Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

39. Къ Ѳеофилу игумену.

Хотѣлъ я скорѣе послать письмо твоей святостя, но не находилъ удобнаго способа, содержась подъ крѣпкою стражею. Когда же благій Богъ благоволилъ доставить и способъ и лице, тогда я смиренный исполняю свое желаніе, привѣтствую и обнимаю тебя, моего духовнаго отца, котораго поистинѣ весьма люблю. Ибо, разлучивъ насъ тѣлесно, начальники вѣка сего этимъ еще не расторгнули нашего по Богу единодушія и расположенія другъ къ другу, но еще болѣе укрѣпили ихъ. Ибо я увѣренъ, что и твое преподобіе любитъ насъ недостойныхъ и непреклонно пребываетъ въ православномъ и богоугодномъ исповѣданіи, на основаніи того, какъ ты и прежде и послѣ показывалъ себя предъ Богомъ и людьми, такъ что избралъ вмѣстѣ съ нами смиренными и гоненіе за благочестіе, хотя этого и не хотѣли властители, опасаясь изгнать и заключить многихъ и надѣясь этимъ какъ бы убѣдить міръ, что несогласіе съ ними ограничивается нами одними, а другихъ противящихся нѣтъ; между тѣмъ такихъ множество въ ихъ державѣ, хотя они и скрываются по страху или по приспособленію къ обстоятельствамъ, такъ что можно повторить слова божественнаго Давида, который взываетъ: изочту ихъ, и паче песка умножатся (Псал. 138, 18).

Подлинно, это нечестіе не малое и не тайное, но весьма великое и очевидное для имѣющихъ умъ. Они, святѣйшій, извратили домостроительство Христово, сколько отъ нихъ зависѣло, объявивъ нарушеніе Евангелія чрезъ сочетаніе прелюбодѣевъ и прелюбодѣяніе икономіей спасительной для церкви, и предавъ анаѳемѣ не одобряющихъ этого. Они нарушили Евангеліе преступленіемъ одной заповѣди, объявивъ это преступленіе какъ бы Божіимъ домостроительствомъ. Ибо, если тотъ, иже весь законъ соблюдетъ, какъ написано, согрѣшитъ же во единомъ, бысть всѣмъ повиненъ (Іак. 2, 10), они же совершившихъ паденіе, или лучше паденія, прелюбодѣя и сочетавшаго прелюбодѣевъ, сообщниковъ прелюбодѣя и всѣхъ, имѣвшихъ часть съ прелюбодѣемъ, — потому что нельзя раздѣлять другъ отъ друга совершившихъ и увлеченныхъ ими, — называютъ не виновными, но домостроителями Божіими; то солгалъ Тотъ, Кто объявилъ (такихъ людей) виновными, и святые дѣлаются чуждыми домостроителей Божіихъ; потому что никто изъ святыхъ не преступалъ закона Божія; и преступившій не можетъ быть названъ святымъ. Они же полагаютъ въ этомъ преступленіи неизмѣнный догматъ, какъ бы законъ Божій, и не принимающихъ вмѣстѣ съ ними участіе въ этомъ предаютъ анаѳемѣ. Но святые на небѣ и на землѣ, конечно, не содѣйствуютъ прелюбодѣянію. Итакъ, очевидно, что они нарушеніемъ одной евангельской заповѣди не только извратили все Евангеліе, соборно признавъ это нарушеніе спасительной для церкви икономіей и постановивъ, сколько отъ нихъ зависѣло, неизмѣнный законъ, что при нарушеніи всякой заповѣди это нарушеніе бываетъ, а вмѣстѣ и называется икономіей, но и анаѳемствовали святыхъ, не одобряющихъ этого, ибо вмѣстѣ съ ними и Богъ не одобряетъ.

