Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

Часть вторая.
8. Къ братіямъ, находящимся въ ссылкѣ и темницахъ
[1].

Ѳеодоръ всѣмъ братствамъ или общинамъ, повсюду разсѣянннымъ за Христа, съ находящимися въ темницахъ и ссылкѣ, (желаетъ) о Господѣ радоваться.

Благодать вамъ и миръ, скажу словами апостола, отъ Бога Отца нашего и Господа Іисуса Христа, надежды нашей (Гал. 1, 3), за Котораго и ради Котораго это гоненіе, скорбь и притѣсненіе, удаленіе въ пустыни и ссылка, заключенія подъ стражею и мученія и всѣ прочія ежедневныя бѣдственныя обстоятельства и событія. Поэтому, возлюбленные братія мои, желая доставить какое-нибудь утѣшеніе за отсутствіемъ смиреннаго лица нашего, мы посылаемъ вамъ это посланіе, извѣщая, что мы безпрестанно память о васъ творимъ въ смиренныхъ молитвахъ нашихъ (Рим. 1, 9-10), воспоминая и представляя себѣ каждаго изъ васъ, со слезами и воздыханіями воздѣвая руки къ Богу, чтобы мы, какъ приняли на себя подвиги за истину и вышли съ однимъ духомъ и одною душою, какъ бы изъ гнѣзда, изъ нашихъ священныхъ мѣстъ подвижничества, такъ и пребывали до конца, силою Господа, имуще ту же вѣру, ту же любовь, единодушни, единомудренни (Флп. 2, 2), и содержа ученіе истины, проповѣданное и написанное предъ глазами и въ слухъ всей твари поднебесной, именно: покланяться Отцу и Сыну и Святому Духу, преславной и блаженной Троицѣ, по богословскому ученію; исповѣдывать, что одно изъ (лицъ) Троицы, Сынъ и Слово Божіе, Господь нашъ Іисусъ Христосъ, себе истощилъ, зракъ раба пріимъ, въ подобіи человѣчестѣмъ бывъ (Флп. 2, 7) въ образѣ нашемъ представляется и изображается въ тѣлесномъ видѣ, такъ какъ Онъ есть совершенный Богъ и вмѣстѣ человѣкъ, столько же подлежащій описанію подобно намъ, которыхъ и естество Онъ принялъ, сколько чуждый этого по неописуемому естеству Божескому. Ибо не отъ отъ ангелъ, говоритъ гдѣ-то Писаніе, пріемлетъ, хотя и имъ свойственно принимать образъ, какъ видѣли тѣ, кто взиралъ Духомъ, но отъ сѣмене Авраамова пріемлетъ, отнюду же долженъ бѣ по всему подобитися братіи (Евр. 2, 16-17). Пусть же скажутъ христоборцы, какъ возможно сѣмени Авраамову не изображаться на иконѣ? Какъ Онъ будетъ во всемъ подобнымъ намъ, братомъ которыхъ Онъ назвался, если оказывается, что Онъ не получилъ свойства описуемости подобно намъ, братіямъ Его? Тогда Онъ не будетъ ни братомъ, ни подобнымъ намъ, поэтому Онъ и не человѣкъ. Такое заключеніе слѣдуетъ изъ ихъ словъ, что Христосъ не изображается на иконѣ, подобно намъ; такъ они разрушаютъ спасительное домостроительство, подобно манихеямъ, валентиніанамъ и маркіонитамъ, общенія съ которыми будемъ избѣгать, братія, какъ яда змѣинаго, заражающаго не тѣло, какъ говоритъ въ одномъ мѣстѣ (Григорій) Богословъ, но глубины души.

