Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

38. Къ Арсенію сыну.

Какъ я и нынѣ обрадовался, прочитавъ письмо твое, возлюбленнѣйшій сынъ мой, не столько тому, что для тебя болѣе открыта дверь сноситься съ братіями, хотя и это вожделѣнно, сколько Божіей благодати слова, которою ты заграждаешь необузданныя уста еретиковъ! Итакъ, да приложитъ еще тебѣ Господь слово вѣдѣнія и мудрости, для обличенія защитниковъ нечестія, чтобы тебѣ справедливо можно было воспѣвать вмѣстѣ съ божественнымъ Давидомъ: уста моя отверзохъ, и привлекохъ Духъ, яко заповѣдей Твоихъ не забыхъ (Псал. 118, 131, 176). Неистовавшіе же прелюбодѣи, напротивъ, дѣлами своими какъ бы произносятъ слѣдующія слова Писанія: отступи отъ насъ, путей Твоихъ вѣдѣти не хощемъ (Іов. 21, 14). Ибо, если бы они знали то не нарушали бы заповѣдей Господнихъ, и нарушивъ не признавали бы соборно этихъ преступленій икономіей, спасительной для церкви Христовой, предавая анаѳемѣ не одобряющихъ этого. Такое ученіе столь нечестиво, что имъ не только нарушается святое Евангеліе, такъ какъ нарушеніемъ части естественно нарушается цѣлое, но упраздняется и самое домостроительство Христово; такъ какъ они противоположны одно другому. А что сочетаніе прелюбодѣевъ, названное ими спасительной икономіей противоположно божественному и направленному къ истребленію грѣха домостроительству, это очевидно для всякаго. Впрочемъ, этотъ прелюбодѣйный соборъ исполненъ и другихъ преступленій, о которыхъ скажетъ тебѣ братъ Евпрепіанъ, если тебѣ случится опять увидѣть его.

Будь здоровъ и мужайся, сынъ мой, отражая невидимо нападающихъ съ обѣихъ сторонъ силою вѣры, страха Божія и любви. Ибо, когда они, нападая извнѣ посредствомъ производимыхъ ими ересей, отражаются православнымъ сужденіемъ, то коварные нападаютъ внутри, стараясь похитить душевное сокровище. Да избавимся отъ ихъ уловленія, воздѣвая руки къ Богу, при помощи молитвъ общаго нашего отца и всѣхъ благочестивыхъ, я и ты и всѣ братія наши! Игуменъ Авлита (Αὐλητοῦ) играетъ на флейтѣ (αὐλεῖ) [1], но нѣчто непонятное и несогласное съ Духомъ Святымъ; слова же его, что онъ взираетъ на Римъ, суть прикрытіе слабости и ложнаго оправданія сообразно съ настоящими обстоятельствами; а то, чтó онъ говоритъ о Саввѣ и Ѳеоктистѣ, благочестивѣйшихъ монахахъ, и будто въ Римѣ дѣлается то и другое, несправедливо. Ибо они настаивали, чтобы обращающіеся изъ иконоборческой ереси епископы не были принимаемы въ своихъ степеняхъ, притомъ не всѣ, но главные и высшіе начальники ереси, по словамъ святого Аѳанасія [2], что и не несправедливо. Но когда собравшійся въ то время соборъ разсудилъ принять всѣхъ, слѣдуя примѣру четвертаго святого собора (вселенскаго), то и они согласились; потому что не было нарушено что-нибудь необходимое. Относительно же симоніанъ тогда не было объявлено, такъ какъ это дѣло имѣло разсматриваться послѣ собора. А когда было разсмотрѣно, то... во-первыхъ, епитимія на одинъ годъ и болѣе [3]. О, дерзновеніе! При помощи нѣкоторыхъ монаховъ, которыхъ имена прохожу молчаніемъ, издано было имъ (патріархомъ) опредѣленіе объ уничтоженіи низложенія навсегда, такъ что тѣ, которые низложены Богомъ чрезъ верховнаго апостола Петра, снова могутъ стать священнослужителями Христовыми. Такъ какъ на это не только не согласились единомысленные съ Саввою, но и вступили въ споръ съ нимъ, то что дѣлаетъ этотъ? Онъ исправляетъ зло добромъ; онъ отрекается, что не назначалъ такой епитиміи и не принималъ рукоположившихъ и рукоположенныхъ за деньги, Но, говоря (это), онъ изобличается тогдашнею императрицею, которой онъ и былъ увлеченъ — назначить безаконную епитимію.

