Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

Часть вторая.
1. Къ иконоборческому собору
[1].

Слѣдуя божественнымъ заповѣдямъ и каноническимъ постановленіямъ о томъ, что не должно безъ согласія своего епископа дѣлать или говорить что-либо, касающееся церковнаго благочинія, а тѣмъ болѣе относящееся къ догматическому изслѣдованію, хотя ваша власть и одинъ разъ и другой приглашала къ тому наше смиреніе, мы не дерзали прибыть и сдѣлать что-нибудь вопреки узаконеніямъ, какъ поставленные божественнымъ Духомъ подъ священною рукою святѣйшаго патріарха Никифора. Когда же нѣкоторые изъ одинаковыхъ съ нами по чину игуменовъ, дѣлая нѣкоторый опытъ, разсудили прибыть туда и вступить въ словопренія, то что иное пришлось намъ услышать, какъ не то, отъ чего сокрушается наше смиренное сердце? Ибо, говорятъ, это собраніе состоялось для ниспроверженія второго Никейскаго святого собора, т. е. для уничтоженія поклоненія честной иконѣ Господа нашего Іисуса Христа и Богородицы, а равно и всѣхъ святыхъ. Слыша объ этомъ, кто не воздохнетъ тяжко изъ глубины сердца, какъ если бы чрезъ это уже ниспровергается спасительное домостроительство Господа нашего Іисуса Христа? Слыши небо и внуши земле, да воскликнетъ съ нами велегласнѣйшій Исаія, и что слѣдуетъ за этимъ по связи (Ис. 1, 2), или лучше, чтобы ближе сказать: слыши востокъ и западъ, сѣверъ и морская страна, въ какомъ положеніи нынѣ наши дѣла и для чего дерзнули составить соборъ. Но мы нижайшіе, и прибывшіе и не прибывшіе, — ибо у тѣхъ и другихъ одна рѣчь, какъ у единодушныхъ въ одномъ божественномъ мышленіи, — содержа согласную съ поднебесной Церковію вѣру, не только утверждаемъ, что выставлять и почитать божественную икону Самого Спасителя нашего Іисуса Христа и пресвятой Матери Его и каждаго изъ святыхъ справедливо по ученію второго Никейскаго святого собора или другого, божественно учившаго прежде него, но и имѣя письменныя и неписьменныя свидѣтельства отъ самаго пришествія Господа нашего и Бога, мы твердо пребываемъ на томъ основаніи, о которомъ говоритъ Христосъ: ты еси Петръ, и на семъ камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей (Матѳ. 12, 18).

Подлинно, какое можетъ найтись слово у желающаго противорѣчить такой силѣ истины? Ибо, если Господь нашъ Іисусъ Христосъ несомнѣнно явился въ человѣческомъ образѣ и въ нашемъ видѣ, то справедливо Онъ пишется и изображается на иконѣ, подобно намъ, хотя по божественному образу Онъ остается неописуемымъ; потому что Онъ есть посредникъ между Богомъ и людьми, сохраняющій неизмѣнными свойства обоихъ естествъ, изъ которыхъ состоитъ. А если бы Онъ не былъ описуемъ, то пересталъ бы быть человѣкомъ, и тѣмъ болѣе — посредникомъ, такъ какъ съ уничтоженіемъ описуемости уничтожаются всѣ однородныя съ нею свойства. Ибо, если Онъ не описуемъ, то и не осязаемъ; а если осязаемъ, то вмѣстѣ и ощутимъ, чему противорѣчить было бы глупо; ибо это свойства тѣла, подлежащаго осязанію и изображенію. И какъ Онъ будетъ неописуемъ, если можетъ страдать? Если же Онъ описуемъ и можетъ страдать, то конечно нужно и покланяться Ему въ томъ видѣ, въ какомъ Онъ изображается; такъ какъ слава первообраза не раздѣляется въ образѣ, по выраженію Василія Великаго; ибо «чествованіе образа переходитъ къ первообразу» [2], т. е. всякаго, естественнаго ли, или художественнаго. Такъ же точно надобно разсуждать и относительно изображенія честного Креста: чрезъ поклоненіе этому изображенію чествуется поклоненіемъ и животворящее древо; равно какъ и наоборотъ, вмѣстѣ съ уничтоженіемъ (перваго) по необходимости уничтожается (и второе). Развѣ исповѣданіе этого изображенія не есть исповѣданіе животворящаго Креста? Равнымъ образомъ и отверженіе, въ противоположномъ смыслѣ. Подобное отношеніе надобно полагать и между иконою Христовою и самимъ Христомъ всякому здравомыслящему. Впрочемъ, теперь не время для догматическаго изложенія, которое легко можетъ убѣдить и весьма слабоумнаго признать свѣтъ истины. Такова евангельская вѣра насъ грѣшныхъ; таково апостольское исповѣданіе насъ смиренныхъ; таково преданное отъ отцовъ богопочтеніе насъ нижайшихъ! Паче этого, если не только кто-нибудь изъ нынѣшнихъ или древнихъ, но если Петръ и Павелъ, — говоримъ о невозможномъ, какъ бы о возможномъ, — даже если пришедшій съ самыхъ небесъ станетъ учить и проповѣдывать (Гал. 1, 8), то мы не можемъ принять его въ общеніе, какъ не согласующагося съ здравымъ ученіемъ вѣры. Наконецъ, какъ бы ни было угодно вашей власти, наше смиреніе готово скорѣе страдать до смерти, нежели отречься отъ такого искренняго нашего исповѣданія.

Примѣчанія:
[1] Это и слѣдующее письмо писаны въ 815 г. по случаю возобновленія иконоборческой ереси при императорѣ Львѣ Армянинѣ. Въ заглавіи этого письма прибавляется: «какъ бы отъ лица всѣхъ игуменовъ».
[2] Къ Амфилохію о Св. Духѣ, гл. 13 (Творенія въ русскомъ переводѣ, т. III, стр. 244. М. 1891).

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 324-326.

Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0