Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

53. Къ Стефану чтецу и находящимся съ нимъ [1].

Я получилъ письмо отъ ревнующей по Богѣ любви твоей, посланное по надписанію отъ одного, а по смыслу отъ различныхъ лицъ. Но отъ одного ли, или отъ многихъ, я спрошенный обязанъ дать удовлетворительный отвѣтъ, сколько это возможно для моего невѣдѣнія. И во-первыхъ, тѣ похвалы, которыми превознесъ меня многоглаголивый языкъ твой, не относятся ко мнѣ, какъ грѣшнику и проводящему неисправную жизнь. А если есть во мнѣ что-нибудь, то это — Божій даръ, дарованный по молитвамъ духовно родившаго меня отца и на будущее время могущій сохраниться невредимымъ, по молитвамъ васъ, любителей благочестія. Во-вторыхъ, я не знаю, какъ мнѣ составить отвѣтъ, когда вопросъ предложенъ неясно. По моему разумѣнію, вопросъ, конечно, касается бывшаго патріарха Тарасія. Объ этомъ предметѣ, я уже давно заботился, много разсуждая съ самимъ съ собою и соображая послѣдствія дѣлъ. Тѣхъ, которые ревнуютъ о благѣ и много лѣтъ страдали, я хвалю и одобряю, но отнюдь не упускаю изъ вида, какъ сейчасъ объясню, и того, чтобы они были единомысленны, — и можно ли думать иначе о тѣхъ, которые оказались столь мужественными въ благочестіи?

Впрочемъ, на основаніи истины, по мѣрѣ возможности и пристойнымъ образомъ (дамъ отвѣтъ). Итакъ, здѣсь скажу слѣдующее. Что было причиною нашего разногласія съ Тарасіемъ? Вѣра ли? Но, сколько извѣстно, онъ былъ православный, слѣдовалъ святымъ соборамъ, по образу мыслей былъ согласенъ съ прочими патріархами и прежде весьма много подвизался за вѣру. Принятіе ли возвращавшихся изъ ереси? Но это — не его нововведеніе; ибо они принимались святыми отцами троякимъ образомъ: или чрезъ перекрещиваніе, какъ пепузіане, или чрезъ мѵропомазаніе, какъ аріане, или чрезъ проклятіе собственнаго ученія, какъ несторіане.

Рукоположеніе ли за деньги, которое необходимо наказывается низложеніемъ? Да, это совершенно справедливо; тогда пастыри оказались свирѣпыми волками, разрушались жертвенники, подвергались безчестію божественные останки, сожигались священныя книги. Что еще? Самая икона Христова вмѣстѣ съ другими священнѣйшими была оскорблена и попрана. И кто можетъ кратко исчислить то, что требуетъ продолжительнаго повѣствованія? А не отъ того ли, что тогдашній предстоятель, вдругъ возведенный изъ мірского вещества въ епископское достоинство, былъ не въ состояніи достаточно бороться за духъ? Отсюда соблазны; отсюда получили начало и нынѣшнія смятенія. Вы знаете, какъ вамъ относиться къ нему. А мы, услышавъ въ частности о рукоположенныхъ за деньги, что они не принимаются имъ въ общеніе, хотя о немъ думали не такъ, почли полезнымъ для блага мира сохранять согласіе съ нимъ; ибо (Григорій) Богословъ говоритъ, что, пока возможно, надобно склоняться къ миру и, гдѣ прискорбное только подозрѣвается, то снисхожденіе лучше надменности [2]. Впрочемъ, ни мы не принуждаемъ вашей совѣсти, ни вы не требуйте отъ насъ рѣшенія относительно того, что неясно для насъ; ибо и личное свиданіе, и время, и опытъ измѣняютъ тѣхъ, которые неодинаково относились къ одному и тому же.

А для чего обращеніе назадъ къ божественному Герману и требованіе рукоположенія непремѣнно оттуда? Ибо что значатъ и три еретика, бывшіе въ промежуткѣ? Развѣ нѣтъ никого, кто былъ бы не рукоположенъ ими или рукоположенными отъ нихъ, тогда какъ рукоположеніе преемственно передавалось до Тарасія? Сколь многіе отъ востока и запада, отъ сѣвера и моря, приходили въ этомъ промежуткѣ и вступали въ общеніе съ нашею церковію въ священномъ званіи? И сколь многіе тогда были рукополагаемы и рукополагали безъ денегъ, хотя и были еретиками? Все это можно знать одному только Богу, человѣку же не возможно утверждать и по этой причинѣ считать всѣхъ низложенными. Мы — люди, и потому, какъ люди, будемъ смотрѣть на дѣла, увѣщеваю васъ: ибо человѣкъ зритъ на лице, Богъ же зритъ на сердце (1 Цар. 16, 7); и надобно требовать только исповѣданія устами, — когда оно не произносится явно ложно, — по которому и Тарасій принялъ рукоположеніе, относительно котораго и тогдашніе ревнители и строгіе исполнители согласились съ Тарасіемъ и были единомысленными съ нимъ; а вскорѣ послѣ собора стали разногласить, по ихъ словамъ, по поводу принятія рукоположенія за деньги и по нѣкоторымъ другимъ вопросамъ. Если это и вамъ кажется дѣломъ справедливымъ, то мы перейдемъ къ послѣдующему; скажемъ и о томъ, что было со временъ Тарасія доселѣ. Какое же слѣдуетъ отсюда заключеніе? То, что со всякимъ священникомъ неосужденнымъ, согласно съ Богословомъ и Златоустомъ, надобно имѣть общеніе. Ибо первый говоритъ: «считай каждаго способнымъ къ очищенію, только бы онъ былъ изъ числа избранныхъ и не изъ явно осужденныхъ и чуждыхъ вѣрѣ»; а послѣдній: «изслѣдуй, дознавай; ибо общеніе безъ изслѣдованія не безопасно: и опасность касается великихъ предметовъ».

