Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

36. Къ Евпрепіану и находящимся съ нимъ.

Я твердо надѣюсь, возлюбленныя чада, что вы проводите мирную и богоустановленную жизнь. Поэтому обращу рѣчь къ самому необходимому. Что же это? Когда мы раскроемъ нечестивое ихъ ученіе и покажемъ причины, по которымъ они анаѳематствовали насъ вмѣстѣ съ другими, то совершенно обнаружится, что они — не просто какіе-нибудь еретики, но отступники отъ Евангелія Божія, проклинатели святыхъ и нарушители правилъ. Во-первыхъ, они поступаютъ противъ Ветхаго и Новаго Завѣта. Не прелюбы сотвори, говоритъ законъ, не возмеши имени Бога всуе (Исх. 20, 13, 7); законъ единъ да будетъ іудею и пришельцу (Исх. 12, 49). Потомъ Евангеліе или Христосъ говоритъ: слышасте, яко речено бысть древнимъ: не прелюбы сотвори: Азъ же глаголю вамъ: и не взирай на жену, ко еже вожделѣти ея (Матѳ. 5, 27-28); и еще: иже разоритъ едину заповѣдей сихъ малыхъ, мній наречется въ царствіи небеснѣмъ (Матѳ. 5, 19), т. е. будетъ ввергнутъ въ огонь, какъ толкуютъ отцы. А эти, — страшно и слышать, — прелюбодѣяніе, запрещенное закономъ и благодатію даже до взгляда съ пожеланіемъ, нарушеніе не малой, но, можно сказать, первой въ жизни и величайшей заповѣди, и притомъ употребленіе имени Божіяго не всуе, но при такомъ беззаконномъ и нечестивомъ дѣйствіи, т. е. употребленіе имени Божіяго при сочетаніи прелюбодѣевъ, пріобщеніе таинъ Христовыхъ и противное Богу вѣнчаніе, совершенное виновникомъ прелюбодѣянія діаволомъ и его служителемъ, назвали Божіей икономіей, благой и спасительной для церкви.

Заградимъ слухъ свой, братія, чтобы намъ какъ-нибудь не погибнуть отъ этого богохульства. А въ оправданіе себя они говорятъ, что въ отношеніи къ царямъ нужно не обращать вниманія на законы евангельскіе. Вотъ другое предвозвѣщеніе антихриста! Что же значитъ: законъ единъ да будетъ (Исх. 12, 49)? Что значитъ: судъ жесточайшій преимущымъ (Прем. 6, 5)? Что значитъ: лица Богъ человѣча не пріемлетъ (Гал. 2, 6)? Кто же законодатель для царя? Если по начальнику бываетъ и подчиненный, то евангельскіе законы будутъ и не для подчиненныхъ. Ибо, если (эти законы относятся) къ нему, то и къ нимъ, чтобы, подчиняясь одному закону и законодателю, они были покорными и мирными. Если же къ нему не относятся, когда онъ хочетъ, — онъ же, можетъ быть, не захочетъ соблюдать ни одного, — а къ нимъ относятся, то одно изъ двухъ: или царь есть Богъ; ибо только Божество не подлежитъ закону; или будетъ безначаліе и возстаніе. Подлинно, гдѣ нѣтъ одного закона для всѣхъ, то какъ (можетъ быть) миръ, когда царь хочетъ одного, напр. прелюбодѣйствовать или еретичествовать, а подданнымъ заповѣдано не имѣть части съ прелюбодѣемъ, не участвовать въ ереси и не преступать ничего, преданнаго Христомъ и апостолами? И какъ изъ этого не ясно, что антихристъ уже при дверяхъ? Вѣдь прелюбодѣи не осмѣлятся сказать: неужели царь не можетъ сдѣлать и приказать, чтобы народъ подчинился тому, что онъ беззаконно совершаетъ? Вотъ въ этихъ словахъ ихъ вполнѣ выступаетъ антихристъ. Ибо и этотъ, будучи царемъ, станетъ требовать только того, чего онъ хочетъ и что приказываетъ; и никакого различія не будетъ между нимъ и предшественниками его, кромѣ того, что онъ будетъ желать и требовать не того, чего они и (прежде) и теперь желали бы. Такой же произволъ выказанъ и епископами на соборѣ. И какъ всякій здравомыслящій и нелюбящій споровъ не согласится, что это дѣйствительно такъ? Можетъ ли быть что-нибудь хуже этой ереси до самаго явленія антихриста? Я не думаю, что оно уже наступило; но, начавшись отнынѣ, оно достигнетъ своего конца въ то время; и тѣ, которые падутъ теперь, пали бы, если бы были и тогда; а тѣ, которые силою Божіею устоятъ въ борьбѣ, были бы и въ тѣ дни побѣдителями антихриста чрезъ смерть со Христомъ. Но, о, бѣдствіе человѣческое! Какъ иные (уже) теперь обратили тылъ! Какъ мы показываемъ, чѣмъ мы будемъ! Поэтому немного такихъ, которые устоятъ; поэтому будутъ Илія и Енохъ, — не знаемъ, будетъ ли также Богословъ и евангелистъ, — помощниками человѣческой немощи, предстоятелями и побѣдоносцами въ исповѣданіи Христовомъ; поэтому прекратятся дніе того бѣдствія, которое уничтожается явленіемъ Христовымъ (Матѳ. 24, 22).

