Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

27. Къ Никитѣ патрицію.

Другихъ, можетъ быть, иногда благосклонность человѣческая возводитъ на высоту достоинствъ; а тебя, благочестивѣйшаго и превозлюбленнаго господина нашего, не благосклонность какая-нибудь, а поистинѣ добродѣтель возвела въ великое достоинство, притомъ не на нѣкоторое время и не въ одной области, но навсегда и во многихъ, взявъ тебя, какъ бы нѣкое золото, и сдѣлавъ во всѣхъ отношеніяхъ украшеніемъ благочестивому нашему царству. И это положеніе дѣла очевидно, хотя бы мы и не говорили. Поэтому и нынѣ христоподражательные императоры наши похвально сдѣлали, что поставили тебя въ настоящіе дни образомъ своей благости въ этомъ царствующемъ городѣ. Таковъ отвѣтъ нашъ на присланное нынѣ отъ твоего благочестія привѣтствіе чрезъ подателя письма. И Господь Богъ нашъ да сохранитъ тебя на будущее время невредимымъ по душѣ и по тѣлу, въ начальствованіи и власти, чтобы самыя дѣла засвидѣтельствовали, что власть дана тебѣ отъ Бога. Но такъ какъ, по снисхожденію къ нашему смиренію, — ибо мы такъ думаемъ, а не иначе, — благочестіе твое бесѣдовало съ братомъ о волосахъ, съ которыми мы дѣлаемъ то и то, и о томъ, что слѣдуетъ и наблюдать время, и поступать по правиламъ, и не выходить изъ своихъ предѣловъ, когда и патріархъ предсѣдательствуетъ здѣсь; то мы предлагаемъ истинное оправдавіе, принося тебѣ напередъ благодарность, что ты хлопочешь и печешься о дѣлахъ нашихъ. И справедливо; ибо это самое служитъ знакомъ и свидѣтельствомъ твоей доброты сердечной, которую мы провозглашаемъ; а можетъ быть и по родству [1] и должна быть нѣкоторая особенная предъ всѣми остальными расположенность.

Такъ, господинъ, есть божественyые законы и правила, которые руководятъ каждымъ благочестивымъ, въ которыхъ нельзя ни прибавить, ни убавить что-нибудь. Они направляютъ насъ смиренныхъ, хотя мы и ошибаемся многократно, какъ въ другихъ предметахъ, такъ и въ отношеніи къ отращивающимъ волосы. И какъ твоя власть старается соблюдать установленное нашими благочестивыми владыками, то донося о случающемся, то исполняя приказанное, заключая и изгоняя, и прочее, что случится, дѣлая не боясь никакихъ лицъ — ни малыхъ, ни великихъ, и то, что услышитъ и что приказано, спѣшитъ исполнить тотчасъ, — ибо не малая опасность и отъ малаго промедленія, — такъ точно и еще гораздо болѣе гибельно и опасно намъ, достигшимъ священства, не исполнять всего, предписаннаго Царемъ всѣхъ Богомъ чрезъ божественныя правила и досточтимыхъ отцовъ. А что о (волосахъ) есть божественное повелѣніе, это во-первыхъ показываетъ апостолъ (1 Кор. 11, 14), потомъ постановленія [2], затѣмъ Златоустъ, доказывающій, что мужчинамъ ростить волосы — несомнѣнный грѣхъ [3], наконецъ правило святого собора шестого, въ которомъ предписывается и отлученіе неповинующимся [4] которое я и прилагаю, чтобы ты, самъ прочитавши, зналъ, что мы грѣшные ничего не дѣлаемъ безъ правилъ. И не теперь мы стали держаться этого правила, но давно; это было извѣстно и предшествовавшему патріарху; ибо и онъ надлежашимъ образомъ бесѣдовалъ съ нами, не осуждая, но одобряя, — ибо какъ могъ бы онъ (осуждать), когда есть правило? — при чемъ мною и было упомянуто объ этомъ, хотя мы не были выслушаны. Относительно икономіи мы не разсуждали съ нимъ; и донынѣ мы такъ проводили время, не высказываясь предъ другими, — потому что мы не епископствуемъ, — а въ собственной церкви соблюдая осторожность, потому что мы священствуемъ, и не слѣдуетъ давать тѣло и кровь Господа нашего Іисуса Христа тѣмъ, которые явно преданы грѣху, — кто бы это ни былъ, я не знаю, — если онъ не обѣщаетъ исправленія. Впрочемъ, многимъ мы и прощали и прощаемъ до перваго и второго напоминанія и даже до третьяго; а свыше того — уже небрежность и презрѣніе правилъ, или лучше, Бога, который далъ ихъ. Таково наше оправданіе предъ твоимъ, господинъ, высокимъ превосходительствомъ; и какая бы ни донеслась молва, просимъ тебя, какъ имѣющаго быть судимымъ и получить воздаяніе отъ Бога, не забывать должнаго. Ибо тому, будто мы здѣсь раздѣлывались съ кѣмъ-нибудь собственною рукою, смѣшно и повѣрить для всякаго благоразумнаго. Ни въ какомъ случаѣ. Но сдѣланное нами было исполнено со всякимъ увѣщаніемъ и со всякимъ снисхожденіемъ къ принимающимъ, равно какъ и обрѣзываніе волосъ у обросшихъ ими почти до пояса и преданныхъ безпечности, чтобы казалось, что и мы не отступаемъ отъ правила и въ маломъ чемъ-нибудь; а равно и для того, чтобы чрезъ это произошло какое-нибудь преуспѣяніе къ лучшему. Итакъ, молись, господинъ, чтобы намъ жить праведно и мирно, содѣйствуя и съ своей стороны дѣламъ нашимъ по возможности, дабы, если будетъ что-нибудь доброе, и честная душа твоя участвовала въ добрѣ.

Примѣчанія:
[1] Онъ былъ родственникомъ преп. Ѳеодора.
[2] Постановленія Апостольскія, кн. I, гл. 3.
[3] Толкованіе на первое посланіе къ Коринѳянамъ. Творенія въ рус. пер. т. X, кн. I. стр. 252. — Спб. 1904.
[4] Собора Трулльскаго правило 96.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 251-253.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0