Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 27 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

31. Къ братіямъ, находящимся въ Саккудіонѣ [1].

Пока было время уклоняться и скрывать обстоятельство несообщенія нашего съ экономомъ Іосифомъ, мы дѣлали это, сыны и братія, руководясь не страхомъ, хотя мы и грѣшники, но вызываемою обстоятельствами снисходительностію, подражая нѣкоторымъ образомъ святымъ отцамъ нашимъ. И они, поступая такъ же въ надлежащее время, такимъ образомъ избавляли себя отъ искушеній, съ одной стороны, щадя болѣе слабыхъ и злобствующихъ, а съ другой — нѣсколько уступая по примѣру кормчихъ, чтобы спустя немного достигнуть желаемой цѣли. Но такъ какъ въ настоящее время, по благоволенію благаго Бога нашего, это обстоятельство ясно обнаружилось, то мы и пишемъ теперь. Какимъ образомъ? Вслѣдствіе вопроса Дромо-Логоѳета [2] и отвѣтъ со стороны архіепископа.

Тотъ говоритъ: «для чего ты доселѣ не вступаешь въ общеніе съ нами и съ патріархомъ, тогда какъ прошло столько праздниковъ? Скажи откровенно причину». Архіепископъ и высказалъ, не отрекся, а высказалъ: «я не имѣю ничего ни противъ благочестивыхъ императоровъ нашихъ, ни противъ патріарха, но — противъ эконома, повѣнчавшаго прелюбодѣя и за это низложеннаго священными правилами». На это отвѣтъ Логоѳета: «благогочестивые императоры наши не имѣютъ въ тебѣ нужды ни въ Солунѣ, ни въ какомъ-либо другомъ мѣстѣ».

Послѣ того ни отвѣта не было дано тотчасъ, ни другого вопроса не было предложено доселѣ, хотя прошло тринадцать дней, кромѣ только того, что мы отправили письмо къ господину Симеону, которое при семъ прилагаемъ, чтобы вы узнали всю силу дѣла. Это обстоятельство дошло до слуха патріарха и почти всего города; и есть много людей, сочувствующихъ и соглашающихся съ нами, но они — ночные чтители Бога, которые не могутъ свободно дѣйствовать при свѣтѣ. А мы, сыны и братія, утверждаясь на вѣрѣ въ Бога и на основаніи истины, а также на совершившемся и открывшемся дѣйствіи правды, которое видѣлъ міръ на прелюбодѣѣ и сообщникахъ его, неуклонно соблюдаемъ заповѣдь и отеческія правила, и не уступимъ, не измѣнимъ благочестію и не разрушимъ того, что прежде хорошо устроили твердостію въ ссылкѣ, чтобы намъ не оказаться преступниками закона; и, крѣпко держась божественнаго закона, мы побѣждаемъ, какъ и прежде побѣдили, рѣшившись скорѣе испытать все и перенести все, если благоволитъ Богъ, нежели вступить въ общеніе съ нимъ и служащими вмѣстѣ съ нимъ, пока низложенный не перестанетъ священнодѣйствовать. Люди будутъ много пустословить, они какъ теперь насмѣхаются, такъ и будутъ насмѣхаться, и даже, что еще прискорбнѣе, немалое число изъ носящихъ одинъ съ нами образъ и одно званіе и кажущихся друзьями; но (въ этомъ) нѣтъ ничего страннаго; написано: врази мужу домашніи его (Мих. 7, 6); и они сводничали, содѣйствовали, вмѣстѣ пили и ѣли на прелюбодѣйномъ бракѣ и омочили трость для нашей ссылки. Но Господь, возставшій тогда на отомщеніе закона Своего, прервавшій царствованіе прелюбодѣя ослѣпленіемъ его и посрамившій соучастниковъ его, какъ жрецовъ Вааловыхъ, а наше смиреніе возвратившій сверхъ чаянія въ свой монастырь, Онъ же и нынѣ присутствуетъ Самъ, хотя и попустилъ на малое время незаконное сочетаніе; но потомъ Онъ благоволилъ подвергнуть осужденію радость Назиреевъ, совершившихъ сочетаніе прелюбодѣевъ и преданныхъ имъ, чрезъ справедливый судъ благочестивыхъ нашихъ императоровъ, которые возвратили прелюбодѣя, по смерти его, законной его супругѣ, назвали прелюбодѣйствовавшую прелюбодѣйцею и рожденное отъ прелюбодѣянія дитя лишили наслѣдства, какъ незаконное и недозволенное, — о чемъ почтенныя уста ихъ при мнѣ вслухъ говорили, — по римскимъ законамъ. Однако, совершившіе беззаконіе не стыдятся и богохульствовавшій противъ Святаго Духа въ священной молитвѣ при вѣнчаніи сочетавающихся не скрывается, но вторгшись, какъ котъ, въ церковь Божію, опять прыгаетъ и опять начинаетъ осквернять святыню своимъ священнослуженіемъ, старается представить беззаконіе правдою и, такъ сказать, показаться святѣе Предтечи и Крестителя. Ибо, тогда какъ тотъ обличалъ прелюбодѣяніе Ирода и умеръ за истину, этотъ оказавшагося вторымъ Иродомъ по прелюбодѣянію повѣнчалъ и угождалъ ему до смерти, не словами, но самыми дѣлами выражая, что Іоаннъ Предтеча заблуждался, какъ бы беззаконно и неумѣстно обличалъ и умеръ. Но что я говорю объ Іоаннѣ, большемъ всѣхъ святыхъ? Самому Христу, хотя и дерзновенно сказать, онъ противорѣчилъ и противился нечестивыми своими устами. Между тѣмъ, какъ Христосъ называетъ прелюбодѣемъ того, иже пуститъ законную жену (Матѳ. 19, 9), — а прелюбодѣяніе есть грѣхъ тяжкій и равносильный грѣхамъ убійцы, мужеложника, скотоложника, отравителя и идолопоклонника, по правилу святого Василія, — онъ, поставивъ такого предъ жертвенникомъ, среди всего народа, осмѣлился произнести нечестивыя слова свои противъ Святаго Духа, сказавъ такъ, — посмотрите, какъ страшно и непристойно: — самъ, Владыко, ниспосли руку Твою отъ святаго жилища Твоего, и сочетай раба Твоего и рабу Твою: сопрязи я въ единомудріи, вѣнчай я въ плоть едину, яже благоволилъ еси сочетаватися другъ другу: честный ихъ бракъ покажи, нескверное ихъ ложе соблюди, непорочное ихъ сожительство пребывати благоволи съ чистымъ сердцемъ.

