Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

22. Къ нему же [1].

Опять мы почли за благо просить твою отеческую святость, чтобы ты усердно принялся за общеполезное дѣло и служилъ ему самымъ лучшимъ образомъ. Ибо не противъ благочестивыхъ владыкъ нашихъ — нашъ отказъ въ общеніи, и причиною — не любовь къ распрѣ, какъ мы и прежде писали, а болѣе почтеніе, уваженіе, покорность и благоговѣніе понадлежащему, — но противъ того, который беззаконно повѣнчалъ прелюбодѣя вопреки слову Господнему; противъ того, который осмѣлился содѣйствовать и одобрить такое зло предъ всѣмъ міромъ. А чтобы болѣе пояснитъ сказанное, не для наученія, но для напоминанія, если позволишь, мы приведемъ священную молитву, которая читается при вѣнчаніи сочетавающихся, и увидимъ отсюда, какъ онъ самому Христу, хотя и дерзновенно сказать, противорѣчилъ и воспротивился нечистыми своими устами, объявивъ себя невиннымъ. Ибо между тѣмъ какъ Христосъ называетъ прелюбодѣемъ того, иже пуститъ жену, законно сочетавшуюся съ мужемъ (Матѳ. 19, 9); — а прелюбодѣяніе, какъ тебѣ извѣстно, есть грѣхъ тяжкій и равносильный грѣхамъ убійцы, мужеложника, скотоложника, отравителя и идолопоклонника, по правилу божественнаго Василія [2]; — онъ, поставивъ такого предъ жертвенникомъ, въ слухъ всего народа, осмѣлился произнести нечистыя слова свои. Посмотримъ же, отецъ, убѣждаю, какъ это страшно и непристойно; ибо говорится такъ: самъ, Владыко, ниспосли руку Твою отъ святаго жилища твоего, и сочетай раба Твоего и рабу Твою: сопрязи я въ единомудріи, вѣнчай я въ плоть едину, яже благоволилъ еси сочетаватися другъ другу: честный ихъ бракъ покажи, нескверное ихъ ложе соблюди, непорочное ихъ сожительство пребывати благоволи [3]. Не стратно ли то, что слышится и что подразумѣвается? Какое оскорбленіе Святаго Духа нужно полагать здѣсь при такомъ богохульствѣ, и вмѣстѣ — огорченіе святыхъ ангеловъ при такомъ злословіи? Или какъ земля, тотчасъ разверзшись, не поглотила, какъ Даѳана и Авирона, провозвѣстника лжи, называющаго тьму свѣтомъ я старающагося представить Христа впадшимъ въ противорѣчіе? Ибо, чтó произноситъ священникъ, то и Богъ безусловно обѣщаетъ утвердить, по словамъ великаго Діонисія [4]. Но онъ долготерпѣливо переносилъ, отверзая дверь покаянія виновному во грѣхѣ; а потомъ этотъ, вмѣсто того, чтобы ему плакать и рыдать до смерти и оставаться отлученнымъ и отверженнымъ въ примѣръ божественнаго наказанія для послѣдующихъ поколѣній, опять вступилъ въ церковь и опять открыто является священникомъ! Итакъ, онъ вошелъ, какъ бы сдѣлавшій что-нибудь доброе, а Христосъ побѣжденъ, какъ бы неразумно осудившій его. И это должно, чрезъ служеніе его вмѣстѣ съ другими, распространяться по всей нашей церкви, и всѣ должны одобрить такое дѣло. Ибо что иное произойдетъ, если не это? Но да не будетъ! Отсюда по подражанію скоро должно произойти слѣдующее: и прелюбодѣи будутъ вѣнчаться, и вѣнчающіе, какъ бы совершившіе что-нибудь великое и могущіе принести (этимъ) пользу многимъ и ввести (это) въ обычай, будутъ привѣтствуемы многими. Но да не будетъ! Ибо и онъ не священникъ, и подражающіе ему также. Пусть не обольщается тѣмъ, что прелюбодѣй былъ царь; ибо законы Божіи господствуютъ надъ всѣми, какъ написано. И однако совершившій это тягчайшее преступленіе еще старается выдать беззаконіе за правду, и, такъ сказать, представить себя святѣе Предтечи и Крестителя. Ибо тотъ обличалъ прелюбодѣяніе Ирода и умеръ за истину; а этотъ второго Ирода, оказавшагося по-истинѣ виновнымъ въ одинаковомъ прелюбодѣяніи, и повѣнчалъ и цѣловалъ до смерти, выражая не словами, а самыми дѣлами, что Іоаннъ Предтеча заблуждался, неумѣстно и незаконно обличая и подвергшись смерти. Но да не будетъ! Ибо тотъ былъ поборникъ закона и обличитель нечестія; а этотъ попралъ божественныя таинства, сочеталъ и запечатлѣлъ незаконную связь. Тотъ и по смерти взываетъ: не достоитъ тебѣ имѣти жену Филиппа брата твоего (Марк. 6, 18), и въ лицѣ Ирода говоритъ всей вселенной, чтобы никто не смѣлъ дѣлать того же; а этотъ самыми дѣлами напротивъ доселѣ говоритъ второму Ироду: достоитъ тебѣ имѣти женою Ѳеодотію прелюбодѣйцу, и въ его лицѣ открыто повелѣваетъ людямъ до вѣка прелюбодѣйствовать, а тѣмъ, которые вѣнчаютъ ихъ, быть священниками. О, дерзкое сердце! О, презрѣніе уставовъ Божіихъ! Почему же каждый не осуждаетъ болѣе этого поступка и не удаляется отъ такого человѣка, и въ пищѣ и въ обращеніи, пока онъ не исповѣдуетъ грѣха своего, подвергшись совершенному отлученію отъ всякаго священнослуженія? Поэтому мы просимъ твое благочестіе и точность въ соблюденіи священнаго порядка — внушить эти слова благочестивымъ владыкамъ нашимъ. Ибо мы вѣруемъ, что, если они обуздаютъ его съ соизволенія святѣйшаго патріарха нашего, то ангелы восхвалятъ ихъ, всѣ святые прославятъ, и вся церковь возвеселится; и держава ихъ получнтъ великое приращеніе отъ божественной помощи свыше, при побѣдѣ надъ врагами и противниками и мирной и долгоденственной жизни ихъ. А какъ мы, святой отецъ, поступимъ съ священными правилами, отлучающими его отъ священства? Первое не дозволяетъ пресвитеру даже пиршествовать на бракѣ второбрачнаго, хотя этотъ бракъ дозволенъ Богомъ. Если же онъ на запрещенномъ и прелюбодѣйномъ бракѣ пиршествовалъ цѣлые тридцать дней, и не только это, но и возложилъ побѣдные вѣнцы дѣвства на прелюбодѣевъ и нечистыхъ то чего онъ достоинъ? Не мало ли, быть можетъ, и низложенія? Если же это останется ненаказаннымъ, то божественные предметы обратятся въ шутку и правила — въ ничто. По второму правилу, отъ впадшаго въ какое-нибудь преступленіе и за это отлученнаго, если онъ въ теченіе года не постарается о своемъ возстановленіи, послѣ уже не дозволяется принимать его голоса. А этотъ, просрочивъ болѣе девяти лѣтъ, вторгся въ церковь.

