Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ.

Часть вторая.
10. Къ Навкратію сыну
[1].

Дурная вѣсть въ письмѣ твоемъ, сынъ: она, коснувшись смиренной души моей, дѣйствительно опечалила меня и извлекла сердечныя слезы, и едва не лишила меня сна въ ту ночь, когда я получилъ его. Это какъ изъ-за всѣхъ падшихъ, такъ особенно изъ-за флювутскаго (игумена). Тѣ и нынѣ поступили подобно прежнему; а этотъ считался въ числѣ тѣхъ, которые, казалось, стояли твердо. Я удивлялся, когда они еще стояли, что они, не исповѣдавъ прежняго паденія своего по поводу прелюбодѣянія и сочетанія прелюбодѣевъ, стали ратоборствовать по настоящему предмету [2], думалъ, что они, быть можетъ, частнымъ образомъ и у самихъ себя совершили покаяніе, и радовался я смиренный ихъ исправленію. Но, какъ оказалось, построивъ домъ свой на пескѣ, они, при дуновеніи возставшей ереси, пали тягчайшимъ паденіемъ, снова называя искаженіе истины икономіей. Они и прежде были соблазномъ для церкви Божіей, и теперь тоже, дѣлами своими увлекая всѣхъ къ погибели. Такъ многіе, склонные къ участію въ злѣ въ затруднительныхъ обстоятельствахъ, надѣясь найти какой-либо случай, чтобы имъ совершать подвиги благочестія безъ печалей и бѣдствій, сдѣлались общниками отреченія отъ Христа, Богородицы, всѣхъ святыхъ. Ибо это означаетъ отверженіе иконы кого-либо изъ нихъ. Увы, несчастіе! Увы, обольщеніе! Увы мнѣ! Какъ они начавъ хорошо, обратились назадъ? Увы мнѣ! Для сколь многихъ они послужатъ поводомъ къ паденію, для равночинныхъ и высшихъ, для мірянъ, клириковъ и монаховъ? Но это старая рана, внутреннее зло. Іосифъ, справедливо названный раньше сочетателемъ прелюбодѣевъ, а теперь хулителемъ Христа, онъ — вождь этой старой кустодіи. Какъ же отвѣтимъ на это? Будемъ ли мы слабыми? Падемъ ли духомъ? Окажемся ли безсильными къ исповѣданію и вмѣстѣ защищенію Христа? Нѣтъ, братія, нѣтъ. Ибо если при паденіи нечестивыхъ праведные поражаются страхомъ, то при паденіи близкаго величайшая осторожность (нужна) для стоящаго. Итакъ, еще увѣщеваю, востанемъ сильнѣе въ Господѣ, не страшась ничего отъ противниковъ. Развѣ ради падшихъ наше исповѣданіе? Или, утверждаясь на ихъ стояніи, мы были крѣпкими, чтобы при ихъ паденіи намъ поколебаться? Да не будетъ! Не ради этихъ, или другихъ; Христосъ — наше основаніе, на которомъ мы стоимъ, которымъ хвалимся, говоря вмѣстѣ съ Павломъ: кто ны разлучитъ отъ любве Божія; скорбь ли, или тѣснота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечъ? Но во всѣхъ сихъ препобѣждаемъ за возлюблшаго ны (Рим. 8, 35. 37). Такъ, кто не выступаетъ и не подвизается за Христа, тотъ не можетъ быть и христіаниномъ.

Развѣ напрасны подвиги мучениковъ, борьбы, страданія? Развѣ они не были одной съ нами плоти? Развѣ они не страдали, подвергаясь такимъ мученіямъ? Развѣ они не теряли надежды быть живыми, какъ говоритъ апостолъ (2 Кор. 1, 8)? Но, по страху вѣчныхъ мученій и по желанію небесныхъ воздаяній, они, какъ благоразумные, рѣшились лучше подвергнуться смерти тѣлесной, нежели вѣчной; не боялись, не страшились, и представляя будущее, какъ настоящее, съ радостію шли на мученія, считали дарами великія страданія. Яко намъ даровася, еже о Христѣ, не токмо еже въ Него вѣровати, но и еже по Немъ страдати (Флп. 1, 29); и еще въ другомъ мѣстѣ: яко во мнозѣмъ искушеніи скорбей избытокъ радости ихъ (2 Кор. 8, 2). Такъ радовались, такъ восхищались, страдая за Христа, всѣ святые. Вкусимъ и мы, возлюбленные, любви Христовой; пойдемъ по слѣдамъ святыхъ; отвергнемъ пристрастія вѣка сего. Не имамы здѣ пребывающаго града (Евр. 13, 14); горній Іерусалимъ — отечество и городъ нашъ, о, мужи сильные въ Духѣ, о, дѣти Бога, а не меня грѣшнаго! Не преклонимся, хотя бы всѣ низвратились, чего да не будетъ! Мы же, какъ прежде укрѣпляемые Богомъ, такъ и теперь одни будемъ бороться. Съ нами Богъ и всѣ святые, бывшіе отъ вѣка, съ нами востокъ и западъ; не велика часть, отторгшая себя отъ поднебесной церкви, и притомъ по страху, ради временныхъ благъ, ради плоти, которую спустя немного мы предадимъ вѣчному огню вмѣстѣ съ душою, если не будемъ защищать истину. Пусть мы будемъ искушаемы, — да будетъ, — пусть будемъ бичуемы, и притомъ часто, пусть наконецъ и умремъ; потомъ не радость ли неизреченная — получить намъ царство небесное и чрезъ то достигнуть безсмертной славы, а напротивъ, избѣжавъ вышесказаннаго, не сдѣлаемся ли мы чрезъ это посмѣшищемъ до конца и не будемъ ли терпѣть безконечный стыдъ? Такъ, прошу васъ, дѣти мои, которыхъ я родилъ въ Господѣ, которыхъ возрастилъ Христосъ въ дѣлахъ и трудахъ не только подвига, но и борьбы, исполните мою радость, да тожде мудрствуете, туже любовь имуще, единодушни, единомудренни, ничтоже по рвенію или тщеславію, но смиренномудріемъ другъ друга честію болша себе творяще (Флп. 2, 2-3). Это апостольскія увѣщанія, хотя и припоминаемыя мною несчастнымъ. Молитесь и о мнѣ, прошу васъ, чтобы мнѣ дана была сила, крѣпость, рѣчь за васъ, хотя я и недостоинъ божественной благодати, чтобы единогласно въ одномъ духѣ прославлялся Богъ въ тѣлѣ и въ духѣ нашемъ. Пошли къ архіепископу добраго Діонисія. Привѣтствуй авву Петра, авву Игнатія и авву Тиѳоія, и покажи имъ это письмо. Затѣмъ будь готовъ вмѣстѣ съ прочими и особенно съ вышеупомянутыми: ибо, когда пали близкіе къ намъ, намъ не слѣдуетъ допустить быть обольщенными ими. Да дастъ Господь силу, крѣпость, умъ, глазъ, благоразуміе и все, чтобы вамъ хорошо дѣйствовать въ честь и славу Христову, въ похвалу мою, въ вѣчную славу вашу! Находящіеся со мною привѣтствуютъ (васъ) обоихъ. Христосъ съ вами. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Писано въ 815 году.
[2] Т. е. почитанію святыхъ иконъ.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 338-341.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0