Итакъ, будемъ изслѣдовать и дознавать о томъ, съ кѣмъ мы должны вступить въ общеніе, исповѣдуетъ ли онъ правую вѣру, не рукоположенъ ли онъ за деньги, и не справедливо ли что-нибудь другое опасное, подозрѣваемое въ его жизни или передаваемое молвою. Если же справедливо то, что онъ получилъ рукоположеніе отъ такого-то еретика или рукоположеннаго за деньги, но самъ не еретикъ и по невѣдѣнію рукоположенъ рукоположеннымъ за деньги, т. е. симоніаниномъ, исповѣдуетъ всю истину, соблюдаетъ вѣру и правила неизмѣнными и уклонившихся отъ того и другого отвергаетъ, то намъ нѣтъ никакого основанія удаляться отъ него. Ибо такой не подлежитъ осужденію, по мнѣнію вышеупомянутыхъ святыхъ, а чрезъ нихъ и по мнѣнію всѣхъ. Въ такомъ случаѣ и мы имѣемъ общеніе, и вамъ совѣтуемъ дѣлать то же. Ибо, если изслѣдованіе простирается далѣе, то отвергаются увѣщанія святыхъ, какъ сказано, и становится тщетнымъ столь великій даръ священства, помощію котораго мы получаемъ имя христіанъ, такъ что мы можемъ впасть въ язычество; что было бы безразсудно. Притомъ, дѣлающіе такое изслѣдованіе, путешествуя по западу и востоку, не нашли бы искомаго, такъ какъ всѣ одинъ отъ другого сдѣлались бы подлежащими низложенію по причинѣ взаимнаго служенія вмѣстѣ; ибо извѣстно, что при Тарасіи посланные отсюда апокрисіаріи служили вмѣстѣ съ предстоятелемъ римскимъ, а отъ него посланные, можетъ быть, (служили) вмѣстѣ съ восточными; и такимъ образомъ священство уничтожилось бы, что совершенно отвергая, мы, согласно со святыми, станемъ соблюдать вышеупомянутую мѣру.

Въ церкви случалось и случается много подобныхъ проступковъ, которыхъ никто изъ святыхъ, сколько извѣстно, не изслѣдовалъ такимъ образомъ, — потому что это невозможно, — и не предалъ намъ соблюдать то же. Это такъ. О томъ же, будто наша настойчивость для насъ не полезнѣе собора, утвердившаго прелюбодѣяніе, услышавъ я удивился; ибо она столько достопочтеннѣе, сколько голосъ Господень — апостольскаго. Я не говорю будто Тарасій не высказывалъ, что было рукоположеніе за деньги; но онъ, какъ извѣстно, объявилъ, что онъ не принимаетъ такихъ. А нынѣ чрезъ принятіе сочетавшаго прелюбодѣевъ соборно, вопреки Евангелію, Предтечѣ и правиламъ, произнесено ученіе, которымъ признается беззаконіе икономіей и будто епископы и священники могутъ господствовать надъ правилами, когда захотятъ, а тѣ, которые несогласны съ этимъ, проклинаются и преслѣдуются, какъ вы знаете. Это, хотя оказалось послѣ иконоборческой ереси, но не меньше ея для разсуждающихъ благочестиво. Ихъ молитвами Господь да истребитъ зло и даруетъ прежній миръ своей церкви! Впрочемъ, какъ ты писалъ, одно опровергается другимъ, и признаніе и отверженіе беззаконнаго дѣйствія смѣняются взаимно. Господь да сохранитъ тебя со всѣмъ домомъ твоимъ здравымъ и молящимся о нашемъ смиреніи, первѣйшій изъ друзей и лучшій изъ ревнителей!

Примѣчаніе:
[1] Писано въ 809 г.
[2] Творенія въ русск. перев. т. I стр. 192-193 и т. II, стр. 198. М. 1892.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 314-318.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0