Не вострепетали ли вы, услыхавъ объ этомъ? Какое полагаете вы оскорбленіе Святаго Духа въ этомъ богохульствѣ? Какое огорченіе святыхъ ангеловъ? Или какъ земля, тотчасъ разверзшись, не поглотила, какъ Даѳана и Авирона, провозвѣстника лжи, называющаго тьму свѣтомъ и старающагося представить Христа впадшимъ въ противорѣчіе съ самимъ собою? Ибо, что произноситъ священникъ, то и Богъ вѣрно утверждаетъ, по словамъ великаго Діонисія. Однако совершивши такое зло и подавши примѣръ нечестія для подражанія подчиненнымъ, — какъ это и случилось, особенно же между далеко властвующими и начальствующими, что и совершилось по подражанію въ Лонгобардіи, Готѳіи и тамошнихъ предѣлахъ, между тѣмъ какъ и у язычниковъ не дѣлалось ничего подобнаго, — онъ несчастный не стыдится, но, какъ сканано, служитъ нечестивый, и тѣхъ, которые справедливо отвращаются отъ него, старается отправить въ ссылку. Но Господъ — помощникъ ревнующихъ о заповѣди Его; Онъ преклонитъ сердца благочестивыхъ императоровъ нашихъ сдѣлать отмщеніе за церковь Его, — какъ сдѣлалъ съ прелюбодѣемъ, — соизволивъ на отлученіе и этого отъ священнослуженія, ко благу святѣйшаго патріарха и всей каѳолической церкви.

Поэтому мужайтесь, сыны и братія, не бойтесь и не падайте. Время исповѣданія, время борьбы, время подвига, а можетъ быть и другихъ страданій, но — и вѣнцовъ и небесной славы. Ибо говорится: прославляющыя Мя прославлю, и унижаяй Мя безсчестенъ будетъ (1 Цар. 2, 30); и еще: блаженни не уклоняющіися отъ заповѣдей Его (Псал. 118, 21). Посему радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша, если вы устоите, многа на небесѣхъ (Матѳ. 5, 12); прилежите къ дѣламъ вашимъ. Молитесь объ императорахъ нашихъ, объ архіереѣ, о томъ, чтобы Іосифъ былъ извергнутъ отъ жертвенника, о мирѣ церкви, ходяще по пути непорочну, въ заповѣдехъ Его хотяще зѣло (Псал. 100, 6; 111, 1), во всякомъ благочиніи и согласномъ съ правилами образѣ жизни, пока вы не услышите еще чего-нибудь, или мы извѣстимъ. Христосъ съ вами, Богородица — покровъ вашъ; Предтеча и Богословъ — хранители ваши, и всѣ святые молитвами отца моего и отца вашего. Привѣтствую всѣхъ по имени; благодать Господа нашего Іисуса Христа да будетъ со всѣми вами, сыны возлюбленные. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Т. е. въ монастырѣ близъ Саккудіона. Это письмо писано въ 808 г.
[2] Λογοϑέτης τοῦ δρόμου — главный начальникъ почтоваго вѣдомства.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 260-263.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0