Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
ПИСЬМА КЪ РАЗНЫМЪ ЛИЦАМЪ.

57. Къ Платону, отцу своему.

Для чего ты, святой отецъ, повелѣваешь мнѣ несчастному то что выше моихъ силъ? Я имѣю нужду просвѣщаться отъ тебя, а ты самъ желаешь научиться отъ меня омраченнаго? Но и это (ты дѣлаешь), подавая мнѣ примѣръ смиренія. Не знаю, что сказать соотвѣтственное времени, кромѣ того, что Богъ хорошо устроилъ дѣла наши. Ибо, если нѣкоторые, изъ любви къ Богу, оставивъ принадлежавшую имъ власть и убѣжавъ далеко, считали себя блаженными въ тихой жизни, то какъ намъ смиреннымъ, находящимся подъ стражею въ ссылкѣ за законъ Божій, не радоваться въ Господѣ, считая благодатію Его и величайшимъ даромъ, что мы удостоились достигнуть такого состоянія, котораго многіе желая не получили? Пребывай же, святой отецъ мой, въ томъ мѣстѣ, въ которомъ до времени заключилъ тебя Богъ, а не человѣкъ; ибо мы не знаемъ, что родитъ находяй день (Прит. 27, 1), какъ повелитъ Промыслъ, такъ или иначе; и прославляй прославившаго тебя Господа мученическою твоею твердостію, вкушая съ благодарностію и радостію хлѣбъ свой, который люди думали поднести тебѣ съ горечью. Уже оскудѣли силы твои въ старости послѣ подвижническихъ трудовъ, перенесенныхъ тобою въ юности, по благодати Божіей во всемъ. Поэтому прошу и умоляю, подкрѣпляй одряхлѣвшее тѣло пищею и питіемъ. Не отказывайся отъ этого; достаточно для тебя уединенія, заключенія подъ стражею, одиночества, лишенія собесѣдниковъ, немощи отъ старости, вмѣстѣ съ недугомъ, и заботы о насъ грѣшныхъ и о другихъ. Довольствуйся перенесеніемъ этого, соблюдая чистоту помысловъ пареніемъ горѣ достопочтенной души твоей. Когда бываетъ уединеніе, тогда умъ, подобно водѣ, выбрасываемой изъ трубки, легко можетъ восходить отъ земного къ небесному. Предметъ желаній тотъ, чтобы безстрастно всегда пребывать съ Богомъ. Впрочемъ, вѣнцы доставляетъ борьба, по опредѣленію отцовъ нашихъ, такъ что, если мы, подвергаясь нападеніямъ, стоимъ твердо, то получаемъ славу побѣды надъ пораженнымъ діаволомъ.

Я, одержимый страстями, стыжусь, говоря это тебѣ, отцу моему; но вынужденъ къ этому изъ повиновенія тебѣ. Прекрасное дѣло — отрѣшиться отъ узъ пристрастія и быть объятымъ ненасытимою любовію къ Господу. Полезное дѣло, отецъ мой, удаляться отъ зловонія страстей и благоухать благовоніемъ Духа. Блаженное дѣло — здѣсь сокрушаться и плакать о... и радость будетъ такому стоящему впереди всѣхъ… [1] со страхомъ Божіимъ, который, какъ огонь, когда водворяется въ душѣ, прогоняетъ соблазны грѣха. И какъ не бояться Того, Котораго трепещутъ ангелы, отъ взоровъ Котораго колеблется тварь, предъ Которымъ всѣ мы предстанемъ наги и обьявлени (Евр. 4, 13), и вскорѣ получимъ воздаянія за то, что сдѣлали въ жизни? Я же несчастный, самъ не достигнувъ ничего изъ того, о чемъ сказалъ, съ прискорбіемъ прошу помощи святыхъ молитвъ твоихъ, чтобы открылись очи души моей для вкушенія истинной любви. Вмѣстѣ съ душою у меня слабо и тѣло, какъ тебѣ извѣстно, и я не знаю, что дѣлать. Если сдѣлаю, повидимому, немного усилія, теряю и то малое, что имѣю. Одно только утѣшеніе нашелъ я, которое надобно объявить и тебѣ, отецъ мой; я узналъ изъ чтенія и обычая восточныхъ, что провождающимъ уединенную жизнь нужно, если возможно, каждый день принимать божественное причастіе. Такъ я и дѣлалъ, и находилъ помощь въ горести; потому что умъ воздерживается отъ страстнаго движенія по причинѣ страшнаго превосходства этого дара. И что можетъ быть для радости и просвѣщенія души важнѣе и больше божественнаго причастія? Наливъ вина въ стеклянную, опредѣленную для того, чашу, и совершивъ обычныя молитвословія, я недостойный причащаюсь этого дара. Наконецъ... плодовъ твоихъ снѣси: блаженъ еси, отецъ мой, и добро тебѣ будетъ (Псал. 127, 2); ты — отецъ многихъ, возведшій ихъ на такую степень добродѣтели, что въ настоящее время всѣ они находятся въ изгнаніи за заповѣдь закона Господняго. Молись же о всѣхъ, чтобы они совершили свое поприще.

Примѣчаніе:
[1] Пропускъ въ греческомъ подлинникѣ.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. – СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. – С. 321-322.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0