Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 16 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

28. Къ Василію монаху [1].

Мы получили письмо твоей братской любви и удивились ея внезапной перемѣнѣ. Первое (письмо), — не стану говорить о прочемъ, не относящемся къ предмету, — содержало въ себѣ осужденіе эконома Іосифа, какъ неправо вторгшагося въ церковь; а второе напротивъ объявляетъ его совершенно невиннымъ. Ты одного и того же въ одномъ и томъ же дѣлѣ то хвалишь, то порицаешь; а твое благочестіе должно знать, что говоритъ объ этомъ нѣкто изъ святыхъ. Впрочемъ, поставимъ это ни во что, хотя (здѣсь) противорѣчіе. Но почему ты рѣшился такъ необдуманно, прежде изслѣдованія и тщательнаго испытанія, провозгласить нашему смиренію отлученіе отъ нашей Церкви, и слѣдовательно анаѳему? Внимай себѣ, говоритъ Писаніе (1 Тим. 4, 16); и еще: первѣе, неже испытаеши, не порицай, уразумѣй прежде, и тогда запрещай (Сир. 11, 7). А ты, не исполнивъ ничего изъ этого и не подумавъ, что и мы, конечно, можемъ говорить и дѣлать разумно, упрекнулъ насъ, какъ бы неопытныхъ, неразумныхъ, новичковъ въ монашеской жизни и начинающихъ учиться; и не только это, но и подвергъ порицанію; и, — о, если бы только это! — но еще и предалъ анаѳемѣ. Увы, дѣла человѣческія! Почему ты болѣе не сохраняешь неприкосновенными предѣловъ дружбы? Ибо, если бы это оставалось нетронутымъ для твоей честности, то такъ неожиданно не укорилъ бы ты нашего смиренія. Впрочемъ, мы достойны этого; и неудивительно, если порицаемся и твоею дружбою. Что такое — мы, это извѣстно Богу; а твоему благоразумію, когда оно претыкается и соблазняется, слѣдуетъ объяснить. Мы, почтенный, не отщепенцы отъ церкви Божіей; да не случится этого съ нами никогда! Хотя мы и повинны во многихъ другихъ грѣхахъ, однако составляемъ одно тѣло съ нею и вскормлены божественными догматами, и правила ея и постановленія стараемся соблюдать.

Производить смятенія и отдѣляться отъ той, которая поистинѣ не имѣетъ никакой скверны или порока (Ефес. 5, 27), какъ въ предметахъ вѣры, такъ и въ отношеніи къ постановленнымъ правиламъ отъ начала вѣка и доселѣ, свойственно тѣмъ, которыхъ вѣра извращена и жизнь неправильна и беззаконна; изъ нихъ одинъ есть и этотъ Іосифъ, повѣнчавшій прелюбодѣя, равно и тѣ, которые дозволяютъ себѣ служить вмѣстѣ съ нимъ, какъ бы съ невиннымъ, также и тѣ, которые одобряютъ его какъ бы священнодѣйствующаго безукоризненно. Какъ твое благочестіе, хотя пишетъ къ намъ на основаніи правилъ, не знаетъ божественныхъ правилъ и того, что этотъ человѣкъ низложенъ на основаніи ихъ? Ибо, если они не дозволяютъ пресвитеру пиршествовать на бракѣ второбрачнаго, то что (сказать) о томъ, который повѣнчалъ двоеженца? Что — о пиршествѣ на прелюбодѣйномъ бракѣ въ теченіе цѣлыхъ тридцати дней? Что — о дѣлѣ еще пагубнѣйшемъ, о вѣнчаніи прелюбодѣя, по слову Господа, о томъ, когда сочетавающій прелюбодѣевъ произноситъ при вѣнчаніи священную молитву и нечестиво призываетъ божественную благодать на нечестивыхъ? Такой отверженъ отъ Бога и чуждъ святыни, по словамъ божественнаго Діонисія [2]. Тратой времени было бы писать здѣсь о другихъ правилахъ, лежащихъ на немъ. Но что онъ, бывъ отлученъ прежнимъ патріархомъ, находился (въ такомъ состояніи) девять лѣтъ, а правило не позволяетъ уже разрѣшать того, кто не разрѣшенъ въ теченіе года, — какъ поступимъ (съ этимъ)? Конечно возразятъ, что онъ былъ разрѣшенъ. Но, если онъ былъ разрѣшенъ, почему не священнодѣйствовалъ? И, если былъ разрѣшенъ, почему недавно испрашивалъ разрѣшенія отъ собора? Извѣстно, что связанный ищетъ разрѣшенія, а не несвязанный, такъ что и здѣсь онъ противорѣчитъ самому себѣ, желая противиться истинѣ. Итакъ, братъ, оскорбленіе святыни — священствовать ему, и совершенное извращеніе правилъ — не уклоняться отъ этого. Что говоритъ и Златоустъ? «Не безопасно — не дѣлать изслѣдованія относительно священника»; не о вѣрѣ, какъ ты думаешь, онъ говоритъ это, а объ исправности въ жизни. Изслѣдывать и испытывать каждаго, въ какомъ онъ состояніи, не должно; ибо благодать и при недостойныхъ нисходитъ ради приступающихъ. Но не дѣйствовать прямо противъ явно осужденныхъ, изъ которыхъ одинъ и этотъ Іосифъ, совершившій открыто предъ глазами всѣхъ весьма великое беззаконіе, запрещенное Господомъ, и такимъ образомъ оказавшійся преступнѣе того прелюбодѣя, котораго онъ сочеталъ бракомъ, — это, по словамъ (Григорія) Богослова, явная измѣна истинѣ и нарушеніе правилъ [3].

