Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

49. Къ Навкратію сыну [1].

Ты никогда не говоришь и не говорилъ мнѣ, возлюбленный сынъ мой, о чемъ-нибудь излишнемъ и пустомъ, но всегда о благовременномъ и пристойномъ и ведущемъ къ душевной пользѣ, какъ и теперь дѣлаешь. Я же, восхваляя твою ревность, признаю и усовершающійся образъ рѣчи, который ты еще больше улучшишь, если будешь въ состояніи заняться грамматикою. Подлинно, должно владѣть и силою и искусствомъ слова тому, кто защищаетъ православіе и желаетъ бороться съ лжеучителями. Ибо, если они, при такомъ знаніи воображая имѣть нѣчто великое, хвалятся, когда услаждаютъ ищущихъ одного лишь пріятнаго для слуха; то прекрасно и православнымъ не имѣть недостатка въ силѣ слова, чтобы низлагать гибельныя ихъ орудія. Такимъ образомъ мнѣ пріятно, сынъ мой, что ты укрѣпляешься въ этомъ. Впрочемъ, чего я желаю для тебя, того не для всякаго вообще; потому что каждый имѣетъ свои способности и каждый посвоему полезенъ. Ты говоришь, что братья Филиппъ и Филонъ скончались; хорошо, хорошо, что оба — благою кончиною; не потому, чтобы дѣла ихъ прежде кончины были неодобрительны, — какъ можно сказать это, когда они отреклись отъ міра, плоти и крови, и возложили на себя благое иго послушанія? — но потому, что они сподобились высочайшаго блаженства, бывъ ради Господа гонимы, огорчаемы и притѣсняемы. Противъ этого никто не станетъ возражать, кромѣ безчестныхъ прелюбодѣевъ, нарушившихъ Евангеліе. Пріятно и этимъ ограничить похвалу Филону; у добраго же Филиппа много доблестей, которыя ты самъ прежде исчислялъ. Я же, кромѣ сказаннаго, еще удивляюсь его простотѣ и искренности, негнѣвливости и незлопамятности, сострадательности и братолюбію, послушанію и смиренію, кратко сказать, безстрастію, отъ котораго происходило и сокрушеніе, и отвращеніе отъ міра, и любовь къ Богу, и скромность. Прибавь къ этому, какъ ты и прежде говорилъ, частыя слезы этого мужа, любовь къ отцу и охотное повиновеніе, въ опасностяхъ смѣлость и ревность, совершенную безропотность и какъ бы постоянное цвѣтеніе добродѣтелей многоцвѣтущей души его. Доблестенъ и крѣпкій Гайанъ, прошедшій почти по всѣмъ мѣстамъ, гдѣ разсѣяны братія. Что они здравствуютъ, благодареніе Господу Богу; что они не падаютъ въ скорбяхъ, но еще болѣе укрѣпляются, слава укрѣпляющему ихъ Христу, а что они терпятъ гоненіе, не удостоиваясь даже крова отъ нѣкоторыхъ монаховъ, особенно отъ всѣхъ, согласившихся въ этомъ между собою, не удивляйся. Написано: и врази человѣку домашніи его (Матѳ. 10, 36). Развѣ не гнали они несчастные Самого сказавшаго это, Христа Бога нашего? Такъ говоритъ сынъ грома: во своя пріиде, и свои его не пріяша (Іоан. 1, 11).

