Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

37. Къ Іосифу, архіепископу солунскому.

Нынѣ присланное ко мнѣ письмо твое, исполненное смиренія и мудрости твоей, любви ко мнѣ несчастному и превышающей мое достоинство хвалы твоей, преблаженный братъ и отецъ мой, содержитъ чистую и несмѣшанную истину, далеко свѣтящуюся изъ свѣтовидной души твоей. Радостно принявъ ее, я возблагодарилъ исполнившаго желаніе мое Христа, подателя всѣхъ благъ. И какъ не благодарить? Ты, обогащенный вѣдѣніемъ и ревностію о должномъ, и, кромѣ того, истинный сынъ общаго отца, мыслишь и поступаешь согласно съ нами нижайшими! Это хорошо; для меня, когда буду выслушиваемъ, особенно вожделѣнно согласіе насъ обоихъ. Чрезъ него лучъ истины яснѣе блистаетъ, а коварство, или лучше, ночное мерцаніе противящихея ей ослабляется и помрачается. Впрочемъ, найдя въ письмѣ раздѣленіе необходимаго, прости, я изумился. Ибо это — раздѣленіе не необходимаго, а случайнаго, которое раздѣляется на три: на большее, равное и меньшее. А первое (раздѣляется) на настоящее и будущее; потомъ настоящее подраздѣляется на постоянное и бывающее; а бывающее подраздѣляется на подлежащее и сказуемое; часто случающееся переходитъ въ существующее, а это — въ необходимое; но (послѣдующее) не переходитъ обратно (въ предъидущее), хотя и отъ него происходитъ. Ибо, если что необходимо, то оно уже не есть случайно; а часто случающееся, переходя въ существующее, бываетъ необходимымъ. Напримѣръ: всякій человѣкъ грамматикъ; и: нѣкоторый человѣкъ грамматикъ. Первое случайно, ибо оно можетъ быть: а второе необходимо, какъ скоро оно дѣйствительно существуетъ; по смерти же его эта необходимая дѣйствительность прекращается; это, такъ сказать, есть, если есть, т. е. дотолѣ, пока есть. А есть иное, что никогда не измѣняется сравнительно съ тѣмъ, что оно есть; напр. вѣчныя блага, ангелъ и душа. Итакъ, мы достигли того, чего искали: подпавшаго правилу, касающемуся случайнаго, можно иногда наказывать за другія нечестныя дѣла этого человѣка по правилу, постановленному касательно необходимаго; а подпавшаго послѣднему нельзя по случайному; это уже не допускается и равносильно невозможному; ибо все невозможное въ обратномъ смыслѣ то же, что и необходимое; напримѣръ необходимо, чтобы солнце сіяло, и напротивъ невозможно, чтобы оно не сіяло. Если же оно нѣкогда не сіяло, какъ говоритъ святость твоя, именно при страданіи Христовомъ, — не знаю, какъ бываетъ ночью, — то это чудесныя, не обыкновенныя, не всегдашнія явленія, а вышеестественныя или преестественныя; и во-первыхъ это произошло при домостроительствѣ Христовомъ; во-вторыхъ — при нынѣшнемъ беззаконіи, которое совершилось отнюдь не въ сокровенномъ мѣстѣ и не мимоходомъ, но явно и принято само по себѣ въ законъ соборнымъ дѣяніемъ и изгнаніемъ защищающихъ истину, какъ бы за преступленіе какого-либо изъ божественныхъ правилъ, или справедливѣе сказать, за тяжкую и нечестивую ересь. О, дерзость виновниковъ этого! Но какъ имъ угрожаетъ осужденіе за презрѣніе божественныхъ законовъ, или лучше, Евангелія и всѣхъ правилъ, такъ намъ смиреннымъ опасно оставлять безъ вниманія что-нибудь изъ надлежащаго. Какая можетъ быть икономія въ отношеніи къ тѣмъ, которые служатъ вмѣстѣ съ сочетавшими прелюбодѣевъ и предсѣдательствовали на соборѣ, утвердившемъ прелюбодѣяніе, какъ сказалъ божественный Василій? Ибо онъ говоритъ, что иногда и удалившіеся вмѣстѣ съ непокорными, если раскаются, принимаются въ тотъ же чинъ [1], но не отъ насъ, хотя бы они и раскаялись, но отъ равностепенныхъ, по выраженію божественнаго Діонисія. Прочее предоставляю твоему благоразумію, которое можетъ свято прозрѣвать и то, что отъ насъ скрывается. Хвала Богу за освобожденіе братій, если это справедливо. Хвала Богу и за богодарованное терпѣніе твое, братъ мой, въ жестокихъ огорченіяхъ отъ тамошнихъ людей, необрѣзанныхъ духомъ. Не оставь меня постояннымъ напоминаніемъ, которое пробуждаетъ меня спящаго, еще и теперь нуждающагося въ священныхъ молитвахъ всѣхъ вообще и особенно отца нашего и твоихъ. Я узналъ, что ты, благодатію Божіею, совершилъ нѣкоторый трудъ, и желалъ бы, если позволишь, прочитать его на пользу.

Примѣчаніе:
[1] Къ Амфилохію правило 1 (Творенія въ рус. пер., т. VII, стр. 6. — М. 1892.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 277-279.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0