Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

34. Къ нему же.

Равноангельскому, блаженнѣйшему и апостольскому отцу, Льву, папѣ римскому, Платонъ заключенный и Ѳеодоръ пресвитеръ и игуменъ Студійскій.

Поистинѣ великое для насъ смиренныхъ и (достойное) высочайшей признательности дѣло, что мы удостоились получить отъ вашего апостольскаго блаженства ласковое привѣтствіе и изложеніе внушенныхъ Духомъ священныхъ изреченій вашихъ чрезъ Епифанія, сослужителя и возлюбленнаго нашего сына, и это въ то время, когда мы заключены лжеучителями, и притомъ такъ, что мы лично увидѣлись съ доставителемъ посланія. Поэтому мы возрадовались, возвеселились, восхвалили Господа, дивнымъ образомъ даровавщаго неожиданное намъ недостойнымъ по божественнымъ твоимъ молитвамъ, такъ что мы чуть не воображали видѣть и священныя черты твои чрезъ эти изреченія. Ты по примѣру Христа воззвалъ къ намъ смиреннымъ, и оживилъ духъ нашъ, укрѣпилъ немощь, утвердилъ слабость, какъ бы помазавъ насъ своими, превышающими насъ, утѣшительными и назидательными рѣчами, увѣщевая стоять въ православной вѣрѣ непреклонно до конца; что и да будетъ съ нами по твоимъ милостивымъ молитвамъ! Мы же ничтожные опять сочли за благо, какъ прежде чрезъ этого вѣрнѣйшаго нашего доставителя писемъ, и потомъ чрезъ Евстаѳія, другого нашего сына, такъ и теперь донести тебѣ нужное. У насъ, блаженнѣйшій, состоялся всенародный соборъ, на которомъ засѣдали и начальствовали сановники, соборъ къ нарушенію Евангелія Христа, Котораго ключи ты получилъ отъ Него чрезъ верховнаго изъ апостоловъ и преемниковъ его до предшественника священнѣйшей главы твоей. И какъ потерпитъ богоподобная кротость твоя слышать объ этомъ? Начнемъ съ закона и пророковъ. Такъ говоритъ законъ: не прелюбы сотвори, не послушествуй свидѣтельства ложна, не возмеши имени Господа Бога твоего всуе (Исх. 20, 13-14. 7). И Соломонъ: держай прелюбодѣйцу безуменъ и нечестивъ (Прит. 18, 23). И Малахія: устнѣ іереовы сохранятъ разумъ, и закона взыщутъ отъ устъ его: яко ангелъ Господа Вседержителя есть (Мал. 2, 7). Перейдемъ къ Евангелію. Иже пуститъ жену свою, говоритъ оно, и оженится иною, прелюбы творитъ (Матѳ. 19, 9); и еще: еже Богъ сочета, человѣкъ да не разлучаетъ (Матѳ. 19, 6). А какое различіе между закономъ и благодатію, это мы знаемъ изъ словъ самого Господа, Который говоритъ: яко церкве болѣ есть здѣ (Матѳ. 12, 6), затѣмъ и изъ словъ апостола, который говоритъ: отвергся кто закона Моисеева, безъ милосердія при двоихъ или тріехъ свидѣтелехъ умираетъ: колико мните горшія сподобится муки, иже сына Божія поправый, и кровь завѣтную скверну возмнивъ, и Духа благодати укоривый (Евр. 20, 28-29). Это такъ. Не повинующіеся нечестивымъ языкомъ своимъ Господнему назвали спасительной для церкви Божіей икономіей нарушеніе закона и Евангелія, т. е. прелюбодѣяніе прежняго императора, отвергшаго законную жену и взявшаго прелюбодѣйцу, и еще большее этого и тягчайшее беззаконіе, т. е. бракосочетаніе прелюбодѣевъ, такъ какъ при этомъ священнодѣйствіи было произнесено лжесвидѣтельство на Бога и употреблено имя Его въ незаконномъ дѣйствіи, и возложены на прелюбодѣевъ побѣдные о Христѣ вѣнцы, съ причащеніемъ божественныхъ даровъ, которые, какъ бы обыкновенные, осквернилъ сочетавшій прелюбодѣевъ, оказавшись поистинѣ вѣстникомъ не Вседержителя Бога, а міродержителя сатаны, при чемъ и всѣ, содѣйствовавшіе и соизволявшіе, участвовали въ этомъ преступленіи вмѣстѣ съ прелюбодѣемъ и сочетавшимъ прелюбодѣевъ; (назвали икономіей) столь основательной и богоугодной, что не уступившихъ и не заключившихъ дружбы съ ними соборно предали анаѳемѣ съ заключеніемъ подъ стражу и другими мученіями, какъ не признавшихъ этой икономіи святымъ дѣломъ. Слыши небо, говоритъ Исаія, и внуши земле, яко Господь возглагола (Ис. 1, 2). Мы же смиренные (взываемъ) теперь къ тебѣ: услышь, великая глава Божія, и внемли тому, что устроилъ сатана. Такъ, если это сборище и этотъ анаѳематствующій приговоръ состоялся и по волѣ и попущенію Божію, то очевидно, не по закону Божію, не по пророкамъ, въ числѣ которыхъ и Предтеча, обличавшій прелюбодѣевъ, далѣе не по Евангелію, вопреки которому они устроили свою любезную икономію. Ибо, если они скажутъ, что это — отъ Него же, то одно изъ двухъ: или они объявляютъ лжеучителемъ Христа, Который въ древности говорилъ чрезъ пророковъ и далъ законъ, а нынѣ Самъ отъ Себя — въ Евангеліи; или Онъ истиненъ, какъ и дѣйствительно Онъ есть сама истина, а они лгутъ и несомнѣнно оказываются богохульниками, и поэтому подлежатъ той анаѳемѣ, которую произнесли противъ Христа и святыхъ Его, какъ признавшіе прелюбодѣяніе, сочетаніе прелюбодѣевъ и содѣйствіе прелюбодѣянію мудрымъ дѣломъ Бога и святыхъ.