Впрочемъ, для чего говорить много о томъ, чего и письмо не можетъ вмѣстить? Тяжкое лжеученіе объявлено въ нашей церкви. Эта прелюбодѣйная ересь вмѣстѣ съ извращеніемъ Евангелія нарушила и божествеяныя правила, признавъ невиннымъ прелюбодѣя, низложеннаго ими; ибо, когда они презрѣли Евангеліе, то потерей времени было бы для нихъ заботиться о священныхъ правилахъ. Объ этомъ напомнить твоему отчеству я почелъ необходимымъ, вмѣстѣ съ моимъ привѣтствіемъ, чтобы ты, зная, что это — ересь, избѣгалъ ереси или еретиковъ, чтобы не имѣлъ общенія съ ними и не поминалъ ихъ при божественной литургіи въ священнѣйшей обители своей; ибо великія угрозы произнесены святыми тѣмъ, которые участвуютъ съ еретиками даже и въ принятіи пищи. Если же твое преподобіе спроситъ, почему мы сами не говорили этого прежде взятія подъ стражу, но и поминали господствующихъ въ Византіи, то прими къ свѣдѣнію то, что тогда еще не было собора и не было произнесено этого нечестиваго ученія и анаѳемы. Прежде того не безопасно было совершенно отдѣляться отъ беззаконниковъ, а развѣ только избѣгать явнаго общенія съ ними и по надлежащей икономіи поминать до времени.

Когда же еретическое нечестіе открыто обнаружилось во время собора, то теперь слѣдуетъ и твоей осторожности вмѣстѣ со всѣми православными говорить смѣло, не имѣя общенія со лжеучителями и не поминая никого изъ присутствовавшихъ на прелюбодѣйномъ соборѣ или раздѣляющихъ образъ его мыслей. Поистинѣ, преподобный отецъ, слѣдуетъ тебѣ, Ѳеофилу, живущему во всемъ согласно съ своимъ именемъ [1], любить Бога и въ этомъ. Ибо Златоустъ великимъ и громкимъ голосомъ объявилъ врагами Божіими не только еретиковъ, но и вступающихъ въ общеніе съ ними. И если твоя твердость не устоитъ, то кто же спасется? Если тотъ, кто прежде совершеннаго обнаруженія ереси дерзалъ силою Божіею, какъ святой, станетъ уклоняться теперь, послѣ обнаруженія ереси, то какъ другой осмѣлится подать голосъ? Если монашескій чинъ не вмѣнитъ вся въ уметы (Флп. 3, 8), т. е. монастыри и все находящееея въ нихъ, то какъ мірянинъ оставитъ жену, дѣтей и все прочее?

Поэтому напоминаю, какъ наименьшій братъ и сынъ, не будемъ молчать, чтобы у насъ не произошелъ вопль содомскій, не будемъ жалѣть дольняго, чтобы намъ не потерять горняго, не будемъ подавать соблазна церкви Божіей, которая можетъ состоять и изъ троихъ православныхъ, по опредѣленію святыхъ, чтобы намъ не быть осужденными судомъ Господнимъ. Не ради себя самого говорю это я окаянный, — ибо для меня, хотя и дерзновенно сказать, и умереть за истину есть пріобрѣтеніе, радость и жизнь, если мы будемъ укрѣпляемы вашими священными молитвами, — но ради давней и духовной любви между нами и ради общей пользы. Подлинно, если Сынъ Божій, Господь и Владыка всѣхъ, принесъ Себя Самого въ жертву за всѣхъ Богу и Отцу, то какъ должны мы и чего не обязаны потерпѣть и перенести ради Него, особенно монашествующіе и распявшіеся отреченіемъ (отъ міра), истинно и не тщетно отрекшіеся? Не по внѣшнему виду надобно судитъ о дѣлахъ, — ибо многіе надѣваютъ маски и не суть то, чѣмъ кажутся, — но по дѣламъ о видѣ. Итакъ, принадлежащіе къ монахамъ въ настоящія времена пусть покажутъ это дѣлами. А дѣло монаха — не допустить ни малѣйшаго нововведенія въ Евангеліи, чтобы, подавъ мірянамъ примѣръ ереси и общенія съ еретиками, не подвергнуться отвѣтственности за ихъ погибель. Много лишняго высказалъ я объ этомъ предметѣ, съ позволенія высокаго смиренномудрія твоей святости. Ты же, отецъ мой, молись и умоляй о мнѣ немощномъ и грѣшномъ, но весьма много любящемъ тебя. Содержимый подъ стражею вмѣстѣ со мною также и привѣтствуетъ тебя и испрашиваетъ молитвъ твоихъ.

Примѣчаніе:
[1] Θεόϕιλος — любяшій Бога.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 281-284.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0