Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

40. Къ Навкратію сыну.

Опять ты въ другой темницѣ, возлюбленный сынъ, но это опять позоръ для безчестныхъ еретиковъ, а для тебя умноженіе наградъ и почестей небесныхъ. Поэтому о нихъ я воздыхаю и плачу, о тебѣ же радуюсь и благодарю. Развѣ ты не дѣлаешься болѣе испытаннымъ, благодаря вторичному заключенію подъ стражу, подобно золоту, дважды сжигаемому въ горнилѣ? Укрѣпляйся же, святой сынъ мой, и являйся предъ Владыкою Господомъ во всемъ чистымъ и непорочнымъ, сосудомъ поистинѣ благопотребнымъ, уготованнымъ на всякое благое дѣло (2 Тим. 2, 21). Переноси долготерпѣливо необычность второго стража твоего, не скажу — игумена или священника; ибо никакой служитель Божій и монахъ не станетъ прислуживать воинскимъ дѣламъ и даже имѣть общеніе съ такимъ прислужникомъ. Впрочемъ, извѣсти меня, какъ онъ обходится съ тобою; ибо, я думаю, онъ превосходнѣе прежняго. Но такъ ли, иначе ли, ты все-таки, сынъ мой, стой мужественно, облегчая скорби радостными надеждами и пользуясь уединеніемъ для пріобрѣтенія себѣ безстрастія посредствомъ обращенія взоровъ къ одному только Богу, взирающему на тебя, и посредствомъ соединенія (съ Нимъ) постоянно, съ презрѣніемъ отвергая и негодные помыслы, вводимые сѣятелемъ плевелъ. Что же касается до желанія твоего, чтобы я обстоятельно отвѣчалъ объ ересяхъ и крещеніяхъ, то это превышаетъ мѣру письма, и притомъ излишне было бы распространяться о томъ, что богоносный Епифаній изслѣдовалъ и описалъ, какъ никто изъ отцовъ. Поэтому прочитай священную книгу его объ нихъ, и изъ нея узнаешь, что желаешь узнать. Тебѣ вручитъ ее добрый Евпрепіанъ.

О крещаемыхъ кратко отвѣчу. Сужденіе о нихъ троякое. Крещаются маркіониды, таскодругиты, манихеи и подобные имъ до мелхиседекіанъ, всего двадцать пять ересей [1]. Помазуются святымъ мѵромъ тессарескедекатиты, новатіане, аріане, македоніане, аполлинаристы, всего пять. Не крещаются и не помазуются, а только анаѳематствуютъ свою и всякую другую ересь мелетіане, несторіане, евтихіане и подобные имъ до нынѣшней ереси, числа ихъ я не указываю теперь, потому что ересь акефаловъ распадается на много частей, и письмо было бы слишкомъ длинно. Относительно же сказаннаго тобою, что правило не различаетъ, но опредѣленно гласитъ, что рукоположенные или крещенные еретиками не могутъ быть ни клириками, ни вѣрными, прими во вниманіе, что апостольское правило называетъ еретиками тѣхъ, которые не крещены и не крестятъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа [2]. Тому же научаемся мы и божественнымъ голосомъ Василія Великаго. Онъ говоритъ, что «ереси суть тѣ, которыя совершенно отторглись и стали чуждыми по самой вѣрѣ; расколы — тѣ, которые по другимъ какимъ-нибудь причинамъ церковнымъ и по вопросамъ исправимымъ разногласятъ между собою; а недозволенныя сборища суть собранія, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами, или невѣжественнымъ народомъ». Самъ же онъ, приводя одинъ примѣръ перваго, говоритъ къ святому Амфилохію: «какое основаніе принимать крещеніе ихъ (пепузанъ), которые крестятъ въ Отца и Сына и Монтана или Прискиллу? Тѣ и не крещены, которые крестились въ то, чего намъ не предано». Поэтому правило и отцы, какъ говоритъ божественный Василій, назвали ихъ и подобныхъ имъ еретиками. Далѣе святой Василій приводитъ примѣръ второго: «каѳары принадлежатъ къ числу раскольниковъ» [3].