Если же онъ скажетъ, что получилъ приказаніе отъ предстоятеля, и его поступокъ безупреченъ, то почему же приказавшій самъ не повѣнчалъ? Обыкновенно патріархи вѣнчаютъ императоровъ, а не какой-нибудь священникъ; этого никогда не бывало. Очевидно, что, когда ему (патріарху) угрожала опасность лишиться самаго архіепископства, онъ, найдя готоваго на такое дѣло, — ибо этотъ обращался при дворѣ, — сложилъ опасность на голову послѣдняго, если только справедливо, что онъ приказалъ; чему мы не вѣримъ, основываясь на свидѣтельствѣ вашемъ и многихъ другихъ. Если онъ еще скажетъ, что онъ не былъ отлученъ прежнимъ (патріархомъ), то почему же онъ не служилъ въ теченіе девяти лѣтъ? Почему теперь, какъ онъ говоритъ, разрѣшенъ соборомъ? Извѣстно, что разрѣшается связанный, а не несвязанный [5]. Такимъ образомъ онъ самъ себѣ противорѣчитъ и въ этомъ случаѣ оказывается связаннымъ, такъ какъ онъ въ теченіе года, по правилу, не доказалъ своей невинности и открыто не получилъ разрѣшенія, если только могло быть разрѣшеніе всецѣло связанному, хотя бы онъ представилъ тысячу лжесвидѣтелей.

