Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 27 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

52. Къ Филиппу діакону.

Не думай, священный мужъ, что я затворяю дверь покаянія; — это дѣло новатіанъ; — но я не хочу открывать дверь грѣха желающимъ. Не таково ли и то, о чемъ ты извѣщалъ въ прежнемъ письмѣ своемъ? Дѣвица, давшая обѣтъ, хотя бы женихъ ея и выздоровѣлъ, уневѣстить себя Христу, а послѣ, когда тотъ выздоровѣлъ, захотѣвшая сочетаться съ нимъ, съ отверженіемъ второго (Жениха), ищетъ врачевства противъ этого. Мы отвѣчали тебѣ самымъ лучшимъ образомъ; и не можетъ иначе отвѣчать тотъ, кто предпочитаетъ дѣла Божіи человѣческимъ. Ибо кто назначаетъ епитимію тому, кто еще не согрѣшилъ, а только намѣревается (согрѣшить)? Или какой врачъ лечитъ прежде болѣзни, а не предохраняетъ, чтобы не заболѣлъ имѣющій наклонность къ тому? Обязанность врача или сохранять настоящее здоровье, или возстановлять потерянное. Но, прости, безразсудно было бы лечить болѣзнь еще не существующую, а только воображаемую, какъ бы существующую; это — дѣло не врача, а убійцы, вовлекающаго въ болѣзнь то, что еще не болитъ. Такъ разсуждай и касательно дѣвицы. Я не говорю о томъ, что если кто намѣревался сдѣлать что-нибудь доброе, но не привелъ этого въ исполненіе, тотъ будетъ подлежать суду, какъ опредѣлилъ божественный Василій [1].

А здѣсь какъ бы предшествовало и дѣло, волею совершенное посредствомъ прошенія и божественнаго обѣта. Остерегайтесь же, возлюбленные, шутить этимъ, слыша слова: благо тебѣ еже не обѣщаватися, нежели обѣщавшуся тебѣ, не отдати (Еккл. 5, 4). Не въ твоей ли власти бяше; что яко солгалъ еси Духу Святому (Дѣян. 5, 3-4)? Слѣдующее за этимъ прохожу молчаніемъ, какъ злословіе. И не потому я говорю такъ, чтобы я презиралъ эту дѣвицу, я жалѣю ее, какъ зѣницу ока моего, и ради ея самой, желающей врачеванія отъ моего смиренія, и ради госпожи матери ея, которую почитаю и уважаю, какъ преподобную мать мою; но потому, что страшусь приговора, который предстоитъ въ день суда каждому и спрашивающему и отвѣчающему, такъ что намъ невозможно избѣжать того, чтобы и за случайное праздное слово не отдать отчета неподкупному Судіи (Матѳ. 12, 36). Поэтому, если дѣвица еще не сочеталась, то отвѣтъ нашъ одинъ и тотъ же, а не иной, предъ Богомъ и людьми, котораго и вамъ слѣдуетъ держаться. Если же она сочеталась, — увы, мое несчастіе! — то надобно извѣстить, и тогда мы назначимъ епитимію; ибо нѣтъ ничего неисцѣлимаго для желающихъ исцѣлиться.

Примѣчаніе:
[1] Творенія въ русск. перев. т. V, стр. 100. М. 1901.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 313-314.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0