Если ты скажешь: почему же называются еретиками и эти и всѣ послѣдующіе, то мы говоримъ и понимаемъ это такъ: первые суть въ собственномъ смыслѣ еретики, потому что они нечестиво учатъ о самой сущности нашей вѣры въ Троицу; вторые (называются еретиками) по злоупотребленію (этимъ словомъ) и потому, что ихъ производятъ отъ первыхъ. Они исповѣдуютъ и вѣру и крещеніе въ Троицу, съ сохраненіемъ особеннаго свойства каждой Ипостаси, а не только одного общаго тремъ, хотя объ иномъ и еретически учатъ. Примѣръ третьяго также приводитъ самъ святой (отецъ): «напримѣръ, если кто, по обличеніи во грѣхѣ, удаленъ отъ священнослуженія, и не покорился правиламъ, но самъ себѣ присвоилъ предсѣдательство и священнослуженіе». Какъ вторые соименны первымъ, такъ и третьи соименны вторымъ. Такъ, мелетіанъ, которыхъ увлекъ за собою раскольникъ Мелетій, древніе называютъ раскольниками, хотя они не держатся лжеученія; ибо они, анаѳематствуя собствепный расколъ, какъ говорятъ, были принимаемы каѳолическою церковію. Вообще, ереси подобны нѣкоторой цѣпи сплетенной бѣсомъ: онѣ держатся одна другой и всѣ зависятъ отъ одной главы — нечестія и безбожія, хотя различаются по названіямъ, по времени, мѣсту, количеству, качеству, силѣ и дѣятельности. Такъ и одно и то же тѣло состоитъ не изъ одного только члена, но изъ многихъ, и различны ихъ дѣйствія другъ на друга, силы, свойства, отношенія и значенія.

Относительно другихъ твоихъ вопросовъ. На первый изъ нихъ — о пресвитерѣ православномъ, и однако, изъ страха гоненія, поминающемъ епископа еретика, я прежде отвѣчалъ тебѣ, впрочемъ, и опять (скажу): если онъ не служитъ вмѣстѣ съ еретикомъ и если не имѣетъ общенія съ такими людьми, то дóлжно принимать его въ сообщество при псалмопѣніи, при благословеніи яствъ, и то по икономіи, но не при божественномъ причащеніи. Непремѣнно нужно изслѣдовать, когда господствуетъ ересь, и, принявъ исповѣданіе, довольствоваться имъ, если только оно не будетъ явно ложнымъ. Ибо могу сказать тебѣ, что мы научились отъ отцовъ не изслѣдовать въ такое время, когда не свирѣпствуетъ ересь, и относительно лицъ, не осужденныхъ явно. Нынѣ же рѣдко можно найти такого пресвитера, который бы не сносился и не имѣлъ общенія съ еретиками.

Второй вопросъ — о христолюбивомъ человѣкѣ, приглашающемъ въ свою часовню отслужить всенощную: дóлжно ли служить въ ней и съ кѣмъ? Нужно согласиться, и идти, и пѣть вмѣстѣ, конечно, если приглашающій и пѣвцы православны, и тотъ и другіе остерегаются общенія съ еретиками. Нужно и служить въ часовнѣ, если владѣлецъ удостовѣритъ, что въ ней еще не служилъ еретикъ. Ибо раньше сказано, что нужно изслѣдовать всюду по причинѣ свирѣпствующей ереси.

Третій: если кто-нибудь изъ православныхъ приметъ отъ кого-нибудь церковь, а между тѣмъ тамъ есть обычай — собираться народу однажды или дважды въ годъ и на литургіи поминать еретика, то пѣть тамъ по необходимости можно позволить, но служить литургію — нѣтъ. А если возможно прекратить этотъ обычай, то слѣдуетъ и литургію служить.

Четвертый: если случится церковь, въ которой служащій поминаетъ еретика, а православный имѣетъ освященный жертвенникъ на плащаницѣ или на доскахъ, то можно ли полагать его въ той же церкви, въ отсутствіи поминающаго, и служить на немъ православному? — Не слѣдуетъ, но лучше по необходимости (служить) въ обыкновенномъ домѣ, избравъ какое-либо чистѣйшее мѣсто.

Пятый: если на пути случится православному быть приглашеннымъ отъ какого-нибудь священника или мірянина на общую трапезу и будетъ время пѣснопѣнія, то какъ нужно поступить? Я сказалъ и опять скажу: когда ересь господствуетъ и не поражена православнымъ соборомъ, то необходимо изслѣдовать, какъ при божественномъ причащеніи, такъ и при общей трапезѣ, и въ этомъ отношеніи нѣтъ мѣста ни стыду, ни медленности. Чтобы просто принять хлѣбъ отъ кого-нибудь, для этого не нужно изслѣдованіе, равно какъ и принять отъ него угощеніе, можетъ быть — наединѣ, и получить ночлегъ; конечно, въ томъ случаѣ, если раньше онъ не былъ извѣстенъ ересью или нравственной испорченностью. Но относительно прочаго по необходимости дóлжно изслѣдовать.