Мудрствуя согласно съ апостольской и поднебесной церковью, — настоящая же византійская есть еретическая часть, которая привыкла часто отдѣляться отъ прочихъ, — мы изображаемъ Господа нашего Іисуса Христа въ тѣлесномъ видѣ, какъ издревле непрерывно предано отъ самаго явленія Его Апостольскими Дѣяніями, переписывая икону съ иконы, равно какъ и образъ животворящаго Креста, а не такъ, чтобы Крестъ, который есть оружіе Христа противъ діавола, изображать, а Того, Кто есть оруженосецъ и побѣдитель сатаны, не изображать. Ибо какъ могло бы быть изображаемо оружіе побѣдоносное и истинное, если бы оно не имѣло представляемаго предъ глазами оруженосца? Потомъ и покланяемся святой иконѣ Его, покланяясь какъ бы Христу, изображенному на ней. Ибо Онъ произошелъ изъ чрева Матери Своей Богородицы, имѣя образъ; а если бы нѣтъ, то былъ бы какимъ-нибудь выродкомъ и не получившимъ образа человѣкомъ, о, богоборцы! Если же Онъ произошелъ имѣющимъ образъ младенцемъ, что и истинно, какъ говоритъ пророкъ: всякъ младенецъ мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется (Исх. 13, 2; Лук. 2, 23); то совершенно необходимо слѣдуетъ, что Онъ можетъ быть и изображаемъ на иконѣ. Глусіи услышите, и слѣпіи прозрите видѣти (Ис. 42, 18). Одна только особенность во Христѣ въ сравненіи съ нами, именно та, что Онъ былъ зачатъ въ утробѣ Дѣвы безъ сѣмени и родился безъ тлѣнія; ибо грѣха не сотвори, ни обрѣтеся лесть во устѣхъ его (1 Петр. 2, 22). Прочее же все, какъ у насъ; Онъ ѣлъ, пилъ, дышалъ, возрасталъ, ходилъ, потѣлъ, утруждался, былъ распятъ, умеръ, хотя, какъ Богъ, въ третій день воскресъ, имѣя и послѣ воскресенія нашъ изображаемый видъ, обоготворенный и сдѣланный нетлѣннымъ въ Немъ, въ которомъ Онъ и являлся апостоламъ, съ ними ѣлъ и пилъ по воскресеніи и былъ осязаемъ Ѳомою, сказавъ всѣмъ принимавшимъ Его за духа: осяжите мя и видите, яко духъ плоти и кости не имать, якоже мене видите имуща (Лук. 24, 39). Такъ Онъ и вознесся во славѣ, такъ и опять придетъ въ томъ же видѣ нашего образа, и увидитъ Его всякая плоть грядущимъ съ недесе, со ангелы силы своея, во огни пламеннѣ, дающаго отмщеніе не вѣдущимъ Бога и не послушающимъ благовѣствованія Его, какъ написано (2 Ѳес. 1, 7-8); съ которыми будутъ мучиться распявшіе Его іудеи и не принимающіе изображеній Его иконоборцы. Это, братія, евангельская проповѣдь; это — апостольское ученіе. Мудрствующіе же напротивъ этого стараются превратить народъ Божій во ино благовѣствованіе, еже нѣсть ино (Гал. 1, 6-7), предлагая ложныя писанія, говоря изъ своего чрева, а не изъ устъ Господнихъ. Ибо обыкновенно всегда къ пшеницѣ примѣшиваются плевелы и къ истинѣ прибавляется ложь. Ибо какъ и открылась бы истина, не встрѣчая противорѣчія? Но и аще мы, говоритъ апостолъ, или ангелъ съ небесе благовѣститъ вамъ паче еже благовѣстихомъ вамъ, анаѳема да будетъ: якоже предрекохомъ, и нынѣ паки глаголю, аще кто вамъ благовѣститъ паче еже пріясте, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 8-9).

О Богородицѣ же и о комъ-нибудь изъ святыхъ излишне было бы мнѣ и писать вамъ, что они изображаются. Ибо глупо было бы говорить, что какой-нибудь человѣкъ не можетъ быть изображаемъ. А отрицающіе, что Христосъ, Который есть Глава тѣла церкви можетъ быть изображаемъ, полагали вмѣстѣ уничтожить и иконы членовъ Христовыхъ, такъ какъ мы всѣ тѣло Христово и уди отъ части (1 Кор. 12, 27). Ибо обличеніе для нихъ, если Матерь Божія изображается на иконѣ, а Родившійся отъ нея и питавшійся сосцами ея и испытавшій все, относящееся къ тѣлесному пребыванію Его, нѣтъ; или опять самовидцы и слуги