Какое же различіе, когда тѣ не приняли Христа, Искупителя міра, а эти — потерпѣвшихъ за Него и за Его Евангеліе гоненія и заключеніе подъ стражею? Никакого, кромѣ распятія и умерщвленія. Да не вмѣнится имъ этотъ союзъ неправды! Они, какъ ты сказалъ, не перенося возраженій отъ подчиненныхъ имъ и желая не того, чтобы имъ возсіялъ свѣтъ истины, но чтобы имъ ходить во тьмѣ невѣдѣнія, изгоняютъ братій нашихъ, чтобы святое слово истины и правды не достигало слуха ихъ, т. е. не служило напоминаніемъ. Но не будетъ такъ, не состоится этотъ совѣтъ ихъ, а слово Божіе, которое они попрали, будетъ возвѣщаться и стоять твердо во вѣки. Ибо небо, говоритъ Онъ, и земля мимо идетъ, а словеса моя не имутъ преити (Лук. 21, 33). Кто же можетъ возставать противъ этого, кромѣ развѣ мучителя сатаны и учениковъ его, признавшихъ прелюбодѣяніе спасительной для церкви Христовой икономіей, суемудрыхъ и враждебнѣйшихъ? Впрочемъ, нужно обратить рѣчь къ твоимъ вопросамъ. Ты спрашиваешь, почему божественный Кириллъ (Александрійскій) соблюдалъ икономію, (дозволивъ) не отдѣляться отъ тѣхъ, которые на востокѣ поминали въ диптихахъ еретика Ѳеодора Мопсуетскаго? Потому, что догматы благочестія у нихъ соблюдались въ совершенно неповрежденномъ и надлежащемъ видѣ. Такъ написано упоминающимъ объ этомъ святымъ Евлогіемъ, архіепископомъ Александрійскимъ, въ его словѣ: «объ икономіи (περὶ οἰϰονομίας)», котораго употребленіе мы объяснили въ составлевномъ нами особомъ сочиненіи: «объ икономіи вообще». Итакъ, разрѣшеніе далъ самъ, разсказавшій о томъ. Въ другомъ какомъ-нибудь мѣстѣ не сказано объ этомъ, и нѣтъ нужды искать другого. Но для разъясненія приведу здѣсь сказанное нами о томъ же предметѣ. Изъ приспособленій къ обстоятельствамъ одни были допущены отцами на время, другія имѣютъ постоянную силу. Напримѣръ имѣетъ постоянную силу позволеніе, данное святымъ Аѳанасіемъ италійцамъ — употреблять выраженіе πρόσωπα вмѣсто ὑποστάσεις (о лицахъ Святой Троицы). А на время, напримѣръ, распоряженіе апостола касательно обрѣзанія, или Василія Великаго — касательно Святаго Духа, или настоящее — божественнаго Кирилла. То, что было допущено до нѣкотораго времени, не подлежитъ осужденію и нисколько не странно и не беззаконно, а только уклончиво и не очень точно. Это — временная икономія. Ибо невозможно ни для врача тотчасъ избавить больного отъ болѣзни, ни бѣшенаго коня иди сухую вѣтвь немедленно сдѣлать перваго покорнымъ уздѣ, а вторую — исправною, для самаго опытнаго въ этомъ, но развѣ мало-по-малу пользуясь какъ одобреніями и ласковыми словами, такъ и нѣжнымъ обращеніемъ.

Такъ поступали и святые въ икономіяхъ; такъ и великій Кириллъ въ настоящемъ случаѣ. Онъ нѣсколько снисходилъ къ медлительности восточныхъ въ разсужденіяхъ или къ ихъ наклонности — не признавать еретикомъ того, кто на самомъ дѣлѣ еретикъ. Ибо какъ иначе могъ бы онъ поступить, когда они исповѣдывали православную вѣру и этимъ самымъ анаѳематствовали того, кто былъ ими поминаемъ? Ибо каждый, православный во всемъ, дѣятельностію своею, если не словомъ, анаѳематствуетъ всякаго еретика. А потомъ, когда у нихъ пробудился совершенный умъ, тогда святой, можетъ быть, во всемъ былъ согласенъ съ ними. Не то же ли самое и мы дѣлаемъ явно? Случается, что нѣкоторые, единодушные съ нами, разнятся отъ насъ въ чемъ-нибудь такомъ, отъ чего немного вреда или отступленія отъ точности; и однако мы имѣемъ общеніе съ ними, чтобы изъ-за малаго, что спустя немного времени можетъ быть исправлено, намъ не потерять всего; это было бы свойственно людямъ неопытнымъ, а не строителямъ таинъ Божіихъ. Таково временное приспособленіе къ словамъ и нравамъ въ судѣ, истинѣ и законѣ, а отнюдь не въ беззаконіи и лжи. Пусть же прелюбодѣи не злоупотребляютъ здѣсь выраженіями, пусть не называютъ руководителемъ того, кто ввергаетъ въ пропасть, и кормчимъ того, кто потопляетъ, и врачемъ того, кто причиняетъ болѣзни, которому они сами уподобились, прелюбодѣйствовавъ вмѣстѣ съ прелюбодѣемъ, сочетавъ прелюбодѣевъ вмѣстѣ съ сочетавшимъ ихъ, клеветавъ на Бога вмѣстѣ съ клеветавшимъ на Бога, нарушивъ Евангеліе вмѣстѣ съ нарушившимъ Евангеліе, пособачьи; ибо такъ точнѣе можно выразиться. Діоскора же, александрійскаго еретика, гдѣ и какимъ образомъ принималъ божественный Кириллъ, какъ говорятъ прелюбодѣи, пребывающіе во мракѣ близъ свѣта и клевещущіе на святыхъ? Это не слыхано и ихъ ложь не правдоподобна; ибо онъ — позднѣе божественнаго Кирилла. Какъ же того, кто оказался еретикомъ по кончинѣ святого во время разбойничьяго собора въ Ефесѣ, послѣ третьяго и святого (собора), самъ святой принималъ, бывъ уже выше міра? Такъ они лгутъ, сочиняя басни, чтобы уловить души простыхъ людей.