Вотъ что, святой отецъ, устрашаетъ и стѣсняетъ наше сердце. Поэтому мы и не имѣемъ общенія съ нимъ, какъ не имѣли и съ предшествовавшимъ патріархомъ, когда онъ сообщался съ прелюбодѣемъ; мы были заключены, я — въ томъ мѣстѣ, гдѣ ты находишься, а игуменъ и прочіе съ архіепископомъ бывъ сосланы въ Солунь. Но Богъ опять собралъ насъ молитвами твоими; и тогда мы не тотчасъ соединились съ патріархомъ, но послѣ того, какъ онъ призналъ, что мы поступали хорошо. Если же тогда, когда совершалось прелюбодѣяніе и преступленіе правилъ, мы силою Божіею не устрашились; то какъ же теперь, когда царская власть благочестива, мы будемъ бояться ради одного низложеннаго пресвитера, и измѣнимъ истинѣ, подвергая опасности душу свою? Никогда, но (скорѣе) мы перенесемъ все даже до смерти, нежели войдемъ въ общеніе съ нимъ и съ тѣми, которые служатъ вмѣстѣ съ нимъ, пока онъ не будетъ лишенъ священства, какъ и при прежнемъ (патріархѣ), хотя послѣдній хуже. Ибо прежній ни разу не служилъ вмѣстѣ съ нимъ; и тогда войти въ общеніе было бы нелѣпо, но не было бы такимъ зломъ; а теперь угрожаетъ намъ лишеніе священства, если будемъ служить вмѣстѣ съ нимъ. Пусть онъ будетъ экономомъ; но для чего ему еще недостойно священнодѣйствовать? Онъ пересталъ быть священникомъ.

Если же служащимъ вмѣстѣ съ нимъ это кажется ничтожнымъ, то они увидять, что дѣлаютъ: пусть они пощадятъ насъ смиренныхъ, терпѣливо переносящихъ (и не говорившихъ ничего до настоящаго времени), но воздерживавшихся въ послѣдніе два года, съ тѣхъ поръ какъ онъ вторгся, чтобы такимъ образомъ намъ проводигь мирную жизнь. Владыки наши — добрые посредники и судіи правды; они любятъ свободно говорящихъ истину, какъ возвѣщаютъ часто собственныя почтенныя уста ихъ. Священники пусть посвященнически ведутъ себя, или убѣждаютъ, или сами убѣждаются. Если же нѣтъ ничего подобнаго, то намъ все-таки невозможно говорить только шепотомъ: видитъ Богъ, Котораго бодьше — никто, предъ Которымъ Однимъ должно страшиться, и предъ тамошнииъ судилищемъ, куда мы всѣ предстанемъ отдать отчетъ во всемъ. Впрочемъ, просимъ твою доброту и, какъ бы повергаясь къ почтеннымъ стопамъ твоимъ, убѣждаемъ и умоляемъ сдѣлать милость намъ и общую пользу какъ самимъ благочестивымъ императорамъ нашимъ, такъ и святѣйшему патріарху и всей церкви, не только у насъ, но и по всей вселенной, чтобы одинъ былъ отлученъ для славы Бога и не вазмущалась церковь Его. Если же нѣтъ, то просимъ о второмъ, чтобы намъ остаться въ томъ же положеніи, какъ въ послѣднія десять лѣтъ; ибо, что прочіе, хотя бы въ безчисленномъ множествѣ, іерархи и священники и игумены имѣютъ общепіе съ нимъ, это не удивительно; потому что они же имѣли общеніе и съ прелюбодѣемъ, и никто ничего не говорилъ. Это Богъ чрезъ насъ, хотя и дерзновенно сказать, внушаетъ и изрекаетъ; впрочемъ, какъ угодно.

Примѣчанія:
[1] Писано въ 808 г., также отъ имени преп. Платона и по тому же случаю, какъ и предыдущее письмо.
[2] Къ Амфилох. прав. 7. Творенія въ русск. перев., т. VII, стр. 10. М. 1892.
[3] См. Послѣдованіе вѣнчанія.
[4] Діонисія Ареопагита, О церковной іерархіи гл. 7. Въ русск. перев. 1855 г., стр. 230.
[5] Экономъ Іосифъ былъ допущенъ къ общенію съ церковію соборомъ 15-ти епископовъ, созванныхъ императоромъ Никифоромъ, съ согласія патріарха Никифора, въ 806 г. по Р. Хр.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 239-243.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0