Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

24. Къ Ѳеоктисту магистру [1].

Что твое высокое превосходительство заботится о дѣлахъ нашихъ по своему чрезвычайному благочестію, это доказали слова, переданныя благоговѣйнѣйшимъ игуменомъ, показали и слова, теперь переданныя братомъ нашимъ, въ отвѣтъ на посланныя заявленія и возраженія. За такое доброе расположеніе твое къ общей пользѣ, Богъ, распредѣляющій все мѣрою и вѣсомъ (Прем. 11, 21), конечно, воздастъ тебѣ награды и безъ нашихъ прошеній. Но, господинъ, можетъ ли быть экономія [2] съ нашей стороны болѣе той, какую соблюдали мы? Ибо и я и архіепископъ до настоящаго времени уклонялись, сохраняя молчаніе, такъ какъ время глаголати и молчати (Еккл. 3, 7), принимая всѣ мѣры, чтобы это дѣло не обнаружилось. Но Судящій судилъ, и не солгалъ Сказавшій: нѣсть тайно, еже не явится (Марк. 4, 22), такъ что и безъ нашего желанія, по самому свойству своему, эти дѣла не могли долго казаться чѣмъ-нибудь инымъ, въ сравненіи съ тѣмъ, что они есть. И теперь мы, пользуясь экономіей, утверждаемъ слѣдующія два положенія: или пусть перестанетъ священнодѣйствовать низложенный, и мы тотчасъ войдемъ въ общеніе съ святымъ патріархомъ, что вообще было бы полезно, или, если это не будетъ принято, мы останемся при той же сдержанности, какъ прежде, предоставивъ Господу судъ объ этомъ предметѣ. А что больше этого, то будетъ, прости, уже не экономія, а вина беззаконія и преступленія божественныхъ правилъ. Ибо предѣлъ экономіи, какъ ты знаешь, состоитъ въ томъ, чтобы и не нарушать совершенно какое-нибудь постановленіе, и не вдаваться въ крайность и не причинять вреда важнѣйшему въ томъ случаѣ, когда можно сдѣлать малое послабленіе по времени и обстоятельствамъ, чтобы такимъ образомъ легче достигнуть желаемаго. Этому мы научились между апостолами отъ Павла, который очистился и обрѣзалъ Тимоѳея (Дѣян. 21, 26; 16, 3); а между отцами отъ Василія Великаго, который принялъ приношеніе Валента и до времени не провозглашалъ Духа Богомъ. Но ни Павелъ не продолжалъ очищаться, ни Василій — принимать еще дары отъ Валента и не называть Духа Богомъ [3]; напротивъ, видно, что они оба готовы были принять смерть за то и другое.

Такимъ образомъ, кто приспособляется къ обстоятельствамъ вѣка, тотъ не отступаетъ отъ добра; ибо онъ скорѣе достигаетъ желаемаго, уступивъ немного, подобно управляющему кормиломъ, который опускаетъ нѣсколько руль въ случаѣ противной бури. А поступающій иначе отступаетъ отъ цѣли, совершая преступленіе вмѣсто приспособленія къ обстоятельствамъ. На это много примѣровъ, писать о нихъ многословно — трата времени. Что же касается твоихъ словъ, господинъ, будто Златоустъ сдѣлалъ послабленіе апостольскаго правила о рукополагающихъ и рукополагаемыхъ за деньги [4] въ отношеніи къ тѣмъ шести епископамъ, которыхъ онъ низложилъ [5]; то не было никакого нарушенія правила, хотя и кажется такъ, когда онъ, лишивъ ихъ всякаго священнаго сана, дозволилъ имъ только причащаться отъ жертвенника. Но допустимъ, что онъ и отступилъ и сдѣлалъ послабленіе; пусть желающіе подражаютъ ему, и никто не будетъ препятствовать; ибо и онъ — уста Божіи и общникъ апостоловъ; о немъ многое воспоминается даже до настоящаго времени, и никто не споритъ объ этомъ. Но здѣсь не то; ибо повѣнчавшій прелюбодѣя опять священнодѣйствуетъ, какъ бы не сдѣлавшій ничего непристойнаго, и притомъ не въ какомъ-нибудь сокровенномъ мѣстѣ выступая, но въ самой каѳолической церкви, какъ бы представляемый въ хорошій примѣръ священникамъ.