Поэтому будьте искусны и свѣдущи во всемъ, дабы вамъ избѣжать змія и говорящихъ зміинымъ голосомъ, отъ которыхъ погибли весьма многіе изъ рода въ родъ. О другихъ вопросахъ. Если епископъ не находился на прелюбодѣйномъ соборѣ и называетъ его лжесборищемъ, но поминаетъ бывшаго на немъ митрополита своего, то слѣдуетъ ли имѣть общеніе съ пресвитеромъ такого православнаго епископа? На это я отвѣчалъ въ другомъ письмѣ къ Еводію, что — слѣдуетъ, по икономіи, только если онъ не служилъ вмѣстѣ съ еретиками. Ибо, когда епископъ, который поминается, православенъ, то ничего не значитъ, если онъ поминаетъ своего митрополита-еретика изъ страха предъ нимъ. Когда такой пресвитеръ приглашаетъ на всенощную, нужно идти, и когда онъ предоставляетъ церковь, надобно принимать, и когда самъ входитъ въ нее отслужить, надобно позволять, или — помянуть покойника, только бы православнаго, надобно дозволить, и когда берется служить въ ней, не надобно препятствовать. Если же онъ поминаетъ епископа еретика, то, хотя бы онъ ублажалъ, хотя бы самъ мыслилъ православно, нужно воздерживаться отъ божественнаго пріобщенія (вмѣстѣ съ нимъ) и отъ общей трапезы, если при этомъ надлежитъ помянуть того. Можно принимать его въ общеніе при благословеніи и псалмопѣніи развѣ только въ томъ случаѣ, если онъ не совершаетъ священнослуженія съ еретикомъ, своимъ ли епископомъ, или какимъ-либо другимъ, или не имѣетъ съ нимъ общенія сознательно. Если кто вкушаетъ пищу вмѣстѣ съ сочетавшимъ прелюбодѣевъ или съ другимъ еретикомъ, безразлично, то не надобно и принимать пищи вмѣстѣ съ таковыми, хотя бы они и притворялись православными. Ибо они не соблюдаютъ заповѣди апостола, повелѣвающаго съ таковыми ниже ясти (1 Кор. 5, 11). Далѣе, не нужно изслѣдовать или дознавать, не пиршествовалъ ли онъ съ тѣмъ, кто пиршествовалъ вмѣстѣ съ еретикомъ, а тотъ съ другимъ, и такимъ образомъ сводить рѣчь съ прямого пути и уклоняться отъ всѣхъ. Это произвольное дѣло, а не святыхъ. Ибо сказано: до сего дойдеши, и не прейдеши (Іов. 38, 11). Развѣ они не умѣли изслѣдовать этого и предать намъ? Но нѣтъ. Поэтому не хорошо преступать предѣлы, яже положиша отцы наши (Прит. 22, 28). А съ кѣмъ мы не вкушаемъ пищи, отъ того не нужно и принимать дара, если онъ, получивъ внушеніе разъ и дважды, не обращаетъ вниманія и не слушается насъ. Не знаю, слѣдуетъ ли отъ стражей принимать (подаваемое) не какъ благословеніе, но какъ потребность, развѣ въ виду икономіи; и отъ другихъ, только бы избѣгающихъ безразлично пиршествовать вмѣстѣ съ еретиками, если случится какая необходимость, не знаю, не слѣдуетъ ли также и принимать и вкушать пищу вмѣстѣ съ ними. А давать такимъ и стражамъ пищу и питіе нужно безъ сомнѣнія: потому что и всякому человѣку нужно подавать. А чтобы нашъ пресвитеръ служилъ въ церкви господина Григоры, нашего сына, этого не смѣю сказать; потому что она открыта послѣ прелюбодѣйнаго собора и освящена первымъ изъ прелюбодѣевъ, служащимъ и служившимъ вмѣстѣ съ сочетавшимъ прелюбодѣевъ.

Примѣчаніе:
[1] Писано въ 809 г.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 304-308.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0