Иначе быть не можетъ, нѣсть бо на лица зрѣнія у Бога (Рим. 2, 12; (а не такъ), какъ объясняютъ эти прелюбодѣйцы, утверждая, что законы Его не равно относятся ко всѣмъ, но предъ царями отступаютъ и получаютъ новый смыслъ. Гдѣ же Евангеліе царей? Поистинѣ они впали въ крайнее нечестіе, не разумѣя, что лица Богъ человѣча не пріемлетъ, какъ говоритъ святой апостолъ (Гал. 2, 6), а также и того, что Онъ же, укоряя ихъ чрезъ одного изъ пророковъ, говоритъ: вы не сохранисте путей Моихъ, но лицъ обинустеся въ законѣ: не Богъ ли единъ созда васъ, не Отецъ ли единъ всѣмъ вамъ (Мал. 2, 9-10)? И Соломонъ пишетъ такъ: слышите, царіе, и разумѣйте; и далѣе: яко слузи суще царства Вышняго, не судисте право, ни сохранисте закона, ниже по воли Божіей ходисте: страшно и скоро явится вамъ: яко судъ жесточайшій преимущымъ бываетъ: не щадитъ бо лица всѣхъ Владыка (Прем. 6, 1. 4-7). Съ другой стороны они и все Евангеліе отвергли своими прежними беззаконіями, священная и божественная глава; ибо и одного беззаконія достаточно, чтобы нарушить весь законъ; ибо всѣ заповѣди связаны между собою, такъ что съ нарушеніемъ одной и прочія необходимо нарушаются, говоритъ Василій Великій [1], объявляя это не отъ себя, но со словъ Христа, Который говоритъ въ Евангеліи: иже разоритъ едину заповѣдей сихъ малыхъ, мній наречется въ царствіи небеснѣмъ, т. е. погибнетъ (Матѳ. 5, 19). И блаженный Іаковъ говоритъ: иже весь законъ соблюдетъ, согрѣшитъ же во единомъ, бысть всѣмъ повиненъ (Іак. 2, 10).