Разумѣющіе стойте, не отрицайтесь Христа отнынѣ; ибо настоящее есть начало имѣющаго быть тогда. — Второе не нуждается въ продолжительномъ объясненіи, дѣлаясь яснымъ изъ предыдущаго. Ибо анаѳематствовавшіе тѣхъ, которые не принимаютъ сочетанія прелюбодѣевъ и прелюбодѣянія императора и беззаконія всѣхъ, бывшихъ и принимавшихъ въ томъ участіе, за святуго икономію, что иное сдѣлали, какъ не анаѳематствовали святыхъ, и прежде всего Предтечу, и, — справедливо сказать, хотя и страшно, — самого Владыку святыхъ? Ибо Онъ, безъ сомнѣнія, запретилъ это, не принимаетъ и не одобряетъ, но весьма угрожаетъ неизбѣжнымъ судомъ даже только имѣющему общеніе съ прелюбодѣемъ, не такимъ-то, или такимъ-то, но со всякимъ, кто бы то ни былъ, царь или вельможа, малый или великій. Законъ единъ да будетъ, говоритъ Писаніе (Исх. 12, 49), и одно Евангеліе мы приняли; и кто бы ни сталъ измѣнять въ этомъ Евангеліи что-нибудь, хотя бы онъ былъ ангелъ съ неба, у тебя достаточно твердое положеніе. А императоръ развѣ больше ангела? Міродержитель въ этомъ мірѣ не больше ли всѣхъ бѣсовъ и людей управляющихъ съ властію мірскою, а не божественною? И однако что говоритъ апостолъ? Анаѳема да будетъ (Гал. 1, 8). Ангелы не дерзаютъ измѣнять, а если измѣняютъ, то не остаются неанаѳематствованными, какъ діаволъ и его отступническое общество; какъ же какой-нибудь человѣкъ, находящійся во плоти, измѣняя и дѣлая нововведенія, и особенно такія нововведенія, не будетъ чуждъ Богу? Между тѣмъ кто не принимаетъ запрещеннаго Богомъ, — ибо должно снова начать рѣчь оттуда, гдѣ она уклонилась, — тотъ, по приговору прелюбодѣевъ, или лучше, антихристовъ, уже преданъ анаѳемѣ. Если же о Господѣ они говорятъ подобно іудеямъ, что Онъ о Веелзевулѣ изгонитъ бѣсы (Лук. 11, 15), то что (скажутъ они) относительно рабовъ и служителей Его? Ихъ они или признаютъ не повиновавшимися законамъ Господнимъ въ ихъ икономіи, поставивъ сочетаніе прелюбодѣевъ и общеніе съ прелюбодѣями въ равной силѣ и на равной степени съ икономіей, и поэтому предали святыхъ анаѳемѣ, какъ беззаконниковъ и преступниковъ заповѣдей, за что конечно сами должны быть преданы анаѳемѣ; или, признавая ихъ хранителями законовъ, они несчастные анаѳематствовали самихъ себя, а не святыхъ, присвоивъ себѣ имя святыхъ въ такъ называемой у нихъ икономіи при сочетаніи прелюбодѣевъ; чрезъ это они опять анаѳематствовали святыхъ, какъ бы не святыхъ; потому что, по ихъ мнѣнію, святые тѣ, которые по возможности соблюдали и соблюдаютъ икономію при сочетаніи прелюбодѣевъ и общеніи съ прелюбодѣйствующимъ властителемъ, а тѣ, которые не принимаютъ способствующей прелюбодѣянію икономіи ихъ и не слѣдуютъ по стопамъ ихъ, чужды Богу, беззаконники и нарушители заповѣдей.

