Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 16 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

21. Къ Симеону монаху [1].

Изъ прежняго мы знаемъ, отецъ, какимъ и сколь великимъ ты былъ въ отношеніи къ нашему смиренію при всѣхъ случающихся скорбяхъ, умиротворяя и устрояя все на пользу: и теперь знаемъ, что ты опечалился по случаю обѣщанія брата при настоящихъ обстоятельствахъ. Но что намъ дѣлать, когда есть заповѣдь Божія и отеческія правила, отстраняющія насъ отъ такого общенія. Пусть же упредитъ скорая помощь твоя и искренняя любовь твоя къ Богу и къ намъ грѣшнымъ, чтобы отклонить искушеніе, какъ бы нѣкое треволненіе, и утишить безпокойство благочестивыхъ владыкъ нашихъ [2]. Ибо не противъ нихъ нашъ отказъ въ общеніи, и причиною — не любовь къ распрѣ, а болѣе почтеніе, уваженіе, любовь и благоговѣніе по надлежащему, — но противъ того, который беззаконно повѣнчалъ прелюбодѣя, вопреки слову Господнему, который осмѣлился содѣйствовать и одобрить такое зло предъ всѣмъ міромъ, котораго низложилъ самъ Христосъ, какъ подпавшаго двумъ правиламъ, — кромѣ другихъ, — изъ которыхъ въ первомъ не дозволяется пресвитеру даже пиршествовать на бракѣ второбрачнаго [3]; — въ правилѣ не рѣшились написать: на бракѣ прелюбодѣя; — не тѣмъ ли «болѣе вѣнчать послѣдняго? А во второмъ говорится, что отъ впадшаго въ какое-нибудь преступленіе и за это отлученнаго, если онъ въ теченіе года не постарается о своемъ возстановленіи, послѣ уже не дозволяется принимать его голоса [4]. А этотъ, просрочивъ болѣе девяти лѣтъ, вторгся въ церковь. Если онъ невиненъ, то тѣмъ болѣе — прелюбодѣй; а если тотъ виновенъ въ грѣхѣ, то кто можетъ сомнѣваться касательно сочетавшаго и богохульствовавшаго противъ Духа Святаго, будто онъ не преступнѣе и нечестивѣе?

Вотъ что, святой отецъ, устрашаетъ и стѣсняетъ наше сердце. Поэтому мы и не имѣемъ общенія съ нимъ, какъ не имѣли и съ предшествовавшимъ патріархомъ, когда онъ сообщался съ прелюбодѣемъ; мы были заключены, я — въ томъ мѣстѣ, гдѣ ты находишься, а игуменъ и прочіе, бывъ сосланы въ Солунь. Но Богъ опять собралъ насъ молитвами твоими; и мы не такъ, какъ пришлось, вступили въ общеніе съ патріархомъ, но только послѣ того, какъ онъ призналъ, что мы поступали хорошо. Если же тогда, когда совершалось прелюбодѣяніе и преступленіе правилъ, мы силою Божіею не устрашились; то какъ же теперь, когда царская власть благочестива, мы будемъ бояться ради одного пресвитера, и измѣнимъ истинѣ, подвергая опасности душу свою? Ни въ какомъ случаѣ, но скорѣе мы перенесемъ все даже до смерти, нежели войдемъ въ общеніе съ нимъ и съ тѣми, которые служатъ вмѣстѣ съ нимъ, пока онъ не будетъ лишенъ священства, какъ и при прежнемъ (патріархѣ). Пусть онъ будетъ экономомъ; но для чего ему еще недостойно священнодѣйствовать? Онъ пересталъ быть пресвитеромъ. Если же служащимъ вмѣстѣ съ нимъ это кажется ничтожнымъ, то они увидятъ, что дѣлаютъ; пусть они пощадятъ насъ смиренныхъ, остающихся въ покоѣ и не говорившихъ ничего до настоящаго времени, но воздержавшихся въ послѣдніе два года, съ тѣхъ поръ, какъ онъ вторгся, чтобы такимъ образомъ намъ проводить мирную жизнь. Владыки наши — добрые посредники и судьи правды; они любятъ свободно говорящихъ истину, какъ возвѣщаютъ часто собственныя почтенныя уста ихъ. Священники пусть посвященнически или убѣждаютъ, или сами убѣждаются; но, хотя бы и не было ничего такого, намъ говорить только шепотомъ — невозможно; видитъ Богъ, Котораго больше — никто, предъ Которымъ однимъ должно страшиться, и предъ тамошнимъ судилищемъ, куда мы всѣ предстанемъ отдать отчетъ во всемъ. Впрочемъ, просимъ твою доброту и, какъ бы повергаясь къ почтеннымъ стопамъ твоимъ, убѣждаемъ и умоляемъ сдѣлать милость намъ и общую пользу какъ самимъ благочестивымъ императорамъ нашимъ, такъ и святѣйшему патріарху и всей церкви, не только у насъ, но и по всей вселенной, чтобы одинъ былъ отлученъ для славы Бога и чтобы не возмущалась церковь Его. Если же нѣтъ, то просимъ о второмъ, чтобы намъ остаться въ томъ же положеніи, какъ въ послѣднія десять лѣтъ; ибо, что прочіе, хотя бы въ безчисленномъ множествѣ, іерархи и священники и игумены имѣютъ общеніе съ нимъ, это неудивительно; потому что они же имѣли общеніе и съ прелюбодѣемъ, и никто ничего не говорилъ. Это Богъ чрезъ насъ, хотя и дерзновенно сказать, внушаетъ и изрекаетъ; впрочемъ, какъ тебѣ угодно.

Примѣчанія:
[1] Писано въ 808 г. огъ имени препод. Платона, когда онъ и преп. Ѳеодоръ съ близкими своими открыто прервали общеніе съ патріархомъ Никифоромъ, по случаю принятія въ общеніе съ церковію (въ 806 г.) отлученнаго эконома Іосифа.
[2] Симеонъ монахъ былъ въ родствѣ съ императоромъ Никифоромъ, при которомъ былъ въ то время соправителемъ сынъ его Ставракій.
[3] Собора Неокесарійскаго правило 7.
[4] Собора Карѳагенскаго правило 83.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 237-239.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0