Или не знаетъ дружба твоя, что самъ Богъ былъ мстителемъ, когда не возсталъ управлявшій тогда церковію, — какъ случилось нѣкогда съ Самуиломъ при безумномъ Саулѣ (1 Цар. гл. 15), — и пресѣкъ царствованіе новаго Ирода по роду прелюбодѣянія? То же потерпѣлъ и тотъ Иродъ, собственнымъ народомъ изгнанный и умерщвленный, такъ какъ онъ, оставивъ законную жену свою, дочь царя Ареты, вступилъ въ беззаконную связь съ женою брата Филиппа Иродіадою. Если же такого не должно осуждать, то предъ твоею любовію окажется согрѣшившимъ, хотя и дерзновенно сказать, Іоаннъ Предтеча, обличавшій Ирода и умершій за обличеніе, равно какъ и Златоустъ, ведшій настойчивую борьбу за поле вдовицы [4]. За благаго бо, говорится въ Ппсаніи, негли кто и дерзнетъ умрети (Рим. 10, 7). Не говорю о такихъ же настоятельныхъ дѣйствіяхъ другихъ святыхъ въ защиту подобныхъ. Или опять не знаетъ честность твоя, что христіанство состоитъ изъ двухъ, т. е. изъ вѣры и дѣлъ, и если не достаетъ одного чего-нибудь, то и другое не приноситъ пользы имѣющему его? Итакъ, просимъ тебя, поревнуй о божественномъ; и во-первыхъ, какъ сынъ общаго нашего отца, стремись вмѣстѣ съ нами къ должному; во-вторыхъ, какъ ученикъ блаженнаго Саввы, стремись къ точности не только относительно вѣры, но и относительно правилъ; въ-третьихъ, какъ собратъ, братское думай вмѣстѣ съ нами и, напоминаемъ, сохраняй собственное свое мѣсто, чтобы вслѣдствіе этого намъ не преткнуться въ главнѣйшемъ.

