Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

51. Къ нему же [1].

Три дѣйствія произвело на меня настоящее письмо твое, возлюбленный сынъ: я изумился, и возрадовался, и воспѣлъ; первое — о беззаконныхъ, второе — о соблюдающихъ законы, третъе — о Богѣ, укрѣпляющемъ поборниковъ закона Его. О святомъ моемъ Аѳанасіи и возлюбленныхъ союзникахъ его, также и о мужественнѣйшемъ моемъ Ѳеосостѣ и богохранимомъ его обществѣ изъ семнадцати человѣкъ, не стану говорить здѣсь, такъ какъ достаточно сказано въ моихъ къ нимъ письмахъ [2], хотя они и достойны бóльшихъ рѣчей и похвалъ, подвизавшись и еще подвизаясь свято и мужественно. Перехожу къ главному предмету рѣчи. Какой христіанинъ слыхалъ когда-либо о такихъ беззаконныхъ и безумныхъ дѣлахъ, какія совершены безчестными прелюбодѣями, которые называются епископами, а на самомъ дѣлѣ совершенные святотатцы по суду апостольскому и отеческому, даже и помимо ихъ ереси? Какая человѣческая, не говорю — христіанская, но варварская рука, (когда-нибудь) бичуя, бичевала такъ, — двѣсти шестьдесятъ шесть ударовъ и потомъ, спустя немного, четыреста ударовъ ремнями по спинѣ, — какъ благородный архіепископъ, или лучше, лжеепископъ солунскій, и не кого-нибудь изъ простыхъ людей, но монаха, притомъ игумена, и весьма благочестиваго, по имени Евѳимія, поистинѣ соименнаго благодушію (εὐϑυμία). Ужаснулось объ этомъ небо, и вострепеталъ я несчастный и, думаю, всякій человѣкъ, имѣющій естественную сострадательность и жалость, слыша объ этомъ. Тотъ, кто долженъ представлять собою образъ Христа и, получая удары, не воздавать ударами, оказался свирѣпѣе звѣрей, не имѣя въ себѣ никакого слѣда христіанскаго, а тѣмъ болѣе — епископскаго.

И для чего это истязаніе? Для того, чтобы заставить подвижника Христова — поминать его, какъ епископа. Но, о, мужество и твердость блаженнаго! — ибо справедливо такъ сказать, — и послѣ столь многихъ ударовъ и такого пролитія святой крови, что обагрились подошвы ногъ присутствовавшихъ тамъ и прахъ въ зданіи церкви Божіей сдѣлался пурпуровою грязью, лежа почти уже бездыханнымъ и безгласнымъ, на вопросъ терзавшихъ, будетъ ли онъ поминать мучителя, говорю я, а не архіепископа, блаженный отвѣчалъ: нѣтъ; такъ онъ сохранилъ умъ непреклоннымъ почти до смерти и не отступилъ отъ того, въ чемъ православно былъ убѣжденъ! Едва не опустилъ я самаго важнаго, именно, что преторіей Пилата былъ храмъ Божій. Ибо тамъ, т. е. въ такъ называемомъ храмѣ Архангела, говоришь ты, былъ бичуемъ этотъ мученикъ, котораго жестокіе истязатели оставили полумертвымъ; а нѣкто, подражающій Христу, взялъ его въ свой домъ и, приложивъ къ кровавымъ ранамъ и язвамъ тѣлеснымъ свѣжую кожу убитаго ягненка, оживилъ этого мужа, немного и постепенно укрѣпивъ, отпустилъ его тайно въ виду письменнаго приказанія. Такимъ образомъ онъ избѣгъ, бывъ уже мертвымъ и дивно воскресши для утвержденія православія и торжества надъ лжеучителями. Что нечестивѣе этого? Кто изъ православныхъ когда-нибудь поступалъ такъ съ еретикомъ? Но, чтобы и отсюда открылось, каково нечестіе прелюбодѣйствующихъ, и кто чей ученикъ; Христовъ ли бичуемый и страждущій подобно Ему, и діаволовъ ли бичующій, для того епископѣ такимъ образомъ старается устрашать и мстить за себя. Будемъ, братъ, избѣгать части его, а первому сочувствовать со всѣми православными. Воззри, Господи, Господи, на такое бѣдствіе и пощади народъ твой, устроивъ миръ православія нашей церкви. Ничего другого не можемъ мы сказать при настоящихъ обстоятельствахъ, кромѣ того, что надобно охотно переносить все за имя Его.

Ты же, возлюбленный сынъ мой, хотя ты и заключенъ подъ стражею въ другомъ мѣстѣ, какъ сообщаешь, радуйся; ибо тебѣ сплетается много вѣнцовъ. И хотя Леонтій [3], нѣкогда бывшій ученикомъ, а теперь отступникъ, будетъ игуменствовать въ томъ мѣстѣ, въ которомъ ты заключенъ, не удивляйся этому; нынѣ время долготерпѣнія Божія, да искусніи явятся (1 Кор. 11, 19) и да царствуетъ сынъ Тавеилевъ въ Виѳлеемѣ (Ис. 7, 6). Что касается покаявшагося и просившаго себѣ епитиміи, то она хорошо назначена ему; я соглашаюсь съ твоимъ отвѣтомъ ему, что, если онъ не хочетъ подвергнуться епитиміи за умерщвленіе враговъ, то пусть и не перестаетъ умерщвлять, и мы не будемъ судить; а если онъ желаетъ подчиниться правиламъ Церкви, то ему надобно избрать одно изъ двухъ: или умерщвляя пользоваться почестями, или не оставаться безъ епитиміи. Впрочемъ, ради послѣдняго не надобно отвергать перваго; ибо такіе достойны похвалъ, какъ говоритъ божественный отецъ; но имъ надобно принимать и епитимію; такъ и въ древности Моисей боговидецъ оставилъ израильтянъ, возвращавшихся съ побѣдою послѣ войны съ мадіанитянами, внѣ стана на семь дней, безъ сомнѣнія, по внушенію Божію, сказавъ такъ: вcякъ, убивый душу и прикоснувыйся убіенному, да очистится въ третій день и въ день седмый, вы и плѣнъ вашъ (Числ. 31, 19). Этимъ руководствуясь, кажется мнѣ, или лучше, по вдохновенію Божію, Василій Великій назначаетъ такимъ епитимію на три года и научаетъ, какъ можетъ соблюдать икономію назначающій ее [4]. Ибо назначеніе епитиміи такимъ людямъ, конечно, касается предмета случайнаго, а не необходимаго [5]. Будь здравъ о Господѣ, возлюбленный сынъ мой, молясь о мнѣ грѣшномъ и о привѣтствующемъ тебя вмѣстѣ со мною возлюбленномъ сынѣ моемъ, а твоемъ братѣ, Григоріи.

Примѣчанія:
[1] Писано въ 809 г.
[2] См. письма 43 и 48.
[3] Смотри выше письмо 43 и ниже 90.
[4] Къ Амфилохію пр. 8, 11 и 13 (Творенія въ рус. пер. т. VII, стр. 11-12 и 15. М. 1892).
[5] См. письмо 37.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 311-313.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0