А чѣмъ (кажется) намъ языческое двоеженство Валентиніана [6]? И вѣнчавшій его развѣ провозглашается за это святымъ, а не беззаконнымъ, если только онъ былъ вѣнчанъ? И кто изъ тогдашнихъ досточтимыхъ отцовъ предалъ письменно, что Валентиніанъ поступалъ благочестиво, имѣя двѣ жены, и что съ тѣхъ поръ должно это дѣлаться? Такъ и многіе другіе, которыхъ воля руководствуется закономъ не божественнымъ, а человѣческимъ и предосудительнымъ, дѣлали и, можетъ быть, будутъ дѣлать до конца вѣка; но церковь Божія осталась невредимою, хотя и была поражаема многими стрѣлами, и врата адова не могутъ одолѣть ей (Матѳ. 16, 18); она не позволяетъ и дѣлать и говорить что-нибудь вопреки постановленнымъ правиламъ и законамъ, хотя и многіе пастыри нерѣдко безумствовали, составляя великіе и многочисленные соборы и церковью Божьей называя себя, и, повидимому, заботясь о правилахъ, а на самомъ дѣлѣ дѣйствуя противъ правилъ. Что же удивительнаго, если и теперь пятнадцать, быть можетъ, епископовъ, собравшись, признали невиннымъ низложеннаго на основаніи правилъ по двумъ причинамъ и разрѣшили ему священнодѣйствовать? Такъ, господинъ, соборъ есть не просто собраніе епископовъ и священниковъ, хотя бы ихъ и много было, — ибо сказано: лучше единъ праведникъ, творящій волю Господню, нежели тысяча грѣшникъ (Сир. 16, 3), — но собраніе во имя Господа, для мира и соблюденія правилъ и для того, чтобы связывать и разрѣшать не какъ случится, но какъ слѣдуетъ по истинѣ и по правилу и по точному разсужденію. Пусть же собравшіеся или докажутъ, что они такъ поступали, и тогда мы будемъ вмѣстѣ съ ними; или, если не докажутъ, пусть извергнутъ недостойнаго, чтобы это не послужило къ ихъ осужденію и не было передано послѣдующимъ поколѣніямъ. Ибо слово Божіе, по свойству своему, не вяжется (2 Тим. 2, 9); и епископамъ отнюдь не дана власть преступать какое-нибудь правило, а — только слѣдовать постановленіямъ и держаться прежняго.

Я не знаю, есть ли что-нибудь, не опредѣленное привилами и оставленное безъ вниманія. Напримѣръ, у святого Василія есть правило относительно священника, истинно поклявшагося, что онъ будетъ довольствоваться только своею церковію и никогда не принесетъ дара въ другой [7]; и снова — правило собора Карѳагенскаго относительно тѣхъ, которые рукополагаютъ ушедшихъ изъ монастырей, что такимъ не дозволяется священнодѣйствовать въ другой церкви кромѣ той, гдѣ каждый имѣетъ епископство, а рукоположенные должны быть низложены [8]. Если же (согрѣшившіе) въ такихъ не важныхъ и многимъ не кажущихся чѣмъ-либо преступнымъ дѣлахъ не оставляются безъ наказанія судомъ и постановленіями Божіими, то не гораздо ли болѣе въ настоящемъ дѣлѣ? Не позволительно, господинъ, не позволительно ни нашей церкви, ни другой, дѣлать что-либо вопреки постановленнымъ законамъ и правиламъ; потому что, если это будетъ дозволено, то тщетно Евангеліе, напрасны правила; и каждый во время своего епископства, если бы ему было дозволено такъ поступать со своими, какъ ему угодно, былъ бы новымъ евангелистомъ, инымъ апостоломъ, другимъ законодателемъ. Но нѣтъ. Мы имѣемъ заповѣдь отъ самого апостола, что, если кто станетъ учить или повелитъ намъ дѣлать паче, еже мы приняли, паче, еже въ правилахъ бывшихъ по временамъ соборовъ вселенскихъ и помѣстныхъ, того не должна принимать и не должно считать его въ числѣ святыхъ; не станемъ произносить того тягостнаго слова, которое онъ изрекъ (Гал. 1, 8). Итакъ, для насъ, находящихся внѣ міра, нѣтъ никакой другой обязанности, какъ домогаться того и дѣлать то, въ чемъ намъ можно и превозноситься и соревновать. И если жизнь будетъ проходить въ этомъ, то хорошо будетъ; если же нѣтъ, то полезнѣе быть въ ссылкѣ и безъ крова и скитаться въ поднебесной со всякою скорбію и тѣснотою. Итакъ, да поможетъ намъ посильно душа твоя боголюбивая и ревнующая о предметахъ божественныхъ!

Примѣчанія:
[1] Это письмо и слѣдующія два писаны также въ 808 г., по дѣлу объ экономѣ Іосифѣ.
[2] Т. е. приспособленіе къ обстоятельствамъ, послабленіе къ лицамъ и снисхожденіе къ человѣческимъ слабостямъ.
[3] Св. Григорія Богосл. надгр. слово св. Василію Великому (Творенія въ русск. перев., т. IV, стр. 86 и 103. М., 1889).
[4] Апостольское правило 29.
[5] Въ житіи св. Іоанна Златоуста, у Палладія, гл. 15.
[6] Т. е. императора Валентиніана младшаго (IV в.).
[7] Къ Амфилох. прав. 10 (Творенія въ русск. пер., т. VII, стр. 14. – М., 1892).
[8] Собора Карѳагенскаго правило 84.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 245-248.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0