Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

43. Къ Іосифу брату и архіепископу [1].

И первое письмо братской и отеческой святости твоей было исполнено глубины, хотя по количеству словъ оно было мало; и второе исполнено всякаго вѣдѣнія и смиренномудрія, имѣя одинъ только недостатокъ — незаслуженныя похвалы мнѣ бѣдному. А я не для красоты рѣчи, нѣтъ, но поистинѣ сказалъ, что ты сіяешь среди нашего поколѣнія, въ архіепископскомъ санѣ, подобно святымъ отцамъ. И не погрѣшилъ бы я, назвавъ тебя столпомъ и утвержденіемъ церкви, прекраснѣйшій братъ мой. Ибо всякій, заступающійся и страждущій за истину, есть основаніе и вершина ея. Хорошо, что ты просмотрѣлъ тетради (τετράδας) [2]. Ибо твое напоминаніе, или лучше, приказаніе послужило для насъ поводомъ къ разсмотрѣнію и разрѣшенію этого предмета, которое вмѣстѣ съ другими приложеніями, по совѣту отца нашего, въ вышеупомянутыхъ тетрадяхъ я послалъ твоей святости, не привнесши отъ себя самого никакого сужденія ва всемъ сочиненіи, — потому что нельзя быть законнѣе закона и справедливѣе правила, — а только выбравъ и соединивъ, хотя и неискусно, мнѣнія и заповѣди божественныхъ отцовъ, какъ того требовало содержаніе противнаго ученія. Если ты не откажешься отъ труда прочитать, то, я увѣренъ, это будетъ полезно. Но такъ какъ миръ несомнѣнно есть прекрасное дѣло, — я люблю его, хотя и грѣшникъ, — и такъ какъ надобно склоняться къ нему; то мы и дѣлали это, пока было возможно, удаливъ много тяжести, по выраженію божественнаго Кирилла, частію тѣмъ, что по общему совѣту хранили молчаніе, когда еще раньше объявили невиннымъ сочетавшаго прелюбодѣевъ, — тогда я находился тамъ; а молчаніе есть отчасти согласіе, за которое ухватившисъ, противники, какъ ты знаешь, старались отклонить насъ отъ противодѣйствія; частію тѣмъ, что когда объявлено было второе оправданіе его отъ поправшихъ законы Божіи, мы говорили: пусть онъ перестанетъ только священнодѣйствовать, продолжая пользоваться почетомъ, по правилу святого Василія [3], тогда какъ онъ уже служилъ два года вмѣстѣ съ патріархомъ, что было страшно и выше икономіи. Не стану говорить о ложныхъ сужденіяхъ относительно того, почему мы удалились отъ него, и о томъ, какъ принимали участіе въ благословеніяхъ отъ пресвитера на пиршествахъ, и въ поминовеніи патріарха. Но между тѣмъ какъ мы по икономіи столько уклонялись, они, напротивъ, съ упорствомъ возрастали во грѣхѣ; Богъ же прозрѣвалъ нѣчто лучшее, чтобы и мы смиренные не напрасно переносили первую ссылку, и вторгшееся въ міръ прелюбодѣяніе какъ-нибудь не признано было маловажнымъ отъ излишняго снисхожденія къ сочетавшему его.