Шестой: если православный на дорогѣ встрѣтитъ церковь близъ села или города, то слѣдуетъ ли ему молиться тамъ, или даже остановиться, избѣгая входить подъ кровъ къ мірянамъ? Слѣдуетъ и молиться и останавливаться, если она одна; но и въ домѣ мірянина или священника, какъ сказано, по необходимости въ случаѣ поздняго времени, безразлично можно остановиться и вкусить пищи наединѣ, безъ изслѣдованія, и принять потребное, если, какъ я сказалъ, принимающій раньше не будетъ извѣстенъ принимаемому, какъ принадлежащій къ числу нечестивыхъ или беззаконныхъ. А безъ необходимости не хорошо принимать сказанное, какъ случится, а нужно изслѣдовать и останавливаться у православнаго и, если нужно, отъ него брать потребное для дороги; ибо такъ заповѣдуетъ Господь чрезъ святыхъ своихъ. Пресвитеру и игумену ты хорошо отвѣтилъ, что отлучены отъ священнослуженія тѣ, кто нынѣ рукоположенъ (епископомъ), оказавшимся еретикомъ, хотя и говорящимъ, что соборъ былъ дурной и мы погибли. Ибо почему онъ, признавая это, не убѣгаетъ отъ погибели, уклоняясь отъ ереси, чтобы быть епископомъ Божіимъ? Тогда и рукоположенія ею тотчасъ будутъ приняты. Или почему, при господствѣ ереси, игуменъ послалъ братій для еретическаго рукоположенія? Итакъ, если бы рукоположившій исправился, то имъ тотчасъ можно было бы священнодѣйствовать: а такъ какъ онъ находится въ ереси, поминая еретика, то, хотя бы онъ и говорилъ, что содержитъ здравый образъ мыслей, невозможно, чтобы рукополагаемые имъ были истинными служителями Божіими. Если же въ игуменѣ воспламенится духъ ревности по Богѣ, и онъ пожелаетъ получить вѣнецъ исповѣданія, то пусть и не служитъ въ церкви, въ которой тотъ предсѣдательствуетъ, и не поминаетъ его, какъ епископа; и блаженъ онъ, являясь примѣромъ спасенія и многимъ другимъ.

Когда же въ той же церкви будетъ помѣщенъ жертвенникъ, то нѣтъ никакого препятствія служить тамъ. — Что я забылъ отмѣтить выше, о томъ напомню здѣсь. Когда святой Василій говоритъ объ участвовавшихъ въ недозволенныхъ сборищахъ, что иногда и находящіеся въ (церковной) степени и отступившіе съ непокорными, если раскаются, принимаются въ тотъ же чинъ, то да не подумаетъ твое благочестіе, что эти слова противорѣчатъ апостольскому правилу, которое гласитъ: «если кто, принадлежа къ клиру, будетъ молиться съ низложеннымъ, какъ съ клирикомъ, да будетъ низложенъ и самъ» [4]; но пусть вспомнитъ, что, какъ положено отцами различіе между ересями и расколами, такъ по послѣдовательности мыслей различается, къ кому относится правило, низлагающее безвозвратно, именно, къ молящемуся вмѣстѣ съ низложеннымъ, а не къ участвующему въ недозволенномъ сборищѣ; ибо тотъ знаетъ, что онъ молится вмѣстѣ съ явно низложеннымъ, и потому справедливо тотчасъ низлагается, какъ дѣйствовавшій безразлично и не повиновавшійся правилу; а этотъ, какъ не считавшій низложеннымъ того, къ которому онъ былъ увлеченъ толпою, «если раскается, принимается въ тотъ же чинъ», говоритъ (святой отецъ). Въ словахъ святого часто прибавляется и то, что и раскаявшійся не принимается въ тотъ же чинъ [5]. Притомъ эти слова изречены условно; апостольское же правило говоритъ рѣшительно и безусловно. Что лжеименный Христофоръ [6] опять возвратился на свою блевотину (2 Петр. 2, 22), этому я нисколько не удивился, зная нетвердость и непостоянство его. А что Клидоній только одинъ день переносилъ за истину заключеніе подъ стражею и бичеванія отъ нечестивыхъ, этому я весьма удивился. Если онъ доселѣ стоялъ твердо силою Божіею, то не излишне было бы тебѣ и прочимъ братіямъ подать ему руку помощи, если возможно. О вышесказанныхъ же. т. е. крещаемыхъ, помазуемыхъ святымъ мѵромъ и анаѳематствующихъ ересь, я написалъ не такъ, какъ божественный Епифаній распредѣлилъ и исчислилъ ереси, но какъ нашелъ я въ толкованіи одного изъ древнѣйшихъ трудолюбиваго мужа, сдѣлавшаго изслѣдованіе и извлеченіе изъ книгъ византійской церкви. Братъ Григорій искренно привѣтствуетъ тебя.

Примѣчанія:
[1] Т. е. при обращеніи въ православную вѣру.
[2] Апостольское правило 49.
[3] Къ Амфилохію прав. 1 (Творенія въ рус. пер., т. VII, стр. 6 и 7. — М. 1892).
[4] Апостольское правило 2.
[5] Къ Амфилохію пр. 32 и 51 (Творевія въ русск. пер. т. VII, стр. 48 и 99. — М. 1892).
[6] Χριστοϕόρος — носящій Христа.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 284-289.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0