будутъ живописуемы, а Тотъ, Которому они служили и съ Которымъ обращались, не будетъ изображаемъ. Они оказываются даже хуже іудеевъ; потому что не принимаютъ иконы ни Моисея, ни кого-либо другого изъ пророковъ, между тѣмъ какъ жившіе прежде благодати принимали (священныя изображенія), бывъ подзаконными, а не христіанами. А эти такъ безумствуютъ, что противорѣчатъ и самимъ себѣ и іудеямъ, и не суть ни іудеи, хранители закона, ни христіане, не изображая Христа, Котораго признаютъ содѣлавшимся человѣкомъ. Есть такое изреченіе апостола Петра въ исторіи мученичества святого Панкратія: «Сынъ Іосифъ, вынеси икону Господа нашего Іисуса Христа и поставь ее на башнѣ, чтобы видѣли, какой образъ принялъ Сынъ Божій, чтобы увидѣвъ еще болѣе увѣровали, взирая на видъ образа, и вспоминали о томъ, что нами проповѣдано имъ» [2]. Есть изреченіе Павла: о несмысленніи Галате, кто вы прелстилъ есть не покоритися истинѣ, имже предъ очима Іисусъ Христосъ преднаписанъ бысть, въ васъ распятъ (Гал. 3, 1)? Есть изреченіе Василія Великаго: «да будетъ изображенъ на картинѣ и подвигоположникъ въ борьбахъ, Христосъ» [3]. И еще: «чествованіе образа переходитъ къ первообразу» [4]. Есть изреченіе много подвизавшагося Аѳанасія: «мы вѣрные покланяемся иконамъ не какъ богамъ, подобно Еллинамъ; да не будетъ; но только выражаемъ расположеніе и усердіе нашей любви къ начертанію лица иконы». Есть изреченіе Златоуста: «мнѣ нравилась и картина, сдѣланная изъ воска и исполненная благочестія. Я видѣлъ на иконѣ ангела, прогоняющаго тьмы варваровъ, видѣлъ попираемыя племена варваровъ и Давида, который истинно восклицалъ: Господи во градѣ твоемъ образъ ихъ уничижиши (Псал. 72, 20)» [5]. Это и дѣлаютъ нынѣ иконоборцы съ Христомъ, Богородицею и святыми, — страшно слышать! — уничтожая святыя иконы ихъ. Не упоминая объ изреченіяхъ другихъ. — ибо ихъ много, — и прибавивъ еще одно, я обращу рѣчь къ другому предмету.

Есть изреченіе шестого святого собора богоносныхъ отцовъ; «на нѣкоторыхъ священныхъ иконахъ изображается агнецъ, указуемый перстомъ Предтечи, принятый въ образъ благодати и прообразовавшій намъ въ законѣ истиннаго Агнца, Христа Бога нашего. Почитая древніе образы и сѣни, преданные церкви, какъ знаменія и предначертанія истины, мы предпочитаемъ благодать и истину, пріемля оную, яко исполненіе закона. Сего ради, дабы и искусствомъ живописанія очамъ всѣхъ представляемо было совершенное, повелѣваемъ отнынѣ образъ Агнца, вземлющаго грѣхи міра, Христа Бога нашего, на иконахъ представляти по человѣческому естеству, вмѣсто ветхаго агнца, да чрезъ то, созерцая смиреніе Бога Слова, приводимся къ воспоминанію житія Его во плоти, Его страданія и спасительныя смерти, и симъ образомъ совершившагося искупленія міра» [6]. Итакъ, возлюбленные, имѣя такія свидѣтельства, вмѣстѣ съ собственнымъ и на самой истинѣ неопровержимо основанномъ убѣжденіи, какъ показано выше, бодрствуйте, увѣщеваю васъ, стойте въ вѣрѣ, мужайтеся, утверждайтеся (1 Кор. 16, 13), не колеблющеся ни о единомъ же отъ сопротивныхъ, равно какъ и ложныхъ братій, обольщенныхъ и обманутыхъ, еже тѣмъ убо есть явленіе погибели, намъ же спасенія, и сіе отъ Бога, какъ написано: яко вамъ даровася отъ Бога, еже о Христѣ, не токмо еже въ Него вѣровати, но и еже по Немъ страдати: той же подвигъ имуще, яковъ же во мнѣ грѣшномъ видѣсте и нынѣ слышите о мнѣ, тожде мудрствующе, единодушнѣ сподвизающеся по вѣрѣ благовѣствованія, со страхомъ и трепетомъ свое спасеніе содѣвающе (Флп. 1, 27-30; 2, 12), дабы мнѣ грѣшнику, слыша о васъ, радоваться. Смотрите на сатану, смотрите на дерзость