Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

25. Къ Никифору патріарху.

Пользуясь смиреннымъ письмомъ нашимъ, какъ бы нѣкоторой завѣсой, изъ благоговѣнія къ ангелу блаженства твоего, мы, смиренные, являемся предъ святѣйшею главою твоею по необходимости. Ибо Іоаннъ, сослужитель и ученикъ нашъ, извѣстилъ уже насъ, что онъ, удостоившись почтеннѣйше поклониться тебѣ, слышалъ отъ твоего блаженства нѣчто странное и невыносимое. «Вы, — сказало (твое блаженство), — отщепенцы отъ Церкви». Блаженнѣйшій! Какой скорби справедливо должна была предаться душа наша при этихъ словахъ? Какъ не высказать оправданія предъ твоею святостью, чтобы молчаніемъ не подтвердить обвиненія? Но прежде оправданія я съ почтеніемъ докладываю, что не должно, какъ пришлось, отверзать слухъ для всякаго, желающаго сказать что-нибудь противъ кого-нибудь, и безъ суда высказываться противъ обвиняемаго лица. Еда законъ вашъ, говорится въ Писаніи, судитъ человѣку, аще не слышитъ отъ него прежде и разумѣетъ, что творитъ (Іоан. 7, 51)? Такъ (слѣдовало поступить) и тогда, когда твое блаженство услышало тяжкое и прискорбное о нашемъ смиреніи. Подлинно, какое зло больше отдѣленія отъ Церкви и того, чтобы овца лишилась архипастыря или сопастыря? Ибо и намъ грѣшнымъ, хотя и недостойно, принадлежитъ помазаніе отъ Бога и имя пастыря, чтобы, — осмѣлюсь сказать, — сносить, разсуждать, внушать и наединѣ и предъ другими, по преданному отъ Господа ученію, между тобою и тѣмъ единѣмъ или при двою: а кто и послѣ того будетъ упорствовать, тотъ, какъ говоритъ Онъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь (Матѳ. 18, 15-17). Мы же доселѣ ничего такого не слыхали отъ святой души твоей ни чрезъ посланнаго, ни лично, и не получали внушенія; и такой произнести приговоръ! Да разсудитъ совершенство твое, справедливо ли причинена эта скорбь чадамъ твоимъ? Перейдемъ и къ самому оправданію, отдавая отчетъ предъ вездѣсушимъ Богомъ и предъ твоею святостію. Мы не отщепенцы, святая глава, отъ Церкви Божіей; да не случится этого съ нами никогда! Хотя мы и повинны во многихъ другихъ грѣхахъ, однако, мы православны и питомцы каѳолической Церкви, отвергающіе всякую ересь и принимающіе всѣ признанныя вселенскіе и помѣстные соборы, равно какъ и изреченные ими каноническія постановленія. Ибо не вполнѣ, а на половину православный тотъ, кто полагаетъ, что содержитъ правую вѣру, но не руководствуется божественными правилами. И твое блаженство, когда ты былъ возведенъ, мы приняли, какъ и исповѣдали это открыто предъ тобою. И съ того времени донынѣ мы, какъ подобаетъ, поминаемъ твое блаженство при священнодѣйствіи; и — свидѣтель Богъ! — если бы въ тотъ день ты захотѣлъ войти въ общеніе съ нами, то мы имѣли бы общеніе съ тобою, нисколько не сомнѣваясь; потому что ты любезенъ намъ съ самаго начала. Но это волненіе — ради него, ради эконома, котораго низложила сама истина, какъ виновнаго въ нарушеніи многихъ правилъ; ибо еще прежде открытаго прелюбодѣянія онъ не только совершалъ богослуженіе для этого императора, прелюбодѣйствовавшаго съ разными лицами, причащалъ и пиршествовалъ съ нимъ, но и имѣлъ часть вмѣстѣ съ нимъ (Іоан. 13, 8), отъ чего сдѣлался готовымъ и на открытое безчинство, презрѣвъ Бога и божественные уставы. А чтобы сказанное было яснѣе, — не для наученія, нѣтъ, но для напоминанія, — если угодно, обрати вниманіе на священное послѣдованіе вѣнчанія сочетавающихся и посмотри, какое здѣсь надобно полагать оскорбленіе Святаго Духа въ такихъ противорѣчіяхъ [1]. Ибо, что произноситъ священникъ, то и Богъ вѣрно утверждаетъ, по словамъ великаго Діонисія. Поэтому просимъ твое совершенство запретить священнослуженіе тому, который низложенъ правилами, и предшественникомъ твоей святости былъ отлученъ цѣлые девять лѣтъ, и вторгся незаконно.

Мы отверзли смиренныя уста свои теперь, когда вызваны къ этому. Ибо когда происходило то собраніе малое и, не знаю, какъ назвать его, тогда я возвращался изъ темницы и, увидѣвъ собравшимися тѣхъ, которые и прежде одобряли прелюбодѣяніе и принимали сочетавшаго прелюбодѣевъ, припомнилъ пророческія слова: премудръ умолчитъ до времене, ибо время лукаво (Сир. 20, 7). Но такъ какъ пророкъ говоритъ: молчахъ, еда и всегда умолчу (Ис. 42, 14); то поэтому и я, подвергшись клеветѣ, въ благопотребное время высказалъ предлагаемое. Сколько зависѣло отъ меня, я всячески остерегался въ послѣдніе два года, чтобы это дѣло не обнаружилось, разсуждая самъ въ себѣ: такъ какъ я, не имѣя епископскаго достоинства, не могу обличать, то для меня достаточно оберегать себя самого и не входить въ общеніе съ нимъ и съ тѣми, которые завѣдомо служатъ вмѣстѣ съ нимъ, пока не прекратится соблазнъ. Итакъ, просимъ и умоляемъ, чтобы святая душа твоя склонилась обуздать этого человѣка, дабы не подвергалась порицанію безукоризненная святость твоя и не осквернялся божественный жертвенникъ служеніемъ низложеннаго и не было основательныхъ причинъ къ расколамъ. Блаженство твое да знаетъ истинно и ясно, что, если это не будетъ сдѣлано по мановенію и (твоей) боголюбивой души и благочестивѣйшихъ и побѣдоносныхъ императоровъ нашихъ (ибо они — ревнители); то одному Богу извѣстно, что будетъ съ ними, выступающими на защиту заповѣди; а въ Церкви нашей, — свидѣтель Богъ и избранные ангелы Его, — произойдетъ великій расколъ. Сжалься же, пастырь добрый, помоги, врачъ свѣдущій, паствѣ твоей, овцамъ твоимъ, церквамъ твоимъ, мѣрами твоей мудрости, словами твоего благоразумія. средствами твоего врачеванія; отлучи одну овцу отъ одного только священнослуженія, и ты достигнешь всего; и паршивостію одного да не заразится Церковь, юже стяжа Господь и Богъ нашъ кровію своею (Дѣян. 20, 28)!

Примѣчаніе:
[1] Т. е. между молитвой брачнаго чинопослѣдованія и дѣйствіями эконома.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 248-250.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0