Такъ, съ какой стороны тебѣ угодно и на какое слово этихъ нечестивыхъ захочешь обратить вниманіе, вникни, благоразумный, и ты удивишься, усмотрѣвъ и нашедши бездну надъ бездною нечестія. Ибо ереси не прямо обнаруживаютъ все свое нечестіе, но однѣ изъ нихъ совершенно отступили отъ Евангелія, а другія, прикрываясь нѣкоторыми изреченіями Евангелія, вторгаются вмѣстѣ съ ними, выдаютъ себя не противорѣчущими евангельскимъ вѣщаніямъ, но повидимому ратующими совершенно за нихъ, придавая имъ такой, а не другой смыслъ, и такимъ образомъ приписывая двусмысленность божественнымъ изреченіямъ; и такъ какъ онѣ отступаютъ отъ здраваго смысла, то и названы ересями. Но здѣсь явное отступленіе отъ вѣры. Эти не отступаютъ отъ здраваго смысла, но когда говорятъ: «хотя Христосъ сказалъ такъ и законъ гласитъ то же, однако въ отношеніи къ царямъ должно быть такъ», то нарушается Евангеліе. Посмотри, какъ началу соотвѣтствуетъ конецъ. Со времени воплощенія Христова начались ереси помимо Евангелія. Потомъ діаволъ, отраженный мало по малу преуспѣвавшею благодатію, сталъ вторгаться прикровенно подъ видомъ самаго Евангелія, порождалъ ереси, до иконоборческой, прикрывая свою отраву Писаніемъ и самыми его изреченіями. Когда же онъ увидѣлъ, что люди внимаютъ ему и уже приближается время скончанія вѣковъ, то началъ отнынѣ, какъ и въ началѣ, возжигать ненависть противъ самаго Евангелія, дабы удобнѣе встрѣтить антихриста, въ которомъ онъ будетъ обитать, въ которомъ откроется вся его жестокость и отвратительность и котораго скоро умертвитъ Господь своимъ явленіемъ. — Что сказать о третьемъ? Тѣ, которые дерзнули открыто нарушить Евангеліе и не хотѣвшихъ нарушать его предали анаѳемѣ, станутъ ли заботиться о правилахъ, хотя и запечатлѣнныхъ Духомъ Святымъ и хотя опредѣленіемъ ихъ рѣшается все, относящееся къ нашему спасенію? Ибо у нихъ нѣтъ священства, жертвы и прочихъ средствъ врачеванія нашихъ душевныхъ болѣзней.

Впрочемъ, для чего я говорю о правилахъ и дѣлаю различіе? Говорить объ нихъ и объ Евангеліи Христовомъ — одно и то же, Ибо Онъ Самъ даровалъ ключи царства небеснаго великому Петру, сказавъ: еже аще разрѣшиши и еже аще свяжеши, будетъ то и другое (Матѳ. 16, 19); также и всѣмъ апостоламъ: пріимите Духъ Святъ: имже отпустите грѣхи, отпустятся имъ, и имже держите, держатся (Іоан. 20, 22), и соотвѣтственно этому переводитъ власть къ ихъ преемникамъ, если только они будутъ такъ же поступать. Поэтому Василій и равные ему святые принимали эти правила, какъ апостольскія, и слѣдовали имъ, нисколько не измѣняя ихъ, но дополняя по нуждѣ; а эти на дѣлѣ оказываются новыми лжеапостолами, когда совершенно не по установленнымъ правиламъ святыхъ, но, вопреки постановленному отъ нихъ, по своему произволу и рѣшенію, иногда поступаетъ каждый изъ епископовъ, разрѣшаетъ то, чего по нимъ нельзя разрѣшать, и связываетъ то, чего по нимъ нельзя связывать. Это вы можете видѣть совершаемымъ ежедневно. Святое осквернено, и прелюбодѣйный соборъ явно и тайно служитъ опорой для грѣха; низлагается неподлежащій низложенію, и рукополагается изверженный; подлежащій низлагающимъ правиламъ допускается безнаказанно совершать священнослуженіе, и совершается возведеніе въ степени по приказанію человѣческому, а не по опредѣленію Бога и правилъ.

Но, увы мнѣ, какъ прискорбно изображать все это! И кто изъ имѣющихъ чувствительное сердце не станетъ скорбѣть и воздыхать? И какой умъ, взирая и вникая въ это, не признаетъ, что эта ересь отступила отъ Христа? Впрочемъ, для чего мнѣ высказывать все, что есть на умѣ, и преступать мѣру письма? Сказанное само собою очевидно, не пріукрашено, не трудно для уразумѣнія, съ одной стороны потому что я не имѣю способности говорить высоко, но весьма не краснорѣчивъ, не многословенъ и малосвѣдущъ, имѣя и это самое по молитвамъ общаго моего и вашего отца; а съ другой — потому что нѣкоторые изъ васъ не могутъ понять отвлеченнаго изложенія ереси; кромѣ того, слово истины просто, и эта ересь очевидна, чужда догматовъ и удобопонятна для младенца. Кому сказалъ Богъ, того рѣчь кратка. Они же не право поступаютъ, а право поступающихъ предаютъ анаѳемѣ. Да дастъ вамъ Господь благодать во всемъ, возлюбленныя чада!

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 273-277.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0