Итакъ, блаженный, они нарушили Ветхій и Новый Завѣтъ преступленіемъ не малыхъ, но величайшихъ заповѣдей Господнихъ, когда выставили несчастные (свой) законъ противъ закона евангельскаго, захотѣвъ волю царей предпочесть волѣ Бога. Впрочемъ, различвые хотятъ различнаго и въ различное время различно. И чрезъ это — разрушеніе всего, какъ бы во времена антихриста, и поэтому названное у нихъ сатаною икономіей справедливо будетъ назвать предтечею антихриста. — О преступленіи же правилъ нужно ли и говорить? Ибо когда отвратились отъ Евангелія, то о нихъ поздно заботиться. Богъ чрезъ пророка говоритъ такъ: дамъ ключь дому Давидова на рамо его, и отверзетъ, и не будетъ затворяющаго, и затворитъ, и не будетъ отверзающаго (Ис. 22, 22). Они же, какъ враги Божіи, затворили то, что Онъ отверзъ, низложивъ невинныхъ, какъ угодно было имъ, а не Богу, и отверзли то, что Онъ затворилъ, возвысивъ подлежащихъ низложенію по суду Божію, однимъ словомъ, постоянно распоряжаясь священными правилами по своему усмотрѣнію и произволу, какъ господа слугами и рабами. Таковы беззаконныя и нечестивыя предпріятія и дѣйствія прелюбодѣйной ереси. Объ этомъ мы, нижайшія чада каѳолической церкви, почли необходимымъ донести тебѣ, первѣйшей апостольской главѣ нашей. Впрочемъ, измыслить и сдѣлать угодное Богу принадлежитъ тебѣ, руководимому Духомъ Святымъ, какъ въ другихъ дѣлахъ, такъ и въ этомъ: благоволи также удостоить насъ полученія изреченнаго самимъ тобою и богоначертаннаго посланія твоего, по примѣру одинаково съ тобою ревновавшихъ святыхъ, какъ и теперь мы получили богатые и превышающіе наше достоинство дары твои и благословенія. Тотъ же братъ нашъ Епифаній извѣстилъ насъ, божественнѣйшая глава, что онъ получилъ отъ тебя замѣчаніе относительно еретиковъ Варсануфія, Исаіи и Дороѳея, которыхъ мы будто бы принимаемъ за православныхъ. Мы весьма изумились, что мы смиренные, страждущіе за православіе, еще сверхъ того терпимъ, благодаря еретикамъ. Да заградятся всякія уста, доносящія и клевещущія на насъ! Мы — православные, хотя въ другихъ отношеніяхъ и грѣшные, блаженнѣйшій, но въ этомъ не дѣлающіе никакого отступленія отъ апостольской вѣры, принимающіе всякій, поистинѣ признанный, соборъ вселенскій и помѣстный, съ изложенными на нихъ святыми правилами, отвращающіеся отъ всякой ереси и еретика и анаѳематствующіе ихъ. Анаѳема Варсануфію, Исаіи, Дороѳею и Досиѳею, которые преданы анаѳемѣ святымъ Софроніемъ [2]. Если будетъ и еще кто-нибудь другой соименный имъ, также еретикъ, съ подобною ересью или другою, епископъ ли, подвижникъ ли и кто бы онъ ни былъ, да будетъ анаѳема. И кто благовременно по необходимости не станетъ предавать анаѳемѣ всякаго еретика, да будетъ часть его съ ними! Ибо мы чисты отъ всякаго еретическаго мудрованія, священнѣйшими молитвами твоими, святѣйшій. Еще извѣщаемъ и о томъ, что мы, — хотя это не было объяснено въ письмѣ нашемъ, посланномъ съ братомъ Евстаѳіемъ, — писали къ святой главѣ твоей чрезъ Епифанія. Епифаній не солгалъ, и дѣло было такъ: мы дѣйствительно вручили ему письмо [3], а потомъ изъ страха предъ императорами стерли его; онъ же, понимая (оставшіеся) значки, съ радостью принесъ это къ святымъ стопамъ твоимъ послѣ нашего изгнанія. Это, подлинно, уста смиренія нашего, и слово, излившееся отъ сердца нашего. Пусть не подозрѣваетъ святая душа твоя чего-нибудь зазорнаго въ этомъ сослужителѣ нашемъ, весьма вѣрномъ во всемъ. Братъ нашъ и архіепископъ Солунскій распростертыми руками сердца принялъ привѣтствіе твоего блаженства, и чрезъ насъ, почтительно привѣтствуетъ священнѣйшую главу твою.

Примѣчанія:
[1] Творенія въ русск. перев. т. V, стр. 75 и 115. — М. 1901.
[2] Они принадлежали къ сектѣ такъ называемыхъ акефаловъ, учившихъ между прочимъ, что человѣческое естество въ лицѣ Iисуса Христа поглощено Божескимъ, и были преданы анаѳемѣ Софроніемъ, патріархомъ іерусалимскимъ.
[3] Рамумѣется третье письмо къ папѣ Льву, предшествовавшее настоящимъ двумъ.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 267-271.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0