Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 16 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

33. Къ Льву, папѣ римскому [1].

Святѣйшему и верховнѣйшему отцу отцовъ, Льву, господину моему апостольскому папѣ, Ѳеодоръ, нижайшій пресвитеръ и игуменъ Студійскій.

Такъ какъ великому Петру Христосъ Богъ даровалъ вмѣстѣ съ ключами царства небеснаго и достойнство пастыреначальства, то Петру, или преемнику его, необходимо сообщать обо всемъ, нововводимомъ въ каѳолической церкви отступающими отъ истины. Итакъ, научившись этому отъ древнихъ святыхъ отцовъ нашихъ, и мы, смиренные и нижайшіе, такъ какъ и теперь въ нашей церкви сдѣлано нововведеніе, почли долгомъ и прежде — чрезъ благоговѣйнѣйшаго архимандрита, брата и сослужителя нашего Епифанія, и теперь — смиреннымъ письмомъ нашимъ донести о томъ ангелу верховнаго твоего блаженства. Такъ, божественнѣйшая глава всѣхъ главъ, состоялось, по выраженію пророка Іереміи, соборище преступниковъ и собраніе любодѣйствующихъ (Іер. 9, 2). Ибо, что тамъ было сказано чрезъ идольское прелюбодѣяніе, то здѣсь доказывается утвержденіемъ прелюбодѣйной связи. Тѣ и другіе отвергли Самого Господа, тѣ преступленіемъ закона, а эти преступленіемъ Евангелія. И на этомъ они не остановились, составивъ на первомъ собраніи чрезъ принятіе сочетавшаго прелюбодѣевъ и сослуженіе (съ нимъ) недозволенное сборище (παρασυναγωγή), по выраженію божественнаго Василія [2]; но, какъ бы съ цѣлью пріобрѣсти себѣ названіе совершенной ереси, они на другомъ открытомъ соборѣ подвергли анаѳемѣ не соглашающихся съ беззаконнымъ ихъ ученіемъ, или лучше, всю каѳолическую церковь, и изъ тѣхъ, которые встрѣтились имъ, однихъ изгнали далеко, другихъ заключили подъ стражу, возобновивъ опять гоненіе по здѣшнему обыкновенію. И въ оправданіе свое они опираются на нечестивый доводъ: утверждаютъ, что прелюбодѣйное сочетаніе есть «икономія»; постановляютъ, что божественные законы не простираются на царей; осуждаютъ защищающихъ истину и правду до крови, подобно Предтечѣ и Златоусту; возвѣщаютъ, что каждый изъ епископовъ имѣетъ власть надъ божественными правилами, несмотря на содержащіяся въ нихъ постановленія; поэтому, когда кому-нибудь изъ посвященныхъ лицъ приходится тайно и явно подвергнуться низлагающимъ правиламъ, то властію желающаго онъ можетъ оставаться не низложеннымъ. И свидѣтелемъ этихъ словъ служитъ сочетавшій прелюбодѣевъ, который, вмѣстѣ съ другими, подвергся различнымъ правиламъ и открыто служитъ вмѣстѣ съ ними. Совершающихъ беззаконія, какъ бы икономію, и другихъ и самихъ себя, они называютъ святыми, а не одобряющихъ этого анаѳематствуютъ, какъ отчужденныхъ отъ Бога. Доказательствомъ же этихъ словъ служитъ и здѣшнее гоненіе. Что же нужно, блаженный, сказать объ этомъ? Не апостольскія ли слова, яко нынѣ антихристи мнози быша (1 Іоан. 2, 18), если мы всѣ люди имѣемъ власть надъ божественными законами и правилами? Донося объ этомъ неложно, мы смиренные возносимъ христоподобному блаженству твоему то же воззваніе, которое верховный апостолъ съ прочими апостолами произнесъ ко Христу, когда на морѣ поднялась буря: спаси ны, архипастырь поднебесной церкви, погибаемъ (Матѳ. 8, 25). Поступи по примѣру учителя твоего Христа, и простри руку къ нашей церкви, какъ Онъ къ Петру, Онъ — къ начинавшему утопать въ морѣ, а ты — къ погрузившейся уже въ бездну ереси. Поревнуй, просимъ тебя, соименному тебѣ папѣ, и какъ онъ при возникновеніи тогда евтихіанской ереси возсталъ духомъ по-львиному, какъ всѣмъ извѣстно, посредствомъ своихъ догматическихъ посланій, такъ и ты самъ, осмѣливаюсь сказать, согласно съ своимъ именемъ возгласи божественно, или лучше, возгреми понадлежащему противъ настоящаго лжеученія. Ибо, если они, присвоивъ себѣ власть, не побоялись составить еретическій соборъ, хотя не властны составлять и православнаго собора безъ вашего вѣдѣнія, по издревле принятому обычаю; то тѣмъ болѣе справедливо и необходимо было бы божественному первоначальству твоему, — напоминаемъ со страхомъ, — составить законный соборъ, чтобы православнымъ ученіемъ церкви отразить еретическое, чтобы и твое верховное достоинство со всѣми православными не подвергалось анаѳемѣ отъ новыхъ суеслововъ, и желающіе, воспользовавшись этимъ прелюбодѣйнымъ соборомъ, какъ поводомъ къ беззаконію, не устремились легко ко грѣху. Возвѣстивъ объ этомъ, какъ слѣдуетъ нашему ничтожеству, какъ нижайшіе члены церкви и повинующіеся вашему божественному пастыреначальству, мы, наконецъ, просимъ святую душу твою считать насъ какъ бы собственными овцами твоими и издали освѣщать и утверждать священными молитвами, а если — и наставленіями, то это было бы дѣломъ твоего божественнаго снисхожденія. Такъ и Христосъ писалъ къ Авгарю, и многіе изъ подвластныхъ удостоились получить посланія отъ апостоловъ и святыхъ. Это письмо — отъ меня одного грѣшнаго и содержимаго подъ стражею; потому что отецъ и служитель мой заключенъ, и архіепископъ Солунскій, братъ нашъ, также содержится, на другихъ островахъ. Впрочемъ, и они чрезъ меня и вмѣстѣ со мною говорятъ то же самое и припадаютъ къ священнымъ стопамъ твоего блаженства.

Примѣчанія:
[1] Это и слѣдующее письмо къ тому же папѣ писаны преп. Ѳеодоромъ въ 809 г. изъ ссылки на островахъ близъ Константинополя.
[2] Къ Амфилохію прав. 1 (Творенія въ русск. перев., т. VII, стр. 6. — М. 1892).

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 265-267.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0