Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

30. Къ Никифору патріарху [1].

Нѣтъ необходимости излагать въ письмѣ ангелу твоего блаженства то, что высказано было устами, хотя не отъ обоихъ насъ смиренныхъ. Но чтобы собравшійся вчера по твоему повелѣнію соборъ епископовъ, изрекшій нѣчто несогласное съ тѣмъ, что на немъ сказано было нами, не смутилъ священнаго твоего слуха, мы почли пристойнымъ представить кратко всю сущность нашего оправданія. Мы, блаженнѣйшій, православны во всемъ, отвергаемъ всякую ересь и принимаемъ всякій признанный соборъ вселенскій и помѣстный, а также и изреченныя ими священныя и каноническія постановленія твердо содержимъ. Ибо не совсѣмъ точно соблюдаетъ слово истины тотъ, кто считается содержащимъ правую вѣру, а не руководствуется божественными правилами. Кромѣ того мы принимаемъ и законную, по временамъ употребляемую святыми, икономію, ибо и настоящее сношеніе насъ смиренныхъ съ твоею святостію относительно изверженія эконома есть дѣло поступающихъ не точно по правиламъ, но весьма приспособляющихся къ обстоятельствамъ и уступающихъ; и съ предшественникомъ твоей святости, святѣйшимъ патріархомъ, мы сносились такимъ же образомъ по настоящему дѣлу, когда мы возвратились изъ ссылки и прелюбодѣйный бракъ былъ расторгнутъ, а экономъ отлученъ отъ священнослуженія. Да не будетъ намъ части съ тобою (говорили мы), ни въ семъ вѣкѣ, ни въ будущемъ; потому что ты допускаешь прелюбодѣя безразлично имѣть общеніе съ твоею святостію. Когда же онъ сказалъ: «я дѣйствовалъ примѣнительно къ обстоятельствамъ, уступая ему до времени»; и потомъ выразился такъ: «да будутъ отсѣчены руки мои, если бы онѣ совершили прелюбодѣйное вѣнчаніе; развѣ я вѣнчалъ?»; тогда мы стали имѣть общеніе съ нимъ до кончины его. И твою святость мы также приняли въ достоинствѣ архіепископа, равно какъ и поминаемъ тебя каждый день при священнослуженіи, и ни въ чемъ не разногласимъ, какъ только касательно эконома, низложеннаго священными правилами по многимъ причинамъ, особенно же потому, что послѣ девятилѣтняго отлученія онъ опять сталъ священнодѣйствовать, и притомъ не въ потаенномъ какомъ-нибудь мѣстѣ, — это было бы еще сносно, такъ какъ мы не принимали бы участія въ этомъ дѣлѣ, — но въ самомъ источникѣ нашей святыни, т. е. въ явномъ общеніи съ тобою вмѣстѣ находится и вмѣстѣ служитъ постоянно.

Поэтому справедливо и праведно и нужно для избѣжанія соблазна народу Божію и особенно нашему званію, чтобы недостойно вторгшійся былъ отлученъ отъ священнослуженія, а мы продолжали бы поминать твою святость и имѣть общеніе со всякимъ іерархомъ и священникомъ, не осужденными явно, по ученію (Григорія) Богослова. Если же это не состоится по грѣхамъ нашимъ, то да не будетъ, — говоримъ не изъ страха, но изъ состраданія къ обществу, — съ нашимъ смиреніемъ сдѣлано святостію твоею что-нибудь неправильное и незаконное! Ибо мы съ своей стороны потерпимъ силою Божіею, — что бы ни случилось по Его соизволенію, — но свидѣтельствуемъ твоей святости предъ лицемъ Христа въ слухъ святыхъ ангеловъ, что великій расколъ произойдетъ въ нашей церкви. Хотя мы подчиняемся власти, какъ люди, но и властію священныхъ и божественныхъ правилъ, волею или неволею, мы управляемся и руководствуемся. Впрочемъ, умоляемъ твою святость: приклони ухо твое и услыши голосъ нашъ, какъ врачъ свѣдущій, какъ пастырь добрый; отлучи одну овцу отъ священнослуженія и избавь всѣхъ отъ соблазна, чтобы паршивостію одного не заразилась наша церковь, юже стяжа Господь и Богъ нашъ кровію своею (Дѣян. 20, 28). О пустякахъ пусть пустословятъ желающіе; и клеветники пусть клевещутъ. Мы готовы на всякое оправданіе, на всякое опроверженіе обвинительнаго предложенія. Мы — твои друзья и хвалители, также и благочестивѣйшихъ и побѣдоносныхъ владыкъ нашихъ. Если же мы таковы, то отъ чего смятеніе? Для чего случится то, что случится, хотя и противное повелѣніямъ Божіимъ? Удостой насъ священной твоей молитвы.

Примѣчаніе:
[1] Писано въ 806 г.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 259-260.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0