его, смотрите, чтобы кто-нибудь не оскорбилъ въ чемъ-нибудь Бога. Ибо этотъ великій драконъ весьма хитеръ и многоопытенъ. Гдѣ онъ не можетъ погубить посредствомъ вѣры, тамъ старается посредствомъ паденія произвести то же зло въ насъ самихъ чрезъ законъ грѣха, противящійся закону ума нашего. Онъ рыкаетъ, ищетъ похитить, яко левъ, обольщаетъ, воспламеняетъ огонь, старается сжечь домъ души (1 Петр. 5, 8). Но мы имѣемъ отъ Бога средства для прогнанія его: воду въ головѣ, источникъ слезъ, прошенія, молитвы. Во всемъ пусть будетъ страхъ Божій, приковывающій и пригвождающій плоть нашу. Нигдѣ пусть не обитаетъ зависть, ни вражда, ни тщеславіе, ни какое-либо изъ дѣлъ тьмы; страсти пусть (тотчасъ) отражаются, пока онѣ не укрѣпились, чтобы, если онѣ вселятся и заразятъ душу, не трудно было истребить ихъ. Подвизаяйся отъ всѣхъ воздержится: тако тецыте, да постигнете; повинуйтесь младшіе старшимъ; нѣсть бо нестроенія Богъ, но мира (1 Кор. 9, 24-25; 14, 33). Предстоятели божественно любите подвластныхъ, и не по властолюбію, но по добродѣтели и благости требуйте подчиненія и послушанія. Не отдѣляйтесь другъ отъ друга, мѣняя много мѣстъ и нигдѣ не получая пользы. Евангелиста Марка Павелъ не хотѣлъ взять съ собою, какъ написано, за то, что онъ не пошелъ вмѣстѣ, но раньше возвратился домой (Дѣян. 15, 38). Не тѣмъ ли болѣе мы должны довольствоваться (своимъ состояніемъ)? Кійждо въ немже призванъ бысть, братіе, въ томъ да пребываетъ (1 Кор. 7, 14). Очистимъ себе, возлюбленніи, всегда отъ всякія скверны плоти и духа, творяще святыню въ страсѣ Божіи (2 Кор. 7, 1). Держите преданія, имже научистеся (2 Ѳес. 2, 15); наставляйте другъ друга; всегда помните о смерти. Итакъ, молитесь, увѣщеваю васъ, о всѣхъ. Благословляйте гонящія вы, благословите, а не кляните (Рим. 12, 14), переходя съ мѣста на мѣсто, лишени, скорбяще, озлоблени, въ пустыняхъ и горахъ скитающеся, а можетъ быть скрываясь и въ пропастяхъ земныхъ (Евр. 11, 37-38). Хвалитесь, что это за Христа, что васъ не достоинъ міръ. Потерпите, дѣти мои, дѣти, потерпите немного, и придетъ Господь вѣнцедатель, мздовоздаятель, Котораго сонаслѣдниками быть обѣщано намъ; — понеже съ нимъ страждемъ, да и съ нимъ прославимся (Рим. 8, 17); — всегда молясь о мнѣ несчастномъ, чтобы укрѣпилось сердце мое перенести до смерти постигающія насъ бѣдствія, чтобы не отвергъ меня Христосъ по недостоинству моему, чтобы мнѣ очиститься отъ зла во всемъ всякимъ образомъ. Теперь я живу, возлюбленные, если вы стоите въ Господѣ. Кто бо намъ упованіе или радость или вѣнецъ похваленія; не и вы ли и въ настоящемъ вѣкѣ, и въ будущемъ (1 Ѳес. 2, 19)? Такъ, вы — услажденіе любви и утѣшеніе мое. Самъ же Богъ мира да освятитъ васъ всесовершенныхъ, и всесовершенъ вашъ духъ, и душа, и тѣло непорочно да сохранится (1 Ѳес. 5, 22-23). Вѣренъ Богъ нашъ; Онъ и совершитъ это, братія. Цѣлуйте другъ друга лобзаніемъ святымъ (2 Кор. 13, 12). Привѣтствіе отъ меня, смиреннаго Ѳеодора, всѣмъ членамъ моимъ, изъ устъ сердца моего. Привѣтствуютъ васъ находящіеся со мною братія. Благодать со духомъ вашимъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Писано въ 814 году.
[2] Чет. Мин. Іюль 9. Acta Sanct. April. 1. pag. 237-243.
[3] О мучен. Варлаамѣ, въ русск. пер. твор. т. IV, стр. 258. М. 1892.
[4] Къ Амфилохію о Святомъ Духѣ. гл. 18. Въ русск. пер. твор. т. III, стр. 244. М. 1891.
[5] Творенія св. Іоанна Златоуста въ рус. пер., т. VI, кн. 2, стр. 711. Спб. 1900.
[6] Трулльскаго собора правило 82.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 332-337.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0