Поэтому теперь, возлюбленный, настало время говорить намъ: доколѣ ты будешь примѣнять икономію? Покажи свою готовность когда-нибудь и строить. Согласно съ божественнымъ Василіемъ, намъ нужно въ точности слѣдовать правиламъ, — ибо иныя рѣчи прежде войны, и иныя послѣ войны, — въ терпѣніи проводить дни наши, какъ ты внушалъ, и молиться за гонителей. Я соглашаюсь и съ радостью принимаю три твои почтенныя изреченія: не раздѣлять церкви по поводу паденія одного человѣка, не принимать участія въ разрѣшеніи его и имѣть общеніе со всякимъ не осужденнымъ священникомъ. Таковъ, конечно, смыслъ ихъ. Прости мнѣ, братъ, если я не для наученія, но для общей пользы разъясню эти слова. Относительно перваго: ради одного человѣка мы не отдѣляемся отъ церкви, которая отъ сѣвера и запада и моря (Ис. 49, 12), и даже отъ здѣшней, конечно кромѣ одобрившихъ прелюбодѣяніе. Ибо они — не церковь Господня; если же они — церковь, то мы, т. е. не принимающіе сочетавшаго прелюбодѣевъ, отдѣляемся отъ этой церкви ради одного человѣка, принятаго въ общеніе съ нею. А такъ какъ они — не церковь Божія, то поистинѣ они отдѣляются отъ церкви Божіей ради одного человѣка, принятаго въ общеніе съ ними, уподобляясь тѣмъ, о которыхъ говорится въ лѣтописяхъ; а мы не отдѣляемся отъ ней ради такого человѣка. Относительно второго: мы не принимаемъ участія въ разрѣшеніи его; ибо не имѣемъ общенія съ явно разрѣшившими его. Если бы мы имѣли общеніе съ ними, то вмѣстѣ съ тѣмъ принимали бы участіе и въ разрѣшеніи его. Но такъ какъ мы благочестно не вступаемъ въ общеніе съ разрѣшившими, то несомнѣнно не принимаемъ участія въ разрѣшеніи его. Относительно третьяго: со всякимъ неосужденнымъ священникомъ мы имѣемъ общеніе. Поэтому мы не имѣемъ общенія и съ Іосифомъ, какъ открыто осужденнымъ; осужденными же, конечно, должны быть и тѣ, которые служатъ вмѣстѣ съ нимъ, низложеннымъ. Если бы мы имѣли общеніе съ ними, какъ съ невинными, то невиннымъ былъ бы и Іосифъ, служащій вмѣстѣ съ ними. Но такъ какъ онъ по истинѣ осужденъ, то мы и не имѣемъ общенія съ нимъ, а также, конечно, и съ тѣми, кто служилъ вмѣстѣ съ нимъ, какъ тоже осужденными. Итакъ, слова твоей святости тверды, и такимъ образомъ мы соглашаемся съ ними. Да будетъ между нами, чрезъ истинное согласіе здѣсь, нерасторжимый союзъ и въ будущемъ вѣкѣ, любезнѣйшій братъ мой, чтобы и намъ смиреннымъ удостоиться хотя нѣсколько послѣдовать доблести отцовъ нашихъ! Что же касается города твоего, то въ немъ ты возжегъ высокій пламень благочестія, котораго человѣкъ не погаситъ во вѣки. Не печалиться слѣдуетъ, а больше радоваться этому, какъ и я окаянный (радуюсь) разсѣянію смиреннаго монастыря моего; ибо это разсѣяніе — ради Господа. И не только въ томъ великая слава, что столь многіе устояли, не преклонивъ колѣнъ, но хотя бы одинъ; потому что лучше единъ творящій волю Господню, нежели тысяща грѣшникъ (Сир. 16, 3). И не ты самъ виновенъ въ разсѣяніи ихъ, хотя нѣкоторые и болтаютъ это, но я несчастный. Да будетъ у насъ, если позволишь, общеніе въ томъ и другомъ! И такую ты получишь награду за благоугодное разсѣяніе братій, какой я желалъ бы себѣ за оставленіе Солуни ради закона Божія. О стражѣ моемъ ничего не скажу; такой онъ человѣкъ, и единодушный съ Іосифомъ. Не переставай крѣпко молиться о моемъ смиреніи, добрый и преподобнѣйшій братъ и отецъ мой. Прими къ свѣдѣнію, что Ѳеосостъ подвергся преслѣдованію за то, что не вступилъ въ общеніе съ тѣмъ, кто святотатственно вступилъ на престолъ твой и дерзко изгнанъ изъ своего монастыря. Живущіе съ Аѳанасіемъ братія наши опять взяты и сосланы туда. Стражъ мой, отправившись, принесъ мнѣ поклонъ отъ патріарха, который говоритъ: Богъ проститъ тебѣ; мы желали имѣть тебя здѣсь въ помощь намъ; ты ушелъ и остался тамъ, я завидую тебѣ. Выслушавъ это, я разсмѣялся; ибо въ то время мнѣ ничего не нужно было отвѣчать, кромѣ слѣдующаго: если онъ завидуетъ, то пусть и самъ уйдетъ. Впрочемъ, онъ ослабилъ содержаніе подъ стражею, желая доставить отдыхъ. Принесъ онъ и отъ Симеона поклонъ и (извѣстіе), что онъ хочетъ сказать императору, что ты истомился въ темницѣ, и смиренный поклонъ отъ Леонтія, который говоритъ: я вытерпѣлъ нужду, и да не лишитъ меня Богъ слова твоего! Я сказалъ, что не требую этого отъ него. Его принуждали идти къ эконому, и къ Арсенію, и къ Іоанну, и сказать, что господинъ Тарасій разрѣшилъ его, и что теперь только я (прозрѣлъ). Его дѣйствительно бичевали. Находящійся со мною съ великимъ усердіемъ привѣтствуетъ пастыря моего чрезъ меня.

Примѣчанія:
[1] Писано въ 809 г.
[2] Τετράς или τετράδιον — листъ, сложенный на четыре части.
[3] Къ Амфилохію правило 70 (въ русск. перев. 1892 г. VII, стр. 103. М. 1892).

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 292-295.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0