Прости побратски напоминающимъ, какъ и мы тебѣ; мы не должны негодовать, когда намъ напоминаютъ. Пусть же и твоя честность не сердится, но еще болѣе воспламеняется любовію и пишетъ намъ подобное, сколько разъ захочетъ; ибо мы отъ этого не потерпимъ вреда, а развѣ будемъ жить осторожнѣе. Что же касается папы, то какое намъ дѣло, такъ ли онъ поступаетъ, или иначе? Онъ, прости, возносится на собственныхъ крыльяхъ, по пословицѣ. Ибо, когда онъ сказалъ, что нисколько не заботится объ явныхъ грѣхахъ священника, то не священника какого-нибудъ, но Главу Церкви онъ осмѣялъ чрезъ это и презрѣлъ, такъ что намъ стыдно и слышать. Если это справедливо, то увы — іерархія! Впрочемъ, просимъ, осторожно будемъ говорить о главахъ и не станемъ высказываться такъ рѣзко. А что люди, какъ ты написалъ, могутъ открыть уста и говорить, что мы, оставивъ здѣшнюю патріархію, перенесли дѣло къ другой, объ этомъ пусть не безпокоится твоя честность; Богъ знаетъ и первое начинаніе и второе, даже и третье Самъ разсудитъ, Самъ обличитъ, Самъ представитъ предъ страшнымъ престоломъ, и Самъ воздастъ сообразно тому, какъ мы поступали и дѣйствовали. Ибо слова: аще быхъ человѣкомъ угождалъ, Христовъ рабъ не быхъ убо былъ, не нами грѣшными сказаны (Гал. 1, 10). Мы поминаемъ, при священнослуженіи, какъ подобаетъ, и святѣйшаго патріарха, какъ и благочестивыхъ нашихъ императоровъ, не отказываемся имѣть общеніе и со всякимъ неосужденнымъ. Мы писали и къ самому архіерею, — какъ извѣстно и благочестивымъ императорамъ нашимъ, — что мы ни въ чемъ съ нимъ не разногласимъ, кромѣ только дѣла объ Іосифѣ, и когда этотъ будетъ отлученъ отъ священнослуженія, то мы тотчасъ войдемъ въ обшеніе съ нимъ. Притомъ онъ — возлюбленный намъ мужъ, не только потому, что онъ — глава нашей церкви, но и потому, что издавна уважаемъ нами, и, что есть въ его жизни прекраснаго, мы не перестаемъ превозносить. Если же случится, что и онъ самъ приметъ ревность, — не стану говорить о святыхъ епископахъ, игуменахъ, монахахъ и множествѣ мірянъ, — тогда что скажетъ любовь твоя? Поэтому знай, что у насъ не отдѣленіе отъ церкви, но защищеніе истины и оправданіе божественныхъ законовъ; а иное, какъ сказала честность твоя, было бы нарушеніемъ истины и извращеніемъ правилъ, и справедливо можно сказать тебѣ слѣдующее: жерцы отвергошася закона Моего, и оскверниша святая Моя, между святымъ и сквернавымъ не разлучаху, но все для нихъ было одинаково (Іез. 22, 26). Ибо (выраженіе): не имѣть скверны или порока, опять скажу, нужно разумѣть такъ: (церковь) не принимаетъ нечестивыхъ догматовъ и противныхъ правиламъ дѣяній, равно какъ и запрещенныхъ соглашеній съ дѣлающими, какъ говоритъ въ одномъ мѣстѣ божественный Василій [5], съ которыми великій Павелъ не позволяетъ ниже ясти (1 Кор. 5, 11). Ибо со времени апостоловъ и впослѣдствіи часто вторгались въ нее многія ереси и возникали нечистыя дѣла, незаконныя и запрещаемыя правилами, какъ и нынѣ, однако она вышесказаннымъ образомъ осталась нераздѣльною и непорочною и останется во вѣкъ, между тѣмъ какъ дурно мыслящіе и дѣлающіе отлучаются и отражаются отъ нея, какъ яростныя волны отъ непоколебимой приморской скалы.

Итакъ, братъ, останемся при себѣ и будемъ взирать на свѣтъ истины, твердо держась и священныхъ правилъ, равно какъ и догматовъ, особенно мы, монахи, особенно мы, считающіеся значущими что-нибудь. Аще убо свѣтъ, иже въ насъ, тма есть, то тма кольми (Матѳ. 6, 23); и: аще соль обуяетъ, чимъ осолятся міряне (Матѳ. 5, 13)? Мы желаемъ и молимся, чтобы ты былъ для тамошнихъ спасителемъ и просвѣтителемъ и свѣтильникомъ строгости и благочестія, не дѣлаясь всѣмъ для всѣхъ, но высотою добродѣтели, согласною съ правилами жизнію и благочестивымъ обращеніемъ; напоминаніе же брата твоего перенеси, какъ происходящее изъ любви, уваженія къ истинѣ и божественнаго сужденія. Желалъ бы я сказать и больше этого, но обширность письма заставляетъ насъ остановиться здѣсь. Съ удовольствіемъ приняли мы твое богатое благословеніе и то, что ты заботишься о смиренномъ монастырѣ своемъ; это доказываетъ, что ты сберегаешь и трудишься для него; трудъ твой великъ; но Господь воздастъ тебѣ, чего желаешь, — преуспѣяніе въ добродѣтеляхъ и наслажденіе вѣчными Его благами.

Примѣчанія:
[1] Писано въ 808 г., когда этотъ Василій, авва монастыря св. Саввы, другъ преп. Ѳеодора, находился въ Римѣ.
[2] О церковной іерархіи, гл. 7.
[3] Творенія въ русск. пер., т. I, стр. 192.
[4] См. письма св. Іоанна Златоуста въ русск. пер. (Творенія т. XII, ч. III, стр. 1001. — Спб. 1906).
[5] Къ Амфилохію правило I (Въ русск. перев. т. VII, стр. 5-8. — М. 1892).

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 253-257.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0