо знаю, что ты и дѣлаешь это, и выводишь (пасомыхъ) на пажити добродѣтелей, питая и утучняя ихъ пищею своего сладчайшаго ученія и водою своей чистой вѣры, и непрестанно приносишь благопріятныя жертвы при словесныхъ и священныхъ своихъ службахъ Богу; но, упреждая молитвами своими, упаси и меня несчастнѣйшаго и многогрѣшнаго, прошу и умоляю; и прости, если я чѣмъ-нибудь возбудилъ смѣхъ въ тебѣ по своему невѣжеству. Впрочемъ, я приступилъ къ этому не по собственному желанію, но побуждаемый твоею священною и духовною любовію, или лучше, повелѣніемъ, высказавъ нѣчто не для пользы твоей, но въ доказательство, какъ сказано, искренняго моего послушанія тебѣ. Будь здоровъ въ Господѣ, молясь о насъ, единыхъ грѣшникахъ, во всемъ святѣйшій отецъ!

Примѣчаніе:
[1] Κνωσία, вѣроятно — Кноссъ, городъ на островѣ Критѣ.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 223-226.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0