Наступилъ день Богоявленія Христова; пришли въ этотъ день и подвергнутые епитиміи, исполнивъ свое наказаніе, и требовали разрѣшенія; тотъ отказалъ, но императрица настаивала на ихъ принятіи. Патріархъ снова смѣняетъ добро — зломъ; открыто служитъ вмѣстѣ съ ними въ тотъ самый праздникъ, конечно, не противъ воли, но добровольно, коль скоро онъ служилъ, имѣя возможность не служить съ низложенными; хотя иной и скажетъ, что онъ не могъ поступить иначе. Отсюда произошло разногласіе съ нимъ единомысленныхъ съ Саввою; отсюда получило силу разрѣшеніе, превышающее божественныя правила. Римъ же не одобрилъ этого, да не будетъ! — но признавалъ и самый соборъ не вселенскимъ, а помѣстнымъ и исправлявшимъ собственныя погрѣшности здѣшнихъ. Ибо засѣдавшіе не были представителями прочихъ патріарховъ, это ложно. Римскіе присланы были сюда по другой причинѣ, не для собора; поэтому, какъ говорятъ, по возвращеніи своемъ они и были низложены пославшимъ ихъ, хотя и оправдывались принужденіемъ. Другіе же восточные были убѣждены и увлечены здѣшними, а не посланы патріархами, потому что они (патріархи) и въ мысляхъ не имѣли этого, или уже послѣ (признаны посланными отъ нихъ), именно, изъ страха предъ народомъ; а здѣшніе дѣлали это съ тою цѣлію, чтобы сильнѣе склонить еретичествующій народъ къ православію тѣмъ, что будто бы на самомъ дѣлѣ былъ созванъ вселенскій соборъ.

Если же ты скажешь, почему мы тогда не противодѣйствовали и почему, послѣ собора приняли рукоположеніе отъ господина Тарасія, то мы въ свое оправданіе и тебѣ и всѣмъ говоримъ, что, съ одной стороны, мы были подвластными и тогда не знали того, что намъ стало извѣстно послѣ, а съ другой стороны, мы имѣли основательную причину въ словахъ Тарасія, что онъ и епитеміи не назначалъ бы, равнымъ образомъ ни съ кѣмъ изъ такихъ людей не сталъ бы и служить вмѣстѣ, если бы зналъ, но и низложилъ бы ихъ. Хотя на самомъ дѣлѣ не такъ было, — какъ открылось, — но мы, желая согласія, удовольствовались сказаннымъ, разсудивъ, что въ сомнительномъ дѣлѣ надобно снисходительнѣе склоняться къ миру, какъ говоритъ въ одномъ мѣстѣ (Григорій) Богословъ [4]; а вмѣстѣ съ тѣмъ и потому, что онъ былъ одобряемъ за православіе и за мужественную ревность по немъ прочими церквами. Это я изложилъ тебѣ, сынъ мой, чтобы ты зналъ надлежащее и то, что единомысленные съ Саввою имѣли и имѣютъ основаніе, если не соглашались съ нимъ по этой причинѣ, а не по какимъ-либо другимъ неблагоразумнымъ поводамъ. Ибо, какъ мы на основаніи отзыва, что онъ не принимаетъ такихъ, но и низлагаетъ, имѣли общеніе съ патріархомъ, такъ они, на основаніи сдѣланнаго явно, справедливо защищаютъ божественное правило. И, конечно, нѣтъ никого, кто могъ бы возразить имъ въ этомъ дѣлѣ, хотя бы сказали, что Тарасій принялъ рукополагавшихъ за деньги по приспособленію къ обстоятельствамъ, даже если бы предстали Петръ и Павелъ; ибо они сами постановили такое правило и сами говорятъ: но и аще мы или ангелъ съ небесе благовѣститъ вамъ паче, еже благовѣстихомъ, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 8).

Примѣчанія:
[1] Αὐλητής, вѣроятно, названіе монастыря, подавшее поводъ къ употребленной здѣсь игрѣ словъ.
[2] Аѳанасія александрійскаго правило 2.
[3] Пропускъ въ греческомъ подлинникѣ. По мнѣнію Баронія, здѣсь говорится объ обстоятельствахъ, относящихся ко времени седьмого вселенскаго собора.
[4] Творенія въ русск. пер., т. I, стр. 192-193. — М. 1889.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 279-281.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0